Молодая Гвардия
 

ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД

ИСКУССТВО - ГЕРОИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК БЛОКАДЫ
Александра Дельвин


История Блокадного театра - отдельная страница. Здесь играла актриса Александра Дельвин, входившая в состав труппы театра КБФ (Краснознаменного Балтийского флота) военной поры. Впоследствии она вошла в состав труппы Блокадного театра и играла в спектакле «Рождены в Ленинграде».

Осенью 1941 года ленинградское радио записало спектакль «Русские люди» (по Константину Симонову). В те времена существовала практика сдачи спектаклей худсовету. Присутствовали и люди, представляющие органы. Потрясенные эмоциональным накалом спектакля, они сожалели, что его всего раз или два услышат ленинградцы в эфире. Как бы сделать так, чтобы его могли видеть зрители? Как перенести его на сцену? В Доме радио был зал, в котором размещался кинотеатр «Колосс», но это было помещение не отапливаемое, неудобное. Решили для этой цели использовать пустующую сцену театра Комедии (труппа была эвакуирована в город Ашхабад). Это помещение над магазином, который и тогда, и сейчас называют не иначе как Елисеевский, стало местом, где родился новый театр. Над входом появилась вывеска «Городской драматический театр». Но ленинградцы с самого начала называли его Блокадным театром, ибо шли на его сцене преимущественно спектакли военно-патриотического содержания. Только за один сезон было сыграно 100 спектаклей.

И даже тогда, когда актеры Блокадного театра перебрались на сцену Театра им. В. Комиссаржевской, ленинградцы все равно называли его Блокадным театром. Именно тогда, в 1943-м, в состав труппы влилась и Александра Дельвин.

В послевоенные годы ленинградцы старались как можно быстрее забыть блокадные муки и лишения, восстановить мирный ход и порядок жизни, залечить раны. Поэтому впервые спектакль «Рождены в Ленинграде», приуроченный к трагической блокадной годовщине - 20-летию начала блокады, был поставлен режиссером Ильей Олынвангером в 1961 году.

«Спектакль вызывал огромный интерес, - вспоминала Александра Дельвин, - всеми ощущалось, что настала пора осмыслить масштаб и суть трагедии. Зрители, среди которых были едва ли не одни блокадники, хотели убедиться в том, что спектакль смог запечатлеть часть их общей судьбы и общих воспоминаний. Это была история простой человеческой жизни...

Премьерные показы проходили едва ли не в гробовой тишине... Казалось, зрители забывали о том, что актеров полагается провожать аплодисментами. Заканчивался спектакль - люди стояли молча. Люди плакали, а некоторые - навзрыд. Плакали и мы, когда после премьеры Ольга Федоровна Берггольц пригласила нас на банкет, который проходил в ресторане Дома писателя, бывшем Шереметевском дворце. Он начался около 10 часов вечера. Мы вошли в темное помещение ресторана. На столах стояли зажженные свечи (как в блокадные вечера). И угощение было тоже «блокадным» - печеная картошка, водка и хлеб...»

Но это было уже после войны. А тогда, в блокадном Ленинграде, были поставлены пьесы «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука. В случае воздушной тревоги действие прекращалось, и актеры должны были вместе со зрителями спускаться в бомбоубежище. Однажды во время спектакля «Русские люди» начался артиллерийский обстрел, выключился свет, сцена погрузилась во мрак. Актеры замолчали, но зрители просили о продолжении спектакля. И вот темноту зала прорезали лучики карманных фонариков, направленных на сцену.


<< Назад Вперёд >>