ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД
ИСКУССТВО - ГЕРОИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК БЛОКАДЫ
Вера Васильевна Исаева
|
Всю блокаду провела в Ленинграде Вера Васильевна Исаева (1898 - I960), скульптор, народный художник РСФСР. Она участвовала в оборонительных работах, дежурила в команде МПВО. Создатель в соавторстве с Р. К Тауритом монумента «Мать-Родина» на Пискаревском мемориальном кладбище. Ею созданы скульптуры «Кровь за кровь», «Девушка-боец», «Мальчик-партизан» и др.
«Скульптор лепит голову бойца. Лицо, форма головы, поворот головы и плеч - вот и все, что может выразить характер и настроение. Но скульптор хочет, чтобы этот вылепленный им образ раскрыл характер и внутренний мир юноши, и его мечты, и его волю, и его боевой порыв, и его будущее... Скульптор лепит человека в минуту гнева, в бою, но он хочет, чтобы зритель понял, что человек этот по природе добр и великодушен<..>
Исаева в своей мастерской - как рабочий на стройке. В ватном мужском костюме, в валенках и ушанке, похожая больше на лесоруба, чем на художника, она хозяйственно орудует среди зеленоватых масс глины, среди законченных и только начатых работ. <...>
Война застигла скульптора Веру Васильевну Исаеву в разгаре горячей творческой работы. В день объявления войны она выехала в Москву - правительственная комиссия рассматривала разработанный ею совместно со скульптором Тауритом проект памятника двадцати шести бакинским комиссарам. Поезд шел по стране, торопливо вооружавшейся для боев, и Вера Васильевна думала не о памятнике, который отошел сразу в прошлое, а о том, как ей, скульптору, участвовать своим творчеством в великой мобилизации народных сил...
Проект памятника утвердили, но осуществление его было отложено. Веру Васильевну уговаривали остаться в Москве или уехать в глубь страны. Но она вернулась в Ленинград, к себе домой, к труду, к творчеству, потому что она любила Ленинград, выросла в нем, питала свое творчество его неповторимым духом<...>
Под звуки первых рвавшихся на улицах города снарядов группа скульпторов начала работать над большим барельефом - «Призыв к оружию!» Тогда же Исаева начала лепить небольшую скульптурную группу, которую она назвала «Кровь за кровь!» Красноармеец в плащ-палатке, вскинув за плечо винтовку, стоит над поверженным врагом. Враг еще жив, он цепляется руками за ступени, подняв оскаленное, злобное лицо<...>
Семнадцать месяцев блокады Исаева провела в труде. В недели частых воздушных бомбардировок Исаева лепила с особым творческим упорством. Разбомбило ее мастерскую, она стала работать дома. Она лепила фигуру дружинницы ПВО - девушки, отстоявшей Ленинград от огня зажигательных бомб. Она вложила в эту фигуру спокойную уверенность ленинградцев в победе<...>
В голодные и холодные месяцы первой ленинградской военной зимы Исаева, полулежа, при свете коптилки лепила молодую, здоровую девушку-бойца, девушку-краснофлотца, группу партизан над картой, партизана и партизанку, мать с ребенком -ленинградскую военную женщину, одновременно суровую и нежную, со своим маленьким сыном<...>
В студеный, ветреный зимний день, пешком через Неву, несла Исаева свои работы на Выставку изобразительных искусств.
В ледяных выставочных залах работы развешивались и расставлялись любовно и заботливо. Выставка нужна была Ленинграду. Труд рабочих на заводах, труд ученых в лабораториях, творческое горение людей искусства создавали несгибаемый дух города, крепость его моральной обороны<...>
И вот уже город Ленина, пройдя через тяжкие испытания блокадной зимы, распахнул окна навстречу весне.
Исаева получила мастерскую в здании Союза художников. " Теперь работать, работать, работать!"
<...>Через высокие окна мастерской Исаевой отраженный снегом яркий свет падает на полузаконченные двухметровые фигуры бойцов - юноши и девушки. В этих фигурах много молодости, но это особая молодость - знающая, получившая в жестокой борьбе аттестат воинской зрелости...» (Из очерка Веры Кетлинской «Скульптор»),
|