Молодая Гвардия
 

АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах:
Текст к главе "За партийность и народность литературы"


А. Фадеев
Рисунок Н. Верейского 1928
А. Фадеев Рисунок Н. Верейского 1928
Широкое общественное признание Фадеева как талантливого советского писателя обусловило его переход к профессиональной литературной работе. В конце 1926 года писатель переезжает в Москву. С этого времени начинается его активная деятельность не только как писателя-художника, но и как одного из организаторов творческих сил советской литературы, теоретика социалистического реализма и литературного критика, редактора ряда периодических изданий.

В эти годы Фадеев был одним из активных деятелей РАПП. Российская ассоциация пролетарских писателей была призвана сплотить все творческие силы пролетарской литературы, повысить ее идейно-художественный уровень. В известной мере это было достигнуто. Вместе с тем рапповским руководством были допущены и весьма серьезные ошибки.

Фадеев очень самокритично относился к своей рапповской деятельности. Так, в апреле 1931 года он писал Серафимовичу: "Видишь ли, я сам в течение многих уже недель подумывал о выходе не из РАПП (РАПП - это политическая, а не только литературная, исторически сложившаяся боевая организация рабочего класса, и выходить из нее нельзя ни мне, ни тебе - это возрадует только классового врага), а думал я о выходе из Секретариата, ибо работать там не имею возможности, а отвечать за его дела приходится, а работает он не так и делает не то, что нужно сейчас... Дело в нашей системе работы, которая не приспособлена никак к работе с писателем. Мы меньше всего занимаемся писателем и литературой, как это ни смешно, и чтобы исправить это, нужен целый переворот".

Фадеев приветствовал постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". На страницах "Литературной газеты" он выступил с циклом статей "Старое и новое", в которых проанализировал деятельность рапповских организаций, подверг ее критике, наметив конструктивные пути перехода к новым формам работы в будущем Союзе писателей СССР. Статьи Фадеева способствовали консолидации литературных сил в стране.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд организационно оформил Союз советских писателей, объединивший всех писателей СССР, участвующих в социалистическом строительстве своим творческим трудом, сплоченных вокруг Коммунистической партии. Метод социалистического реализма, сущностью которого является правдивое и исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии, был провозглашен на съезде основным творческим методом советской литературы и литературной критики.

Яркий, содержательный доклад А. М. Горького, речи других писателей обогатили эстетику социалистического реализма, осветили пути развития советской литературы. Речь Фадеева также была посвящена проблемам социалистического реализма.

Вскоре после окончания работы съезда, на котором А. Фадеев был избран в состав президиума Правления Союза писателей СССР, он вместе с писателями П. Павленко, Р. Фраерманом и венгерским поэтом А. Гидашем поехал на Дальний Восток и пробыл там почти год.

Фадеев написал здесь третью книгу "Последнего из удэге", признанную критикой лучшей книгой романа, собирал материалы для последующих его глав, работал над другими произведениями. Писатель стремился привлечь внимание общественности к нуждам края, принимал деятельное участие в культурном строительстве, оказывал значительную помощь местным театрам, помог укрепить Дальневосточное отделение Союза советских писателей, редактировал журнал "На рубеже".

Новый роман Фадеева "Последний из удэге" был задуман как большая философско-историческая эпопея о путях развития человеческого общества, о движении его к коммунизму.

В предисловии к первому изданию первой книги "Последнего из удэге" писатель объяснял, что для осуществления своих замыслов ему "потребовалось... охватить в романе представителей различных слоев и классов общества - пролетариев, крестьянства, буржуазии, интеллигенции, а также представителей различных национальностей вплоть до народа удэге, живущего в условиях родового строя, хотя уже и распадающегося".

Давая название своему роману, Фадеев, по-видимому, вспомнил "Последнего из могикан" Ф. Купера. Ведь писатель хотел изобразить в своем новом произведении "лесных людей" - удэгейцев, находившихся, как и герои Ф. Купера, еще на уровне родового общинного строя. Но если Ф. Купер идеализировал этот строй, то у Фадеева, советского писателя, был принципиально иной взгляд. У Ф. Купера "последний из могикан" - действительно последний представитель вымершего и уничтоженного колонизаторами рода индейцев. У Фадеева же "последний из удэге", Сарл,- это последний удэгеец, живущий по законам родового строя. Социалистическая революция спасла его, его детей и сородичей от ужасов капиталистического гнета и гибели.

"Мне хотелось показать,- писал Фадеев,- каким образом в процессе революции передовые представители общества, борющиеся за коммунизм, вступают в союз с отсталыми народами, помогают им в борьбе и ведут их за собой, показать, каким образом происходит в процессе революционной борьбы ниспровержение всех эксплуататорских идей буржуазии, как происходит переделка миллионов рабочего класса и крестьянства и как революция смыкается с теми представителями первобытных народностей, которые находились и находятся на стадии родового строя. Их она тоже втягивает в русло своей борьбы, заставляет перешагнуть через большое количество ступеней общественного развития и превращает в сознательных строителей социалистического общества".

Революционный народ, который борется против угнетателей, строит новую свободную и счастливую жизнь, - главный герой романа-эпопеи.

"Надо добиться такой жизни, чтобы каждый человек мог расправить свои силы и возможности не за счет другого, а к общей радости и пользе",- говорит своим романом Фадеев, осуждая бесчеловечный буржуазный строй, где "один выбивается вверх, а сотни тысяч шли и идут на дно".

Герои романа, коммунисты Петр Сурков, Алексей Чуркин, Семен Кудрявый и их товарищи,- люди смелых дерзаний. Их мечты устремлены в коммунистическое будущее, открывающее возможности решения сложных технических проблем.

".. .старому строю многое то недоступно, что доступно нам,- говорит Алексей Чуркин.- Возьми, к примеру, уголь. Сколь человеческого труда кладется, чтоб его из-под земли достать. А зачем его из-под земли доставать? Ведь его можно и под землей жечь, а энергию использовать.

- Сказки...

- Сегодня - сказки, а завтра... это - уж живое дело... а сказки уже пойдут новые: например, каким путем на другие планеты добраться?.. Или вот атомную энергию использовать, - продолжал Алеша.- Силища какая! Об этом даже подумать страшно, а ведь используют когда-нибудь. Атомную энергию.. ."

Напомним, что эти смелые мысли Фадеев вкладывал в уста героев еще в тридцатые годы.

Можно без преувеличения сказать, что среди созданных советскими писателями в это время образов передовых рабочих, коммунистов самые яркие и содержательные принадлежат Фадееву.

Встречается читатель в этом романе и с представителями демократической интеллигенции, тесно связанной с народом, самоотверженно служащей ему. Наибольшее внимание автор уделяет семье Костенецких. Сережа, сын врача (образ во многом автобиографический), пройдя суровую школу жизни, из восторженного, не искушенного житейской мудростью юноши превращается в осознавшего свой путь борца за переустройство общества на социалистических началах.

Сложнее жизненный путь Лены - сестры Сережи. Как правильно замечает Алеша Чуркин, Лена - это "одна из многих щепочек, которую ветром революции прибило от "буржуазного берега" к "народному берегу".

Одна из центральных идейно-художественных задач романа - разоблачение лагеря контрреволюции, буржуазной идеологии, чуждой и враждебной всему передовому человечеству.

В романе дан образ капиталиста Гиммера, алчного и бездушного стяжателя. Весь смысл его жизни в том, чтобы "заниматься делом"; под делом Гиммер подразумевал всякое занятие, которое приносит в конечном счете прибыль.

Гиммеры и им подобные строят свое благополучие на несчастье других. Империалистическая война, уничтожившая и искалечившая миллионы людей, приносит огромные прибыли предприятиям Гиммера, работавшим "на оборону". Поэтому всеми силами поддерживает Гиммер существующий строй. Не случайно из этой семьи выходят не только пресытившийся сибарит, бездарный поэт-декадент Виталий (Таточка), но и отъявленные палачи и убийцы, идущие на службу к кровавому атаману Калмыкову, Вениамин и Евгений Гиммеры, в этой семье находит приют Всеволод Ланговой, белогвардейский офицер, ненавидящий революционный народ.

Художественно ярко и страстно Фадеев выразил свою ненависть к капитализму, рисуя образ рабочего-шахтера Игната Саенко, по прозвищу Пташка.

Схваченный белогвардейско-интервентской контрразведкой, подвергнутый нечеловеческим пыткам, Пташка, простой рабочий человек, перед смертью находится в глубоком раздумье. "Как же могло случиться, чтобы люди, которым были открыты и доступны все блага и красоты мира - и теплые удобные жилища, и сытная еда, и красивая одежда, и книги, и музыка, и цветы в садах,- чтобы эти люди могли предать его, Пташку, этим невероятным мукам, немыслимым даже и среди зверей? И Пташка понял, что люди эти пресытились всем и давно уже перестали быть людьми; что главное, чего не могли они теперь простить Пташке, это как раз то, что он был человек среди них и знал великую цену всему, созданному руками и разумом людей..."

И Пташка, умирая, дает мысленный наказ своим товарищам на воле, чтобы в час расплаты сердца у них не растопились жалостью к врагам, потому что эти "выродки могут задавить на земле все живое".

В романе "Последний из удэге" значительно полнее, чем в прежних произведениях Фадеева, показано интернациональное значение Великой Октябрьской социалистической революции. В этом плане большое значение имеет упоминание о революционных выступлениях в Корее и образ корейской революционерки Марии Цой, с большой симпатией обрисованной автором.

"Последний из удэге" - многоплановый роман-эпопея. Действие романа происходит в Приморье в 1919 году, в месяцы тяжелой, самоотверженной борьбы трудящихся масс с колчаковской тиранией и интервентами. В многочисленных отступлениях писатель возвращается к историческому прошлому родного края, мечтает о его грядущем расцвете. Писатель рисует жизнь большого портового города и приморской деревни, ведет нас на угольные шахты Сучана и в удэгейское стойбище, в буржуазный салон и в табор хунхузов. Перед взором читателя проходит множество прекрасно выписанных человеческих характеров людей разных социальных положений, национальностей, возрастов и профессий.

Фадееву так и не удалось завершить этот интересно задуманный роман- "мой любимый роман", как он назвал его однажды. До 1941 года было написано четыре книги романа (из задуманных шести), в первые послевоенные годы писатель составил развернутые планы пятой и шестой книг и эпилога. Он собирался коренным образом переработать роман, учесть критические замечания, высказанные в печати и письмах читателей.

В трудах советских исследователей творчества Фадеева - К. Зелинского, А. Бушмина, В. Озерова и других - дается высокая оценка ро-мана "Последний из удэге". Неоднократное его переиздание и широкое распространение говорят о популярности романа среди читателей. "По-следний из удэге" переведен на многие иностранные языки и тепло принят зарубежными читателями.

"Роман Фадеева "Последний из удэге" - великий роман эпохи, славословие железной воли и преданности тех, кто заложил основы нового общества, новой жизни",- указывала чехословацкая газета. "В "Последнем из удэге", обнаруживая правильное и глубокое историческое видение, автор утверждает идею хода истории к коммунизму и показывает, что историческая сила принадлежит массам, руководимым большевиками.. . Роман А. Фадеева "Последний из удэге" может быть вполне справедливо оценен как одержанная победа, подлинная победа на фронте мира и социализма",- писал румынский журнал.



* * *



Во второй половине 30-х годов, после смерти А. М. Горького, Фадеев становится признанным руководителем Союза советских писателей, ответственным секретарем его правления. Тесными узами был он связан с писателями братских союзных и автономных республик, оказывал им творческую помощь своими советами, решением организационных вопросов, популяризацией их произведений, а иногда и непосредственным редактированием. Фадеев придавал огромное значение росту многонациональной советской литературы, укреплению дружбы и творческих связей между писателями братских народов Советского Союза. Вот почему в предвоенные годы он, отрываясь от работы над романом "Последний из удэге", много и часто ездил по стране.

Он едет в Грузию, где участвует в организации и проведении 750-летнего юбилея поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре". В Киеве и Каневе вместе с писателями Советской Украины отмечает 125-летие со дня рождения великого украинского писателя Т. Г. Шевченко. Его встречают в Ереване на праздновании 1000-летия армянского национального эпоса "Давид Сасунский". Он отдает дань уважения памяти Коста Хетагурова в г. Орджоникидзе в Северной Осетии. В степях Калмыкии, в Элисте, он открывает празднество в честь 500-летия калмыцкого эпоса "Джангар".

В 30-е годы Фадеев редактировал журнал "Красная новь", принимал участие в редактировании "Литературной газеты", часто выступал как литературный критик и теоретик литературы. В своих статьях он дал глубокие и интересные оценки творчества М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, П. Павленко, Э. Багрицкого, Вс. Иванова, Ф. Панферова, Ю. Крымова и многих других писателей. Большинство выступлений Фадеева посвящено вопросам борьбы за идейность литературы, за высокое художественное мастерство.

Широко развертывается в эти годы деятельность Фадеева на международной арене. Еще в ноябре 1930 года на Второй Международной конференции революционных писателей он был избран в президиум Международного объединения революционных писателей (МОРП). Он становится активным борцом за мир, социализм, демократию, силой своего печатного слова гневно обличает империалистических агрессоров.

В июле 1937 года Фадеев участвовал в работе Второго Международного конгресса писателей в защиту культуры. Заседания конгресса проходили в Валенсии и Мадриде в знак солидарности прогрессивных писателей мира с героическим испанским народом, боровшимся против фашизма. Делегаты выезжали на Гвадалахарский фронт к бойцам интернациональных бригад. Об этих волнующих встречах Фадеев рассказывал в своих корреспонденциях. Дальнейшие заседания конгресса проходили в Париже. Они способствовали сплочению деятелей культуры различных стран мира в борьбе против фашистской агрессии. Фадеев был избран членом бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры.

В Париже у Фадеева состоялась дружеская беседа с великим писателем Франции Р. Ролланом.

В составе делегации советских писателей и журналистов он в октябре 1935 года впервые посетил Чехословакию. "На каждом шагу мы наталкивались на самые трогательные проявления симпатии к СССР со стороны широчайших масс,- рассказывал по возвращении из поездки Михаил Кольцов, руководитель делегации. - Во всех городах и селах Чехословакии официальные встречи и приветствия со стороны властей сопровождались также массовыми манифестациями рабочих и крестьян, приходивших с цветами, знаменами и подарками. Идея дружбы с СССР проникла глубоко и крепко в самую гущу чехословацкого народа. .. Все без исключения члены нашей делегации выступали по нескольку раз с речами, приветствиями и докладами".

В 1938 году Фадеев совершил вторую поездку. Он "приехал в Чехословакию, когда уже близилась международная буря,- писал Зденек Неедлы.- Но именно благодаря этому визит Фадеева приобрел особое значение. Фадеев видел Чехословакию в бурный период. Видел решимость чешского народа защитить свою свободу... По возвращении Фадеев рассказал обо всем этом советскому читателю в брошюре "По Чехословакии". Эта брошюра была выступлением искреннего и горячего друга Чехословакии. Таким Фадеев и остался. Он не раз на чешском языке обращался по радио к чехословацким слушателям. И чехи смотрят на Фадеева, как на близкого друга".

В марте 1939 года А. Фадеев участвовал в работе XVIII съезда ВКП(б) как делегат от Московской партийной организации и был избран членом Центрального Комитета партии.

Разнообразной и плодотворной была деятельность Фадеева в 30-е годы. Это пора духовной и политической зрелости писателя, пора расцвета всех его творческих сил и способностей.
<< Назад Вперёд >>