Молодая Гвардия
 

АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах:
Текст к главе "...Мы входили в литературу волна за волной"


А. Фадеев после ранения под Кронштадтом.
Фотография 1921
А. Фадеев после ранения под Кронштадтом. Фотография 1921
Всю весну и часть лета 1921 года Фадеев лечился в одном из госпиталей Петрограда. Рана, полученная на подступах к Кронштадту, оказалась тяжелой. Из армии его демобилизовали.

С осени 1921 года - Фадеев в Москве. Он поступает в Горную академию: его заветная мечта - вернуться на Дальний Восток горным инженером.

"Поверил бы ты, черт возьми! если бы кто-нибудь сказал тебе, что Сашка, столь презиравший математику и любивший до потери сознания русский язык да политическую экономию, в один месяц прошел алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и арифметику и выдержал экзамен в Горную академию?.. Эта канитель закончилась только вчера, и вот я из военкомбригов в студенты!"-писал А. Фадеев 26 сентября 1921 года своему товарищу по коммерческому училищу И. Дольникову.

Фадеев учился на геологическом факультете. В числе его преподавателей были геолог В. А. Обручев, уже тогда пользовавшийся мировой известностью, будущий открыватель "Второго Баку" И. М. Губкин и другие видные ученые.

Из его писем тех лет и воспоминаний друзей видно, что он, с большим интересом занимаясь техническими науками, по-прежнему горячо любит литературу и искусство. Фадеев посещает лекции А. В. Луначарского, старается не пропускать выступлений В. Маяковского, бывает в театрах, читает начавшие выходить в то время журналы "Печать и революция", "Красная новь" и другие, по газетам следит за дискуссиями, подчас очень бурными, которые ведут между собой литературные группировки, высказывает (в письмах к друзьям) зрелые суждения о состоянии современной литературы.

". . .Очень полно и широко живу общественной жизнью,- сообщает Фадеев И. Дольникову 1 мая 1922 года,- интересуюсь всеми вопросами современности... расположен к восприятию (пусть по-дилетантски) универсальных знаний".

Фадеев продолжает живо интересоваться событиями на Дальнем Востоке.

... Тяжело переживал Фадеев известие о гибели в декабре 1921 года в боях с белогвардейцами Сани Бородкина и Игоря Сибирцева. Тогда и возникло у него желание рассказать о своих боевых товарищах, о родном крае. В 1922-1923 годах А. Фадеев пишет повесть "Разлив", в 1923 году - рассказ "Против течения", который посвящает памяти Игоря Сибирцева.

Проучившись в академии около года, Фадеев становится секретарем парторганизации. Одновременно он ведет большую партийную работу в Замоскворецком районе под руководством старой большевички Р. С. Землячки. Тесная дружба связывала Фадеева с рабочими завода "Красный блок", он был членом партийного комитета этого завода.

Коммунисты Горной академии сыграли видную роль в общественной жизни своего района. В сложной и трудной обстановке, когда коммунисты-ленинцы вели борьбу против оппозиционеров, разрушавших единство партии, они были надежной опорой райкома партии.

К пятилетию со дня основания академии Р. С. Землячка, работавшая тогда на Северном Кавказе, прислала письмо партийной организации, в котором высоко оценила деятельность горняков-коммунистов:

"Дорогие товарищи!
А. Фадеев накануне отъезда на Северный Кавказ
Фотография 1924
А. Фадеев накануне отъезда на Северный Кавказ Фотография 1924



С большим удовлетворением я вспоминаю совместную работу мою в районе с Вашей ячейкой, начиная с 1921 года.

...Готовность, дисциплинированность, энергия, глубокое понимание партийных задач, четкость в работе, точность выполнения - характеризовали работу горняков.

Замоскворечье многим обязано горнякам.

В моменты грозные горняки были с рабочей массой, неустанно разъясняя, ведя ее за собой. В радостные дни массовых праздников не было веселее, жизнерадостнее, молодой энергией и жизнью брызжущей компании славных горняков, и масса любила их, считая своими, родными".

Фадеев так и не стал горным инженером. В скорбные дни всенародного прощания с Владимиром Ильичем Лениным в январе 1924 года Фадеев вошел в число тех, кого партия направила на Северный Кавказ для ведения политико-воспитательной работы.

Некоторое время Александр Фадеев работал инструктором Кубано-Черноморского окружкома партии в Краснодаре и секретарем городского райкома партии. Осенью 1924 года его перевели в Ростов-на-Дону; там он работал в отделе печати Северо-Кавказского крайкома партии, вел отдел партийной жизни в газете "Советский Юг" и исполнял обязанности редактора этой газеты. В Ростове он жил до осени 1926 года.

". . .Я люблю вспоминать все, что связано с Краснодаром и Ростовом,- писал Фадеев в 1949 году,- там началась моя серьезная творческая работа, там я начал писать "Разгром".



* * *

А. Фадеев в редакции газеты -Советский Юг-. Ростов-на-Дону
Фотография 1925
А. Фадеев в редакции газеты -Советский Юг-. Ростов-на-Дону Фотография 1925



Александр Фадеев пришел в литературу в сложные и бурные 20-е годы. Это был период собирания и постепенного сплочения сил советской литературы и вместе с тем период напряженной борьбы со всеми противостоящими ей течениями за утверждение метода социалистического реализма.

"Как начала создаваться советская литература? - вспоминал писатель много лет спустя, в 1949 году.- Она создавалась людьми такими, как мы.

Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди,- мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги "Чапаев"... Таков путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Михаила Шолохова. И великим подвигом был путь Николая Островского. Лишенный зрения и разбитый параличом вследствие полученных на фронте ранений, он создал бессмертную книгу о нашем поколении - "Как закалялась сталь"..."

Фадеев принадлежал к поколению писателей, которые были участниками жарких битв гражданской войны, принесли в литературу опыт жизни, почерпнутый в эти годы. Уже первое произведение Фадеева, повесть "Разлив" (1922-1923), вводит нас в гущу жизни первых революционных лет, в полосу жестоких классовых битв.

События, о которых рассказано в повести, происходят в 1917 году в таежном приморском селе Сандагоу. Беднейшие крестьяне и середняки, руководимые коммунистами, преодолевают сопротивление кулаков и торговцев и провозглашают Советскую власть.

Герои повести - Иван Неретин, Харитон Кислый, Жмыхов, Тунло - побеждают не только врагов трудового народа, но подчиняют себе и природную стихию. Со страниц повести встают яркие картины суровой приморской тайги, лесного пожара, буйного разлива рек.

В своей ранней повести Фадеев утверждал идеал сильного, свободного, смелого и доброго человека, рисовал рождение новых отношений между людьми, когда на смену старому "человек человеку - волк" - приходит новое: "все за одного, один за всех". Писатель заглядывал и в будущее родной страны после победы социалистической революции, когда свободный труд поставит на службу Родине не тронутые еще природные богатства, видел в мечтах своего героя преображенный родной край, бурные реки, перегороженные плотинами гидроэлектростанций, крестьян, обрабатывающих землю электрическими плугами: "И думал Неретин о том, как неумолимые стальные рельсы перережут когда-нибудь Улахинскую долину, а через непробитные сихотэ-алиньские толщи, прямой и упорный, как человеческая воля, проляжет тоннель. Раскроет тогда хребет заповедные свои недра, заиграет на солнце обнаженными рудами, что ярки и червонны, как кровь таежного человека. По хвойным вершинам впервые застелется горький доменный дым, и новые жирные целики глубоко взроет электрический трактор".

В своей повести студент Горной академии Фадеев не только изобразил социальные перемены в деревне, происшедшие после революции, но и выступил как пропагандист ленинского плана электрификации России.

Первая повесть Фадеева написана неровно, в ней заметно сказываются недостаток литературного опыта, увлечение молодого автора некоторыми модными тогда, но не оправдавшими себя приемами письма. Тем не менее повесть пользовалась успехом у читателей. Это было одно из первых произведений о социалистической революции на Дальнем Востоке.

Более совершенным был рассказ "Против течения" (1923), позднее подвергшийся значительной переработке, дополненный и названный пи-сателем "Рождение Амгуньского полка".

В рассказе изображен один из напряженнейших эпизодов гражданской войны на Дальнем Востоке, когда стойкость и мужество рабочих-коммунистов позволили революционной армии противостоять крупным силам японских интервентов. Главное здесь - идея торжества социалистической революции, осуждение местнических, антинародных, антигосударственных тенденций, своеволия, недисциплинированности, анархии. Напомним, что порой эти отрицательные явления поэтизировались некоторыми писателями ("Ветер" Б. Лавренева, "Ватага" В. Шишкова, "Повольники" А. Яковлева и др.).

В 1924-1925 годах Фадеев работал над двумя так и оставшимися незаконченными повестями "Таежная болезнь" и "Смерть Ченьювая", связанными с темой революции и гражданской войны на Дальнем Востоке. Обе повести стали своего рода "заготовками" к романам "Разгром" и "Последний из удэге". Героями их являются Левинсон, Морозка и некоторые другие, известные нам по зрелым произведениям Фадеева.

Тогда же и позднее, вплоть до 1930 года, Фадеев собирал материалы к роману "Провинция" (о жизни Советской России 20-х годов), который, однако, так и не был написан.
А. Фадеев
А. Фадеев



В 1925-1926 годах Фадеев писал роман "Разгром".

К этому времени заметно возросло и окрепло мастерство Фадеева как художника. Во многом молодой писатель был обязан творческому усвоению наследия классиков, прежде всего Л. Н. Толстого и А. М. Горького.

"...Толстой всегда пленял меня живостью и правдивостью своих художественных образов, большой конкретностью, чувственной осязаемостью изображаемого и очень большой простотой,- рассказывал Фадеев.- Работая над произведением "Разгром", я в иных местах в ритме фразы, в построении ее невольно воспринял некоторые характерные черты языка Толстого".

Писатель тщательно работал над романом. "Есть главы, которые я переписывал свыше двадцати раз,- говорил Фадеев.- Главы, переписанной мною менее четырех-пяти раз, в романе нет".

Изданный впервые отдельной книгой в Ленинграде (издательство "Прибой", 1927), "Разгром" быстро завоевал любовь читателей.

В 20-е годы было создано немало художественных произведений о гражданской войне, но нередко в них борьба масс за победу революции изображалась как стихийное движение, которое к тому же поэтизировалось и романтизировалось. Вольно или невольно при этом принижались авангардная роль рабочего класса, руководство Коммунистической партии, возглавлявшей борьбу масс, направлявшей ход событий. Многим писателям не давалось изображение современника - рабочего-коммуниста- в единстве его деяний, дум и стремлений. Бытовали образы-штампы, принижавшие авангард нашего народа, "тип так называемого железного коммуниста в кожаной куртке или без нее, с челюстью железной или не совсем железной, но около этого..."-как говорил А. Фадеев в одном из своих выступлений в 1927 году.

Лучшими произведениями тех лет о гражданской войне были "Железный поток" А. Серафимовича, "Чапаев" и "Мятеж" Д. Фурманова. Роман "Разгром" явился новым выдающимся достижением молодой советской прозы, художественно ярким произведением о советской действительности, завоевавшим любовь многомиллионных масс читателей как в нашей стране, так и за ее пределами.

Каковы основные мысли романа "Разгром"?

Сам Фадеев отвечал на этот вопрос так: "Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться". И далее: "...на своем опыте партизанской борьбы я видел, что при больших элементах стихийности в партизанском движении решающую, организующую роль играли в нем большевики-рабочие. Эту мысль, в опровержение того, что было написано о партизанском движении другими, мне хотелось подчеркнуть в романе "Разгром".

Попутно мне хотелось развить в романе мысль о том, что нет отвлеченной, "общечеловеческой", вечной морали. Ленин требовал от каждого сознательного рабочего, каждого коммуниста и комсомольца такого понимания морального, когда все поступки и действия направлены в интересах революции, исходят из интересов рабочего класса. Неморально все то, что нарушает интересы революции, интересы рабочего класса".

Писатель талантливо осуществил свой замысел. Он создал правдивые, жизненно яркие, запоминающиеся образы коммунистов и рядовых партизан. Писателю удалось показать значение партии, раскрыть красоту и величие социалистических идеалов, во имя которых борются и отдают свои жизни герои романа. Отвергнув натуралистические и ложноромантические штампы в изображении руководителей, А. Фадеев создал образ простого и человечного Левинсона, "человека, всегда идущего во главе".

В необыкновенно трудных условиях Левинсон организует борьбу против интервентов и белогвардейцев, опираясь в своей деятельности прежде всего на передовых, сознательных рабочих и представителей беднейшего крестьянства. "Видеть все так, как оно есть,- для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть",- этот жизненный принцип Левинсона был творческим принципом самого писателя.

Фадеев не идеализировал партизан, он видел в них немало недостатков, пережитков тяжелого прошлого, но он зорко подмечал черты нового человека, рожденного революцией, не только в командире отряда, но и у его боевых друзей. И в пожилом забойщике с Сучана Дубове, погибшем смертью храбрых, и в подрывнике Гончаренко, могучем богатыре с "опаленной солнцем" головой и крепкими "узловатыми" рабочими руками, и в быстром, подвижном Метелице, "полном стремительной и нервной силы, всегда готовом к действию", и в молодом помощнике командира отряда, "коренастом парнишке с недремлющим кольтом у пояса" - Бакланове, погибшем в жарком бою.

С большим мастерством нарисовал Фадеев образ шахтера Морозки, человека нелегкой судьбы, который под влиянием своих товарищей-коммунистов трудно и мучительно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, преодолевает "внутреннего врага". Морозка умер как герой, пожертвовав собой ради спасения жизни товарищей.

Геройский подвиг Морозки во имя революции, во имя народа утверждал идею непобедимости дела социалистической революции.

В романе развенчан духовно чуждый народу и революции себялюбец Мечик, случайно оказавшийся в революционном лагере и в трудный час предавший своих товарищей. В этом образе нашел свое осуждение буржуазный индивидуализм.

"Разгром" построен по принципу контрастов. На протяжении всего романа последовательно развенчиваемой идеологии буржуазного индивидуализма противопоставлено утверждение и торжество коммунистической идеологии пролетарского коллективизма; правдивое изображение скудости и бедности жизни народа, тягот партизанского похода дано в сочетании с возвышенной мечтой о новом, прекрасном обществе; трезво реалистическое отношение к жизни противопоставлено ложноромантическим иллюзиям.

Своеобразный реквием памяти погибших в жестокой борьбе защитников нового мира, "Разгром" в то же время весь проникнут светлым чувством торжества конечной победы над врагами социализма. Не случайно роман открывается картиной солнечного благоухающего июльского дня и заканчивается выходом отряда в залитую солнцем долину, "сулившую хлеб и отдых".

Воинствующий гуманизм писателя, проникновение в духовный мир героев, богатая и разнообразная проблематика произведения, идейно-философская глубина его, реалистическое изображение картин гражданской войны, великолепные пейзажные зарисовки, простой и в то же время эмоционально-красочный язык "Разгрома" - все это, вместе взятое, принесло роману заслуженную известность.

Фадеев первым из молодых советских писателей достиг высокого мастерства в изображении революционной борьбы. Его "Разгром" стал классическим романом советской литературы, одним из самых выдающихся по своей впечатляющей силе произведений 20-х годов.

А. М. Горький назвал "Разгром" талантливым, А. В. Луначарский отозвался о романе как о произведении, свидетельствующем о литературном расцвете нашей страны.

Роман Фадеева "Разгром" был высоко оценен и за рубежом.

"Когда в конце двадцатых годов к нам, в Германию, пришел первый роман Фадеева "Девятнадцать",- писал немецкий поэт Иоганнес Бехер,- мы воскликнули: "Какой полный сил голос появился в хоре молодой советской литературы!"

Видная чехословацкая писательница Мария Майерова назвала "Разгром" героической поэмой о партизанах 1919 года, песней, которая "захватывает мастерским подходом к материалу и новым взглядом на человека".

"Разгром" - общепризнанное произведение социалистического реализма.
<< Назад Вперёд >>