Молодая Гвардия
 

ОТ АВТОРА
Александр Фадеев
Александр Фадеев

В критической литературе, посвященной творчеству Александра Фадеева, уже не раз отмечалось, что три романа писателя, созданные в разное время,— «Разгром», «Последний из удэге», «Молодая гвардия» — по своему стилю очень разнятся между собой. В каком же из них наиболее полно выразилось творческое своеобразие писателя? И в чем оно заключается — в углубленном ли психологизме «Разгрома», или в романтическом пафосе «Молодой гвардии», которой как раз чужд детализированный психологический анализ? Как с этими чертами стиля писателя связан тот интенсивный интерес к моральным проблемам, о котором единодушно говорят все писавшие о Фадееве?

Знакомясь с критической литературой о творчестве Фадеева, мы видим, что некоторые исследователи склонны подчеркивать ту или иную черту фадеевского стиля как основную его особенность и соответственно тот из романов, в котором она наиболее полно выразилась, рассматривать как «главное» для Фадеева произведение. Так, находя, что таланту Фадеева наиболее свойственно углубленное проникновение во внутренний мир героев, А. Бушмин считает «Разгром» лучшим его произведением, а дальнейший путь писателя в некоторой степени от-ступлением от самого себя (широкие полотна «Последнего из удэге» отвлекли «анализирующий дар писателя в сферу, чуждую его призванию»). К. Зелинский находит, что «общая тенденция в развитии художественного метода Фадеева заключалась — так же как и у всей со-ветской литературы — в нарастании поэтически утверждающих и романтических изобразительных средств». С этой точки зрения основным в эволюции творчества Фадеева становится то, что вело к романтике «Молодой гвардии».

Почему, в самом деле, владея той формой психологического раскрытия характера, которая называется «диалектикой души», писатель, казалось бы, недостаточно пользуется ею в «Молодой гвардии», порой почти отказываясь от нее? Почему, после нарастания романтических элементов, в материалах «Черной металлургии» чувствуется тяготение к форме, которую Фадеев называл «жизнеподобной», «на бытовой основе», форме, «близкой к классическим реалистическим романам»? Почему, при сохранении писателем постоянного интереса к моральным проблемам, его романы столь отличны один от другого?

Чтобы ответить на эти вопросы и понять глубокую цельность творчества Александра Фадеева, создавшего три столь разных по стилю и художественной манере романа, полезно, как нам кажется, исследовать творческий путь Фадеева под особым углом зрения. А именно: попытаться рассмотреть творческие достижения писателя в связи с его исканиями, завершенные романы — в связи с процессом их возникновения и создания. Творческим и теоретическим исканиям Фадеева, процессу непрерывного становления внутренней художественной идеи его творчества уделяется в настоящей работе основное и преимущественное внимание.

Как мы постараемся показать, основой единства всего творчества Фадеева являлся глубокий и сложный художественный замысел, волновавший писателя на протяжении всего его пути. Это был движущийся, непрерывно развивавшийся, углублявшийся и уточнявшийся в творческом сознании писателя замысел; в известном смысле такие законченные романы Фадеева, как «Разгром» и «Молодая гвардия», если взглянуть на них под этим углом зрения, предстанут в качестве этапов развития этого замысла, будучи связаны каждый с отдельными его сторонами, выдвигавшимися на первый план в тот или другой период творчества Фадеева. Произведением, которое по внутренней идее своей наиболее полно отвечало исканиям писателя и потому стоит — и хронологически и по значимости — как бы в центре его творчества, таким произведением, как мы полагаем, был незаконченный роман «Последний из удэге», заветная книга Фадеева, над которой он работал на протяжении почти всей своей творческой жизни.

Обращаясь к текстам романа Фадеева, мы стремились проследить диалектику замысла и его воплощения в творческом процессе, потому для нас значительный интерес представляют фадеевские архивные материалы. (Приносим благодарность секретарю Фадеева, В. О. Зарахани, за помощь в работе над рукописями писателя.) Мы стремились рассматривать в единстве и связи творческий процесс и законченный текст, художественные произведения Фадеева и его теоретические взгляды на искусство.

Однако данная работа не охватывает все творчество писателя. Для осуществления стоящей перед нами задачи достаточно остановиться на узловых произведениях и основных этапах творчества Фадеева. Но и здесь мы не стремились к всесторонней характеристике, в частности, не предполагали осветить общественную деятельность писателя. Тема эта разработана в исследованиях В. Озерова, К. Зелинского, Б. Беляева и других.

В первой главе книги мы обращаемся к деятельности Фадеева второй половины 20-х — начала 30-х годов, отношениям Фадеева и РАПП; вторая — посвящена роману «Последний из удэге», третья — последнему периоду творчества писателя («Молодая гвардия», работа над «Черной Металлургией»); в четвертой главе рассматриваются некоторые общие проблемы метода и стиля Фадеева. Центр монографии составляет наиболее существенный для понимания логики творческого развития Фадеева (и наименее исследованный в критике) период — период, подготовленный его ранним творчеством и подготовивший, в свою очередь, его последующие работы,— время создания «Последнего из удэге» (вторая глава).


Вперёд >>