Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться в раздел СТАТЬИ

Интервью Марины Турсиной с братом молодогвардейца Нины Минаевой  –  Владимиром Петровичем Минаевым.

М.Т.  -  Марина  Турсина

В.М.  -   Владимир Петрович Минаев

 

 

М.Т. …Владимир Петрович, вот протоколы допросов Почепцова, Громова-Нуждина  –  в вашей книге «Молодая гвардия: опять предательство»  -  приводятся только лишь выдержки из  них, а  ведь  есть  полное  дело?

 

В.М. Дело в том, что они  нескольких полицейских допрашивали. Протоколы их допросов тоже там.  А приводится сокращённое изложение потому, что сам допрос длился много дней. Задавались разные вопросы, касающиеся не только «Молодой гвардии»… А арестовали полицейского в 70-м году. И вот он начинает выкручиваться, чтобы доказать, что он не виноват, что детей двое – кормить надо, а деньги и продукты - только в полиции… А те материалы, которые музей брал из этих допросов – касающиеся конкретно «Молодой гвардии». Кто-то вспоминал правильно, особенно Орлов, потому что он был арестован вскоре после оккупации.

 

М.Т.  К сожалению, сейчас есть такие мнения, что жизнь во время оккупации была не такой уж и тяжёлой. Хотя воспоминания очевидцев говорят, что и питались плохо, и вообще жили бедно. Вы же наверняка можете рассказать, как жил Краснодон во время оккупации?

 

В.М. Первых два месяца жили нормально… Советская власть ушла, убрать в колхозах всё не могли. Люди бросились на поля, и мы собирали колоски. Это же всё было убрано в стога, потом молодогвардейцы сжигали эти стога. А полицейские их охраняли… Но ведь очень много колосков на земле валялось. Вот бабушка будила меня в пять утра  –  я еле просыпался. И мы шли на расстояние семь-восемь километров, за станцию Верхнедуванная и начинали собирать. И там была масса людей  –  поле, покрытое людьми, которые собирают эти колоски. Каждый собирал под свои возможности. Я тоже набирал много. Собирали колоски в мешки, и несли. И было тяжело, потому что нести далеко. Вот намечали  –  до этого столба донесём, быстро доходим, бросаем и отдыхаем. И вот такими этапами добирались домой. Потом эти колоски молотили  –  палками выбивали зерно, потом это зерно толкли в ступах, а ступы были в основном  –  снарядные гильзы. Ну,  у кого ступа, быть может чугунная, но не у всех. И вот толкли  –  это каша. Варили кашу, но её надо чем-то заправлять. Были семечки   – у каждого во дворе или нескошенные колхозом. Там брали, тоже выбивали, сушили и потом эти семечки толкли, потому что не было инструмента, чтобы отделить шелуху, разводили в воде и вот этой водой кашу поливали. Вот так «хорошо» мы жили…  Правда, мы много накопили арбузов. Бахча была брошена, а самое главное  –  румыны её не трогали. Румыны трогали кукурузу, они на кукурузные поля шли и никого больше туда не пускали. И они ели вначале сырую кукурузу, потому что они были голодными… Это я уже потом узнал из книги Манштейна,  –  он пишет, что румынская армия румынскими властями не обеспечивалась продуктами, они на самозаготовках жили, и когда они отступали, они были страшно голодными… И вот таким образом мы ещё месяца два на этих колосках прожили, а потом и этого не стало… Да, кроме того, у нас огороды  –  значит, тыква или как у нас называли  -  кабаки, значит, каша была из этих кабаков. Картофель, который собрали на своих огородах  –  тоже был хорошей пищей. Но шкурки не выбрасывали. Эту кожуру сушили, потом толкли, и туда добавляли немножечко муки, которую привозили. Ездили менять… У нас была двухколёсная тачка, с перекладиной, которой тащили. И моя мать с моим братом ехали в казачьи станицы, к Дону или даже за Дон. Там у них не отбирали, потому что это было казачье население… там на тряпки выменивали муку. И вот нагружали 3-4 мешка на тачку, везли по пескам еле-еле, надрываясь, потому что в этих районах пески… А потом уже шли к тем мужчинам, которые построили у себя ручные мельницы… Здесь казачий хутор стоял, когда-то у них были каменные жернова. Это  их мельницы. А потом они просто обозначали границы усадеб  –  в землю вкапывали эти жернова. И вот мужики эти жернова брали, один на другой накладывали, делали примитивный привод, вручную крутили  –  и понемножку сыпалось зерно. Одну треть этой муки забирал хозяин мельницы, а две  трети оставалось нам. И немножечко этой муки добавляли в очистки картофельные и тыквенные, и делали оладьи. Конечно, они были очень жёсткими  –  словно камней набросал в живот. Видите, какая «прекрасная» была жизнь, как «хорошо» питались!.. Никакого обеспечения немцами не было… Но моя сестра получала зарплату хлебом. Наша соседка Ершова стала заведующей молокозаводом. И моя мать попросила её, чтобы не забрали её дочь, мою сестру в Германию  –  нужно найти работу  –  и соседка сделала её приёмщицей молока. И Нина работала приёмщицей молока и за это получала 200 грамм хлеба на себя. А меня считали иждивенцем  –  150 грамм на меня. Это был совсем небольшой кусочек, но когда его ешь  –  то  там попадались «устюки»  -  наверное, с ячменя. Острые  –  впивались в дёсны. Т.е. это был не хлеб, а какой-то эрзац. Но всё равно, бабушка говорила  -  «пусть даже и такой, и то спасибо». Это была плата за работу. А когда Нину начали преследовать на этом приёмном пункте…

 

М.Т.   А за что её начали преследовать?

 

В.М. К этому приёмному пункту молока, люди, имеющие корову, сдавали налог. Каждому было предписано, сколько литров сдать. Потому что это молоко шло на завод, перерабатывалось в сливки, и отправляли в Германию. Но работникам, предписанным к управе, к полиции, выдавались талоны, чтобы в этом приёмном пункте получать определённое количество молока  –  два-три литра. Одна переводчица с управы говорила: «ты снимаешь вершки, ты мне даёшь «снятое» молоко». А Нина говорит: «ну как я могу снимать, я не имею права, тем  более, что всё это под надзором полиции». В общем, переводчица очень обозлилась на мою сестру: «знаю, ты комсомолка, я донесу на тебя…» Нина бросила работу, а мать пошла к Шкребе  –  это директор школы. И он послал её работать в школу учительницей по русскому языку то ли в третий, то ли в четвёртый класс. Точно также он поступил с Самошиной, с Герасимовой и с младшей сестрой Иванихиных  –  Лилией Иванихиной. Вот четыре этих девушки: одна в Суходоле, одна 2-бис, моя сестра  –  в Верхней Краснянке  –  это километров 16 от Краснодона… Она каждую субботу приходила домой  –  эти 16 километров, по морозу. Тяжело  –  но ей это нужно было, потому что в субботу, в воскресенье, они с Тоней Иванихиной – она была её главная подруга… В моей книге описано, как Тоня вернулась в Краснодон (бежала из лагеря военнопленных), и я думаю, что Нина её втянула в подпольную организацию…



Читать далее >>