"Бесстрашным защитникам Московского неба"
|
Советским соколам, защищавшим столицу
Нажмите, чтобы посмотреть
в большом формате.
|
В планах гитлеровского
командования захвата Москвы значительное место отводилось мощным ударам с
воздуха по столице нашей Родины. В приказе от 8 июля 1941 г. Гитлер потребовал
массированными налетами разрушить Москву и сравнять ее с землей. В директиве от
19 июля 1941 г., определявшей дальнейший план ведения войны на востоке, вновь
ставилась задача развернутого воздушного наступления на столицу Советского
государства. Государственный Комитет Обороны 9 июля 1941 г.
принял специальное постановление "О противовоздушной обороне Москвы". В столице
было организовано мощное прикрытие с воздуха важнейших объектов (Кремль,
вокзалы, электростанции и др.), вокруг центра Москвы и вдоль ее западной и южной
окраин аэростатными частями были созданы зоны воздушного заграждения. Почти
вдвое увеличилась сеть аэродромов. Значительно возрос боевой состав
истребительной авиации. Фашистская авиация первый
массированный налет на Москву предприняла в ночь на 22 июля 1941 г. силами более
двухсот бомбардировщиков. Налет продолжался с позднего вечера до четырех часов
утра четырьмя последовательными эшелонами и небольшими группами самолетов.
Первый эшелон в составе пяти групп насчитывал до 70
самолетов. Фашисты стремились использовать внезапный и
необычный характер налета. Вражеские бомбардировщики на разных высотах, с разных
направлений, несколькими эшелонами пытались прорваться к центру
Москвы. С передовых аэродромов Московской зоны
противовоздушной обороны были подняты истребительно-авиационные полки. Несмотря
на превосходство врага в воздухе, советские летчики смело вступили в бой. При
активной поддержке зенитной артиллерии они произвели в ту памятную ночь 173
самолетовылета, расстроив боевой порядок противника. Многие "хейнкели" и
"юнкерсы" где попало сбрасывали свой груз и поспешно уходили на запад. Но
одиночные самолеты настойчиво стремились прорваться к столице. В небе бушевал
огненный смерч. Враг не смог прорваться сквозь этот огневой заслон, не устоял
против решительных атак советских истребителей. Одним из
первых на перехват фашистских бомбардировщиков вылетел командир эскадрильи 11-го
истребительного авиационного полка капитан К. Н. Титенков, сбивший через
несколько минут головной вражеский самолет. За ночь коммунист капитан Титенков
несколько раз поднимался в воздух. Вместе со своими товарищами летчиками В. Д.
Лапочкиным и В. В. Бокачем он сбил еще один вражеский самолет. За
умелые действия при отражении первого налета на Москву Титенков в числе других
был награжден орденом Ленина. В этих и последующих
воздушных боях отличились летчики старший лейтенант П. В. Еремеев, лейтенанты С.
С. Гошко и А. Г. Лукьянов, младший лейтенант П. А. Мазепин и другие. Всего
нашими воздушными бойцами в ночь на 22 июля было уничтожено 12 вражеских
самолетов. В тесном боевом взаимодействии с истребительной
авиацией находились зенитная артиллерия и зенитные пулеметы, которыми командовал
полковник Л. Г. Лавринович. Зенитчиками в ночь на 22 июля
1941 г. было уничтожено в небе Подмосковья 10 гитлеровских бомбардировщиков.
Особенно высокое боевое мастерство показал личный состав 1-й батареи 176-го
зенитно-артиллерийского полка, прикрывавший Центральный аэродром им. М. В.
Фрунзе. Зенитчики под командованием командира батареи лейтенанта А. Е. Турукало
мужественно отбивали настойчивые попытки врага вывести аэродром из
строя. Большое самообладание и мужество в отражении налетов
фашистской авиации на Москву проявили зенитчики с командирами И. В. Клецем, Н.
Ф. Терещенко, Г. М. Волнянским, С. Ф. Осауляком, политруком В. И.
Каплинским. За успехи в бою большая группа воинов
московского неба была удостоена правительственных наград. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 г. награждены орденом Ленина 5 человек,
орденом Красного Знамени - 28, орденом Красной Звезды - 28 и медалью "За отвагу"
- 22 воина. В обеспечении боевых действий истребительной
авиации и зенитной артиллерии большую роль сыграли войска воздушного наблюдения,
оповещения и связи (ВНОС), прожекторные части и части связи. Они активно
помогали осуществлять взаимодействие других родов войск противовоздушной
обороны. Награды Родины, благодарность, объявленная
народным комиссаром обороны СССР ночным летчикам-истребителям, артиллеристам-
зенитчикам, прожектористам, аэростатчикам, личному составу воздушного наблюдения
(ВНОС), вызвали у всех воинов ПВО столицы огромный патриотический подъем,
готовность и в последующие дни и ночи организованно, бдительно защищать небо
Москвы и Подмосковья. За время войны фашистская авиация
произвела 134 налета на Москву. В них участвовало 9 тыс. самолетов, но
прорваться к столице удалось немногим. На Московском направлении противник
за период обороны Москвы потерял более 1400 самолетов, из них 85% от
действий советской авиации. В воздушных боях на подступах к столице советские
летчики-истребители А. Н. Катрич, С. С. Гошко, Б. А. Васильев, В. В. Талалихин,
В. А. Киселев, М. А. Родионов, А. Д. Печеневский, И. П. Шумилов и другие 24 раза
применили воздушный таран. На 96-м километре Минского
шоссе, у станции Шаликово, в память о героических подвигах советских летчиков -
защитников неба Москвы на 8-метровом пьедестале застыл боевой самолет Як-3.
Кажется, еще секунда - и грозный истребитель взовьется в небо. На пьедестале
памятника надписи: "Отважным защитникам московского неба.
1941-1945 гг. Подвиг их бессмертен". "Герои тыла в годы Великой Отечественной
войны передали героям фронта 36 тысяч истребителей
Як". Памятник открыт в канун 25-й годовщины разгрома
немецко-фашистских захватчиков под Москвой. Автор памятника
- архитектор А.
Андрианов.
|