Молодая Гвардия
 


ТАНКИ НА ПАЛУБЕ

К декабрю 1943 года я прослужил на сетевом заградителе «Онега» почти полгода. Из последнего похода на Лавенсаари мы вернулись 18 декабря, пробиваясь от Толбухина маяка через молодой, но довольно крепкий ледок. Кампания кончилась. Мы встали к Усть-Рогатке.

Но отдыха не получилось. Не прошло и двух суток, как мы и сетевой заградитель «Вятка» уже стояли у причалов Морзавода. Нам объяснили, что предстоят перевозки бое-вой техники и к этому надо как следует приготовиться. И вот в трюмах кипит работа: рабочие ставят дополнительные пиллерсы, приваривают их к подволоку и палубе вглухую.

Для чего все это — нам не говорилось... Работа была закончена быстро, и тут же я и командир «Вятки» Владимир Кудряшов получили приказ идти на Лисий Нос. Дело складывалось непросто: с каждым днем все более намерзал лед на заливе, и мы высказали свои сомнения командованию. Ответ был таков, что это забота не наша и что со льдом есть кому бороться...

Ошвартовались. Через десяток минут к нашему борту встала «Вятка», Прибежал какой-то молодой лейтенант и доложил, что член Военного совета флота генерал-майор А. Д. Вербицкий вызывает командира «Онеги». Я спустился в каюту, представился и доложил, что корабль к перевозке техники готов.

— А какой техники, знаешь, командир?

— Никак нет.

— Техника вот какая: на палубу возьмешь четыре танка Т-34, поставишь их от надстройки до ростра. А на ют — четыре пушки полковой артиллерии.

Сердце у меня екнуло: танки! Машины весом тонн по 28 на палубу, а трюмы-то пустые. Да еще пушки на корму. Это же, выходит, где-то полтораста тонн!

— Не смущайся, — успокоил меня Вербицкий. — Наука все сосчитала, не перевернешься. А сейчас — наверх!

Едва я успел выйти на крыльцо мостика, как почувствовал: корабль резко лег на борт —на палубу, отвернув башню с пушкой назад, грохоча сталью, вползал танк. Я уже знал: он займет место - на палубе «Вятки». Мой — по счету пятый...

В носовом кубрике собралась команда. Когда я спустился, все уже расположились по местам, и замкомдива по политической части капитан 3-го ранга Владимир Алексеевич

Фокин рассказывал, что нам предстоит сделать. Я посмотрел на своих ребят и понял, что наш боцман, главный старшина Николай Лукич Анциферов, в прошлом спортсмен, футболист и лыжник, известный на весь Ленинград, крайне волнуется... Вот он что-то шепчет своей «правой руке» — командиру отделения строевых старшине 1-й статьи Александру Алексееву, самому сильному на «Онеге» человеку, и старшему краснофлотцу Петру Сергееву, минеру...

Мы приняли технику на палубу, отдали швартовые, отошли от пирса и стали в кильватер «Вятке».

Первый поход прошел успешно — в Ораниенбауме ошвартовался в Обводном канале, справа от входа в гавань. Здесь саперы навели сходни из толстых бревен. К рассвету оба сетевых заградителя стояли в Кронштадте.

...На четвертые сутки «Онега» пришла к причалу первой. Теперь все уже было ясно и отработано — танки и пушки мы принимали за считанные минуты. К полуночи мы уже успели выгрузить технику в Ораниенбауме.

В кают-кампании — ночной чай.

— Что будем делать дальше, товарищ командир? — спросил меня лейтенант Самохвалов. — Отдыхать или...

— «Или»... —засмеялся инженер-капитан 3-го ранга Владимир Бобров, весельчак и шутник, — говорят только в городе Одессе. Ты же, Ваня, коренной балтиец и уроженец Кронштадта!

— И все-таки «или»... — в тон ответил я. — А не сходить ли нам еще в один рейс по танки? Слово младшему по чину — лейтенанту медслужбы Голицыну. Ваше мнение?

Василий Голицын, фельдшер по должности и образованию, служака до мозга костей, более похожий на строевого офицера, чем на медика, поднялся и сказал:

— Надо идти за техникой.

— Старпом?

— Фарватер во льду отличный сейчас. Успеем вполне. «За!»

— Механик?

— Тоже «за»,

— Решено, — подытожил я. Потянулся к груше звонка. Через несколько секунд появился вестовой. — Боцмана в кают-компанию.

В эту ночь мы сделали два рейса и вместо четырех, переправили восемь танков.

Еще одна ночь. Снова Лисий Нос. Не успели ошвартоваться, , как появился командующий флотом,вице-адмирал В, Ф, Трибуц.

— Хочу посмотреть, как вы тут грузитесь, — ответил он на мой рапорт. Встал у лебедки, стал наблюдать, потом позвал меня: — Работаете хорошо, быстро. Но вот вопрос: нельзя ли взять еще один танк?

На меня сразу нахлынули сомнения: еще 28 тонн! Доложил свои соображения адмиралу. Он помолчал, улыбнулся и спросил:

— А что думает по этому поводу ваш боцман?

Прибежал главный старшина Анциферов и сразу ответил на вопрос командующего.,. В свете синих ламп я увидел, как покрылся морщинами лоб нашего механика — он прикидывал, что к чему.

Новый, 1944 год мы отметили по-своему: доставили в Ораниенбаум десять танков, сделали два рейса. Но вышло так, что утром 1 января с выгрузкой подзамешкались и уйти в Кронштадт не удалось. Корабль остался стоять в Обводном канале. Мы понимали, что это крайне опасно. Если враг увидит «Онегу», обстрела не миновать. Он и так бросает снаряды по гавани, и время от времени фонтаны битого льда поднимаются вверх, грохот взрывов отдается в корпусе, тянет сладковатым запахом взрывчатки.

С помощью специальной команды маскировщиков мы успели накрыть свою «Онегу» белыми маскировочными сетями, и я ходил по палубе, вспоминая плавания в тропиках под парусиновыми тентами. Но здесь, напротив, было изрядно холодно.

Топить же котел можно было с оглядкой, чтобы дымом из трубы себя не выдать.

В сумерки сняли маскировочные сети и отошли от пирса. Уже в заливе поняли, сколь силен ветер, и увидали, что лед давит на пробитый кораблями фарватер, затягивает майны. Корпус «Онеги» постанывал и потрескивал, кое-где прогибалась обшивка. До Лисьего Носа оставалось мили три с половиной, когда стало ясно: застряли! А вскоре узнали — помочь «Онеге» некому: «главный ледокол», тральщик, тоже застрял во льду.

Наступило январское утро. На фоне голубеющего неба в зимней дымке вырисовывались южный берег залива, строения Петергофа и колокольня Петергофского собора. Экипаж «Онеги» действовал энергично. Под руководством помощника командира и доктора были собраны все простыни у моряков и офицеров, изъяты запасы их из баталерки. Это позволило замаскировать корпус и надстройки с правого, видного противнику борта. На лед были выкачены дымовые шашки.

Солнце поднялось достаточно высоко и, рассеяв дымку, осветило корабль. Тут же со стороны Петергофа донесся раскат орудийного залпа. Вслед за ним в небо взметнулись четыре гейзера из дыма, льда, снега и осколков — перелет. Партия дымомаскировки, которую возглавляли лейтенант Иван Самохвалов и химист старший краснофлотец Леонид Григорьев, подожгла дымовые шашки.

Снаряды второго залпа легли с недолетом, совсем рядом с лежавшими на льду моряками. И тут восточный ветерок несет мощную пелену дымзавесы, перекрывающую почти точно по оси Большого корабельного фарватера ту часть Финского залива, которую зовут официально Невской губой, а в народе — «Маркизовой лужей», и отгораживающую «Онегу» от глаз вражеских артиллеристов.

— Э-эх, да чуть бы пораньше! — слышу я голос старшины 1-й статьи Воронова и не могу с ним не согласиться. Снаряды третьего залпа взрываются совсем близко, куски льда стучат по бортам. Но тут же мы слышим выстрелы с другой стороны.

Огонь открыли наши форты.

К вечеру ледовая обстановка изменилась к лучшему. С помощью тральщика «Онега» и другие корабли были освобождены из ледового плена. Мы сразу же встали к причалу Лисьего Носа.

Вечером, с наступлением темноты, наш корабль ушел в Ораниенбаум с пятью танками на палубе.

Вновь началось сжатие льдов. И вот в Кронштадте контрадмирал Г. И. Левченко провел совещание, на котором стоял один лишь вопрос: «Как быть дальше?»

Конечно, большинство командиров было за то, чтобы продолжать морские перевозки, ибо погода день ото дня налаживалась и можно было ожидать, что подвижки льда прекратятся. Но были и иные мнения: предлагалось построить от Горской на Кронштадт и далее на Ораниенбаум ледовую дорогу — опыт в этом деле имелся.

Оба предложения были приняты, но ледовая дорога получила, как говорится, приоритет. Ее срочно построили, и армейская техника потекла по льду. Вся, кроме танков. Их снова возили мы. Каждый день, до 21 января, несмотря на то что наступление развивалось успешно, Таков был приказ.

Ф. РУТКОВСКИЙ,
бывший командир сетевого
заградителя «Онега»




<< Назад Вперёд >>