Хочу рассказать о необычных конструкциях кораблей, которые создавались в блокаду ленинградскими судостроительными предприятиями. Я работал тогда старшим мастером (начальником участка) на Адмиралтейском заводе.
Когда война придвинулась к побережью залива Балтийского моря, появилась необходимость в кораблях прибрежных действий. А их у нас не было. Поэтому было решено переоборудовать в июле — сентябре 1941 года в канонерские лодки обычные грунтоотвозные шаланды.
Сроки были очень жесткими —15 дней на каждое судно. Семь шаланд переоборудовал Адмиралтейский завод, три — Балтийский, и две — Кронштадтский морской завод. В каждую из них устанавливали два 130-миллиметровых орудия, четыре 45-миллиметровых полуавтомата, пулеметы, дальномеры. Производилось соответствующее крепление корпуса, монтировалось размагничивающее устройство и т. д. В дальнейшем канонерские лодки «Москва», «Амгунь», «Волга», «Кама», «Ока» и «Зея» вошли в состав шхерного отряда морской обороны Ленинграда. «Селемджа», «Олекма», «Нора», «Бурея», «Вира» и «Лахта» составили ядро Ладожской военной флотилии. Бойцы Ленинградского и Карельского фронтов тепло отзывались об этих канонерских лодках, окрестив их «линкорами Ладоги».
В июле 1942 года была осуществлена еще одна очень интересная работа. В военных условиях ленинградцы построили 12 барж (из них Балтийский завод — б, Адмиралтейский — 4, завод имени А. А. Жданова — 2) на берегу Ладожского озе-ра в бухте Гольцмана. Три баржи адмиралтейцами были переоборудованы в железнодорожные паромы. Это позволило отправить на Большую землю из блокированного Ленинграда десятки паровозов и тысячи вагонов.
Наконец, в 1942 году боевые действия в заливах Балтийского моря потребовали создания кораблей, способных прикрывать десанты и уничтожать береговые укрепления врага,— шхерных мониторов.
Они обладали мощной броней, а такие броневые конструкции мы еще варить не умели. Не было у нас нужных сварочных материалов, электродов, для которых шла аустенитовая проволока, и материалов для обмазки. Не было техно-логии.
С трудом нашли листовой аустенитовый материал. Резали из него «лапшу» — пластинки, наносили на них обмазку и таким образом получали электроды. Ими и варили толстенную броню.
Дивизион шхерных мониторов за успешные боевые действия был награжден орденом Красного Знамени.
Рассказываю я об этих необычных конструкциях и невольно вспоминаю слова конструктора барж А. К. Осмоловского:
«Некоторые из барж-блокадок работают и поныне. Они являются исторической реликвией. К сожалению, многие молодые люди, даже из числа тех, кто теперь эксплуатирует эти баржи, не знают о верной и славной их службе Родине в дни блокады, не знают имен конструкторов и судостроителей, создавших эти суда в условиях жестокой блокады. Прошли годы... Быль военной поры теперь иногда кажется страшной сказкой. Но молодежь должна знать, что победа над вра-гом была завоевана дорогой ценой. Во имя ее мы трудились в Ленинграде».