4
Как медленно тянется последний день перед началом нового
учебного года! Марушка, нетерпеливая, взволнованная, то и дело бегает в горницу, где на
постели лежат отлично выглаженные новые юбочка, фартук и кофта. В школу она пойдет
во всем новом. Ей не сидится. Вот она выскакивает из дома и сияющими глазами смотрит на школу, стоящую рядом с их домом, потом бежит к Ветке и
начинает расспрашивать ее, как там, в первом классе, и чему
учат. - Что, если я ничему не научусь и мне запретят ходить в
школу? - Вот глупая! - утешает ее Ветка.- Первый класс -
это ерунда. Первый класс - пустяки, какой еще может быть страх? Там еще ничему не
учат. - Как это - не учат? - хмурится Марушка,- А когда ты
ходила в первый класс, то говорила, что это очень тяжело. - Да
это только так кажется, а на самом деле все не так. Марушка не
может дождаться утра. Часы на костеле с равнодушной размеренностью отбивают время.
Наконец хриплым голосом кукарекает петух. Марушка немедленно вскакивает на ноги -
и сразу к новому платью. - Что ты тут делаешь в такую рань?
- ворчит бабушка.- Ведь еще темно на дворе. - Нет, бабушка,
петух уже прокукарекал. - Он кукарекает еще до восхода
солнца, давай-ка беги в постель! Хорошо бабушке говорить, ей в
школу идти не надо... "Беги в постель..." А что, если Марушка проспит? Все дети уже
будут в школе, а она нет. Пани учительница даже не будет знать, что она тоже идет в
первый класс. "Нет! - скажет она, когда Марушка с заспанными глазами наконец
прибежит в школу.- Все места в классе уже заняты, и никто сюда больше не
войдет". Этого не должно случиться! Ведь школа рядом. Вот
будет стыд, если она не придет вовремя! - Да что же это с
тобой? - сетует бабушка.- Все еще спят, а ты уже бродишь как
привидение. - Бабушка, я боюсь опоздать в школу,-
сокрушенно признается Марушка. - Не бойся, мы же все об
этом знаем, так что разбудим тебя вовремя. Мама понимает
Марушкино возбуждение. Сама лет двадцать назад не спала всю ночь, когда должна была
в первый раз идти в школу. Гладит дочурку по голове. "Сегодня, моя девочка, начнутся
твои заботы, которые будут сопровождать тебя всю жизнь. Если бы ты всегда с ними
справлялась, чтобы они никогда не поглотили тебя с
головой!.." Разнаряженная Марушка крутится перед
бабушкой. - Вот и выросла у нас ученица,- шутит старушка,
глотая слезы. Отец берет Марушку за руку и выводит из
дому. Сколько раз уже бывала она у школы, да и в самой школе!
И совсем одна. Но сегодня... Сегодня она идет в первый класс, в свой первый класс,
сегодня она школьница! Тихо и важно вышагивает она рядом с папой, и ее маленькая,
детская ручка прячется в его большой твердой ладони. В светлом
коридоре перед дверью с надписью: "1-й класс" царит оживление. Девочки - как
пестрые полевые цветы, мальчики - словно пташки в ветвях яблони, а возле них отцы и
матери, растроганные, серьезные, сосредоточенные. Наконец
открываются двери, и пани учительница, приветливая и улыбающаяся, приглашает
детей. - Не стойте, юноши, под окнами, проходите лучше в
классную комнату,- шутит она. И "пташки с веток яблонь"
воспитанно, без всякого щебетания, семенят в класс. А вот открываются двери напротив
- и туда устремляются "пестрые полевые цветочки", стыдливые и дрожащие от
волнения. Учительница приветливо улыбается
родителям: - Полчасика побеседую с детьми, а потом отпущу
их домой.- И закрывает двери. Из школы Марушка прибегает
сияющая. В руке она держит тетрадь и карандаш. - Это нам
дала пани учительница,- заявляет она важно.- А завтра мы уже будем писать. Пока что
только мелом на доске, а потом уже и в тетради. А тетради мы должны хорошо обернуть,
чтобы не запачкать,- поспешно сообщает она одну новость за другой. Все, что им задала
пани учительница, она должна немедленно сделать,- А еще нам пани учительница
сказала,- не перестает щебетать новоиспеченная школьница,- что паша деревня
правильно называется Вноровы, а не Зно-ровы. Зноровы она называлась
раньше. Бабушка улыбается, тетушка смотрит растроганно, мама
гладит девочку по волосам, а Фанушка от удивления забыла закрыть рот. Как много уже
знает Марушка! - Ну а теперь расскажи нам, почему нашу
деревню переименовали,- подбадривает отец старшую
дочь. Марушка рассказывает все, что она запомнила. Оказывается, в поле за деревней в некоторых местах начала проваливаться земля, и когда
приехали ученые, они приказали рыть в этих местах и обнаружили подземные ходы,
которые вели из костела за деревню. Эти ходы служили жителям деревни укрытием во
время вражеских набегов. - Это было очень и очень давно, -
разводит она руками. - В то время на нашу землю часто совершали набеги эти... дикие
орды... - Кто совершал набеги? - переспрашивает
Фанушка. - Да орды,- охотно объясняет Марушка с чувством
превосходства.- Это такие дикие кочевники, они очень злые и жестокие, и их было
страшно много - как коров в стаде всей нашей деревни, когда пастух гонит их на
пастбище...- Она бросает быстрый взгляд на отца, стараясь понять, какое впечатление
произвел на него ее рассказ, и, заметив его довольную улыбку, восторженно продолжает:
- Еще больше... Как стадо коров из Зноров, Лидержовице, Заразиц и всех других
деревень нашей округи. - Это как же так,- подтрунивает над
ней отец,- только что ты сказала "из Зноров". Так как же наша деревня правильно
называется? Марушка задумывается, но только на
мгновение. - Ой, я спутала! Больше я уже не буду говорить
Зноровы, а только Вноровы. Знаешь, папа, - обращается она к отцу,- это от слова
"вноры", это такие ходы, которые ученые обнаружили под землей... Они ведут от костела
в поле. Не было дня, чтобы Марушка не пришла из школы с
каким-нибудь новым сведением. - Надо говорить
литературно,- поучает она всех в доме.- Нельзя говорить "коштовать" - это неправильно. (1 Коштовать (просторечн.) - пробовать пищу.-Прим.
Ред) А букварь! То был ключ ко всякому знанию. Марушка это
чувствовала, хотя и не могла еще выразить словами. Десять,
двадцать раз могла девчушка с кудрявой головой повторять обычные слова из букваря,
как заклинания, которые имеют сказочную силу открывать гору
кладов. - У меня нет к ней претензий,- говорит пани учительница.- Она очень внимательна, за весь урок ни разу не пошевелится, прямо не
спускает своих серьезных глаз с моих губ... Она внимательна и старательна, даже
чересчур старательна. С трудом переносит, когда кто-нибудь в классе нарушает
дисциплину, может из-за этого даже заплакать. Внушите ей, чтобы она не принимала все
так близко к сердцу. Отец рад, что слышит о дочери только
хорошее. Но нет-нет да и появится в отцовском сердце беспокойство. Например, когда
Марушка раз, другой и третий с плачем переписывает домашнее задание только потому,
что оно кажется ей некрасиво написанным. - Да хватит тебе,
иди спать,- уговаривает он ее,- ведь у тебя же написано
отлично. - Нет, это не отлично,- возражает Марушка,- Все
как-то разбросано, все буквы вкривь и вкось. - Не боги же
горшки обжигают,- утешает ее отец. - А я хочу, чтобы все
было написано как положено! - И со слезами она снова переписывает
задание. - Шлепни ее да отправь спать, - теряет наконец
терпение мать, но отец только качает головой: - Надо
проконсультироваться с доктором... При первом же удобном
случае он обращается к полицейскому врачу. Доктор обследует Марушку, смотрит ее
язык, простукивает легкие, прослушивает работу сердца, а потом велит закрыть глаза и
вытянуть руки вперед. - Ну как, пан доктор? - со страхом в
голосе спрашивает отец, когда они остаются в комнате
одни. - Все в порядке,- машет рукой полицейский врач.-
Девочка совершенно здорова, только для своего возраста необычно развита.- Заметив
неспокойный взгляд отца, он добавляет: - Вам нечего бояться. Одним словом, хорошая и
умная девочка, можете ею быть довольны. Отца, конечно,
радует Марушка, но одновременно его начинает мучить сомнение. Марушка слишком
чувствительна. Что с нею будет, когда однажды она оставят родное гнездо? Будет ли она в
состоянии справиться со злобой и жестокостью мира? Не захлебнется ли она от ужаса и
отвращения? Не уничтожит ли ее ненависть, которой еще в мире гораздо больше, чем
любви?
|