Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению романа ИСПЫТАНИЕ НА ЗРЕЛОСТЬ


4

   Как медленно тянется последний день перед началом нового учебного года! Марушка, нетерпеливая, взволнованная, то и дело бегает в горницу, где на постели лежат отлично выглаженные новые юбочка, фартук и кофта. В школу она пойдет во всем новом.
   Ей не сидится. Вот она выскакивает из дома и сияющими глазами смотрит на школу, стоящую рядом с их домом, потом бежит к Ветке и начинает расспрашивать ее, как там, в первом классе, и чему учат.
   - Что, если я ничему не научусь и мне запретят ходить в школу?
   - Вот глупая! - утешает ее Ветка.- Первый класс - это ерунда. Первый класс - пустяки, какой еще может быть страх? Там еще ничему не учат.
   - Как это - не учат? - хмурится Марушка,- А когда ты ходила в первый класс, то говорила, что это очень тяжело.
   - Да это только так кажется, а на самом деле все не так.
   Марушка не может дождаться утра. Часы на костеле с равнодушной размеренностью отбивают время. Наконец хриплым голосом кукарекает петух. Марушка немедленно вскакивает на ноги - и сразу к новому платью.
   - Что ты тут делаешь в такую рань? - ворчит бабушка.- Ведь еще темно на дворе.
   - Нет, бабушка, петух уже прокукарекал.
   - Он кукарекает еще до восхода солнца, давай-ка беги в постель!
   Хорошо бабушке говорить, ей в школу идти не надо... "Беги в постель..." А что, если Марушка проспит? Все дети уже будут в школе, а она нет. Пани учительница даже не будет знать, что она тоже идет в первый класс. "Нет! - скажет она, когда Марушка с заспанными глазами наконец прибежит в школу.- Все места в классе уже заняты, и никто сюда больше не войдет".
   Этого не должно случиться! Ведь школа рядом. Вот будет стыд, если она не придет вовремя!
   - Да что же это с тобой? - сетует бабушка.- Все еще спят, а ты уже бродишь как привидение.
   - Бабушка, я боюсь опоздать в школу,- сокрушенно признается Марушка.
   - Не бойся, мы же все об этом знаем, так что разбудим тебя вовремя.
   Мама понимает Марушкино возбуждение. Сама лет двадцать назад не спала всю ночь, когда должна была в первый раз идти в школу. Гладит дочурку по голове. "Сегодня, моя девочка, начнутся твои заботы, которые будут сопровождать тебя всю жизнь. Если бы ты всегда с ними справлялась, чтобы они никогда не поглотили тебя с головой!.."
   Разнаряженная Марушка крутится перед бабушкой.
   - Вот и выросла у нас ученица,- шутит старушка, глотая слезы.
   Отец берет Марушку за руку и выводит из дому.
   Сколько раз уже бывала она у школы, да и в самой школе! И совсем одна. Но сегодня... Сегодня она идет в первый класс, в свой первый класс, сегодня она школьница! Тихо и важно вышагивает она рядом с папой, и ее маленькая, детская ручка прячется в его большой твердой ладони.
   В светлом коридоре перед дверью с надписью: "1-й класс" царит оживление. Девочки - как пестрые полевые цветы, мальчики - словно пташки в ветвях яблони, а возле них отцы и матери, растроганные, серьезные, сосредоточенные.
   Наконец открываются двери, и пани учительница, приветливая и улыбающаяся, приглашает детей.
   - Не стойте, юноши, под окнами, проходите лучше в классную комнату,- шутит она.
   И "пташки с веток яблонь" воспитанно, без всякого щебетания, семенят в класс. А вот открываются двери напротив - и туда устремляются "пестрые полевые цветочки", стыдливые и дрожащие от волнения.
   Учительница приветливо улыбается родителям:
   - Полчасика побеседую с детьми, а потом отпущу их домой.- И закрывает двери.
   Из школы Марушка прибегает сияющая. В руке она держит тетрадь и карандаш.
   - Это нам дала пани учительница,- заявляет она важно.- А завтра мы уже будем писать. Пока что только мелом на доске, а потом уже и в тетради. А тетради мы должны хорошо обернуть, чтобы не запачкать,- поспешно сообщает она одну новость за другой. Все, что им задала пани учительница, она должна немедленно сделать,- А еще нам пани учительница сказала,- не перестает щебетать новоиспеченная школьница,- что паша деревня правильно называется Вноровы, а не Зно-ровы. Зноровы она называлась раньше.
   Бабушка улыбается, тетушка смотрит растроганно, мама гладит девочку по волосам, а Фанушка от удивления забыла закрыть рот. Как много уже знает Марушка!
   - Ну а теперь расскажи нам, почему нашу деревню переименовали,- подбадривает отец старшую дочь.
   Марушка рассказывает все, что она запомнила. Оказывается, в поле за деревней в некоторых местах начала проваливаться земля, и когда приехали ученые, они приказали рыть в этих местах и обнаружили подземные ходы, которые вели из костела за деревню. Эти ходы служили жителям деревни укрытием во время вражеских набегов.
   - Это было очень и очень давно, - разводит она руками. - В то время на нашу землю часто совершали набеги эти... дикие орды...
   - Кто совершал набеги? - переспрашивает Фанушка.
   - Да орды,- охотно объясняет Марушка с чувством превосходства.- Это такие дикие кочевники, они очень злые и жестокие, и их было страшно много - как коров в стаде всей нашей деревни, когда пастух гонит их на пастбище...- Она бросает быстрый взгляд на отца, стараясь понять, какое впечатление произвел на него ее рассказ, и, заметив его довольную улыбку, восторженно продолжает: - Еще больше... Как стадо коров из Зноров, Лидержовице, Заразиц и всех других деревень нашей округи.
   - Это как же так,- подтрунивает над ней отец,- только что ты сказала "из Зноров". Так как же наша деревня правильно называется?
   Марушка задумывается, но только на мгновение.
   - Ой, я спутала! Больше я уже не буду говорить Зноровы, а только Вноровы. Знаешь, папа, - обращается она к отцу,- это от слова "вноры", это такие ходы, которые ученые обнаружили под землей... Они ведут от костела в поле.
   Не было дня, чтобы Марушка не пришла из школы с каким-нибудь новым сведением.
   - Надо говорить литературно,- поучает она всех в доме.- Нельзя говорить "коштовать" - это неправильно. (1 Коштовать (просторечн.) - пробовать пищу.-Прим. Ред)
   А букварь! То был ключ ко всякому знанию. Марушка это чувствовала, хотя и не могла еще выразить словами.
   Десять, двадцать раз могла девчушка с кудрявой головой повторять обычные слова из букваря, как заклинания, которые имеют сказочную силу открывать гору кладов.
   - У меня нет к ней претензий,- говорит пани учительница.- Она очень внимательна, за весь урок ни разу не пошевелится, прямо не спускает своих серьезных глаз с моих губ... Она внимательна и старательна, даже чересчур старательна. С трудом переносит, когда кто-нибудь в классе нарушает дисциплину, может из-за этого даже заплакать. Внушите ей, чтобы она не принимала все так близко к сердцу.
   Отец рад, что слышит о дочери только хорошее. Но нет-нет да и появится в отцовском сердце беспокойство. Например, когда Марушка раз, другой и третий с плачем переписывает домашнее задание только потому, что оно кажется ей некрасиво написанным.
   - Да хватит тебе, иди спать,- уговаривает он ее,- ведь у тебя же написано отлично.
   - Нет, это не отлично,- возражает Марушка,- Все как-то разбросано, все буквы вкривь и вкось.
   - Не боги же горшки обжигают,- утешает ее отец.
   - А я хочу, чтобы все было написано как положено! - И со слезами она снова переписывает задание.
   - Шлепни ее да отправь спать, - теряет наконец терпение мать, но отец только качает головой:
   - Надо проконсультироваться с доктором...
   При первом же удобном случае он обращается к полицейскому врачу. Доктор обследует Марушку, смотрит ее язык, простукивает легкие, прослушивает работу сердца, а потом велит закрыть глаза и вытянуть руки вперед.
   - Ну как, пан доктор? - со страхом в голосе спрашивает отец, когда они остаются в комнате одни.
   - Все в порядке,- машет рукой полицейский врач.- Девочка совершенно здорова, только для своего возраста необычно развита.- Заметив неспокойный взгляд отца, он добавляет: - Вам нечего бояться. Одним словом, хорошая и умная девочка, можете ею быть довольны.
   Отца, конечно, радует Марушка, но одновременно его начинает мучить сомнение. Марушка слишком чувствительна. Что с нею будет, когда однажды она оставят родное гнездо? Будет ли она в состоянии справиться со злобой и жестокостью мира? Не захлебнется ли она от ужаса и отвращения? Не уничтожит ли ее ненависть, которой еще в мире гораздо больше, чем любви?


<< Предыдущая глава Следующая глава >>


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.