Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению сборника ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА С ФРОНТА. 1941


"ВСЕ ОТ МЕНЯ ЗАВИСЯЩЕЕ СДЕЛАЮ"

Б. Гудков
Б. Гудков
    "Милый мой Лидусик!
   Буду драться до победного конца. Крепко-накрепко тебя целую вместе с Галочкой. Будь здорова и бодра. Твой Борис.
   г. Таллинн, 30.7.41 г."

   
   Это коротенькое письмо, отправленное жене штурманом подводной лодки лейтенантом Гудковым, стало последним. Подробнее о своей жизни он писал двумя днями раньше:
   
    "Здравствуй, моя дорогая, ненаглядная!
   Вот хочется мне тебе написать такое хорошее письмо, теплое такое, чувствительное, а вот что писать - и не знаю, кроме того, что жив, здоров и все в порядке.
   Не время, миленькая моя, сейчас писать о том, как мы скучаем по своим близким. Ты это и сама знаешь и отлично понимаешь.
   Читаю газеты, сердце кровью наливается из-за этих проклятых гадов, которые так зверски уничтожают наших жен, детей, матерей. Руки до зуда чешутся, чтобы отомстить им за все их бесчинства над нашим народом. Скоро и я смогу выполнять свой долг воина перед страной. Обещаю тебе и моим родителям, что все от меня зависящее сделаю, чтобы как можно больше пустить фашистских кораблей на дно. А ты, моя дорогая, воспитывай нашу дочурку, ведь она наша, понимаешь, наша!
   Пиши мне, хотя я и не смогу сейчас получать твои письма и получу, наверное, не раньше чем через месяц. Но все равно пиши. С какой радостью прочту их все, когда приду в Ораниенбаум. Ну а пока, моя дорогая, крепко-накрепко тебя целую с дорогой Галочкой.
   Твой Борис.
   г. Таллинн, 28.07.41 г."

   
   Прошли годы. В один из погожих весенних дней в квартире писателя Азарова раздался телефонный звонок:
   - Здравствуйте, Всеволод Борисович, вас беспокоит жена штурмана подводной лодки "Щ-301" Лидия Алексеевна Гудкова. Прочла недавно вашу повесть "Командир С-7". Разволновалась, подумала о том, что, может быть, вы, как сотрудник флотской газеты в ту пору, знали и моего мужа, возможно, встречались с ним каким-то образом в 1941 году в Таллинне.
   К сожалению, Азаров не знал лично Бориса Гудкова. Желая помочь вдове, он пригласил ее на занятие литобъединения "Путь на моря", которым руководил. Пояснил, что, может, из его подопечных кто-нибудь знал ее мужа.
   Через несколько дней Всеволод Азаров привел в Ленинградский матросский клуб убеленную сединами женщину. Предоставил ей слово. Волнуясь, Лидия Алексеевна поведала все, что знала о муже.
   Участники встречи дополнили ее рассказ. В результате удалось установить подробности боевых действий подводной лодки "Щ-301", штурманом которой был лейтенант Б. Гудков.
   Борис Гудков - ровесник Октября. После школы два года учился в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. По комсомольской путевке был направлен в Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В 1939 году окончил его и стал лейтенантом. С апреля 1940 года - штурман подводной лодки "Щ-301". На ней он встретил войну.
   10 августа 1941 года "Щ-301" под командованием капитан-лейтенанта И. В. Грачева вышла из Таллинна в боевой поход и потопила транспорт фашистов, через два дня уничтожила еще один. В конце августа подлодка, завершив рейд, возвратилась в Таллинн. Корабли и суда флота, базировавшиеся там, уже уходили из порта, и подлодка заняла место в караване.
   Во время легендарного перехода из Таллинна в Кронштадт флот подвергся непрерывным массированным атакам противника с воздуха. Почти все корабли и суда, вынужденные маневром уклоняться от них, вышли на самое крупное минное заграждение, выставленное гитлеровцами,- миль 20 по параллели и столько же по меридиану. Уходя от авиационных бомб, некоторые корабли попали на мины. Среди них оказалась и "Щ-301".
   Взрыв сотряс подводную лодку. Захлопнув крышку рубочного люка, капитан-лейтенант И. В. Грачев спустился с мостика на верхнюю палубу, прошел в кормовую часть к месту подрыва. Там он увидел загнутые кверху гребные винты...
   Шестой отсек пострадал целиком. Из кормовых аппаратов торчали торпеды. Через рваные отверстия в корпусе на палубу выбрались два матроса.
   Но лодка пока держалась на плаву. Быстро вернувшись на мостик, Грачев отдраил крышку, спустился внутрь корабля. На глазах начала поступать вода в центральный пост: увеличивался дифферент на корму, подводная лодка стала медленно погружаться.
   Командир понял, что корабль не удастся спасти. Нужно сделать все возможное для спасения людей и продержать хотя бы немного подлодку на плаву. Борьбу за ее живучесть возглавил штурман лейтенант Борис Гудков. К подлодке в это время спешил "малый охотник". Благодаря грамотным, решительным действиям Гудкова на катер удалось переправить 14 подводников. Когда перенесли последнего из раненых, капитан-лейтенант Грачев дал команду аварийной партии покинуть корабль. Командир оставался на лодке. Однако Гудков и его люди не сумели выполнить последний приказ... Подводная лодка стремительно исчезла в пучине. Грачева же вышвырнуло из воды, и моряки с катера сумели его спасти.
   По излечении Грачев стал командиром подводной лодки "Щ-405". Но и ей была уготована печальная доля - лодка не вернулась из боевого похода в марте 1942 года. Война ненасытна на жертвы.
   У Лидии Алексеевны Гудковой сохранилось письмо И. В. Грачева из Кронштадта:
   
   "Я рад, что нам вместе с т. Гудковым удалось крепко ударить по фашистам, два больших парохода и сотни фашистов нами пущены на дно Балтморя безвозвратно.
   Сожалею, что его нет среди нас. Ваш муж пал смертью героя в борьбе с фашистской сволочью.
   Его преданность нашей Родине и геройская смерть зовут нас к отмщению, и мы это сделаем. Фашизм будет разгромлен, победа будет за нами!"
   
   Прошли десятилетия. Подвиг моряков-подводников не забыт. Несколько лет назад в Ленинграде ученики средней школы № 201 создали музей славы балтийских подводников. В нем есть экспозиция, посвященная подвигу экипажа "Щ-301".
   Недавно школьный музей пополнился новыми документами, которые передала Лидия Алексеевна Гудкова. Из них школьники узнают, как жили и боролись с врагами лейтенант Борис Гудков и его боевые товарищи, беззаветно любившие Родину и свой народ.

<< Предыдущее письмо Следующее письмо >>


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.