АНАТОЛИЙ ТОЗИК
ОНИ НЕ МОГЛИ ИНАЧЕ
Михаил шел по
улице не спеша. Со стороны можно было подумать, что это бесцельно
слоняющийся гуляка. И только опытный глаз мог определить характерное поведение человека, опасающегося слежки. Каждый раз, дойдя до конца улицы,
Елисеев то вдруг резко поворачивал голову назад, то будто невзначай ронял
платок и низко нагибался, незаметно охватывая взглядом всю
дорогу. В Жлобине, как и в большинстве
провинциальных городков, все жители знали друг друга в лицо. Пока Михаил
добрался до нужной улицы, он успел поздороваться, наверно, с целым десятком
знакомых. Но вот и место явки: оглядевшись еще раз, Михаил вошел во двор
невысокого дома... Все были уже в сборе. Ребята знали,
что Михаил вчера был у секретаря подпольного райкома комсомола Веры
Мохнач, и с нетерпением ждали его. - Нам поручено,
- сказал Михаил, - усилить диверсионную работу на железнодорожном узле
станции Жлобин. Такую же задачу получила и подпольная группа Тита
Петровича Миненкова, которая тоже действует на узле. Райком партии и райком
комсомола порекомендовали, чтобы мы объединились и вели диверсионную
работу вместе... Железнодорожный узел города
Жлобина был важным объектом, и потому почти все магнитные мины, которые
поступали в партизанский отряд "Железняк" (при этом отряде базировался
подпольный райком партии), передавались в группы Елисеева и Миненкова.
Мины были небольшие, и их можно было незаметно "приклеить" к паровозам,
вагонам. Взрывались они обычно далеко от Жлобина, что уменьшало
вероятность провала подпольщиков. В марте - апреле
1943 года сразу несколько немецких паровозов взлетели на воздух. В депо
появились шпики. Подпольщикам, которым мог грозить арест, райком
комсомола приказал уйти в партизанский отряд. Одними из первых в отряд
пришли Володя Широкий и Толя Валько, на счету у которых было по три
взорванных паровоза и несколько других диверсий. В середине мая с
несколькими товарищами в партизанский отряд прибыл Миша Елисеев. Часть
подпольщиков осталась в городе продолжать борьбу. Райком комсомола через
своих людей поддерживал с ними необходимую
связь. Остался в городе и 15-летний Иван Пекурин,
самый молодой в группе Елисеева. Отец его работал в депо, помогал
подпольщикам. Ваня часто приходил к отцу, выполняя различные поручения
подпольной группы. Он передавал в партизанский отряд сведения о движении
поездов, незаметно "смазывал" песком буксы
вагонов. Тринадцатого июня мальчик подрядился
"почистить" паровоз немцу-машинисту. Работал старательно. Когда вылез из-под паровоза, чистыми оставались одни только зубы. Немец был доволен. Ваня
тоже. Через три часа после "чистки" недалеко от Жлобина паровоз взорвался. 17
и 24 июня не без помощи юного подпольщика не дошли до места назначения
еще два паровоза... В конце июля фашисты, видимо,
что-то заподозрили. За мальчиком начали следить. Подпольный райком комсомола приказал ему перейти в партизанский отряд. Ваня ушел из города вместе
с отцом 8 августа. Но по дороге они попали в засаду. Тщетно допытывались у
них полицаи, где стоит партизанский отряд. Ни отец, ни сын не выдали тайны.
По приказу начальника полиции их расстреляли на месте
поимки. В эти же дни оборвалась жизнь партизанской
связной Людмилы Сергеевны Коробкиной. Молодая женщина жила вместе с
маленькой дочкой в Жлобине. Муж у нее был на фронте. Она часто приходила
в партизанский отряд, приносила медикаменты, доставляла необходимые
партизанам сведения, из отряда в город через нее передавали листовки, газеты,
взрывчатку. В середине августа подпольщики А. Омельченко, В. Силицкий и Л.
Коробкина получили задание взорвать электростанцию. Но фашистам удалось
напасть на след патриотов. Поздно вечером 18 августа немцы и полицаи
ворвались в дом Коробкиной, перевернули все вверх дном. Нашли взрывчатку,
бикфордов шнур. Людмилу тут же схватили. На следующее утро арестовали
Силицкого и Омельченко. У ребят во время обыска ничего не нашли, и поэтому
свое участие в подпольной работе они отрицали. Основные испытания выпали
на долю Коробкиной. Ни слова не сказала врагу подпольщица. Омельченко и
Силицкому удалось бежать к партизанам. ...На
территории депо находился двигатель, который обеспечивал электроэнергией
депо и часть города. 4 августа подпольщик Коля Пугачев незаметно подошел к
двигателю и, когда вблизи никого не было, прикрепил к нему мину. Через два
часа раздался взрыв. В начале августа 1943 года немцы
пригнали из Германии в Жлобинское депо новенький паровоз № 2514 серии 38.
Очень "понравился" паровоз и подпольщикам. Один из них, Федор Елисеев,
долго ходил 7 августа вокруг паровоза, цокал языком и восхищался машиной. А
через три часа после "смотрин" от машины остался один только
тендер. 8 августа на станции Жлобин из-за недостатка
паровозов скопилось несколько эшелонов. С этим известием подпольщик Иван
Жигарев отправился в подпольный райком комсомола. Там у командира
диверсионно-подрывной группы Д. Храмцова он получил две 400-граммовые
шашки тола, капсюли и бикфордов шнур. С этим грузом в середине дня Иван
вернулся в город и тут же, не теряя времени, отправился с Виталием Ревяковым
на выполнение боевого задания. Шашки, капсюли и шнур аккуратно вложили в
сумки для инструментов. Ребята медленно брели по
путям, делая вид, что осматривают вагоны. Они были в спецодежде, и фашисты
не обращали на подростков никакого внимания, принимая их за осмотрщиков.
Улучив минуту, ребята оставили свои сумки на переходной площадке вагона с
горючим. Зажечь шнур было делом нескольких секунд. В результате этой
диверсии было сожжено 27 вагонов, в том числе шесть вагонов с горючим и
шестнадцать вагонов с углем. Редкую ночь в городе не
гремели взрывы, не полыхал пожар. 11 августа подпольщики Т. Миненков, А.
Михеев, Н. Пугачев и С. Трифонов взорвали в городе склад с горючим,
медикаментами, одеждой и противогазами. В ночь на 13 августа был сожжен
лесозавод. С 15 по 21 августа патриоты уничтожили четыре паровоза. Днем 27 августа в депо начался пожар.
Подпольщик Петр Малашков, осматривая утром только что прибывший из
Германии паровоз № 3705 серии 38, прикрепил к нему магнитную мину. Через
три часа паровоз взорвался. От взрыва загорелись паровозы, стоящие рядом. Во
время пожара сгорели пять паровозов и часть крыши депо. Малашков в тот же
день ушел в партизанский отряд "Железняк". Но не
всегда диверсия завершалась благополучно. В
партизанском отряде "Железняк" Антон Губарев был бойцом диверсионно-подрывной группы. Семья его жила в Жлобине. В 1941 году, выдав себя за 18-летнего, Антон добровольно ушел на фронт, но недалеко от Жлобина попал в
окружение и вынужден был вернуться домой. Антон пошел работать в депо.
Здесь он включился в подпольную работу. В апреле 1943 года взорвал три
паровоза, будку телефэнно-телеграфной связи, уничтожил 60 тонн горючего. В
конце мая пришел в партизанский отряд, стал подрывником. Подрывная группа
А. Веремейчика при непосредственном участии Антона подорвала пять
вражеских эшелонов. Августовской ночью группа
вышла на выполнение очередного боевого задания. Пройдя несколько километров, подрывники вышли к железной дороге и остановились метрах в трехстах от
нее. Начало светать. Скоро должен был пройти
эшелон. - Разрешите, я заминирую, - попросил
Антон командира. - Иди, - согласился
командир. Не успел Антон заложить мину, как вдруг
почти рядом раздался гудок паровоза. Последние движения, и подрывник
кубарем скатывается вниз. Однако уйти далеко Антон не успел. После взрыва он
потерял сознание. Немцам удалось схватить партизана. Допрашивал его в
Жлобине сам комендант. - Скажи, что ты делал у
железной дороги? Скажи - тебе сейчас же окажут медицинскую помощь, -
уговаривал Антона комендант. Антон сделал знак, что
хочет говорить. Фашист наклонился над ним. - Что
делал? Взрывал свой шестой эшелон, - проговорил
юноша. В тот же день патриота
расстреляли. Осенью 1943 года линия фронта подошла
почти к самому Жлобину. Фашисты спешно укрепляли город. Улицы были
запружены войсками. Деятельность подпольщиков становилась все более
опасной. По решению подпольного райкома партии почти все они в октябре -
начале ноября покинули город и влились в ряды партизанских отрядов, которые
в конце ноября соединились с регулярными частями Красной
Армии.
|