Будкова Н.П.
(Стаханов)
ПО НИМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА ПАМЯТИ
Рассмотрены вопросы истории и последствиях Холокоста на Украине, в основном - на территории Кадиевского района. На достоверном историческом материале раскрывается трагедия одного народа, а также гуманность наших соотечественников в самоотверженной помощи евреям, зачастую ценой собственной жизни.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания молодёжи является воспитание у неё любви к своему народу в его целостности, этническом многообразии и национальной самобытности. Донбасс сложился как полиэтнический регион, и толерантное восприятие преобладающим населением русских и украинцев других народов было исторически обусловлено, органично и привычно. Сложилась особая этнотерриториальная общность в составе Украины, порождённая взаимодействием переселенческих потоков. Говоря о советских временах с их политическими факторами, социально-экономическими задачами, закрепившимися дружественно-родственными связями, уже применяют к этнотерриториальной общности населения Донбасса понятие «согражданство». Равноправным членом согражданства было и еврейство Стаханова.
До сих пор изучая героико-патриотический пласт Донбасса и конкретно Стаханова, научные сотрудники Стахановского историко-художественного музея не уточняли их национальную принадлежность, рассматривая факты, события, имена в едином контексте борющегося советского народа. Однако патриотическое воспитание невозможно без учета исторических уроков Холокоста.
Впервые на государственном уровне 27 января 2012 года стал отмечаться Международный день памяти жертв Холокоста. Холокост - это преследование и массовое уничтожение евреев на протяжении 1933 - 1945 гг. Наряду с геноцидом армян в Османской империи, холокост считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке. Под жертвами холокоста понимается и другие этнические и социальные группы (цыгане, масоны, безнадежно больные и др.).
Сотрудники музея, понимая важность обращения к проблеме еврейства, начали работу в этом направлении, ориентируясь на новые подходы к морально-этическому понятию «подвиг». Известно, что статус страдающего на оккупированных землях Советского отечества населения, вынужденного ежедневно выживать под угрозой уничтожения, погибающего, голодающего, числящегося на немецких трудовых биржах, саботирующего, проходящего лагеря гетто, был не определён и замалчивался. Новые архивные данные, полученные музеем в процессе подготовки «Книги памяти» и «Книги скорби», поисковые мероприятия открыли бесчеловечную мясорубку Холокоста, действовавшую в городе во время его окуппации нацистами.
Неотъемлемой частью нацистской идеологии является антисемитизм. План Барбаросса, расценивавшийся как высшая миссия нацизма, преследовал своей целью «освобождение мира от еврейства и его порождения - большевизма». «Жидоболыневик» являлся антиподом пропагандируемым нацистами «ценностям европейской культуры» и всему тому, за что боролся национал-социализм. Расистская доктрина нацистов носила универсальный характер.
Следовавшие за передовыми частями вермахта, пропагандистские роты развернули интенсивную работу, главной целью которой было советскую власть с евреями, тем самым возложив всю полноту ответственности за преступления сталинского режима на них.
В специальном приказе фюрера имелись указания о немедленном обезвреживании всех большевистских главарей и комиссаров, ликвидации «еврейско-большевистской интеллигенции». А в Директиве Верховного Главнокомандующего вермахта, от 12 сентября 1941 г., отмечалось: «Борьба против большевизма требует беспощадных и энергичных действий, прежде всего против евреев, которые и есть основные носители большевизма». 1 марта 1942 г. Гитлер отдал приказ штабу особого назначения под руководством А. Розенберга: «Собирать все материалы, которые могут быть использованы для планомерного духовного уничтожения наших противников, прежде всего евреев, масонов и большевизма» [Финберг, 2009, с. 12].
Массовые расстрелы евреев начались уже летом 1941 г. во Владимире-Волынском, Ковеле, Рожицах. Только в Каменец-Подольском было уничтожено 23,6 тыс. евреев. На оккупированной территории Украины нацисты приложили немало усилий, чтобы не только примирить население с необходимостью акции уничтожения, но и сделать жителей Украины активными участниками «конечного решения еврейского вопроса». Против евреев выдвигались следую-щие обвинения: 1) политическое - евреи главенствуют в политической жизни, на партийных и государственных должностях и политический режим в СССР - есть «жидобольшевистский»; 2) расовое - евреи своею кровью и расой отравляют существование других рас и народов, еврей - «недочеловек»; 3) религиозное - евреи - это народ-богоубийца, колдуны и пособники дьявола, исполнители демонических ритуалов; 4) культурная - евреи доминируют в общественной и культурной жизни, своей идеологий отравляют окружающие их народы; 5. экономическое - евреи занимают центральное положение в экономике и финансовой сфере, торговле и т.д.
Объясняя репрессии против евреев, нацисты доказывали, что евреев преследуют и гонят во всех европейских странах - союзниках Германии, антисемитизм растет даже в странах антигитлеровской коалиции. Поэтому антисемитизм, как считали нацисты, присущ всем народам, которые стремились «освободиться от жидовского господства». В приказах и объявлениях на оккупированной территории фашисты предупреждали: гражданскому населению не прятать евреев, организовывать еврейские гетто, конфисковывать их имущество, документы об ограничении передвижения евреев и т.д.
В общей сложности, на территории Украины в октябре-ноябре 1941 г. батальонами полицейского полка «Юг» и «штабной ротой» было уничтожено около 18 тыс. евреев.
Осенью 1941 г. крупная акция была проведены в Днепропетровске, расстреляны свыше 10 тыс. человек. В Кривом Роге казнено 2500 человек. Так команда СД численностью в 20 человек расстреливала их из автоматов выстрелами в затылок.
В декабре 1941 г. в оккупированном фашистами Харькове был издан приказ немецкого войскового коменданта, по которому все евреи в течении 2-х дней должны оставить свои квартиры и переселиться в так называемый 10-й район на восточной околице города. Дробицкий Яр стал символом еврейского мученичества. Люди убегали из бараков поодиночке и целыми семьями вместе с детьми. Советские люди - русские, украинцы, армяне и др., знакомые, друзья и совсем незнакомые люди, - помогали им прятаться в городе, доставали необходимые документы, кормили их. Известно много имён таких спасателей, кто в минуту смертельной опасности, не думая о себе и своих родных шли на помощь людям, которых преследовали фашисты.
После освобождения Харькова были составлены акты об уничтожении евреев, согласно которым было ликвидировано свыше 17 тыс. человек.
Вот пример мужества советского человека: журналист Александра Георгиевна Белова спасла двух еврейских девочек - дочерей своей знакомой Розы Борисовны Беркович. В марте 1943 г. Белову арестовали по доносу соседей и расстреляли. Девочкам удалось спастись [Лебедев, 2004, с. 149].
Не избежал массового уничтожения еврейского населения и наш город. Немцы вошли в Кадиевку 12 июля 1942 г. В городе был установлен кровавый режим террора. Местная полиция была расположена в помещении горкомхоза, там же была тюрьма. Создавались биржи труда, куда должны были прийти на регистрацию все жители города в возрасте от 14 до 50 лет. Евреи регистрировались в полиции. В помещении гаража конторы «Стройбюро», «Донбассжилстроя» устроили еврейское гетто. В этот огромный сарай-гараж было согнано много людей и военнопленных. Арестованных одели в черные робы с вышитой на спине шестиконечной звездой с надписью «Jude» (еврей). Каждое утро они выходили на работу: мели улицы, убирали туалеты, ухаживали за ранеными немцами. В январе 1943 г. евреев и военнопленных взорвали в гара-же «Стройбюро». На этом месте сейчас братская могила, где 90% имен считаются неизвестными.
Из сообщения Областной чрезвычайной комиссии по Ворошиловградской области о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов в г. Кадиевка: «немцы в помещении гаража, который около конторы «Донбассжилстрой», устроили тюрьму. В этот гараж было согнано много советских людей. Оттуда всегда доносились приглушённые стоны, крики, проклятия. Вместе со взрослыми мужчинами и женщинами в этом гараже было много детей. Часто я видела, как из него немцы выводили женщин с детьми, и из-за угла, за которым они скрывались, раздавались одиночные выстрелы. Я подошла к тому месту и увидела убитых детей от 1 года до 12 лет. Вскоре к гаражу подъехали немцы и привезли на подводе какие-то ящики. А через четверть часа, когда я уже была дома, произошёл потрясающий взрыв. Это немецкие мерзавцы взорвали гараж, в котором находились арестованные. Все они были похоронены под обломками этого страшного помещения» [Семененко, 2001, с. 416].
Много интересных сведений о городе сообщила киевлянка З.И. Корнич, которая до войны проживала в Стаханове. В своём романе «Тростник» она писала: «... Ася одёрнула с плечей кофточку и повернулась боком. Выше локтя он увидел повязку с шестиконечной звездой Давида... его посеревшие губы задрожали, глаза налились яростью: И ты это надела! Как ты могла!... Через три дня евреям нашего района приказано явиться со всем необходимым и с ценными вещами к немецкой комендатуре...» [Корнич, 1998, с. 128].
В романе рассказывается об участии Никиты Красинского, ученика 10 класса и его деда -священника Сергея Павловича, которые решили спрятать в левом приделе чутянской церкви, что в пос. Николаевка школьную подругу Никиты Асю Левицкую и ее семью. З.И. Корнич ярко и эмоционально описала происходившие события: «...Сергей Павлович и Никита подумали одновременно об одном и том же - временным укрытием может послужить отгороженная часть придела. Там в углу лежали кое-какие не использованные для ремонта, листы фанеры. Дед и внук решили наглухо закрыть ими нижнюю часть козел. Так образовалось небольшое скрытое пространство, в котором могли разместиться несколько человек. Так, днём 8 человек тихо сидели взаперти. Жизнь для них начиналась только к ночи, когда Никита отпирал дверь церкви. Люди выходили на воздух и бесшумно исчезали в примыкавшем к церковному двору кукурузном поле. Так прошло несколько дней. Вскоре Асю, её мать и бабушку тайком ночью вывезли из села. Стали ждать возвращения брички через 2 дня, но она что-то задерживалась...»
26 июня 1943 г. на праздник Троицы, во время церковной службы, вошли фашисты, и нашли 4-х евреев, которые прятались в пределе. 4-х летняя Инна вышла из укрытия во время службы и смешалась с прихожанами. Так она спаслась. Остальных увезли и расстреляли у противотанкового рва ст. Алмазная. Во двор вывели и отца Сергия... «Как же вы православный священник, решились осквернить ваш храм? Ведь эта нация распяла Христа.
- Христианство учит, - тихо возразил отец Сергий, - что нет эллина и нет иудея. Христианин должен видеть в каждом человеке образ и подобие Божие.
- А вам известно, что укрывательство евреев и партизан карается смертью?... Священник стал молиться» [Корнич, 1998, с. 142]. Его вместе с внуком повесили на старом дубе за церковью, на телах поместили таблички «Пособник жидов и партизан», храм подожгли. Так школьник и священник спасли жизнь 3-х людей-изгоев, а сами погибли.
Много евреев было в поселке Алмазный. В своих воспоминаниях Надежда Федоровна Мелихова писала: «С Полей Погреб мы учились в одной ж/д школе №46, вместе участвовали в танцевальном кружке. Изя Сартан был комсоргом школы. Этот был хорошенький юноша с курчавыми волосами и румянцем на щеках. Ходил в очках. Был небольшого роста, худенький веселый, подвижный» [Мелихова Н.Ф. Тетрадь воспоминаний, КП14 13398, Д15 13398, л. 18]. В составе алмазнянской агитбригады на бронепоезде №8 «За советскую Родину» солисткой выступала еврейка Женя Шмерлина. Она работала на металлургическом заводе машинисткой. Женя отказалась эвакуироваться из-за престарелых родителей. В Алмазной оставалась мать Изи Сартан, она всячески старалась прятаться, особенно тяжело ей было зимой. По теплу она пряталась то в балках, то на кладбище, то в сожженных домах, зимой ютилась у добрых людей. Часто она приходила к Мелиховым. Судьба свела в гестапо ее мужа Якова и сына Изю с партизаном одиночкой Федором Мелиховым. Они были расстреляны в январе 1943 г. Их тела покоятся в братской могиле в центре города. Из воспоминаний Н.Ф. Мелиховой: «Я проходила мимо почты (в Алмазной), когда услышала страшный женский крик. Бежала женщина, преследуемая полицаями. Они громко матерились, улюлюкали как на охоте... пробежала метров 10-12 и рухнула на землю от раздавшихся выстрелов... Подойдя ближе, я узнала Сартан Екатерину Иосифовну... Пережила она своего мужа и сына на какие-то 30 часов, так и не узнав, что Якова и Изи уже нет...» [Мелихова Н.Ф. Тетрадь воспоминаний, КП14 13398, Д15 13398, л. 58].
Особенностями Холокоста на Украине были: широкая и разносторонняя пропаганда обвинения евреев в «жидоболыневизме», массовое применение приказа о расстреле лиц, которые скрывали и давали хоть какую-то помощь евреям, причём часто уничтожали и членов семьи.
Украина была поделена на несколько районов административно-нацистского управления, в которых «последнее развязание еврейского вопроса» отличалось временем и способами уничтожения. Однако остаться живым не мог ни один еврей независимо от возраста, пола, политических пристрастий и религии. Холокост был направлен против евреев лишь потому, что они были евреями.
Украинских евреев уничтожали в 3 этапа: 1) с 22.06.1941 г. до зимы 1942г. нацисты ликвидировали большую часть еврейского населения; 2) в течение 1942 г. были уничтожены все жители-евреи дистрикта «Галичина», генерального округа «Волынь-Подполье» и «военной зоны»; 3) с начала 1943 г. до освобождения Украины в октябре 1944 г. - убивали всех евреев, которые остались в живых.
Основная масса евреев была уничтожена айнзацгруппами, которым активно помогали армейские части и полицейские формирования.
Символом трагедии евреев Украины во время Холокоста стал Бабий Яр в Киеве. Пять восточных областей Украины (Черниговская, Сумская, Харьковская, Сталинская (Донецкая) и Ворошиловградская (Луганская)), а также Крым всю войну были под непосредственным управлением войсковой оккупационной администрации. Каждый еврей должен был носить распознавательный знак. Это жёлтый треугольник на спине размером не менее 15 см., либо белая повязка на руке с изображением голубой звезды Давида и словом «Jude», либо буквой «J», а также жетон жёлтого цвета (треугольник либо круг) с буквой I.
К евреям применяли химические методы уничтожения: это - циклон «Б» и душегубка. «Циклон Б» - гербицид на основе цианидов (синильная кислота), который нацисты использовали для массового уничтожения заключённых в газовых камерах «лагерей смерти». Газовая камера - специальное помещение в лагерях смерти, в которых с помощью отравленных смесей массово уничтожали людей. Как правило, газовые камеры оснащались как «душевые». [Дисем., 2009, с. 85].
Душегубка - автомобиль-фургон для уничтожения людей в герметично закрытом кузове путём отравления угарным газом. Использовались, в основном, для уничтожения еврейских женщин и детей. Так в лагере вблизи польского местечка Хелмно тремя душегубками было уничтожено 320 тыс. евреев.
«Яд Ва-Шем (в переводе с иврита - Память и имя) - Музей Катастрофа европейского еврейства в Иерусалиме, основан на Кургане Памяти, и является основным центром сохранения памяти о Холокосте. Основная цель - увековечить память 6 млн. евреев и тысячи еврейских общин, которые были уничтожены нацистами и отдать дань уважения борцам с фашизмом и Праведникам народов мира - людям, спасавшим евреев. Это почетное звание «Праведники народов мира» Яд Ва-Шем людям разных национальностей, вероисповеданий, которые в годы Второй Мировой войны спасали евреев от нацистских преследований. Это звание присвоено свыше 3 тыс. жителям Украины.
Знакомство музейщиков с жительницей города, учителем СОШ №8 Ларисой Игоревной Симаковой, позволило узнать историю семьи и реконструировать следующие события. До войны в Кадиевке по улице Садовой жила замечательная семья Симаковых-Ярошевских. Глава семьи Александр Симаков работал в школе учителем физики и астрономии, там же трудилась его жена - красавица Роза Моисеевна Ярошевская, она преподавала математику. Оба окончили Донецкий институт народного образования в Луганске. Александр Иванович родом с Орловщины, имел дворянские корни. Вел в школе модный в то время кружок по изучению языка «эсперанто». Как-то во время дружеского учительского застолья Симаков поделился фактом своего дворянского происхождения. Он был взят работником НКВД на следующий день. Шел 1937 год. Сидел без права переписки, умер в Харьковском лагере от тромбофлебита в 1941 г. Роза осталась одна с 8-ми летним сыном Игорем. Когда немцы вошли в Кадиевку Ярошевская была со своими воспитанниками в трудовом лагере. Ей предложили срочно эвакуироваться, но она решила лично привезти детей в город. Розу Моисеевну вместе с сыном забрали полицаи. Пока вели в гетто она, сняв с себя золото, откупила Игоря. Полицай вытолкнул мальчика из колонны. Игорь пошел к родной тетке, но ему не открыли дверь. На одну ночь его взяла двоюродная бабушка. На товарняке доехал до Ровенской области. Там его приютил глухонемой баптист. Всю оккупацию Игорь прожил за печкой, скрывая от всех свою неарийскую внешность. Когда пришла Красная армия, старик отвел мальчика в детский дом г. Ровно. Игорь Симаков выучился, вернулся в Кадиевку. Последние годы работал на заводе техуглерода в отделе КИПА, на СВЗ - в рентген лаборатории, умер в 1999 г. Его дочь Лариса Игоревна Симакова пошла по стопам бабушки и дедушки - она учитель русского языка и литературы.
Осознание молодым поколением украинцев событий Холокоста на примере истории родного края, города, посёлка - бесценный урок человечности, необходимый украинскому обществу.
Budkova N.
THE BELLS OF THE MEMORY RING ON THEM
The text of the report raised the question about the history and consequences of the Holocaust in Ukraine, mostly on the territory of the Kadievsky region. In authentic historical material the tragedy of a nation is revealed. It also tells about the humanity of our fellow countrymen in their selfless assistance to the Jews, often gave their own lives.
Из сборника
"Теория и практика воспитания современной молодежи: ценности, содержание, технологии".
Материалы международной научно-практической конференции
26-29 сентября 2012 г.
|