[...] Бронепоезд, на бортах которого были броско выведены волнующие, призывные слова «За Родину!», поистине нагонял страх на фашистских вояк. Курсируя по линии Луганск — Дебальцево — Новошахтинск — Ростов-на-Дону, он расстреливал захватчиков массированным огнем своих батарей, пулеметов, контратаковал их своим отважным десантом. Только в одном бою, как писала в феврале 1942 г. газета «Звезда Советов», бронепоезд «За Родину!» уничтожил 600 фашистов и разгромил штаб вражеского полка. А сколько было таких героев!
Бронепоезд «За Родину!» — боевая гордость луганчан. Он был построен в трудные месяцы войны 1941 г. трудящимися Брянска и Луганска. Команда его была укомплектована из добровольцев этих двух городов, но луганчан в ней было значительно больше. Командовал бронепоездом волевой и опытный командир тов. Бондаренко, комиссаром был тов. Енин. В состав боевого эки-пажа входили наши земляки: командиры орудий И. Горошенко, В. Владимиров, артиллеристы Н. Афонин, И. Дюжев, стрелок-радист А. Драгунов, разведчик С. Волков, пулеметчик десантной роты А. Фальченко и многие другие.
[...] Фашисты неоднократно посылали на бронепоезд бомбардировочную авиацию. Однако в схватке с воздушными пиратами неизменно выходили победителями отважные зенитчики. Но 15 июля 1942 г. немецкое командование бросило на бронепоезд 50 бомбардировщиков, каждый из которых сделал по 3—4 захода.
Бронепоезд был уничтожен. Но слава о нем облетела всю нашу страну. Мужество и отвага членов его боевой команды до конца Великой Отечественной войны служила образцом солдатской доблести в суровых битвах с фашистами. Большинство членов экипажа бронепоезда, оставшихся в живых, и сегодня трудится на тепловозостроительном заводе имени Октябрьской революции.
* * *
Двадцатилетним пареньком начал свой боевой путь на берегу Донца Саша Рай. Его назначили комсомольским вожаком роты.
Он первым шел в атаку, увлекая своим примером таких же, как он, молодых солдат.
Однажды было так. Командир дал важное и очень трудное задание: пробиться с группой солдат на фланг немецкой обороны и отрезать врагу путь к отступлению. Комсорг роты прошел со своими товарищами через линию фронта, выбрал господствующую высоту и, установив там пулемет, стал ждать. Когда фашисты под натиском советских войск попытались отойти и закрепиться на новых рубежах, он открыл из своего пулемета губительный огонь.
В этом бою он лично убил пятьдесят фашистов, вся его группа выполнила приказ.
Сколько было таких эпизодов! Донец, Днепр... Сотни сел и городов— этапы большого пути Саши Рая. Дважды он был ранен. И снова возвращался в строй.
[...] Возвратившись с фронта, Рай увидел на месте завода разрушенные цехи, взорванные корпуса. Он принимал активное участие в восстановительных работах, в налаживании производства новых локомотивов [...]
* * *
[...] Совсем молодым пареньком в 1930 г. пришел в сталелитейный цех Александр Краснокутский. Перед войной это был уже квалифицированный рабочий, знатный труженик завода. Но война прервала мирный труд. Уже в первые дни Александр Краснокутский стал десантником. Где только ни пришлось побывать воину. Вместе с другими солдатами он на броне танка форсировал Днепр, освобождал украинские города и седа. Его грудь украсили ордена Славы третьей и второй степеней.
Пришлось Александру Краснокутскому воевать и в родных местах. Он участвовал в боях за Донбасс: Старший сержант Краснокутский беззаветно выполнял свои воинский долг. Как-то на фронте сложилась такая обстановка, что нужно было во что бы то ни стало удержать мост. Старшему сержанту поручили возглавить отряд с противотанковыми ружьями и остановить атаку фашистских танков.
Выбрав удобную позицию, Краснокутский и его товарищи метко стреляли по танкам, один за другим вспыхивали вражеские машины. Хотя бой был и неравный, но победителем из него вышел Александр Краснокутский со своими товарищами. За мужество и отвагу Александру Андреевичу присвоили высокое звание Героя Советского Союза. Он был удостоен большой чести участвовать в параде Победы на Красной площади Москвы.
А потом снова родной завод и родной цех, вместе со всеми он восстанавливал их.
* * *
[...] Боевой путь Владимира Феофановича-Жильцова начался в партизанском отряде. Он воевал в партизанском отряде в нашей Луганской области, затем прошел всю Украину. Дошел до Берлина, а оттуда вместе с войсками совершил героический рейд на помощь восставшей Праге.
Первый подвиг, первый бой всегда крепко остаются в памяти . Хорошо помнит о нем и Владимир Феофанович. В районе города попасная фашисты сосредоточили большое количество артиллерии против наших войск. Командование обратилось к партизанскому отряду с просьбой выявить огневые точки противника.
Темной зимней ночью Жильцов с группой партизан прошел через вражескую линию обороны. Быстро обнаружили пушки и минометы, замаскированные стогами сена. Партизаны подожгли сено и взметнувшиеся языки пламени явились сигналом для наших артиллеристов. Массированным огнем вражеские огневые точки были подавлены. Путь пехоте открылся.
Это был первый подвиг Владимира Жильцова. Потом он подрывал вражеские эшелоны, брал в плен «языков». В действующей армии ему присвоили звание старшего лейтенанта и назначили заместителем командира батальона. Вместе со своим батальоном форсировал седой Днепр, освобождал Киев.
Отважно сражался батальон. Разве может забыть эти дни бывший заместитель командира, ныне мастер тепловозостроительного завода Владимир Феофанович Жильцов!
* * *
«Мы из Донбасса», — написал на стене рейхстага разведчик Виктор Седашев. Путь его к Берлину лежал через Харьков и Сумы, через сотни других украинских населенных пунктов. А сейчас бывший разведчик— слесарь кузовного цеха. По две и больше норм в смену — таков его нерушимый закон. В труде, как в бою, всегда впереди — таков девиз бывшего воина на фронте мирного труда.
* * *
В большом коллективе тепловозостроительного завода трудится много бывших солдат и офицеров. И среди них немало тех, кто участвовал в боях за освобождение Украины, кто первым вошел в феврале 1943 г. в освобожденный от гитлеровцев Луганск и с тех пор стал его жителем. Это — бывшая радистка, санитарка Вера Михайловна Мухтанова, Степан Федорович Лебедев и многие другие [...]
«Луганская правда», 17 октября 1964 г.
<< Назад | Вперёд >> |