Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению сборника ЛЮДИ ЛЕГЕНД. ВЫПУСК ПЕРВЫЙ

C.Краснов
КОМБРИГ КАРИЦКИЙ

Герой Советского Союза
 КАРИЦКИЙ Константин Дионисьевич
Герой Советского Союза
КАРИЦКИЙ Константин Дионисьевич

   Партизанское дело такое,
   Что во сне не бросаешь ружья,
   И себе ни минуты покоя,
   И врагу ни минуты житья.
   
   Из партизанских стихов
   
   Подвиг Героя Советского Союза Константина Дионисьевича Карицкого не мгновенная вспышка молнии, не удачное преодоление критической минуты. Героизм Карицкого рождался постепенно, крепчал в упорной длительной борьбе, проверялся терпением и временем, пройдя путь от неудач до успехов, до вершины партизанской славы. Подвиг Карицкого неразрывно связан с 5-й партизанской бригадой, венец ее боевой деятельности.
   5-я партизанская бригада формировалась в феврале 1943 года в деревне Ровняк Славковского района Ленинградской области - на зимней базе партизан 3-й бригады, Отдельного полка и местных самостоятельных отрядов, зажатых карателями в кольцо окружения. Новая бригада предназначалась для боевых действий в Струго-Краснен-ском районе - укрепленном опорном пункте захватчиков. Возлагая на эту бригаду большие надежды, Ленинградский штаб партизанского движения (ЛШПД) позаботился укрепить ее сильным командованием.
   Комбриг 5-й - дважды орденоносец капитан К. Д. Карицкий. Комиссар бригады - капитан И. И. Сергунин. Начальник штаба - майор Т. А. Новиков.
   Удачно были подобраны и другие руководящие работники бригады. Начальник политотдела И. И. Исаков, в прошлом моряк Балтийского флота, секретарь Оредежского РК ВКП(б), командир партизанского отряда, заместитель комбрига по разведке майор А. И. Иванов, начальник сан-службы, военврач III ранга В. А. Белкин, начальник связи бригады сержант Л. Д. Миронов, как и большинство отрядных вожаков,- кадровые военные и люди беззаветной храбрости.
   Вначале бригада состояла из двух отрядов. 10 марта 1943 года на лед озера Чернозерье (Новоржевский район) парашютным десантом высадились партизанский отряд младшего лейтенанта С. Н. Чебыкина и сводный отряд моряков, влившиеся в бригаду Карицкого. Маршрут 5-й бригады в заданный район предполагался недолгий - трех-четырехсуточный бросок на север. Цель - перерезать транспортные артерии неприятеля.
   Так предполагали. Но в жизни получилось иначе. На пути бригады, в Славковском и Порховском районах, начала свирепствовать так называемая "мартовская" карательная экспедиция. Деревни - пожарища, дороги - грохот танкеток, орудийных лафетов, топот зеленошинельных иноземцев. Фашисты наседали.
   Четырехнедельное отступление, изнурительные неравные бои, отсутствие боеприпасов и медикаментов, заметные потери в людях, удаление от Струго-Красненского района - все это привело к спаду боевого духа в бригаде.
   В начале апреля, получив через линию фронта боеприпасы, бригада двинулась из Валдая в заданный район. Численный состав бригады - 700 бойцов. На ее вооружении 399 винтовок, 232 автомата, 29 пулеметов, миномет, гранаты, взрывчатка, рация. Внушительная боевая сила! Но пробиваться на север пришлось три недели, сквозь огневые заслоны захватчиков.
   4 мая бригада форсировала разлившуюся реку Череха и остановилась у шоссейной и железной дорог на участке Карамышево - станция Узы. Впереди были войска неприятеля. Пока искали брешь, немцы обрушились на партизан. У деревни Тешково противник настиг бригаду. Бой длился весь день. Разведка донесла, что из Славковичей к месту боя вышла вражеская автоколонна с пехотой. Чтобы не оказаться раздавленной с двух фронтов, бригада, отрываясь от гитлеровцев, совершила за сутки 30-километровый бросок на юг, остановилась у деревни Малая Пустынька Сошихинского района.
   16 мая бригада вновь тронулась на север. Пересекла железную дорогу на участке Псков - Карамышево, под самым носом гарнизонов неприятеля. Комбриг вел партизан там, где немцы никак их не ожидали.
   Риск оправдался. Позади остались Карамышевский и окраина Новосельского района. 25 мая Карицкий ввел бригаду в заданный район, занял круговую оборону у деревни Вязовка - вблизи шоссе Псков - Луга, в 15 километрах от Варшавской железной дороги. Цель рядом. Посланные в дозор люди слышали гудки паровоза.
   Но радоваться не пришлось. В район на отдых прибыла с фронта немецкая дивизия.
   Действовать в этих условиях значило погубить людей. Требовалось принять решение, от которого зависела бы дальнейшая судьба бригады.
   Доложили в Ленинград. Штаб медлил с ответом. Наконец пришел приказ: бригаде разрешалось уйти в Уторгошский район, но с одним непременным условием - парализовать Витебскую железную дорогу на участке Батецкая - Сольцы и местные шоссейные дороги.
   С осеки 1943 года 5-я бригада начала свои наступательные боевые операции против карателей, свирепствовавших в Ленинградской области.
   К тому времени бригада располагала внушительным количеством оружия. Она имела 804 винтовки, 556 автоматов, 65 ручных и три станковых пулемета, восемь минометов, столько же ПТР, шесть раций, около сотни пистолетов самых различных систем.
   Но 28 октября 1943 года на партизанскую зону и на 5-ю бригаду обрушились танки и пушки, пехота так называемой "крымской" немецкой дивизии. Деревни Уторгошского района Киевец, Видоки, Рямешка, Веретье, Красицы, Зачеренье и Вережейка стали ареной двухнедельных сражений. Бои были тяжелыми. Погибли 22 партизана, 54 были тяжело ранены; неизвестна судьба свыше 30 бойцов. В самый разгар неравных боев с карателями - в праздник 7 ноября - в деревню Киевец прибежала лошадь К. Д. Карицкого. И по партизанским рубежам пронеслась тревожная весть: "Убит комбриг!.."
   Но Карицкий не погиб; раненым он вылетел из седла и упал в канаву. Осколок и пуля пробуравили толстый ватник и засели в мышцах левого надреберья.
   Хирург извлек осколок, а пулю не заметил (Константин Дионисьевич до сих пор носит ее в себе). Из штаба прислали самолет, но комбриг отказался от эвакуации, передав в полки: "Жив. Остаюсь в строю. Майор Карицкий".
   С этим же самолетом привезли из Ленинграда Красное знамя и вручили бригаде. Партизаны дали ленинградцам клятву, что опрокинут карателей. На их счету была уже не одна победа. Обезглавлен один из предводителей карательной экспедиции - начальник уторгошской жандармерии. Свыше 200 оккупантов навсегда распластались под холодным дождем. Разворочено два танка. Взлетел на воздух автобус с авиатехниками, направлявшимися по шоссе в Лугу и на Гатчинский аэродром. Два разведчика бригады проникли на аэродром Рельбицы, заминировали и взорвали четыре штабеля бомб, офицерское общежитие, бензовоз. Бои, упорные бои...
   К середине ноября каратели, не достигнув цели, выдохлись. Натиск их спал. Инициатива перешла в руки партизан. Инициатива! Кто из военачальников не мечтает о ней! Не раз и не два вспоминал Карицкий о покойном комбриге 3-й Александре Германе, ничем так не дорожившем, как боевой инициативой. И только теперь, впервые за время долгих тяжких, фактически оборонительных боев, бригада наконец-то перехватила боевую инициативу. Ее полки сразу же почувствовали себя сильнее. Неизмеримо поднялся морально-боевой дух личного состава. В бригаде родилась бодрая маршевая песня:
   Путь по тылам всегда суров и труден, Но сквозь огни прошли наши полки. В бой нас ведут Карицкий и Сергунин. В бой нас ведут орлы-большевики.
   Бодрость и вера в успех явились лучшим лечебным средством для ран комбрига.
   К началу разгрома немцев у стен Ленинграда 5-я бригада действовала на прежнем месте - в партизанской зоне. Южнее по соседству с ней, в Павском районе, находилась 10-я бригада. Бригадам было приказано оседлать железную дорогу от города Луги до Струг Красных, а также на 77-километровом участке шоссе, вывести из строя дорогу, не дать фашистским извергам возможности угонять в свое логово советских людей, увозить награбленное добро.
   Получив приказ, Карицкий отдал распоряжение своим полкам - первому и четвертому - выйти в первоначально заданный район. На второй же день перехода наших войск в наступление под Ленинградом, 15 января 1944 года, партизаны Карицкого вышли на шоссе Псков - Луга, парализовали движение автотранспорта противника, двинулись к заветной "железке". Начальник ЛШПД Михаил Никитович Никитин, высоко оценив действия 5-й бригады, передал по радио для всей партизанской армии: "Берите пример с Карицкого". Затем в бригаду прибыл представитель штаба.
   Ознакомившись с дислокацией и задачами полков 5-й бригады, он одобрил планы и действия Карицкого. Полк С. Чебыкина, как и прежде, оставался диверсионным, охранным, резервом командования бригады. Полки В. Егорова и В. Пучкова устремились к Варшавской дороге. Но взойти на "железку" не так-то просто - по обе стороны дороги скопление гитлеровских войск, боевой техники. Прорвались лишь разведывательные и диверсионные группы.
   Полк А. Тараканова находился у Витебской железной дороги. Его трехмесячные наступательные действия увенчались освобождением 27 января станции Передольская. Полк удерживал станцию до подхода 7-й гвардейской танковой бригады. Здесь-то и произошла ликующая встреча партизан 5-й бригады с частями Красной Армии.
   Танкисты, взломав оборону немцев, ушли на новое задание. В прорыв устремилась 256-я Краснознаменная стрелковая дивизия 59-й армии Волховского фронта. Воспользовавшись тем, что дивизия вырвалась далеко вперед, противник отрезал ее. Тотчас же Карицкий получил из оперативной группы ЛШПД при штабе Волховского фронта приказание выручить армейцев, оказавшихся в окружении. Комбриг снял с Псковского шоссе свой 4-й, самый мощный и подвижный полк и бросил его на помощь полку Тараканова для выручки 256-й дивизии. Вместе с комдивом полковником А. Г. Козиевым они руководили круговой обороной.
   Краснознаменная 256-я дивизия и два полка 5-й партизанской бригады выстояли в кровопролитных боях до 12 февраля, до подхода основных сил армии. Жестокие это были бои. Враг непрерывно бомбил расположение наших частей. Для ориентировки фашисты посылали с земли зеленые ракеты. Карицкий, проявив находчивость, приказал партизанам пускать такие же зеленые ракеты в направлении войск противника. Пунктуальные немецкие пилоты по сигналу этих зеленых ракет основательно бомбили свои части.
   На ленинградской земле, на поле брани, шла заключительная сцена - самая напряженная и самая драматичная. Карицкий понимал, что в этих условиях, как никогда, требуются особая собранность, точный учет сил, осторожность. Он связался по радио с комиссаром бригады И. И. Сергуни-ным, руководившим вместе с начальником штаба М. С. Шохиным действиями 1-го и 3-го полков бригады в районе шоссе Псков - Луга. И было решено: сформировать из местных самостоятельных партизанских отрядов 5-й полк, направить его под командованием П. Ф. Скородумова к Варшавской дороге, чтобы тремя полками ворваться на основную магистраль отступающих немцев. 15 февраля, как только 256-я Краснознаменная дивизия вышла из окружения, Карицкий хотел спешно вести к Варшавской железной дороге полки А. Ф. Тараканова и В. В. Егорова. Ему очень хотелось верить, чтобы заключительный аккорд всей бригады прозвучал именно там, где она должна была воевать с первых дней своего рождения.
   Но главный "транспорт" партизан, как известно, собственные ноги. Бойцы навьючены - пулеметы и боеприпасы, раненые, да еще и хозяйственно-штабной обоз... Не успеть. Никак не успеть. Да и незачем. 168-я дивизия генерал-майора Егорова при поддержке 2-й имени И. Г. Васильева партизанской бригады под командованием Н. И. Синельникова уже овладела станцией и поселком Серебрянка. А 18 февраля двинулась 46-я дивизия полковника Борщева и партизанские бригады В. П. Объедкова и И. Г. Светлова разгромили 58-ю немецкую дивизию и приданные ей части и после жестокой схватки освободили станцию и районный центр Плюсса. Варшавская железная дорога на этом участке перестала служить оккупантам. Ленинградский фронт, развивая наступление, пошел вперед, на запад. Район действия 5-й партизанской бригады был освобожден от оккупантов.
   Вспоминая эти счастливые минуты, Константин Дионисьевич говорит:
   - Как-то даже не верилось вначале. Несколько минут назад мы дрались, как одержимые, лезли в самое пекло огня. И вдруг - тишина, полнейшая безопасность, мирный воздух. Ну, говорю, братцы родные, стройтесь в колонны...
   
   * * *
   
   6 марта 1944 года Международный (ныне Московский) проспект Ленинграда пережил одну из ликующих встреч. Широкие его тротуары и мостовая запружены народом. Пришли сюда и с Выборгской и Петроградской стороны, с Васильевского острова. В город-герой вступала бригада К. Д. Карицкого. Ленинградцы встречали прославленных партизан.
   Семитысячная бригада в составе пяти полков шла по родному городу твердой поступью, с чувством исполненного долга. Ей было в чем отчитаться перед ленинградцами. Только с 15 января по 20 февраля 1944 года бригада сбросила под откос 18 вражеских паровозов, 160 вагонов, 2 бронепоезда, разбила 151 автомашину, взорвала или сожгла немало вражеских складов, оборвала 173 километра связи, истребила около 2400 оккупантов, спасла от угона в нацистское рабство свыше 30 тысяч советских граждан.

Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.