C.Краснов
КОМБРИГ КАРИЦКИЙ
Партизанское дело такое, Что во сне
не бросаешь ружья, И себе ни минуты покоя,
И врагу ни минуты
житья. Из партизанских
стихов Подвиг Героя
Советского Союза Константина Дионисьевича Карицкого не мгновенная
вспышка молнии, не удачное преодоление критической минуты. Героизм
Карицкого рождался постепенно, крепчал в упорной длительной борьбе,
проверялся терпением и временем, пройдя путь от неудач до успехов, до
вершины партизанской славы. Подвиг Карицкого неразрывно связан с 5-й
партизанской бригадой, венец ее боевой
деятельности. 5-я партизанская бригада формировалась в феврале 1943 года в деревне Ровняк Славковского района Ленинградской области - на зимней базе партизан 3-й бригады, Отдельного полка и
местных самостоятельных отрядов, зажатых карателями в кольцо окружения.
Новая бригада предназначалась для боевых действий в Струго-Краснен-ском
районе - укрепленном опорном пункте захватчиков. Возлагая на эту бригаду
большие надежды, Ленинградский штаб партизанского движения (ЛШПД)
позаботился укрепить ее сильным
командованием. Комбриг 5-й - дважды орденоносец
капитан К. Д. Карицкий. Комиссар бригады - капитан И. И. Сергунин.
Начальник штаба - майор Т. А. Новиков. Удачно
были подобраны и другие руководящие работники бригады. Начальник
политотдела И. И. Исаков, в прошлом моряк Балтийского флота, секретарь
Оредежского РК ВКП(б), командир партизанского отряда, заместитель
комбрига по разведке майор А. И. Иванов, начальник сан-службы, военврач III
ранга В. А. Белкин, начальник связи бригады сержант Л. Д. Миронов, как и
большинство отрядных вожаков,- кадровые военные и люди беззаветной
храбрости. Вначале бригада состояла из двух
отрядов. 10 марта 1943 года на лед озера Чернозерье (Новоржевский район)
парашютным десантом высадились партизанский отряд младшего лейтенанта
С. Н. Чебыкина и сводный отряд моряков, влившиеся в бригаду Карицкого.
Маршрут 5-й бригады в заданный район предполагался недолгий - трех-четырехсуточный бросок на север. Цель - перерезать транспортные артерии
неприятеля. Так предполагали. Но в жизни
получилось иначе. На пути бригады, в Славковском и Порховском районах, начала свирепствовать так называемая "мартовская" карательная экспедиция.
Деревни - пожарища, дороги - грохот танкеток, орудийных лафетов, топот
зеленошинельных иноземцев. Фашисты
наседали. Четырехнедельное отступление,
изнурительные неравные бои, отсутствие боеприпасов и медикаментов,
заметные потери в людях, удаление от Струго-Красненского района - все это
привело к спаду боевого духа в бригаде. В начале
апреля, получив через линию фронта боеприпасы, бригада двинулась из
Валдая в заданный район. Численный состав бригады - 700 бойцов. На ее
вооружении 399 винтовок, 232 автомата, 29 пулеметов, миномет, гранаты,
взрывчатка, рация. Внушительная боевая сила! Но пробиваться на север
пришлось три недели, сквозь огневые заслоны
захватчиков. 4 мая бригада форсировала
разлившуюся реку Череха и остановилась у шоссейной и железной дорог на
участке Карамышево - станция Узы. Впереди были войска неприятеля. Пока
искали брешь, немцы обрушились на партизан. У деревни Тешково противник
настиг бригаду. Бой длился весь день. Разведка донесла, что из Славковичей к
месту боя вышла вражеская автоколонна с пехотой. Чтобы не
оказаться раздавленной с двух фронтов, бригада, отрываясь от гитлеровцев,
совершила за сутки 30-километровый бросок на юг, остановилась у деревни
Малая Пустынька Сошихинского района. 16 мая
бригада вновь тронулась на север. Пересекла железную дорогу на участке
Псков - Карамышево, под самым носом гарнизонов неприятеля. Комбриг вел
партизан там, где немцы никак их не ожидали. Риск
оправдался. Позади остались Карамышевский и окраина Новосельского
района. 25 мая Карицкий ввел бригаду в заданный район, занял круговую
оборону у деревни Вязовка - вблизи шоссе Псков - Луга, в 15 километрах от
Варшавской железной дороги. Цель рядом. Посланные в дозор люди слышали
гудки паровоза. Но радоваться не пришлось. В район
на отдых прибыла с фронта немецкая
дивизия. Действовать в этих условиях значило
погубить людей. Требовалось принять решение, от которого зависела бы
дальнейшая судьба бригады. Доложили в Ленинград.
Штаб медлил с ответом. Наконец пришел приказ: бригаде разрешалось уйти в
Уторгошский район, но с одним непременным условием - парализовать
Витебскую железную дорогу на участке Батецкая - Сольцы и местные
шоссейные дороги. С осеки 1943 года 5-я бригада
начала свои наступательные боевые операции против карателей,
свирепствовавших в Ленинградской области. К тому
времени бригада располагала внушительным количеством оружия. Она имела
804 винтовки, 556 автоматов, 65 ручных и три станковых пулемета, восемь
минометов, столько же ПТР, шесть раций, около сотни пистолетов самых
различных систем. Но 28 октября 1943 года на
партизанскую зону и на 5-ю бригаду обрушились танки и пушки, пехота так
называемой "крымской" немецкой дивизии. Деревни Уторгошского района
Киевец, Видоки, Рямешка, Веретье, Красицы, Зачеренье и Вережейка стали
ареной двухнедельных сражений. Бои были тяжелыми. Погибли 22 партизана,
54 были тяжело ранены; неизвестна судьба свыше 30 бойцов. В самый разгар
неравных боев с карателями - в праздник 7 ноября - в деревню Киевец
прибежала лошадь К. Д. Карицкого. И по партизанским рубежам пронеслась
тревожная весть: "Убит комбриг!.." Но Карицкий не
погиб; раненым он вылетел из седла и упал в канаву. Осколок и пуля
пробуравили толстый ватник и засели в мышцах левого
надреберья. Хирург извлек осколок, а пулю не
заметил (Константин Дионисьевич до сих пор носит ее в себе). Из штаба
прислали самолет, но комбриг отказался от эвакуации, передав в полки: "Жив.
Остаюсь в строю. Майор Карицкий". С этим же
самолетом привезли из Ленинграда Красное знамя и вручили бригаде.
Партизаны дали ленинградцам клятву, что опрокинут карателей. На их счету
была уже не одна победа. Обезглавлен один из предводителей карательной
экспедиции - начальник уторгошской жандармерии. Свыше 200 оккупантов
навсегда распластались под холодным дождем. Разворочено два танка. Взлетел
на воздух автобус с авиатехниками, направлявшимися по шоссе в Лугу и на
Гатчинский аэродром. Два разведчика бригады проникли на аэродром
Рельбицы, заминировали и взорвали четыре штабеля бомб, офицерское
общежитие, бензовоз. Бои, упорные бои... К середине
ноября каратели, не достигнув цели, выдохлись. Натиск их спал. Инициатива
перешла в руки партизан. Инициатива! Кто из военачальников не мечтает о
ней! Не раз и не два вспоминал Карицкий о покойном комбриге 3-й
Александре Германе, ничем так не дорожившем, как боевой инициативой. И
только теперь, впервые за время долгих тяжких, фактически оборонительных
боев, бригада наконец-то перехватила боевую инициативу. Ее полки сразу же
почувствовали себя сильнее. Неизмеримо поднялся морально-боевой дух
личного состава. В бригаде родилась бодрая маршевая
песня: Путь по тылам всегда суров и труден, Но
сквозь огни прошли наши полки. В бой нас ведут Карицкий и Сергунин. В бой
нас ведут орлы-большевики. Бодрость и вера в успех
явились лучшим лечебным средством для ран
комбрига. К началу разгрома немцев у стен
Ленинграда 5-я бригада действовала на прежнем месте - в партизанской зоне.
Южнее по соседству с ней, в Павском районе, находилась 10-я бригада.
Бригадам было приказано оседлать железную дорогу от города Луги до Струг
Красных, а также на 77-километровом участке шоссе, вывести из строя дорогу,
не дать фашистским извергам возможности угонять в свое логово советских
людей, увозить награбленное добро. Получив приказ,
Карицкий отдал распоряжение своим полкам - первому и четвертому -
выйти в первоначально заданный район. На второй же день перехода наших
войск в наступление под Ленинградом, 15 января 1944 года, партизаны
Карицкого вышли на шоссе Псков - Луга, парализовали движение
автотранспорта противника, двинулись к заветной "железке". Начальник
ЛШПД Михаил Никитович Никитин, высоко оценив действия 5-й бригады,
передал по радио для всей партизанской армии: "Берите пример с Карицкого".
Затем в бригаду прибыл представитель
штаба. Ознакомившись с дислокацией и задачами
полков 5-й бригады, он одобрил планы и действия Карицкого. Полк С.
Чебыкина, как и прежде, оставался диверсионным, охранным, резервом
командования бригады. Полки В. Егорова и В. Пучкова устремились к
Варшавской дороге. Но взойти на "железку" не так-то просто - по обе
стороны дороги скопление гитлеровских войск, боевой техники. Прорвались
лишь разведывательные и диверсионные
группы. Полк А. Тараканова находился у Витебской
железной дороги. Его трехмесячные наступательные действия увенчались
освобождением 27 января станции Передольская. Полк удерживал станцию до
подхода 7-й гвардейской танковой бригады. Здесь-то и произошла ликующая
встреча партизан 5-й бригады с частями Красной
Армии. Танкисты, взломав оборону немцев, ушли на
новое задание. В прорыв устремилась 256-я Краснознаменная стрелковая
дивизия 59-й армии Волховского фронта. Воспользовавшись тем, что дивизия
вырвалась далеко вперед, противник отрезал ее. Тотчас же Карицкий получил
из оперативной группы ЛШПД при штабе Волховского фронта приказание
выручить армейцев, оказавшихся в окружении. Комбриг снял с Псковского
шоссе свой 4-й, самый мощный и подвижный полк и бросил его на помощь
полку Тараканова для выручки 256-й дивизии. Вместе с комдивом
полковником А. Г. Козиевым они руководили круговой
обороной. Краснознаменная 256-я дивизия и два
полка 5-й партизанской бригады выстояли в кровопролитных боях до 12 февраля, до подхода основных сил армии. Жестокие это были бои. Враг
непрерывно бомбил расположение наших частей. Для ориентировки фашисты
посылали с земли зеленые ракеты. Карицкий, проявив находчивость, приказал
партизанам пускать такие же зеленые ракеты в направлении войск противника.
Пунктуальные немецкие пилоты по сигналу этих зеленых ракет основательно
бомбили свои части. На ленинградской земле, на
поле брани, шла заключительная сцена - самая напряженная и самая
драматичная. Карицкий понимал, что в этих условиях, как никогда, требуются
особая собранность, точный учет сил, осторожность. Он связался по радио с
комиссаром бригады И. И. Сергуни-ным, руководившим вместе с начальником
штаба М. С. Шохиным действиями 1-го и 3-го полков бригады в районе шоссе
Псков - Луга. И было решено: сформировать из местных самостоятельных
партизанских отрядов 5-й полк, направить его под командованием П. Ф.
Скородумова к Варшавской дороге, чтобы тремя полками ворваться на основную магистраль отступающих немцев. 15 февраля, как только 256-я
Краснознаменная дивизия вышла из окружения, Карицкий хотел спешно вести
к Варшавской железной дороге полки А. Ф. Тараканова и В. В. Егорова. Ему
очень хотелось верить, чтобы заключительный аккорд всей бригады прозвучал
именно там, где она должна была воевать с первых дней своего
рождения. Но главный "транспорт" партизан, как
известно, собственные ноги. Бойцы навьючены - пулеметы и боеприпасы,
раненые, да еще и хозяйственно-штабной обоз... Не успеть. Никак не успеть.
Да и незачем. 168-я дивизия генерал-майора Егорова при поддержке 2-й имени
И. Г. Васильева партизанской бригады под командованием Н. И. Синельникова
уже овладела станцией и поселком Серебрянка. А 18 февраля двинулась 46-я
дивизия полковника Борщева и партизанские бригады В. П. Объедкова и И. Г.
Светлова разгромили 58-ю немецкую дивизию и приданные ей части и после
жестокой схватки освободили станцию и районный центр Плюсса. Варшавская
железная дорога на этом участке перестала служить оккупантам.
Ленинградский фронт, развивая наступление, пошел вперед, на запад. Район
действия 5-й партизанской бригады был освобожден от оккупантов. Вспоминая эти счастливые минуты,
Константин Дионисьевич говорит: - Как-то даже не
верилось вначале. Несколько минут назад мы дрались, как одержимые, лезли в
самое пекло огня. И вдруг - тишина, полнейшая безопасность, мирный
воздух. Ну, говорю, братцы родные, стройтесь в
колонны... * *
* 6 марта 1944 года
Международный (ныне Московский) проспект Ленинграда пережил одну из
ликующих встреч. Широкие его тротуары и мостовая запружены народом.
Пришли сюда и с Выборгской и Петроградской стороны, с Васильевского
острова. В город-герой вступала бригада К. Д. Карицкого. Ленинградцы
встречали прославленных партизан. Семитысячная
бригада в составе пяти полков шла по родному городу твердой поступью, с
чувством исполненного долга. Ей было в чем отчитаться перед ленинградцами.
Только с 15 января по 20 февраля 1944 года бригада сбросила под откос 18
вражеских паровозов, 160 вагонов, 2 бронепоезда, разбила 151 автомашину,
взорвала или сожгла немало вражеских складов, оборвала 173 километра связи,
истребила около 2400 оккупантов, спасла от угона в нацистское рабство свыше
30 тысяч советских
граждан.
|