1942
6 ноября
Весь день
регистрировала рождения и браки. Одна пара принесла мне два вазона с
пушистыми хризантемами. Это своего рода свадебные букеты. Когда сделала
запись о браке и поздравила молодых, сказав, чтобы жили в любви и дружбе,
они, пожимая мне руку, тихонько молвили: -
Поздравляем с кануном Октябрьского праздника! - и пригласили завтра
вечером на праздник и свадьбу. Сегодня в рабочую
пору слышен был звонкий смех. Молодежь рано разбежалась домой. Нюся дала
мне украдкой три детских красных флажка. Домой
возвращались с Зиной в шестом часу. На дворе была такая темень, что друг
друга ощупью находили. На небе ни одной звездочки, лишь какие-то огромные
зарева в нескольких местах да трепещущие отблески от них. Чуть не сломала
ноги в темноте, а на прощание я и Зина поцеловали друг друга... в
нос. Уютно сейчас дома. В комнатах тепло, даже жарко, в общей кухне весело возятся мама, сестра и невестка: готовят на завтра
праздничный обед, пекут ржаные пироги. Дети - у
меня. Мальчиков привела сестра, чтобы они не мешали на кухне. Маринка
затеяла с ними свою любимую игру "в школу". Сквозь открытые двери вижу в
ее руках букварь. Напротив Маринки сидят за столом на стульчиках серьезные,
даже надутые от важности мальчики и не спускают с нее глаз. Развернув
букварь на первой странице, "учительница" спрашивает: - Кто же это? Оба
скажите. Мальчики уверенно говорят по
складам: - Ле-нин.
"Учительница"
продолжает: - Юрик скажет, кто такой
Ленин. Молчание. Мальчики думают. "Учительница"
догадывается, что им трудно произнести малознакомое слово, и приходит на
выручку: - Вождь. - Нас,
нас вождь! - весело подхватывают дети, а Маринка
дополняет: - Наш и всех трудящихся вождь и
учитель. Запомнили? Мальчики утвердительно кивают
головками. Потом девочка скупо хвалит малышей: -
Вы, я вижу, не такие уж и плохие. - И продолжает спрашивать:- А где сейчас
Ленин? Ты, Василек,
скажи. Василек, недолго
думая: - В домике возле елочек. В
Москве. - Правильно. Как домик называется?
Мальчики долго молчат, и "учительница" вновь
подсказывает им: - Мавзолей. Повторите за мной.
Детишки повторяют: -
Мав-зо-лей. Перелистав с деловым видом несколько
страниц букваря, Маринка показала еще несколько портретов и спросила: кто
это? Хрущева и Буденного Василек перепутал, а Юрик, когда "учительница"
его вызвала, поправил так: - У Буденного усы и
конь. Потом наши хлопчики сказали, кто такой
Ворошилов, узнали букву "а" и "б", выучили "в", продекламировали стишок о
"мудрой кошечке". Получив на "уроке" хорошие отметки, они отпросились
побегать, поиграть в жмурки. Вместе с "учительницей", ко-
нечно! Нет, сегодня дети, как видно, не дадут мне
сосредоточиться. Начинаются "жмурки" со
считалки: Эныки, бэныки,
ели вареники, Эныки, бэныки,
клёц! "Жмуриться" выпадает
Васильку, Юрик прячется у меня под столом. Маринка - в шкафу. Василек долго ищет, пока не догадывается. Снова
считалочка: ...От дуба до
дуба, До белого корня,
Сеточка, веточка, Дуб
золотой!.. "Жмурится"
Маринка. Эта очень быстро находит братиков под кроватью. Те не хотят
вылезать оттуда, протестуют: - Ты увидала сразу
двух, а нужен один! - А чего же вы залезли туда
вдвоем? - А вы не ссорьтесь, - вмешиваюсь я. -
Начните сначала. Дети и рады. Считалочек у них
великий запас. В этих рифмованных строчках - приметы времени, признаки
грозных событий, не вполне понятных, конечно, детскому
уму. Вот Маринка с увлечением
скандирует: Мандарина тут
летала, Она немцам бормотала:
Алды, балды,
пшик! Игру прерывает
Наталка. Она появляется в дверях с пирогом для каждого из детей, свежим,
теплым. Ребята поднимают радостный
крик.
|