|
|
|
|
|
1941
18
сентября
Александра Шарандаченко. |
...Большая перемена.
Притихшие, тревожно сосредоточенные дети жмутся к стенам и шепотом переговариваются. Ни смеха, ни игр. Будучи дежурной, зашла в учительскую и
услышала, как Григорий Кириакович, остановив техничку, которая направилась с
колокольчиком в коридор, потихоньку распорядился: -
Звонок дадите на пять минут позже, а сейчас пригласите сюда всех дежурных
учителей. Перемена была между четвертым и пятым
уроками. Сердце сжалось: значит, опять что-то случилось... Что же именно?
Радостное или еще более тягостное? Преподаватели быстро собрались в
учительскую. Многих из них не знаю: наша школа,
эвакуированная из Пущи на Подол, слилась с частью коллективов 19-й и 20-й
школ. Директором вновь созданной средней школы № 19 районный отдел
народного образования назначил нашего директора, Гречко Григория
Кириаковича. Убедившись, что собрались все педагоги,
директор, преодолевая волнение, сказал: - Оповестите
детей, что больше уроков не будет. Организованно, как всегда, выведите их из
школы и ничего не говорите им о причине прекращения заня-
тий. Замолчал на минутку, а затем, как бы разговаривая с
самим собою, глухо закончил: - Наша армия временно
оставляет Киев... У всех у нас дух захватило. Кто стоял -
окаменел, кто сидел -так и застыл на стуле. Ошеломленно смотрели на него: что,
мол, он говорит? ...Молча отправился каждый в свой класс
и вывел учеников из школы. Никто из детей не спросил и, видимо, даже не
догадался, почему сегодня только четыре урока. А мы
снова вернулись в учительскую. Тяжко, горько, больно. -
Завтра приходить нам в школу? -- спрашиваем с робкой
надеждой. - Завтра отдыхайте, - говорит Григорий
Кириакович, - а там видно будет, что дальше делать. Сейчас можете идти домой,
а кто хочет присоединиться к воинским частям, оставляющим Киев, приходите через час в районе. Григорий Кириакович остался отдавать
какие-то распоряжения техничкам и сторожу, а учителя начали медленно
расходиться. Задержались с коллегой у подъезда школы,
смотрим друг на друга и думаем об одном и том же: неужели наши улицы, наш
город могут стать не нашими? Попрощались. Доехала
лишь до завода "Дрижджовик" (Дрожжевой завод. 8). Впереди и далеко позади нас
огромное количество опустевших вагонов. Опросила вагоновожатого, долго ли
прядется ждать возобновления движения. Он хмуро
ответил; - Идите лучше пешком, ждать вам придется, может, не один год... - снял рукоятку и сам пошел пеш-
ком. В разных направлениях спешат люди, молча обходя
друг друга. Не помню, как добежала до своего двора. Всю
дорогу назойливо звенел в ушах тревожный детский голосок одного ученика,
который во время урока как-то спросил меня: - Ведь
правда, что наши не сдадут Киев немцам? Вопрос
ставился с чисто детской непосредственностью, и ответить на него следовало с
той же прямотой. Так именно я и поступила. Помнится, как насторожился весь
класс, когда я сказала: - Вообще-то не должны, но если
придется, так потом заберут обратно. Примчавшись
домой, увидела, что домашние заняты весьма практичным делом: как и многие
другие жители нашей улицы, они носят с пивоваренного завода зерно, которое
предназначено было для солода. Озабоченная мать сунула
мне какую-то сумку в руки, поспешно проговорила: -
Бежим с нами, принесем еще немного, а то оно там уже на
исходе. Всем семейством мы успели сбегать туда еще несколько раз. Под вечер со всех концов города послышались взрывы - это
отступающие части поднимали на воздух железнодорожные
мосты.
| |
|
|