Молодая Гвардия
 

АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ в портретах, иллюстрациях, документах:
Текст к разделу "Война священная"


А. Фадеев и М. Шолохов осматривают военные трофеи. Фотография 1941
А. Фадеев и М. Шолохов осматривают военные трофеи. Фотография 1941
Год 1941-й... Фашистские орды вторглись в Советский Союз. Весь советский народ по зову Коммунистической партии поднялся на защиту свободы и независимости социалистической Родины. В общую борьбу народов СССР против гитлеровской агрессии с первых дней войны включились и советские писатели, чтобы с оружием в руках и силой художественного слова сражаться против жестокого врага, посягнувшего на наш строй, нашу культуру, наше счастье, на наш радостный творческий труд. На митинге в Центральном доме литераторов писатели в первый же день войны заявили о своей готовности служить Родине, защищать ее от врагов.

"От нас требуется величайшая организованность, дисциплина и хладнокровие, соединенные с большевистским напором,- говорил в своем выступлении Фадеев.- Наглый враг, преступно нарушив существующий договор, без объявления войны напал на наши мирные города. Но мы знаем неодолимую силу советского народа и не сомневаемся, что победа будет за нами. Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке".

В годы Великой Отечественной войны тема защиты социалистической Родины от немецко-фашистской агрессии стала основной в творчестве Фадеева. Работа над темой гражданской войны, над романом "Последний из удэге" была прервана.

Как военный корреспондент "Правды" и Совинформбюро, Фадеев неоднократно выезжал на фронт. Его статьи и очерки о подвигах советских воинов и партизан, о зверствах немецко-фашистских захватчиков читала вся страна.

Фадеев находился на передовых рубежах общенародной схватки с фашизмом. "Когда-то он в числе делегатов партийного съезда с винтовкой и парой гранат в руках бежал по ровному, отполированному метелями льду Финского залива на неприступные форты мятежного Кронштадта. И теперь он заявил, что хочет видеть подлинную войну, даже если не даст в корреспонденцию ни одной строки",- вспоминает Борис Полевой о работе Фадеева - военного корреспондента.

А вот и свидетельство самого Фадеева - письмо с фронта жене, А. И. Степановой: "С машиной я благополучно добрался до вторых эшелонов фронта. Побывал в одном из авиационных полков, входящих в авиадивизию, которой командует Байдуков, Герой Советского Союза. Об этом полку я написал в "Правду".. . когда уже находился между Ржевом и Великими Луками, в селении, где расположена база корреспондентов центральных газет. Отсюда мы с Борисом Полевым попали в район жарких боев за Великие Луки. В течение семи-восьми дней шла борьба за дома и улицы, сопровождавшаяся сильными боями в воздухе и артиллерийским огнем... Потом, когда была занята половина города, мы перебрались в эту часть и здесь повидали столько величественного, трагического и прекрасного, что об этом вкратце не расскажешь".

Дважды - в 1942 и 1943 годах - прилетал писатель на самолете в осажденный врагами Ленинград. Написанные им очерки о ленинградской обороне, о героических защитниках города, выстоявших суровую зиму 1941-1942 годов, не сдавших родного города врагу, печатались в центральных газетах и журналах, а в 1944 году вышли в свет отдельной книгой под названием "Ленинград в дни блокады".

Тема трудового подвига советских людей - центральная тема очерков. Фадеев рассказывает о рабочих Кировского завода, которые живут и работают, как на фронте, под артиллерийскими обстрелами врага, о водолазах ЭПРОНа, обслуживающих ледовую трассу, "дорогу жизни" через Ладожское озеро, по которой в Ленинград в дни блокады шло оружие, боеприпасы, сырье, топливо, продовольствие. Писатель создает образы ленинградских женщин и школьников - бойцов противовоздушной обороны города, которые с опасностью для жизни тушили зажигательные бомбы, извлекали после бомбардировок из развалин раненых и контуженых.

В этих людях писатель видит и раскрывает черты нового человека, с особенной силой проявившиеся в трудные годы войны.

По возвращении в Москву с фронтов Великой Отечественной войны Фадеева всегда ждали многие дела и заботы. Он по-прежнему руководил работой Союза писателей СССР, редактировал газету "Литература и искусство".

Неутомимо служил он делу сплочения всех сил, борющихся против фашизма. Он - деятельный член Всеславянского комитета, участвует в составлении пропагандистских материалов для славянских стран, порабощенных гитлеровской Германией, по радио через головы врагов обращается к чехословацкому народу с призывом не падать духом, усилить борьбу против оккупантов.

Фадееву многое хотелось сказать о наших людях в дни войны и в годы социалистического строительства. Этот творческий замысел писатель воплотил в большом эпическом произведении - романе "Молодая гвардия".



* * *

А. Фадеев, Вс. Вишневский, Н. Тихонов среди военных корреспондентов Ленинградского фронта.
Фотография 1942
А. Фадеев, Вс. Вишневский, Н. Тихонов среди военных корреспондентов Ленинградского фронта. Фотография 1942


Советская Армия, одержавшая великую победу над немецко-фашистскими захватчиками на берегах Волги, в ноябре 1942 года перешла в контрнаступление. Началось освобождение временно оккупированной врагом территории.

В феврале 1943 года был освобожден небольшой шахтерский городок Краснодон в Донбассе. Тогда и стало известно, что за несколько недель до прихода советских войск фашистские палачи изуверски казнили комсомольцев - членов подпольной антифашистской организации "Молодая гвардия".

Советская Родина не забыла о подвигах своих сыновей и дочерей. 13 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно были награждены орденами Советского Союза погибшие за Родину молодогвардейцы, а также оставшиеся в живых члены "Молодой гвардии". Руководителям штаба "Молодой гвардии": Олегу Кошевому, Ивану Земнухову, Сергею Тюленину, Ульяне Громовой, Любови Шевцовой - было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

"Пройдут годы, исчезнет с земли гитлеровская погань, будут залечены раны, утихнет боль и скорбь, но никогда не забудут советские люди бессмертный подвиг организаторов, руководителей и членов подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия". К их могиле никогда не зарастет народная тропа",- писала 15 сентября 1943 года "Правда", сообщая о награждении молодогвардейцев.

К моменту опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР Фадеев уже ознакомился с документами о деятельности молодогвардейцев-краснодонцев. Об этом свидетельствует статья Фадеева "Бессмертие", напечатанная 15 сентября 1943 года в том же номере "Правды", в котором был опубликован Указ. В этой статье даны краткие, но выразительные характеристики пяти отважных молодогвардейцев. "Это была наша советская молодежь - та самая, которая растет вокруг нас, воспитывается в советской школе, пионерскими отрядами, комсомольскими организациями,- писал в этой статье Фадеев.- Враг стремился истребить в ней дух свободы, радость творчества и труда, привитые советским строем. И в ответ на это юный советский человек гордо поднял свою голову".

С материалами о деятельности молодогвардейцев Фадеева ознакомил Центральный Комитет ВЛКСМ. Эти материалы захватили и взволновали писателя, он увидел, что они являются прекрасной основой для создания большого романа о нашем обществе, о наших людях, о партии, о замечательной советской молодежи.

Писатель поехал в Краснодон. Краснодонцы оказали большую помощь Фадееву. Они рассказывали о погибших героях, писали воспоминания о них, разыскивали сохранившиеся фотографии, ученические тетради, дневники молодогвардейцев.

С огромным волнением работал Фадеев над этими ценнейшими документами. "Я старался,- пишет он,- не пропустить ни одного из выдающихся дел "Молодой гвардии..." Собранные Фадеевым документальные материалы испещрены его пометками: "к сюжету", "внешность", "очень важно", "в уста того или иного героя" и т. д.

Читая воспоминания матери Вали Борц о Любе Шевцовой, о том, как никогда не унывавшая в тюрьме Люба, получив передачу от матери, "поставила у ног корзину, стала извлекать оттуда содержимое, покачивала головой, смеялась и пела: "Люба, Любушка, Любушка-голубушка, я тебя не в силах прокормить!",- а полицейскому сказала: "Скажите матери, что Любка жива, здорова, просит, чтобы побольше передавала борща!" - писатель написал на полях: "Милая, прелесть моя!"

Большой жизненный и литературно-творческий опыт помогали Фадееву в работе над романом. Тема "Молодой гвардии" была близка писателю по его собственной боевой юности. Работа молодогвардейцев в подполье, в тылу врага была хорошо знакома ему по незабываемым дням гражданской войны на Дальнем Востоке. Ни в одном из предыдущих романов Фадеева не ощущаешь такой близости автора к героям, как в "Молодой гвардии". Это и неудивительно: по словам ее автора, многие страницы этого героического и трагического романа "писаны кровью его сердца".

А. В. Фадеева, мать писателя, которая в это время жила вместе с ним в Переделкино, рассказывала, что она не раз слышала сквозь дверь рабочего кабинета глухие рыдания сына.

Использовав в "Молодой гвардии" документальный материал, передав индивидуальные особенности биографии героев, сохранив некоторые имена, писатель вместе с тем создал подлинно художественное произведение. "Обыкновенно меня спрашивают, в какой степени мой роман точно отражает действительность, много ли там художественного вымысла? .. Конечно... в моем романе очень много фактического материала. Большинство фактов - это реальные факты. Характеры молодогвардейцев, за некоторыми исключениями, я тоже стремился изобразить настолько правдиво, насколько мог,- по рассказам их родителей, товарищей по школе и оставшихся в живых молодогвардейцев. Даже наружность, за редким исключением, я старался изобразить по тем фотографиям, которые имел, и исходя из того, что рассказывали мне люди, знавшие молодогвардейцев...

Итак, мой роман построен на фактах. Вместе с тем, конечно, это и не история, это, часто, подлинные факты, и все-таки в них много художественного вымысла. У меня имеются, например, вымышленные герои. В Краснодоне не было старого подпольщика Матвея Шульги, играющего, однако, большую роль в романе...

Многие детали, события, разговоры, переживания, связанные с судьбой людей, которых уже нет, навсегда остались нераскрытыми. Мне приходилось догадываться, "домысливать", как это все было: как поджигали биржу, как происходило освобождение пленных красноармейцев. Ведь все участники этих дел, совершавшихся в глубокой тайне, погибли, никто не может рассказать точно об этих делах.

Кто может сейчас сказать, о чем разговаривали, что думали, переживали юноши и девушки и в часы свершения своих героических дел, и в часы дружеских или любовных бесед? Об этом можно только догадываться. Значит, это и действительная история, и в то же время художественный вымысел. Это - роман".

Фадеев работал над "Молодой гвардией" около двух лет. В 1945 году началась публикация романа в газете "Комсомольская правде" и в журнале "Знамя", а вскоре вышло в свет его отдельное издание. "Молодая гвардия" становится широко известным, любимым произведением советских читателей. В 1946 году роман был отмечен Государственной премией Первой степени.

Тема героической борьбы и трагической гибели комсомольцев-молодогвардейцев, мастерски раскрытая Фадеевым, обеспечила успех романа.

Вместе с тем в первой редакции "Молодой гвардии" имелись и серьезные недостатки. Как отмечала газета "Правда", "автор не сумел проникнуть в жизнь и работу партийных подпольных организаций, изучить ее и достойно показать в романе".

Фадеев признал критику своего романа справедливой. В одном из своих писем в январе 1948 года он писал: "Меня покритиковали не за то, что эти подпольщики плохо описаны, а за то, что нужно было бы шире показать деятельность нашей партии в подполье и показать не только таких большевиков, которые оказались организационно слабыми и провалились, а главным образом таких, что сумели организовать силу для действенного отпора немецко-фашистским захватчикам. Последнее, конечно, более типично, и я это еще сделаю".

Сам Фадеев не считал первую редакцию романа совершенной. В 1947 году в одном из своих выступлений он сказал о "Молодой гвардии" так: "...для меня это еще совсем не остывший кусок металла, до которого еще нельзя дотронуться рукой, многого еще не вижу. Мне нужно еще некоторое время, чтобы я мог объективным глазом посмотреть на все, и тогда придется с годами некоторые вещи постепенно поправлять, дополнять, вычеркивать".
А. Фадеев и А. Чаковский в блокадном Ленинграде.
Фотография 1942
А. Фадеев и А. Чаковский в блокадном Ленинграде. Фотография 1942


Писатель вновь вернулся к изучению материалов о Великой Отечественной войне, партизанском движении на Украине и Краснодонском подполье и переработал роман.

О второй редакции романа "Правда" писала: "Основное достижение писателя состоит прежде всего в правдивом изображении того, как партия направляла усилия народа в борьбе с врагом. Эта важнейшая тема раскрыта в художественно выразительных образах большевиков, в реалистических сценах, дающих широкое изображение деятельности партийной организации, картины народной жизни в годы Великой Отечественной войны".

Центральное место в романе занимают образы молодогвардейцев. В них Фадеев обобщил черты и свойства советской молодежи, которые охарактеризовал следующими словами: "Самые, казалось бы, несоединимые черты - мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение,- эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения".

Крупным планом показал писатель пятерых комсомольцев, составлявших ядро штаба "Молодой гвардии": Олега Кошевого, юношу пытливого ума, гармонически развитого, влюбленного в жизнь, воспитанного на произведениях Максима Горького и Николая Островского; Ваню Земнухова - молодого поэта, которого за глубокие знания товарищи не без уважения называли "профессором"; Сережу Тюленина, подвижного как ртуть, смелого и бесстрашного, инициатора и исполнителя многих славных дел "Молодой гвардии"; поэтичную, умную, собранную и хладнокровную Улю Громову; находчивую, бесстрашную, жизнерадостную и обаятельную Любу Шевцову.

Фадеев очень любил своих юных героев. О каждом из молодогвардейцев он сказал свое доброе слово, видя в них воспитанников партии и комсомола, достойно продолжающих революционные боевые традиции своих отцов и старших братьев. В образах молодогвардейцев воплощены гуманистические и эстетические идеалы мира социализма.

С любовью выписаны Фадеевым образы людей старшего поколения, образы коммунистов, мужественных сынов и руководителей народа: Проценко, Лютикова, Валько, Шульги, их друзей и товарищей, о которых писатель вдохновенно писал: "Все время войны, от первого ее дня до нынешнего, было слито для этих людей в один беспрерывный день труда такого нечеловеческого напряжения, какое под силу только закаленным богатырским натурам".

Много места в романе отведено тем, кого называют рядовыми советскими людьми, тем, кто был опорой коммунистов и комсомольцев в их борьбе против врагов Родины. Прекрасному светлому миру социализма противостоит мир зла и черной ненависти, мир фашизма. Своим романом Фадеев предупреждал читателей, что хотя фашисты уже обречены, но живет еще то, что их породило и порождает: власть денег над людьми, буржуазный строй, им-периализм. Со страниц фадеевского романа звучит предупреждение, подобное фучиковскому: "Люди, я любил вас, будьте бдительны!"

"Молодая гвардия" - это пламенный гимн в честь советской молодежи, всего советского народа, победившего своих врагов. Это роман о непобедимости идей партии, о несокрушимости нашего советского строя, о торжестве социализма.

Писатель вкладывает прекрасные слова о советском человеке в уста Матвея Костиевича Шульги: "Что может быть у нас самого дорогого на свете... ради чего стоит жить, трудиться, умирать? То ж наши люди, человек! Да есть ли на свете что-нибудь красивше нашего человека? Сколько труда, невзгоды принял он на свои плечи за наше государство, за народное дело! В гражданскую войну осьмушку хлеба ел - не роптал, в реконструкцию стоял в очередях, драную одёжу носил, а не променял своего советского первородства на галантерею. А в эту Отечественную войну со счастьем, с гордостью в сердце понес он свою голову на смерть, принял любую невзгоду, труд,- даже ребенок принял это на себя, не говоря уже о женщине,- а это ж все наши люди, такие же, як мы с тобой. Мы вышли из них, все лучшие, самые умные, талантливые, знатные наши люди,- все вышли из них, из простых людей!.."

В этих словах выражена одна из основных идей романа.

"Молодая гвардия", наряду с романом "Как закалялась сталь" Н. Островского, стала настольной книгой молодежи, одним из самых любимых произведений советской литературы.

Не только по идейному содержанию, но и по своей совершенной художественной форме роман "Молодая гвардия" - новое выдающееся достижение искусства социалистического реализма, новый взлет замечательного таланта Александра Фадеева.

"Когда роман переведен более чем на тридцать языков, когда он инсценирован и экранизирован и с восхищением принят на всем земном шаре,- трудно представить, какие еще можно предъявить к нему требования",- к такому выводу приходит одна из газет ГДР.

"Если история одной цивилизации и один из ее величайших моментов должны быть выражены одним только литературным произведением, то в СССР таким произведением вполне может служить "Молодая гвардия" А. Фадеева",- писала парижская газета.

Об огромном влиянии "Молодой гвардии" на умы и чувства читателей свидетельствуют и многие другие отзывы о романе, полученные из различных стран.

Героические подвиги молодогвардейцев вдохновили не только Фадеева. Им посвящены и другие произведения прозы, поэзии и драматургии, созданы кинофильм (режиссер С. Герасимов) и опера (композитор Ю. Мейтус). О них рассказывают картины и скульптурные произведения советских художников.
<< Назад Вперёд >>