Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку документов

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЧЕНИКАХ
   ШКОЛЫ ИМ. ВОРОШИЛОВА г. КРАСНОДОН
   КОЛОТОВИЧ АННЫ ДМИТРИЕВНЫ,

(продолжение)

БУДНИ 5 класса "В"
   
   В свободный час иногда я читала ребятам книжку, обычно что-нибудь из художественной литературы, отмечая, что кому больше нравится. Почти всегда в конус чтения следовала просьба: дать книжку на дом, почитать ее. Давала при условии рассказать товарищам.
   Все чаще я стала слышать разговоры о том, что в 5 классе "В" можно почти спокойно работать. Не стала жаловаться и молодая учительница, особенно когда в качестве завуча пришел к нам в школу Антон Васильевич Умесько, хороший методист, который помог молодому товарищу поднять свое педагогическое мастерство.
   Были, конечно, и всклокоченные чубы, были и неумытые физиономии /мать на замок заперла, проспал, проснувшись некогда было умыться/ но все эти явления встречалась все реже и реже, так как мы мимо их не проходили, а любителей подвергнуться шуткам стороны товарищи становилось все меньше.
   Теперь уж нельзя было свистнуть безнаказанно на уроке /выдадут а там возись/. Нельзя было ни за что ни про что побить девчонку и т.д.
   Нами было отмечено еще одно явление: систематически изводили тех, кто хорошо учился. Отличником пришел учащийся из четвертого класса, а, бывало стоит "красный как рак" и отказывается отвечать. Отметили мы и инициаторов этого дела: Прилепский Владимир, Иванцов Ким, Назаревич Виктор и другие. Эта болезнь была свойственна не только пятому классу "В", а и учащимся других классов. На борьбу с ней и пошел наш коллектив.
   Преследуя отличников и хорошистов, ребята зорко следили за оценкой, и часто создавались конфликты на этой почве /особенно у Надежды Денисовны Извариной/. Как требовательный учитель, она за нерешенные дома задачи могла поставить тринадцать-пятнадцать двоек и тем вызвать бурю возмущений.
   Ребята завопили, всякая полученная плохая оценка влекла вызов и разговор с родителями.
   Договорившись, мы перестали спрашивать отличников и все свое внимание сосредоточили на остальной массе учащихся.
   Среда классных руководителей того времени, своей заботой о детях отличалась Изварина Надежда Денисовна. Никто лучше ее не знал ребят своего класса. Она знала, где и кем работает отец, что делает сестра, которая когда- то училась у Надежды Денисовны, она даже случай какой-нибудь вспомнит из ее школьной жизни. Надежда Денисовна найдёт дорогу в "святое святых" своих питомцев.
   Побывает она и на квартирах у них, не изменилась ли обстановка, и часто можно было видеть, как Надежда Денисовна просила того или другого учителя не спрашивать Витю или Катю, так как у них не все благополучно дома, и они не могли приготовить уроков. Часто задавали ей насмешливый вопрос: а не обманывают ли ее питомцы, так ли это в самом деле?
   Пытались даже проверить / завуч/, но дело оказалось серьезнее, чем мы предполагали. Помнится, на одном из педсоветов, мы особенно долго толковали по вопросу того, ставить ли оценку за закрепление материала, и мне слышится ее трезвый голос;
   - Если всерьез говорить о качестве получаемых ребятами знаний, то нужно ставить. Это заставит ребят внимательно относится к объяснению учителя, а следовательно меньше потребуется времени для подготовки урока. Повысятся знания учащихся. Выше станет качество нашей работы
   Окончилась первая четверть, и мы почувствовали, что ребят таки взяли мы в руки, что дисциплина по школе растет, а перед нами еще была перспектива переселения в новое здание, переселение на которое мы очень рассчитывали. Как новая одежда, хорошо пригнанный костюм, новая кепка и начищенные ботинки, делают человека увереннее, так и новая школа, хорошие светлые комнаты, должны были сыграть свою определенную положительную роль.
   Последний день учились мы в старом здании, вели беседы о том, что стоит содержание какого школьника Советскому государству, делали сравнения с учебой детей капиталистических стран, говорили о необходимости беречь имущество школы и т.д.
   
   
    ШКОЛА, N4 имени К.В. ВОРОШИЛОВА
   
   5 ноября 1937 года, ребята должны была собраться во дворе новой школы.
   Гордо возвышалось новое здание, гостеприимно открывшее двери своего двора появившейся детворе.
   На здании школы /ее фасадной части/ красовалась надпись, привлекшая внимание всех нас; "Школа N4 имени К.В. ВОРОШИЛОВА". Двор школы был огорожен красивой решеткой, но, во дворе еще были заметны следы недавно отстроенного здания. Внимание ребят привлекли две железные лестницы, дающие возможность быстро подняться на крышу школы.
   То там, то здесь показывалась фигура учителя, а по заведенной привычке, мы, не только дежурный учитель, но и весь коллектив находился с группами своего класса, организуя их досуг.
   Вот только такая четко налаженная работа и позволила нам в сравнительно короткие сроки /первая четверть/ добиться некоторых организационных форм.
   Поклассно построилась школа во дворе и с каким-то благоговейным чувством вошла в здание. Скоро своды школы огласились детскими- голосами. в школу потребовалось полчаса, но освоить ее, повести работу так, чтобы сделать это учреждение образцовым, привлечь к этому делу ребят, во всю широту поставить вопросы принципиального значения: честь школы, честь класса - вот мысль, которая нас волновала и требовала максимального напряжения, и еще более продолжительного времени.
   Никогда педсовет, после рабочего дня, не был таким продолжительным, хотя вышли мы все, помнится, без особых следов утомления. В дверях школы у нас появился швейцар, в соответствующем костюме, что, кажется, особенно импонировало ребятам. Как то притихли они. Даже внешний вид некоторых изменился. Почти все стали ходить обутыми, и это объяснялось не только условиями погоды /в этот год на редкость стояли погожие дни/, а общей подтянутостью, которая тогда наблюдалась у нас. Много пришлось поработать нам тогда. Душею всего этого дела был Израецкий Н.А., который, работая в РОНО, взял у вас, как преподаватель физики-уроки.
   
   КРУЖКОВАЯ РАБОТА
   
   Мы решили широко развернуть кружковую работу/благо было где/, общественную работу, работу по педагогизации родителей, прекрасно понимая, что без этого звена мы не выполним поставленных задач. И в то время, как хозяйственная часть, с помощью ребят приводила в порядок двор, отводила места для спортивных площадок, мы приступили к организации кружков. Помнится, их у нас было много: драматический, литературный, физкультурный, технический, антирелигиозно-химический, юннатский, моделирования, и другие. Мы договорились о твердых условиях, что только в крайнем случае, можно быть членом двух кружков. Посещение их являлось добровольно-обязательным /пропустивший три занятия механически выбывает/.
   Учебная часть контактировала работу. Начала у нас расти комсомольская организация, заметной стала пионерская работа и т.д.
   
   
    ЮННАТЫ
   
   Помнится мне первое собрание юннатскою круша, на котором мы утверждали план кружковой работы.
   Здесь потряхивала рыжей головкой Люба Шевцова, Сережа Тюленин, Толя Орлов, Володя Лукьянченко, Лесик Воробьевокий и другие.
   Помнится мне весна 1938 года.
   Утро, весеннее солнце разбрасывает свои лучи. Вдали на улице появляются две фигурки девочек, которые с оживленным говором побираются к школе. Это "досужие дежурные" вчерашнего дня, которые должны проверить: не поломаны ли деревья, не выдернуты ли цветы, целы ли скамейки и т.д.
   Всё это нужно сделать до прихода дежурных первой смены.
   Наш двор, к весне первого года, имел уже другой торжественно культурный вид.
   Строго размеченные дорожки, окаймлённые декоративными деревьям, с рядом скамеек по бокам, клумбы, физкультурные площадки- все это выглядело празднично и строго торжественно.
   Вчера только прошло очередное собрание юннатского кружка, где было отмечено, что дежурство осуществляется учащимися классов, контроль за этим делом и руководство остается за членами кружка.
   Тени еще очень много и одеты клумбы, богатой петуньей, львиным зевом, табаком и т.д. точно зашевелились.
   С поливальником в руках, по газонным дорожкам, две маленькие коротышки девочки доканчивают поливать клумбу, неполитую вчера /закрыли воду/. Ночная фиалка изливала свой аромат. Головки цветов ещё не свернулись. Вот что записали тогда в тетради дежурного подружки,
   28 мая. На клумбе N4 вырыта георгина /злостной рукой/. Приходил вор босым, потому что не очень повредил газонные дорожки. Расцвели анютины главки, прибавилось левкоев, большое разнообразие петуньи
   Скрылись ранние весенние цветы, как бу дто даже следов не осталось. Над некоторыми из них мы поставили отметку; что-то появится весною? Пробу корней чистяка /клубней/мы взяли для гербария. /из своего питомника - вот здорово!/.
   Дорожки-боковины украсились цветущим эспарцетом и люцерной.
   Спортивная площадка - хоть сейчас играй.
   Дежурство было круглосуточным и поэтому вот что записали дежурные во вторую половину дня:
   Сломали два левкоя, три астры и т.д.
   Сделал ученик третьего класса Деревянкин Костя /я его отшлепала/. Вот такие примерно записи можно было встретить в тетради дежурного.
   Записи проверялись на наших собраниях, а иногда просто ко мне приставали ребята:
   -Анна Дмитриевна, посмотрите, что там дежурные записали?
   Я поощряла расширенную запись и иногда бросала: "Молодец! Хорошо!", а это, конечно, учитывалось ребятами и создавало определенный тон в работе.
   Если случалась покража с наших клумб, никто лучше названных подружек не проводил дознания.
   Все равно Люба узнает, кто похитил посаженный цветок или оставленную плошку, или кто изломал посаженное деревце, а то и изрезал его ножом. С малышами она расправлялась сама. Со сверстниками вступала в спор, который часто кончался ссорой, а иногда рукопашной схваткой. Как то во время дежурства я заметила, что из губы у Любы сочилась кровь.
   -Что с тобой? Как разбила?
   Люба засматривала в микроскоп и сделала вид, что совершенно не слышала моего вопроса. Ира Браилко так с расстановкой говорит:
   - Иванцов Ким локтем двинул и зацепил Любу.
   Почти каждое дежурство Любы ознаменовывалось такого рода делами, что меня начало, наконец, беспокоить.
   -Опять!- сказала я.
   -А он пускай не ломает клен! Я раз ему сказала, два... А он точно нарочно. Я тогда толкнула его, а он....
   Тут Люба замолчала. Я поняла, что случилось дальше.
   Ким Иванцов, соклассник Любы Шевцовой, отличался особенностями своего поведения. Белоголовый паренек, он, казалось, совершенно не уважал старших учителей. Во всяких из ряда вон выходящих поступках, обязательно участвовал Ким. Помнится мне, дежуря по школе, я вошла в 6 класс "Б" во время перемены. Наряду с дежурными класса присутствовал и Иванцов, что-то делая с-выключателем. /В щель он засунул перо с ручкой и пытался разъединить контакты/.
   - Постой, постой! - сказала я и протянула руку. Посмотрел Ким на меня, сделал "зверские глаза" и так с каким-то рычанием говорит:
   -Отойдите от греха, Анна Дмитриевна!
   Уроки кончились. Пошел Ким домой, а за ним и я.
   Были у нас дежурства и наблюдения в стенах школы, в кабинете. Помнится мне один случай, когда таким дежурным оказался Серёжа Тюленин. Он "переусердствовал" до того, что находившиеся в мензурке /принесенный накануне/ перистолистник выплеснул в грязное ведро, В комнате стоял опыт выделения водным растением кислорода на свету /Элодея/ Поставлены были опыты с питанием растения углекислым газом.
   В январе 1939 года у нас расцвели надворные розы. В пробирку мы положили семь штук ягод малины, выращенные в кабинете и, нужно было видеть, с каким чувством гордости входили наши представители к начальным классам на уроки естествознания и вели заранee подготовленные беседы. Помнится мне, как всполошились ребята, когда в их руки лопала книжечка "Субтропики на окне".
   Потянули в школу плошки с лимонами, мандаринами, апельсинами.
   Стройной шеренгой выставили плошки с этикетками: фамилия учащегося, класс, время, когда плошка появилась в школе.
   Спрашиваю: - "Почему нужно знать время появления растения в школе? - А потому что прививка должна идти в порядке очеред- ности.
   Ещё со станциями не была налажена связь, а ребята уже заботились об очередном.
   Внесли коррективы: "Нужно фиксировать не то, когда принесли в школу, а сколько времени данному саженцу, и ребята стали теперь сортировать растения по этому принципу. Интересными были у нас собрания кружка. Их дали, к ним готовились.
   Поднимается рыжая головка Любы Шевцовой - слышатся возгласы:
   -Ну Шевчиха говорит, теперь держись!
   Действительно, все вспомнит Люба. И заброшенный в клумбу мяч, и пинок дежурного, и опоздания на дежурство.
   Всем достанется по заслугам, а если прорвется реплика:
   -Ну погоди... и ее она пристегнет.
   Сталкиваясь с ней, как девчонкой, ребята уважали ее как товарища, который сумеет постоять за себя.
   
   
    ЛАСТОЧКА
   
    Как-то я шла рано утром в школу. Какая-то очередная работа требовала этого. Было семь часов, и вдруг на турнике я вижу повисшую вниз головой небольшую фигурку, которая крепко держалась за перекладину ногами, что-то проделывала руками, издавая неясные звуки. Дело было на расстоянии, и я просто остановилась, не сразу сообразив, кто это мог быть.
    - Анна Дмитриевна идёт! - слышится голос Иры Брылко.
    Молниеносное движение и с возгласом:
    - Оп-ля! - Люба стояла на площадке.
    - А ты не рискуешь свернуть себе голову? - говорю я.
    - Ого, если бы вы видела, Анна Дмитриевна, какие чудеса творит Люба на турникете, так вы бы этого не сказали.
    Прошла я в кабинет. Проверила свои предположения, а минут через двадцать возвращаюсь обратно.
    Мы строго следили за тем, чтобы никто не пользовался лестницами с целью развлечения, ибо они имели специальное назначение: служили противопожарным целям. Следить за этим, между прочим, входило в обязанности дежурного, и часто на классных собраниях решался вопрос:
    - А если на две ступеньки только взбежал с разгона, тоже считается был на лестнице или нет?
    Во дворе школы уже собралась группа учащихся, которая сразу умолкла при моём появлении.
    - Кто сегодня передавал дежурство первой смене? - спросила я.
    - Браилко и Шевцова, - отвечали ребята.
    Как-то невольно вырвалось у меня:
    - Они ушли?
    Ответа не последовало, а в группе девочек я увидела Иру Браилко с опущенной головой, которая точно хотела сделаться меньше и спрятаться.
    Почувствовав что-то неладное, я спросила:
    - А Люба где?
    - На школе, на школе! - отвечали малыши, - ласточку делает!
    Я отошла, чтобы лучше видеть на верх. У трубы стояла Люба на одной ноге и исполняла "ласточку".
    У меня сердце екнуло. Мысль, - разобьётся, - пронизала меня. Овладев, однако, собой, я, по виду спокойно, сказала:
    - Придется Шевцовой отвечать за нарушение правил, - и торопливо прошла в школу.
    Разбирали потом этот случай как показательный, довели до сведения всех учащихся школы и долго ещё дразнили Любу за её "ласточку".
    Много раз она ходила с исцарапанным лицом, синяками рук и ног, когда она, доведённая до исступления насмешками и приставаниями, пыталась правду свою доказать кулаками.
   
    ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ.
   
    Год кончился. Ребята получили летнее задание, и школа опустела. Не терял связи кружок юных натуралистов, которому было поручено заботиться о том, чтобы клумбы поливались, сорняки выпалывались и т.д.
    С честью выполняли члены кружка свою работу.
    В числе работы по шестым классам было составление систематического гербария, с чем все хорошо справлялись. Люба сдала мне тетрадь в клеенке, в которой каждая часть растения, особенно цветка, имела красиво оформленный вид. Часто цветку сопутствовала диаграмма и рисунок. Два года тетрадь являлась прекрасным пособием на уроках ботаники, пока от постоянного употребления не была совершенно измята.
    Нужно правду сказать, что Люба частенько заходила ко мне с новыми видами растений, с целью их определения, боясь довериться случайным местным названиям. Она научилась дорожить всеми мельчайшими деталями растения.
    Вырывала-выкапывала корень, собирала нижние листья, бережно сохраняла цветы, засыпая их песком или парафинируя.
   
   

РГАСПИ Фонд М-1, опись 53, ед. хр. 332



Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.