ВОСПОМИНАНИЯ ОБ
УЧЕНИКАХ ШКОЛЫ ИМ. ВОРОШИЛОВА г.
КРАСНОДОН КОЛОТОВИЧ АННЫ
ДМИТРИЕВНЫ,
проживающей в г. КРАСНОДОН
ул. СТАЛИНА Д. 9 кв.
1
Копия.
НАЗНАЧЕНИЕ.
Семнадцатого августа 1937 г, Сталинское Облоно дало мне назначение на
Краснодонский рудник в НСШ шахты N5. Подъезжая
к станция Дуванная, я, у старожилов рудника, постаралась узнать, где же это
здание "Новостройки", но беспомощно разводя руками, мне никто ничего
"толком" не сказал. - Строится у нас в Краснодоне
школа? - А я что-то не знаю. Постройки есть, а какие
- не интересовалась, и как бы в оправдание позже добавляла:-
- У меня детей нет, так я и не
спрашиваю. Проходя поселком, я увидела
недостроенное большое здание, которое могло быть и школой, но стадия
строительства была такова, что это могло быть только в далеком
будущем, - Что это строится?- спросила я у
ребят. - Школа! - чуть не хором ответили
они. - А старая где? -Вон
там! - и они указали на казарму, очень ветхое здание, которое не годилось
даже под жилье. Узнала я, что директором НСШ
назначен Юрий Юрьевич Анисимов, - местный работник, переброшенный
сюда из N29 школы, где он в точении ряда лет работал
завучем. Предъявив ему свои документы, я
услышала о том, что как будто сюда уже был назначен химико-биолог, т.е.
предполагали перебросить такового из другой
школы. Прочитав мое назначение, директор на свет
его посмотрел, другой стороной повернул и так с расстановкой
сказал: - Видимо не успели сообщить в область... а
впрочем мое дело сторона! Получила я недельный
отпуск для устройства своих семейных дел и уехала за вещами и матерью,
утешаясь мыслью, что к этому, времени будет и квартира, как говорил
директор. Двадцать второго августа машина привезла меня в Краснодон, но
вещи мне некуда было поставить, ибо квартира была в
проекте. Мне посоветовали сложить их в одну из
классных комнат. Тут подошел зав, "Красным уголком" и я была свидетелем
следующего разговора: - Послушай, Иван Андреевич,
ведь у тебя там большое помещение! Вели, допустим, к 1 сентября не будет
квартиры, то у тебя и дальше вещи могут полежать. -
Да так-то так,- говорит Ермоленко,- да ведь мое помещение плохо закрывается,
окна не надежны и я боюсь, что новый человек останется совсем без
вещей. Время шло. Подошло и 1-е сентября, когда
нужна была классная комната и я свои вещи вынесла просто во
двор. В одно сентябрьское утро, я обнаружила, что
ящик с кухонной посудой разбит, но вещи, в силу каких то соображений,
оказалась целы. Отрядил Анисимов, бывшего
заведующего школой Фирсова на шахту 1 бис к управляющему добиться
наряда на квартиру. К нему пристроилась и я.
Пошли.
ЗАВОЕВАНИЕ
КВАРТИРЫ. Большая
очередь стояла у кабинета управляющего Бондаренко. Пристроились к ней и
мы. Прождав около двух часов, мы, наконец, попали к
Бондаренко. С безучастным видом управляющий
спрашивает: - А вам
что? Фирсов начал излагать обстоятельства дела.
Перебив его, управляющий заявил: - В округе (на
Шевыревке) есть квартиры, устраивайте там своего
работника. - Да, помилуйте, это ведь пять километров
! -Ну и что же, ведь наша счетная часть и другие
квалификации рабочих, живут же там! - А ваши
техники и инженеры тоже живут на Шевыревке?- спросила
я. Усмехнулся Бондаронко и
говорит: - Так то техники, а вы
учитель... Фирсов еще что-то говорил, но Бондаренко
его уже не слушал и мы отправились в обратный
путь. Верно уже очень "взбаламученный" вид был у
меня, когда я вошла в школу, потому что одна из учительниц, подсев ко мне
постаралась утешить, говоря: - Вам нечего так
волноваться, это обычное явление у нас, - и она, попутно, рассказала несколько
случаев завоевания квартир. Узнала я, что сестра
учительницы построила индивидуальный домик, в который и будет переходить
на днях, обещав посодействовать тому, чтобы мне можно было вселиться в
оставляемую квартиру. Блеснул светлый луч
надежды и я начала ждать. Прошла неделя. Учащиеся классов, играя в чехарду,
использовали выставленные мною вещи. По счастью, ночной сторож оказался
честным человеком и они кое-как существовали. В
один из дней, учительница таинственно мне сообщила: перебираются. Она же
рассказала мне, что нужно делать. Договорилась я с
Кравченко Иван Мартыновичем (зять учительницы, что он и мои вещи
перевезет, благо возвращаясь обратно, он должен был ехать мимо
школы. Наконец я в квартире, т.е. стянуты вещи в
жилое помещение, из которого только что выехали
жильцы. Меня предупредили, что двери надо
держать на крючке, даже рассказывали почему и вот часа в два дня дверь
дернули, а затем нетерпеливо постучали. Из-за двери
я спрашиваю: -Кто? -
Откройте ! - Кто вы ? -
Квартирный десятник
! Открываю. - Почему вы
самовольно заняли квартиру? Я жду самого худшего,
о чем меня предупреждали. С удивлением, что человек сравнительно вежливо
разговаривает, как будто выполняя необходимую
обязанность. Поняла эту вежливость только тогда,
когда он как бы вскользь сказал о том, что его девочка учится в пятое классе,
руководом которого была назначена
я. Чистосердечно я к нему обратилась за советом, и
он мне его дал. Достали при его содействии, наряд на квартиру, хотя он
предупредил, что таковой выдали третий раз, на эту же самую
квартиру. Прошла ночь. На утро вновь раздается стук
и отвечает голос менее вежливый, но
требовательный: -
Откройте! -Вы по какому праву заняли мою
квартиру? Он тычет мне бумажку, а я показываю ему
свою. У него хватило самообладания прочитать ее, он скверно выругался и как
пуля вылетел из комнаты. Старуху мать стала трясти
лихорадка. Ей все время казалось, что нас с ней побьют. Прошел день. В
комнате окончили уборку.
Раздается новый стук, а вошедший гражданин посмотрел вокруг,
говорят: -Сейчас и я перееду, потому что имею ордер
на эту квартиру! Он ушел, а мы еще долго сидели
затаив дыхание, даже не слушая того, что говорила
женщина. Свою угрозу гражданин не
выполнил. В квартире осталась я, но у нас
заработалась привычка держать дверь на крючке и вздрагивать при каждом
стуке. ЗАВЕДУЮЩИЙ
РОНО Тов. Жусов,
Принимал и разговаривал со мной инспектор
товарищ Израецкий Наум Абрамович, личность гуманная и поэтому я
вообразила, что намеки директора не имеют
обоснования. Пятого сентября последовала бумажка;
явиться в РОНО, и я предстала пред грозные очи
Жусова. Проверив мои документы, он стал говорить
о том, что на место химика-биолога уже имеется человек (некто Родионов) из
школы шахты Энгельса. Мне он предлагал поехать в Изварино, обменяться
местами с Родионовым и, наконец, безапелляционно решил, перебросить в
Ново-Александрову. На мое заявление-просьбу о том, что де дайте мне на
назначении соответствующую резолюцию и я отправлюсь в исходное
положение т.е.. Сталино, Жусов не отвечал. При
последнем его решении, перебросить меня в Ново-Александровку, Израецкий,
как будто между прочим сказал: - А как у товарища с
украинским языком? Ведь школа-то украинская! -
Чорт подери и здесь незадача! - сказал
Жусов. Осыпая меня градом упреков, что я де
явилась сюда непрошенной, он чуть не довел меня до слез. Пришел в себя как
будто и буркнув: - Так и быть, оставайтесь, -
отпустил с миром. Вопрос квартиры, неполадки в
РОПО, класс, к которому меня прикрепили - все это черной пеленой повисло
над моими глазами и я, как говорят, света
невзвидела.
ПЯТЫЙ КЛАСС
"В" Начальная школа
шахты N5 имела только четыре своих класса и в пятый класс пришли ребята из
школы Мюда и Горького. Отбор был по территории,
но это было де-юре, де-факто дело обстояло несколько
иначе. Все организованные, хорошо успевающие
ученики, остались на местах. К нам попали ребята еле терпимые в школе.
Пришли они в ветхое здание, старую казарму, забитую партами, иногда с
единственным проходом для учителя. Таким был и мой пятый класс "В".
Сплошное море различного цвета голов, стриженных и нестриженных, а
больше выцветших за лето, с вопросительно любопытными различного цвета
глазами. Вот что встретило меня в первый раз. -
Зовут меня Анна Дмитриевна, фамилия
Колотович... Смешок, ибо где-то направо раздалось
"вич-вич-перевич"... Сказала я им о том, что поведу
их до седьмого класса, а то и до десятого, что жить нам нужно дружно,
каждому добросовестно выполнять свои
обязанности. -А ваши какие обязанности, наказывать
нас?- сказал белоголовый мальчик и сразу скрылся. Толи под парту он нырнул,
толи поменялся местами с соседом. Хотелось,
однако, за что-нибудь зацепиться и я спрашивала: -
Ну, кто же мне предложил вопрос и сам в виде догадки на него
ответил? Ребята молчали. Спрашивавший не
отзывался тоже. Я перестала как будто и интересоваться этим делом, а сама
зорко следила за учащимися. Как прикованные взоры
девочек смотрели на меня, поблескивали плутовски кое-где и глаза ребят, но
многие из них были заняты своими делами и старались показать мне, что все
что здесь происходит, не интересует их. - Получали
ли вы летнее, задание, по чем, кто давал вам его? Я
еще не теряла надежды овладеть вниманием ребят и втянуть их в беседу. В это
время кто-то выкрикнул: -Пора на перемену!
Надоело! Я уловила храбреца и спросила его
фамилию. -Не знаю, - грубо отвечал
он. Я так, спокойно по виду, обратилась к
соседу: - Он забыл свою фамилию, скажи
ты. -Я тоже не знаю, - открыто посмотрев на меня, с
веселыми искорками в глазах, сказал мальчик, с выцветшими
волосами. -Может ты знаешь?- сказала я другому
соседу, мальчику с горевшими глазами на лице. Он потупился и ничего не
ответил. Где-то вполголоса прозвучало: - Только с
сиксоть! За плечами у меня был не малый
педагогический стаж (восемнадцать лет). Разные случаи были в
педагогической практике, но не было еще случая, чтобы я не овладела
вниманием класса в течение академического
часа. Прозвонил звонок, и, точно меня не было в
комнате, ребята, перепрыгивая через парты, бросились во
двор. На второй урок в пятый класс пошла молодая
учительница украинского языка К. Я работала в шестом "А" соседнем классе,
но все внимание было направлено к тому, что делается в пятом классе
"В". Прошло минут пять сравнительной тишины, и
вот раздались взрывы смеха, а затем беготня по коридору. Ребята
насторожились. Я открыла дверь, чуть не хлопнув по
носу белоголового мальчика, который засматривал в замочную
скважину, -Ну ты открой и все! - подбежал другой, и
мы одновременно открыли двери, он - снаружи, я -
снутри. До конца урока гуляли ребята, пятого класса
"В", несмотря на то, что я видела, как в класс пошел директор, слышала как
создалась вначале тишина, как все время хлопали двери, впуская
опоздавших. А в учительской после звонка, я увидела
рыдающую молодую учительницу, которая отчаянно
повторяла: -Я в пятый класс "В" больше не
пойду. Решили мы в пятом классе сделать только
четыре урока, так как выдержать больше не было никакой возможности.
ПЕДСОВЕТ. Собрался
весь штат школы обсуждать вопрос того, а что же делать
дальше? Старого педагога Горшколепова Евграфа
Федоровича ребята попытались встретить обструкцией. Они били крышками
парт в течение десяти минут, пока им не надоело. А он стоял перед ними,
выжидая пока это дело кончится. -Спасибо, ребята, за
приветствие! - сказал он. - Оно, правда, долго затянулось и мы, видимо,
помешали соседним классам в нормальной проведении урока, но на первый раз
они нас простят. Сам, работник школы Горького, он
знал и пофамильно и по родственному соседству кое-кого из ребят, и это, по
моему, спасло положение. -Я буду у вас преподавать
географию... -А что это такое? Мы учили её
уже! Учитель говорил о программе пятых классов по
географии, об учебниках и т. д., а реплики слышались все время, перебивая его
речь. Следующим шел урок математики и Изварина
Надежда Денисовна была встречена другим: половина класса мычали с
закрытыми ртами, а она стояла и слушала. -Даже, -
говорит,- обратила внимание на проезжавшую машину, благо одно окно
выходило на улицу. Еще в первый же урок, когда я
делала перекличку, послышались вопросы: - Зачем,
почему? Чтобы выявить кто отсутствует, выявить
"мертвые души", т.е. записанных, но не посещавших школу
ребят. Были случаи, когда на вызванную фамилии
откликались два человека а так как я требовала подняться, одна из фигур
обычно быстро садилась, с другой я начинала вести примерно такой
разговор: -Фамилия, имя, отчество,- спрашивала я,-
год рождения, количество семьи, где работает отец? - а, случалось, мальчуган
сразу сбивался и под смех товарищей тоже садился. Кое над какими
фамилиями я ставила птичку, а любители"наблюдений" сразу задавали вопрос
"почему ?" Выявила я одну интересную
особенность. Почти все мальчики пятого класса "В"
были жителями "Шанхая", двух, трех прилегающих кварталов к городу.
Поняла я теперь спайку, которая наблюдалась в классе, отметила для себя и
ядро, которое "заворачивало" массой. Бурным было
внеочередное совещание. Говорили о том, что класс 5"В" в полном составе
пришел из школы Мюда, тут же говорили о просочившихся слухах, что в него
были слиты все "отбросы" и даже есть ребята, оставшиеся в четвертом классе
на второй год. Вынесли
решение: 1. Вызвать /при содействии РОНО/
заведующего, школой Мюда Ремеза со всеми документами
класса. 2. Ни при каких условиях
/недоброкачественных выходках/ учителю не бросать
класса. 3. Одобрить приемы поведения учителей
географии и математики, 4. Связаться с родителями
учащихся, и еще много другого, проверенного педагогической
практикой. Во время рабочего дня я пыталась
несколько раз зайти в класс, но мое присутствие просто не замечалось
большинством учащихся. Только девочки, человек
семь, сиротливо жались в сторонке, уклоняясь от случайного щелчка
пробегавшего озорника. -Сумею ли я овладеть
классом? -Смогу ли я выделить актив, зарядить его
так, чтобы, опираясь на него, постепенно группировать массу, отрывая ее от
командующего ядра?.. Вот что стало для меня делом
чести, и я наметила для себя следующий план: 1.
Обязательно познакомиться с бытовыми условиями
ребят. 2. Завязать связь с
родителями. Составив для себя перечень вопросов, я
в первое же воскресенье отправилась по указанным адресам, переданным
школой
Мюда.
РОДИТЕЛИ. Стояло
погожее сентябрьское утро. Вооружившись
блокнотом и карандашем, я подходила к землянкам, встречая кое где
знакомые лица ребят, которые быстро
скрывались. Весть о моем появлении, видимо,
широко распространилась, и я видела осторожные взоры, мелькавшие
головки, которые выглядывали чуть ли не из-за каждого угла
мазанки. Немного удивленно, но в общем
доброжелательно, встречали меня родители. Я им не жаловалась на детей, я
только говорила о необходимости совместной работы, которая поможет школе
выполнить поставленные перед ней задачи, дать нужные знания детям,
сделать их культурными, полезными гражданами Советской
страны. -Это ведь и ваша задача,- говорила я, а сама
следила за тем, есть ли уголок для занятий, порядок в доме, обстановка
комнаты и прочее. Были случаи, что собирались две-
три соседки, толи с целью предупредить мой приход, толи руководимые
другими побуждениями, но это, помогая мне в общей беседе, не избавляло их
от моего посещения квартиры. Спускаясь по
указанному адресу, я зашла в подвальное помещение, с крытыми переходами
и у меня на минутку мелькнула даже мысль, что здесь можно исчезнуть
бесследно а трудно будет потом, что-нибудь
разыскать. Правда, у меня образовались уже
"конвоиры" из сестренок и братишек моих питомцев, что достаточно мне
было назвать фамилию ученика, чтобы раздались голоса: -Сюда,
сюда! Тут я впервые познакомилась с семьей Сережи
Тюленина. Наткнулась я нечаянно на группу, которая
горячо обсуждала, что говорит "учителька", о чем спрашивает и т.д., но
"питомцев" застала только в двух
местах. Восемнадцать квартир я посетила в этот день,
решив сделать перерыв. Медленно возвращалась я домой, анализируя
проделанную работу. Для меня становилось ясным, почему так сплочен класс.
Члены его живут на одном квартале и не четыре-шесть часов проводят вместе,
а все шестнадцать часов. Скоро я услышала воинственные крики, оглашавшие
воздух, это мои питомцы играли в войну, на второй день я отметила то
положительное, что получилось от беседы с родителями. Все ребята
посещенных квартир явились в чистых рубахах, с чистыми лицами, руками, а
кое-где и ногами, /в школу ходили почти все босыми/ Первый вопрос,
которым встретили меня был такой: -А вы еще
придете к нам? - Приду, но теперь не одна, а мы
выберем комиссию, которая пойдет со мной! На мое
счастье, не все преподаватели были на лицо, и я попросила построить мне
расписание так, чтобы каждый свободный урок, я могла быть в пятом классе.
Прошла неделя. Окликну по фамилия мальчика, а близстоящие издают: - Ого
теперь держись! Квартиры всех сорока человек были
обследованы, назначен день родительского собрания, и я пригласила
учителей /работающих в классе/ присутствовать на нем, предварительно
договорившись о чем и как мы поведем беседу. Такая совместная, дружная
работа нашего коллектива дала возможность уже через месяц
говорить: -А в пятом классе "В" стало возможным
работать! Первое родительское собрание дало почти
стопроцентную явку. Оно проходило прямо во дворе старой школы, и к нему
мы тщательно готовились. Помню, мы говорили о необходимости являться в
школу аккуратными с книгами, ручками и т.д., говорили о необходимости для
родителей следить за выполнением домашних заданий детьми, об обязанности
родителей предоставить ребятам эту возможность и
т.д. Чувствовалось, что собрание
удалось. Были бесхитростные выступления
родителей, ссылка иногда на тяжелые условия жизни, а поэтому и
заброшенность детей. Провела мы потом
родительские собрания по всем классам и они сыграли ту положительную
роль, что когда во вновь отстроенном здании школы нужно было помыть полы
и протереть окна, родители охотно откликнулись на наш
зов.
ЛЮБА ШЕВЦОВА. В числе девочек пятого
класса "В" была и Люба Шевцова, которую я мысленно зачислила в тот актив,
на который я возлагала такие большие
надежды. Пользуясь всякой свободной минутой, я
торопилась попасть в "свой" класс. Как-то я натолкнулась на следующую
сцену: Дрались двое ребят руками, ногами, таскала
друг друга за волосы и т.д. Головы и руки мелькали так быстро, что я не могла
уловить движения, а те, видимо, не слышали моего голоса, и шлепки оглашали
комнату. Я уловила минутку, и мне удалось схватить одного из дерущихся в
"охапку", а тогда я рассмотрела противника, который, откинув со лба волосы,
оказался Любой Шевцовой. Из рук у меня все делал
попытку вырваться Ваня Евланов со словами: -"Вот я ей
дам!" Люба не уходила. Ребят я старалась успокоить
и о причине драки не спрашивала, а когда они пришли в себя настолько, что
можно было разговаривать, выяснилось, что Евланов выставил за учительский
стол, перед уроком молодой учительницы, поломанный стул, от
прикосновения к которому, последний должен рухнуть, увлекая за собой
сидевшего. Люба была дежурная, и конечно, ответственная за порядок в
классе. Допустить такое дело она не могла, а Евланов, видимо, все-таки не
думал, что она будет отстаивать свои права в рукопашной схватке. Я расценила
эту драку как положительное явление и соответствующим образом повела
себя. Хорошо было то, что о ней был осведомлен
небольшой круг лиц, хотя все новые и новые люди заглядывали в двери
классной комнаты. Мирная обстановка трех сидевших в ней, видимо, ничего не
говорила и учащиеся исчезли. Сказала я здесь все, что можно и, нужно было
сказать детям. Даже добилась того, что они подали друг другу руки. /Люба-первая/ Но в конце дня, она все-таки успела шепнуть мне, что ее хотят ребята
бить. Нужно было организовать проводы, но так, чтобы это носило случайный
характер. Помогла уборщица Григорьевна, дочь которой была соседкой
Любы. Громко в коридоре она
заявила: -Люба, я хочу к Лиде сходить, да не знаю
дома ли она ? - Дома, тетечка! Я ее видела, уходя в
школу! - Здорова ее девочка, а то я такой скверный
сон видела... и т.д. Ребята прислушались, раздался в
отдельных местах какой-то свист, и они двинули
уходить. Все время раздавались крики: ухо, лапоть,
пима... и другие клички на которые отвечали
названные. Случившимся я поделилась с
товарищами, и мы решили быть настороже, еще более усилить контроль и
наблюдения за учащимися. На другой день Люба
явилась в класс, как ни в чем не бывало. Я отметила, что это живая
экспансивная девочка, которая руководила уголком, которая не боялась ребят,
на пинки давала сдачи, и своим живым характером,- уменьем постоять за себя,
бодрила уголок девочек, а часто просто не давала их в
обиду.
РГАСПИ Фонд М-1, опись 53, ед. хр. 332
|