Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку книг


Республиканский пионерский лагерь
   ЦК ЛКСМ Украины "Молодая гвардия"

Сценарный план проведения урока мужества "С чего начинается подвиг...", посвящённого подвигу героев-молодогвардейцев.

    Г. Одесса 1984

   Место проведения урока мужества: музей "Молодая гвардия".
   Воспитательные цели и задачи:
   воспитывать пионеров и комсомольцев на примере жизни и подвига молодогвардейцев, помочь ребятам глубже осознать великий подвиг героев, задуматься над его мотивами, прочувствовать величие героического, понять неразрывную связь прошлого с современностью, убедить в том, что каждый должен быть готов к проявлению мужества, преодолению трудностей, что и сегодняшние школьники могут стать героями;
   познакомить ребят с подвигом малоизвестных героев "Молодой гвардии": В. Субботина, Д. Огурцова, С. Остапенко, В. Третьякевича, А. Попова.
   
   
    Организация урока мужества:
   Совет дела совместно с пионерским вожатым распределяет поручения, задания по подготовке к уроку мужества между звеньями.
   Задания:
   1 звено: Собрать материалы и подготовить рассказ об Олеге Кошевом, Анатолии Попове; прочитать и обсудить книгу Е.Н. Кошевой "Повесть о сыне".
   2 звено: Собрать материалы и подготовить рассказ о Любе Шевцовой; познакомиться с воспоминаниями Е.И. Шевцовой о дочери, записанными на магнитофонную пленку.
   3 звено: Собрать материалы и подготовить рассказ о Д. Огурцове; подготовить выставку книг о "Молодой гвардии".
   4.звено: Собрать материалы и подготовить рассказ о С. Остапенко; оформить выставку рисунков "Молодая гвардия" - бессмертна".
   5 звено: Собрать материалы и подготовить рассказ о В. Субботине, В. Третьякевиче, изготовить гирлянду Славы.
   В ходе подготовки совет дела организует посещение музея "Молодая гвардия", проводит комментированное чтение романа А.А. Фадеева "Молодая гвардия" /для старших отрядов, комсомольских групп/ и книги К. Иванцова "Краснодонские мальчишки" /для младших отрядов/; проводит конкурс рисунков на тему "Молодая гвардия" - бессмертна", разучивает с ребятами песни о героях Краснодона.
   Заранее, в отрядном уголке появляются вопросы, над которыми должны подумать ребята, готовясь к уроку мужества:
   - Что такое героизм, героическое?
   - Кто такие герои?
   - Случайно ли молодогвардейцы стали героями?
   - Нужно ли готовить себя к тому, чтобы стать героем?
   - Что помогло героям Краснодона стать мужественными, самоотверженными и непреклонными в борьбе?
   Когда подготовка приближается к концу, между звеньями проводится конкурс боевых листков "Молодогвардейцам наш салют".
   Оформление: лозунг "С чего начинается подвиг", портреты героев "Молодой гвардии": Л. Шевцовой, О. Кошевого, С. Остапенко, Д. Огурцова, В. Субботина, В. Третьякевича, А. Попова, выставка книг о "Молодой гвардии", выставка детских рисунков на тему "Молодая гвардия" - бессмертна", фотокопии документов о деятельности "Молодой гвардии".
   
   Технические средства: эпидиаскоп, магнитофон.
   /Звучат позывные "Это было в Краснодоне"/
   
   Вожатый: Краснодон. "Молодая гвардия". Каждый человек воспринимает эту страничку в героический летописи Великой Отечественной войны по-своему. Но каждый, побывавший в этих священных местах, задаёт себе вопрос: "А я так смог бы?"
   Мы преклоняемся перед подвигом бесстрашных краснодонцев, мы равняемся на них.
   И сегодня на нашем уроке мужества мы еще раз встретимся с героическим прошлым. Хочется, чтобы каждый из вас не только смотрел, слушал, но и думал.
   Ведь это урок мужества каждого из нас.
   Герои "Молодой гвардии" они были обыкновенными девчонками и мальчишками. Шли к подвигу дорогами красногалстучного детства, у жизни учились мужеству и любви, преданности и ответственности. Но главнее они беззаветно любили свою Родину.
   Это помогло им стать мужественными, бесстрашными, непреклонными в борьбе.
   
   1 пионер: "Я умираю за Родину" Они были готовы к этому всегда. Они знали это в последние дни и часы своей жизни. Они верили, что Родина их не забудет, Ибо они помнили о ней каждое мгновение недолгого своего бытия,
   (проецируется фотокопия сочинения А. Попова)
   2 пионер: "Я люблю свою Родину", - из сочинения 18-летнего Толи Попова" /1942г./
   3 пионер: "Воля Родины для меня закон" - слова руководителя Краснодонского партийного подполья Ф.П. Лютикова.
   4 пионер: "Хочу своими делами заслужить право быть достойным гражданином нашей прекрасной Родины.."" из школьного сочинения восемнадцатилетней Лины Самошиной"
   5 пионер: "Родина в опасности, но у неё хватит силы, чтобы отбросить и разргромить врага" - из листовки 1942 г. набранной в подпольной типографии и подписанной двумя очень емкими словами: "Молодая гвардия".
   6 пионер: "Я умираю за Родину" - из предсмертной записки Юры Виценовского, переданной матери за несколько часов до казни".
   /проецируется фотокопия предсмертного письма У. Громовой/.
   7 пионер: "Мой брат любимый, я погибаю,
   Крепче стой за Родину свою" - последние слова, начертанные рукой Ули Громовой на стене тюремной камеры .
   Вожатый: Слово и дело. Клятва и жизнь. Неразрывность того и другого - вот урок сердца, постигающего историю "Молодой гвардии". Быть может, главный урок. "Мой брат любимый, я погибаю, крепче стой за Родину свою". Эта надпись продолжает главную тему раздумий Ули о Родине, о назначении человека. Слова ее обращены к родному брату Елисею, военному летчику. Но разве только к нему? Разве не к каждому из нас?
   8 пионер: Прошлое и настоящее рядом. Связь времен. Связь поколений. "Молодая гвардия" помогает нам узнать прошлое и шагнуть в завтра. Герои - молодогвардейцы. Очень юными ушли они; Олег, Олежечка - не стал Олегом Васильевичем, Сережа и Любка, но не Сергей Гаврилович и Любовь Григорьевна. Мертвые остаются молодыми. /звучит мелодия песни "По Краснодону идут"/
   9 пионер: Каждый близок, по-своему дорог...
   Удивишься, подумав опять,
   Что сегодня им было б за сорок,
   А иным даже все пятьдесят.
   И поныне стоит пригорюнясь
   В ожиданьи отеческий дом...
   Обернулась их славная юность.
   Гордой песней твоей, Краснодон.
   10 пионер: Мы много знаем о детстве молодогвардейцев, их школьной юности. Отрывочные сведения и редкие документы дают нам возможность восстановить картину подпольной борьбы, а затем арестов, пыток в фашистских застенках, героической гибели юных краснодонцев.
   11 пионер: Они подрастали, но детство увязывалось за ними, подростками, тянулись к их новым играм. Сергей Левашов и его товарищи играли в "парашютистов". Крыша погреба в их дворе была преображена в крыло самолета, откуда они прыгали "с парашютом", Прыгнула и соседская девчушка лет пяти - Сергей еле-еле успел ее поймать. А девочка смеялась, потому что Сережа был и добрый и бесстрашный".
   12 пионер: В школьные годы Сергей Левашов был человеком веселым, неугомонным.
   Война, партизанская школа, первое боевое задание в тылу врага, подпольная работа в "Молодой гвардии" наложили суровый отпечаток на юношу, приучили к замкнутости и сдержанности.
   За два месяца до его ареста в блокноте появляется запись: "Собирались ребята. Непривычный к обществу. Ни петь не умею, ни танцевать, ни поговорить. Как медведь. Ерундово.".
   /Звучит "Утро" Грига/.
   13 пионер: Пробился родник к свету, люди приходят напиться чистой ключевой воды. И никто не задумывается, а как он пробился через земную толщу? Какие препятствия преодолел? Из каких капелек и струек рождался. Не так с подвигом. Когда он совершается и становится известно имя героя, всем хочется узнать о нем. Как можно больше и понять, как формировался этот человек.
   14 пионер: Виктор Третьякевич, член штаба "Молодой гвардии". В 8 классе вступил в комсомол, в 9-м избран секретарем комитета комсомола средней школы N 4. В 1940-1941 годах Виктор написал несколько заметок для городской краснодонской газеты "Социалистическая Родина".
   15 пионер: кажется, ничего особенного. Обычные заметки. Человек борется за хорошую учебу и призывает организованно встретить прилет птиц, рассказывает о школьных буднях перед ленинскими днями, вызывает соседнюю школу на соревнование в посадке деревьев, делится своим опытом вожатого в летнем лагере.
   16 пионер: И все же в этих заметках есть что-то особенное, значительное. Сам факт их появления - это тот момент внутреннего развития, когда капельки и струйки общественной активности пробиваются к большому делу. Припадая сердцем и душой к подвигу "Молодой гвардии", мы утоляем свою жажду познать и почувствовать, что и как привело юных краснодонцев к подвигу.
   /В записи на магнитофонную ленту звучит воспоминание ".И. Третьякевича о брате Викторе/.
   17 пионер: Герои не рождаются в бронзе. Они остаются в бронзе на века именно потому, что были живыми людьми, из плоти и крови; но совершили в жизни такое, что не
   каждому под силу.
   18 пионер: Весна 1941. Толе Попову, девятикласснику средней школы поселка Первомайска, семнадцать лет. Единственное, чудом сохранившееся письмо к другу Славке, датированное 21 мая 1941 года, дает возможность заглянуть в Толины мысли и мечты. /Проецируется фотокопия письма А. Попова/.
   19 пионер: "Славка, - пишет он другу, - мы с тобой основательно запутались в "лабиринтах своих мыслей и чувств". В этом ничего нет случайного. Всякий молодой человек примерно наших лет, много думающий и впервые полюбивший, живет напряженной умственной жизнью..."
   20 пионер: Даже немногих строчках дружеского послания виден незаурядный ум юноши, склонного к философским размышлениям о жизни, страстно пытающегося найти свое место в ней.
   /Проецируется памятник на месте гибели молодогвардейцев, узников Ровеньского гестапо/.
   21 пионер: Герой Советского Союза Олег Кошевой, Герой Советского Союза Любовь Шевцов, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко, Виктор Субботин На памятнике, что поставлен над братской могилой в центре города Ровеньки выбиты эти имена.
   22 пионер: Говорят, что лучший лекарь - время. Оно лечит любые раны... Любые? - Нет!
   Через годы и десятилетия у каждого советского человека боль и гнев вызовут циничные признания врага: /читает/
   23 пионер: "Молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали ноги, руки, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, инсценировав там казнь через повешение, а также применяли и другие пытки. Мучения молодогвардейцев усиливались еще тем, что мы морили их голодом. На всех арестованных я не затратил ни одного килограмма хлеба, не говоря уже о других продуктах питания, хотя они у нас содержались по 10-12 суток. Им не давали даже вволю воды." /Из показаний фашиста Отто Шена/.
   24 пионер: Можно ли считать документом стену тюремной камеры? Да, если выцарапанные на ней слова донесли до нас последние мысли героев. "Мама, я тебя сейчас вспоминала. Твоя Любаша." /Читает из книги В. Васильева "И передай товарищу..."
   25 пионер: А вот строки из воспоминаний матери о дочери: "Сроду я Любу не видела сердитой. Все с улыбкой, с шуткой, с танцами". Между этими строками -целая жизнь.
   26 пионер: Перед одноэтажным домиком - несколько кленов.
   С вершин их, наверно, видно всю Первомайку и пол Краснодона. Трудно представить эти развесистые деревья маленькими зелеными прутиками высотой в 13-летнюю Любку, которая посадила два из них под окнами своего дома перед войной .
   /Проецируется портрет Л. Шевцовой/ /Читает/
   27 пионер: "Наша Люба всегда боевая была, - вспоминает мать. И в школе и после. Бывало выпадет снег девочки собьются в кучу у школы, боятся идти -натрут же мальчишки. Л Любка появилась - конец страхам. Все знали, что она любому даст сдачи. - И Тюленину? А вы думали? И Сереже перепадало".
   28 пионер: Как важны, как бесценны живые черточки, незначительные житейские факты из воспоминаний сверстников молодогвардейцев.
   Из них возникают картины детства и отрочества героев, обычного детства с его выдумками, озорством, обидами и восторгами. /Проецируется фотокопия "Олег Кошевой отвечает на уроке русской литературы./
   29 пионер: Олег Кошевой, как известно, был одним из редакторов школьного "Крокодила". Очень радовался, заливался смехом при виде каждого удачного рисунка. Но вот однажды среди опоздавших на урок, изобразили в карикатуре и его самого. В этот раз он не смеялся...
   30 пионер: Общительным, веселым 8-классником помнит Олега и Таня Кардаш, которая летом 1940 года была с ним в одном пионерском лагере на хуторе Суходол. Вот эпизод из этих воспоминаний: /Звучит песня "Наш край"/.
   31 пионер: "Олег был обаятельным и общительным мальчиком. Умел дружить. Отличала его какая-то особенная способность прийти на помощь товарищу. Когда в турпоходе меня ужалила оса, и я закричала, Олег который был от меня дальше других, первым бросился к санитарной сумке, вытащил йод и в одно мгновение измазал мне весь лоб, не переставая успокаивать и утешать, говоря, что это вовсе не оса, а как он выразился "джмиль" - очень красивый пушистый жук".
   32 пионер: Война грохотала в душе каждого подростка тех лет. Как рвался Олег на фронт, видно из того, что даже родственникам письма он писал не на тетрадных, а на особых листах. Вверху рисунок: краснодонец с гранатой встает из окопа против танка со свастикой. Ниже напечатано: "Фронтовой новогодний привет моим родным!"
   33 пионер: Из воспоминаний матери комиссара Елены Николаевны Кошевой:"Олег часто говорил мне: "Тяжело и обидно смотреть, как немцы топчут нашу землю. Сидеть и бездействовать, выжидать, прятаться за чужой спиной, позорно. Надо жить так, чтобы всегда можно было смело держать ответ перед Родиной, перед своей совестью".
   34 пионер: Как эти мысли юного Олега перекликаются с миропониманием Николая Островского. Тут глубокая связь. История "Молодой гвардии" повествует о том, как закалялась сталь нового поколения борцов-корчагинцев .
   35 пионер: После подлого предательства штаб "Молодой гвардии" принял решение - всем уходить из города и попытаться перейти линию фронта. Олега Кошевого ждала неудача. Он попал в лапы жандармов. /В магнитофонной записи звучит воспоминание Е.Н. Кошевой о сыне/.
   36 пионер: После освобождения Краснодона весть о подвиге молодогвардейцев облетела всю страну. Живые открывали "боевой счет мести" за павших. 13 апреля 1943 года в "Комсомольской правде" капитан П. Самосватов сообщал "Имена героев мы написали на своих самолетах". Олег Кошевой погиб, но бил фашистов самолет "За Олега Кошевого!" /Проецируется портрет Д. Огурцова/.
   37 пионер: Узником Ровеньковского гестапо был и Дмитрий Огурцов. С фотографии смотрит юноша в бескозырке. На обороте надпись "На долгую и добрую память сестре Моте от родного брата Огурцова Д.У." г. Анапа, Черноморский флот, 12.П-1942 г.
   38 пионер: Матрена Уваровна, сестра Дмитрия, вспоминает: /читает/
   "Он как бежал из плена, к нам пришел, в этом доме жил... Я чувствовала, что должна его увидеть... Очень мы любили друг друга. Митя такой добрый, заботливый был щедрый. Сыну моему после побега из плена через всю Кубань Митя нес яблоко. Сам пить хотел, есть, но донес...
   ...Наши были уже близко, когда Митю арестовали. В Ровеньках, в Гремучем лесу его с товарищами расстреляли. Сколько лет прошло, а сердце болит..." /Проецируется портрет С. Остапенко/.
   39 пионер: Семен Остапенко.
   На фотографии - мальчик в тюбетейке. Он и был мальчиком. 10 мая 1942 года он отметил свое 15-летие, а до 16 не дожил... Успел он окончить всего семь классов, учился хорошо. Однажды вместе с Олегом Кошевым среди других лучших учеников был премирован поездкой по Днепру. Сколько было восторгов и воспоминаний!
   40 пионер: С детства Сеня очень любил рисовать. Привлекали его главным образом темы и сюжеты героические. Некоторые рисунки сохранились: Тарас Бульба, красноармеец в буденовке, Валерий Чкалов...
   41 пионер: С "Молодой гвардией" Остапенко устанавливает связь через своего школьного товарища Олега Кошевого и верный клятве, принимает активное участие в подпольной работе. Вместе с товарищами Сеня расклеивает по городу листовки, извлекает оружие из тайника, нападает на фашистов-грабителей, пытавшихся угнать стадо колхозного скота.
   На одном из заседаний штаба Семен Остапенко был принят в комсомол.
   42 пионер: Но настал январь 1943 года с массовыми облавами и арестами. Один за другим забирали гестаповцы товарищей Сени. 27-го схватили и его. Пытали. Высокий, худой, последний раз махнул он рукой матери уже из тюрьмы. Громко зарыдала она, когда полицейский на ее глазах ударил сына прикладом...
   43 пионер: Семен Остапенко посмертно награжден Орденом Отечественной войны Первой степени. /Проецируется портрет В. Субботина/.
   44 пионер: Виктор Субботин. Был он добр и великодушен, всегда умел вовремя прийти на помощь товарищу и потому пользовался авторитетом среди сверстников. Радий Юркин вспоминает, как однажды на речке нырнул и зацепился за корягу. Субботин сразу почувствовал, что с товарищем что-то произошло. "Виктор прыгнул в воду и вытащил меня на берег".
   В другой раз Виктор подарил ему макет самолета, который смастерил. Золотые руки были у Виктора. До сих пор вспоминают в Краснодоне, как он кому-то починил забор или крышу, кому-то провел радио в дом.
   45 пионер: В конце 1942 года в доме Субботина можно было видеть командира "Молодой гвардии" Ивана Туркенича, комиссара Олега Кошевого, Дмитрия Огурцова и многих других.
   46 пионер: Арестован Виктор Субботин, фашисты произвели обыск у него на квартире. В ящике его стола были обнаружены вперемешку лежавшие похвальные грамоты и листовки. И листовка была как похвальная грамота патриоту; и похвальная грамота, красочная, с лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" была похожа на листовку.
   47 пионер: До последнего часа Виктор был верен себе и общему делу. В колонне арестованных его отправили в Ровеньки, видимо, для очной ставки с Олегом Кошевым. "На лице, на руках Виктора, - вспоминает очевидец Е.И. Артемова, - кровавые следы нагаек. Запомнила я его по такому случаю. Одна женщина еле шла, у нее опухли ноги. Ее то и дело подгоняли прикладом в спину. Субботин возмутился и сказал, что нельзя так обращаться с человеком. Тогда фашист ударил его прикладом по голове".
   48 пионер: В Гремучем лесу, на том месте, где были казнены Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Семен Остапенко и Виктор Субботин, на граните выбиты слова Ю. Фучика:
   "Но и мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него свою жизнь".
   49 пионер: Время стирает камни. Но никогда не изгладится в памяти народной имена героев.
   50 пионер: Молодогвардейцы пришли в наше сегодня и завтра через бои, через победы и поражения.
   Смерть бессильна перед подвигом человеческим.
   51 пионер: Мы видим, как молодогвардейцы вместе со всем народом восстанавливают хозяйство в послевоенные годы. Осваивают целину. Уходят в море. Опускаются в забои. Взлетают в космос.
   1 вожатый: Погибшим героям, ушедшим в бессмертие, не нужно наше молчание. Их великий подвиг зовет нас к новым свершениям во славу Родины. Сегодня их имена зажигают новой отвагой наши сердца.
   2 вожатый: Молодогвардейцы были людьми с чистой совестью, живучими ясно мужественно.
   Сегодня на уроке мужества они прошли перед нами не как далекое прошлое, а как наши друзья, сверстники, современники.
   3 вожатый: Мы часто говорим "Будь хозяином своей судьбы".
   Правильно говорим. Но что такое "своя судьба"? Разве мыслим мы - один без всех, я без мы, человек без человечества?
   "Молодая гвардия" как раз помогает понять неразделимость личной судьбы и судьбы страны. Быть свободным - значит, быть хозяином своей судьбы, пламенно и верно служить своей Родине.
   И сейчас, ребята, мы с ваш поведем разговор "Что такое героизм? Кто такие герои?" Что помогло молодогвардейцам стать мужественными, бесстрашными? Откуда черпали они силы? Случайно ли орлята Краснодона стали героями?
   /ответы ребят/
   
   I вожатый: Нужно ли готовить себя к тому чтобы стать героем? /ответы ребят/
   Вожатый подводит итог разговора и зачитывает отрывок из письма члена штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" В.И. Левашева, полученного музеем "Молодая гвардия". "Пусть имена героев Краснодона будут для вас, ребята, примером того, как нужно любить Советскую Родину. К трудным испытаниям надо готовить себя в мирные будни. Закалять волю, характер, научиться преодолевать трудности, не бояться их, быть всегда готовыми стать на защиту Советской Родины, - это значит быть молодогвардейцем сегодняшнего дня. Успешно учиться в школе тоже нелегко. И эту первую жизненную трудность, ребята должны успешно преодолеть. Пусть пребывание в пионерлагере "Молодая гвардия" поможет вам в выработке таких качеств, которые поставили в ряд героев орлят Краснодона". /Ребята отряда исполняют песню "Молодогвардейцы"/.
   
   Предс едатель совета отряда: Наш урок мужества мы закончим у моря, на молодогвардейской площади, у бюстов героев-молодогвардейцев, возложением гирлянды Славы. А право ее возложить предоставляется по решению совета отряда лучшим пионерам,
   /называют имена и фамилии ребят/.
   - К возложению гирлянды приготовиться!
   /Ребята бережно берут гирлянду на плечо. За ними выстраивается весь отряд и направляется на молодогвардейскую площадь. После возложения гирлянды Славы к бюстам героев - минута молчания/.
   Вожатый: Ребята!
   Сейчас мы покинем это, уже ставшее для нас памятным место. Но сюда вернемся в конце смены. Каждый, кто делом докажет, что он достоин звания молодогвардейца, здесь будет произносить клятву верности героям Краснодона. Давайте ребята, постараемся так трудиться и так дружить, жить, чтобы каждый из вас имел на это полное право, и каждый с гордостью мог себя после посвящения назвать юным молодогвардейцем.
   Урок мужества закончился. Такие уроки являются теми тропинками, по которым юный гражданин приближается к вершине нравственной зрелости, когда рядом с принципами коммунистической морали становятся неотъемлемыми основы общечеловеческих моральных норм - честность и правдивость, простота и скромность, нравственная чистота и товарищеская взаимопомощь.
   
   ЛИТЕРАТУРА:
   1. Васильев "Краснодонское направление", "Донецк" Донбасс", 1979 г.
   2. Васильев В. "И передай товарищу...", Донецк "Донбасс", 1973 г.
   3. Дудин М. "Костер на перекрестке", Поэма. В кн. Дудин М. Избранные произведения. Д., 1966, с. 201-222.
   4. Иванцов К. "Краснодонские мальчишки", Д. "Донбасс", 1979 г.
   5. Иванцов К. "Про друзiв-товаришiв", Кiiв, "Веселка", 1979 г.
   6. Кошевая В. "Повесть о сыне", М. "Детская литература", 1976 г.
   7. "Молодая гвардия" Сборник документов, воспоминаний., Донецк, "Донбасс", 1982 г.
   8. "Молодая гвардия" в поэзии", Сборник стихов М. "Молодая гвардия", 1981 г.
   9. "Молодая гвардия" - музей "Путеводитель, Донецк "Донбасс", 1982 г. 10. "Памяти погибших", Музей в г. Ровеньки, Донецк, "Донбасс", 1974 г. 11. Фадеев А.А. "Молодая гвардия", М. "Молодая Гвардия", 1980 г.
   
   
    "УТВЕРЖДЕНО"
   на заседании методического объединения оргметодотдела протокол № 4 от 17 февраля 1984 г.
   Сценарный план проведения урока мужества разработан зав. музеем "Молодая гвардия" МИХНЕВОЙ В.И.
   

Наверх
   
   


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.