Итак, наш
музей открыт. Всеми делами его руководит совет. Он состоит из тринадцати
человек. Первыми директорами были Валентина Громова, Сергей Глушков,
Владимир Сердюк. У них заместителями по политической части - Ирина Гук,
Юрий Скибин, Татьяна Непомилуева; по научной - София Нападова, Вита
Пикина; по хозяйственной части - Леонид Теуш, Сергей Егоров; в
секретариате-Наталия Воскресенская, Галина Артюх, Наталия
Свидан.
В совете четко распределены обязанности
каждого, составлен график дежурств. Регулярно, раз в месяц проводится
заседание совета. Ребята обсуждают планы работы, советуются, как их лучше
выполнить. Главная забота - дальнейшее пополнение и улучшение экспозиции
музея, популяризация его, накопление, изучение музейного
фонда.
Конечно, со всеми делами одному совету не
справиться. Помогает ему большой актив. Это прежде все "научные
сотрудники" - экскурсоводы, их 25 человек. Провести экскурсию по залам
музея не так-то просто. Наши экскурсоводы прошли специальный семинар.
Сначала проводили экскурсии для самих себя, потом обсуждали,
анализировали их. Кто лучше вел беседу у стендов, что было хорошо, а что
плохо? Критика, советы товарищей и педагогов очень помогли. Хочется
отметить первых экскурсоводов, которые так умело, радушно принимали
первых посетителей музея, а потея провели десятки экскурсий. Это Алла
Гольдина, Софья Нападова, Юрий Скибин, Ольга Загорная, Ольга Кирченко,
Лариса Тынок, Татьяна Коптева, Татьяна Баху Ларина Гук, Сергей Иванов,
Ольга Оббариус и другие. По школьному радио, через пионервожатых мы
объявили: "Подавайте заявки на посещение музея "Молодой гвардии"". Заявок
было много. Каждый класс стремился первым провести экскурсию. Но мы
предоставил это право лучшему классу школы - 8
"Ж".
Потом по заявкам составлен был график
посещения музея другими классами, установили дежурства экскурсоводов. В
день приходилось по две-три экскурсии. Наш "научные сотрудники" стремились
как можно шире, живее рассказать о героях "Молодой гвардии", обо всем, что
собрано в музее. И в книге отзывов появилось много благодарностей Нападовой
и Кириченко, Загорной и Скибину, Гольдидай и
Громовой...
Через некоторое время мы выступили по
Харьковскому областному радио. Коротко рассказали о нашем музее и
пригласили посетить его ребят из других школ. И вот целый поток экскурсантов.
Большие группы и маленькие, три-четыре человека и одиночки. Но все у нас
обслуживаются одинаково, даже для одного экскурсанта выделяется
экскурсовод. Особенно приятно если это педагог из района области или
пионервожатый, решивший позаимствовать наш опыт. Такому человеку ребята
со всеми подробностями рассказывают и об экспозиции и о том, как она
создавалась. Как-то зашел к нам один солдат. В Харькове он лежал в госпитале.
Здесь он услышал по радио о школьном музее "Молодой гвардии". И прямо из
госпиталя с вещевым мешком за плечами пришел посмотреть-экспонаты.
Экскурсовод Лариса Тынок сначала растерялась.. Как вести экскурсию для
одного солдата? Но потом смущение прошло, завязался с посетителем простой,
задушевный разговор. Рассказывала не только Лариса, но и экскурсант.
Делились впечатлениями о прочитанном романе Александра Фадеева, о героях
"Молодой гвардии". На прощанье солдат сказал:
-
Люблю смелых, волевых людей! Вот побывал у вас, посмотрел все и как будто
бодрости у меня прибавилось, получил я какой-то дополнительный запас
энергии...
Мы понимаем, что приводя экскурсию,
нужно обязательно учитывать аудиторию. Поэтому и наши "научные
сотрудники" каждый раз по-иному ведут рассказ для школьников и для
студентов, педагогов и рабочих, воинов и колхозников... Нашу школу часто
посещают иностранные делегации, студенты из Африки, Кубы, из стран
народной демократии, обучающиеся в харьковских вузах. Не все из таких
экскурсантов знают русский язык. Хорошо было бы вести беседу у стендов,
скажем, на английском или немецком языке? Кто-то подсказал такую идею, и мы
решили ее осуществить.
Но как? Не все экскурсоводы
владеют иностранными языками. Правда, изучают их все ребята, но не столь
успешно, чтобы свободно беседовать с иностранцами. Что ж, значит, надо
готовить специальных экскурсоводов. Помогли преподаватели английского и
немецких языков. Они организовали кружковые занятия с экскурсоводами. Весь
материал экскурсии по музею был переведен, изучен дополнительно. Проведены
пробные экскурсии. Было, конечно, немало поправок, уточнений, советов на
ходу. И в конце концов наши экскурсоводы "иностранцы" справились с задачей.
Мы начали проводить экскурсии на английском и немецком языках. Первые
такие экскурсии организовали для учителей иностранных языков школ Харькова
и области. Экскурсанты дали высокую оценку
экскурсоводам.
Обычно же объяснения ведутся на
русском или украинском языках. Но на каком бы языке ни велись беседы у
стендов - они всегда волнуют. Нередко на глазах у посетителей можно видеть
слезы. Особенно у те кто сам пережил тяжелые годы
войны.
Побывали в нашем музее и родители славных
героев "Молодой гвардии" Ули Громовой и Вани Земнухова. Это было в 1961
году. Приехали в Харьков Матвей Максимович Громов и Анастасия Ивановна
Земнухова. Школа встречала их как самых дорогих гостей. У входа выстроился
почетный караул из пионеров. Все ребята собранны, подтянуты. Ведь перед
ними отец и мать героев Вот они проходят мимо торжественного строя ребят
улыбаются: "Здравствуйте, дети! Привет вам, поколение
отважных!".
А через несколько минут вся школа
выстроилась в дворе. Октябрьский день выдался теплый, солнечный Было
много цветов. Гости рассказали о своих детях, о незабываемом суровом
времени войны, фашистской оккупации Краснодона. И немало нового узнали
ребята о молодогвардейцах, чего не прочтешь в
книгах.
- Дети мои и внуки! - говорил перед
микрофоном Матвей Максимович Громов. - Я приехал к вам, чтобы рассказать
о верной дочери Родины, Герое Советского Союза моей дорогой Уле. Боюсь, что
рассказ у меня не получится, уж очень волнуюсь, стар стал. Привез вам на
память тетради Ули. Посмотрите, как она писала, как опрятны ее работы, как
добросовестно выполняла она задания. Будьте же и вы такими, милые ребята!
Уля была отличницей. И добивалась она этого большим
трудом.
Речи Матвея Максимовича и Анастасии
Ивановны слушали с большим вниманием. Потом со двора все направились в
музей и там продолжались беседы ребят с родителями героев. Анастасия
Ивановна Земнухова прослушала объяснение экскурсовода и расцеловала его. И
Матвей Максимович, смахивая набежавшую слезу, благодарил коллектив школы
за память о молодогвадейцах.
А тетради Ули, которые
подарил ее отец, экспонированы сейчас в музее. Они служат наглядным примера
для всех школьников - как старательно надо
учиться.
ПАМЯТНЫЙ ЮБИЛЕЙ В 1962 году наша
школа широко отметила 20-летие Краснодонского подполья. К этому юбилею
готовились заранее и очень тщательно. Прежде всего много работы было у юных
лекторов. Они объединены в лекторскую группу, которая создана в школе. Мы
считаем, что такое подражание взрослым весьма полезно. Педагоги
общественники направляют работу Общества, помогают старшеклассникам в
подборе материалов по той или иной теме. Лекции к 20-летию "Молодой
гвардии" готовились ребятами под руководством "научных сотрудников" музея.
Темы - "Герои не умирают", "Молодогвардейцы сегодня". Каждый лектор
должен был провести в классе по две беседы. Правление Общества выдавало
путевку в которой указаны класс и время проведения беседы, староста класса
делал отметку в путевке. Надо сказать, что все беседы прошли весьма успешно и
получили отличные оценки.
Потом накануне юбилея
мы провели молодогвардейские дни. Готовила их специально созданная
комиссия. Организовали экскурсии в музей, тематические вечера. На этих
вечерах ребята слушали беседы о героях Великой Отечественной войны,
встречались с участниками боев за Харьков, читали стихи, пели песни о
мужестве и героизме советского народа, о мощи и славе нашей великой Родины,
о партии Ленина, ведущей страну от победы к
победе.
На праздник в Краснодон выехала делегация
школы. Долго обсуждали мы кого именно послать? Остановились на лучших
наших экскурсоводах Вале Громовой я Юре Скибине. Они были свидетелями
больших краснодонских торжеств. От имени школы Валя и Юра подарили
Краснодонскому музею очень хорошо оформленный альбом "116-я харьковская
школа имени "Молодой гвардии". Все, что видели, слышали, посланцы
школы рассказали затем на общем комсомольском собрании. Мы думали, что
никто из молодогвардейцев и их родителей в дни юбилейных торжеств в
Харьков выехать из Краснодона не сможет. Но вдруг сообщение: к нам едет
единственный оставшийся в живых член штаба "Молодой гвардии" - Василий
Иванович Левашов, ныне офицер Балтийского Краснознаменного флота. А с ним
едет и самый юный член "Молодой гвардии" Радий Петрович
Юркин.
Школа наша преобразилась. Лучшие классы
оспаривали право встретить дорогих гостей. И это право завоевали пятые и
шестые классы.
Встретили дорогих гостей, как и
всегда, очень торжественно. Почетный караул. Цветы. Гром аплодисментов. И,
конечно, общешкольный сбор, на котором оглашается решение принять дорогих
гостей в почетные пионеры.
На трибуне Василий Иванович Левашов. Зал замер.
Участник героической борьбы с фашизмом рассказывает о своих юношеских
годах, о подвигах подпольщиков.
- ...Немцы
распространили слух, - говорит Василий Иванович, - о том, что Москва взята
и Сталинграда больше не существует. Нам нужна была радиостанция, чтобы
разоблачить гитлеровцев, рассказать людям о действительном положении на
фронтах. Рацию должна была доставить в Краснодон Люба Шевцова. В помощь
ей выделили трех смелых здоровых ребят. Они должны были на санках
привезти в Краснодон аппаратуру. Но Люба отказалась от помощи. Она
решила действовавать самостоятельно, воспользоваться тем, что немного
говорит по-немецки, немного поет, играет на гитаре.
В
домике, где жила Люба, иногда останавливались немцы, если их в дороге
заставала ночь. И вот Люба разобрала рацию, упаковала ее в две корзины,
сверху положила лук, обшила мешковиной. А на утро попросила немцев
подвезти её до города. Теперь нужно было отвлечь внимание от корзин, не
показать, что они тяжелы. Поэтому Люба села, не в кабину, а в кузов - "там
веселее". Какая же нужна была сила воли, чтобы развлекать фашистов, когда на
душе так невесело, так беспокойно! Но Люба добилась того, что в кузове маши-
ны центром внимания была она, а не
корзины.
Подпольщица доставила радиостанцию в
Краснодон и доложила штабу, что задание выполнено. Когда мы спросили, как
ей это удалось, чего это стоило, Люба только ответила: "Я очень хочу-
спать"...
После Василия Ивановича Левашова слово
предоставляется Радию Петровичу Юркину.
-
Оставшиеся в живых молодогвардейцы поручили передать вам пожелания
больших успехов в благородном труде, учебе, жизни. Мы с Василием
Ивановичу как почетные пионеры, принятые в стенах вашей школы, обещаем
быть достойными этого звания...
Радий Петрович
рассказывает о Краснодоне, где и сейчас живет, о дружбе оставшихся в живых
подпольщиков, о том, как и чем наша школа может и должна продолжать дела
молодогвардейцев.
Надолго запомнился всем
учащимся этот торжественный вечер, посвященный 20-летию "Молодой
гвардии". Были задушевные беседы, стихи, песни. Большой концерт
подготовили к празднику кружки художественной самодеятельности нашей
школы. А с Василием Ивановичем и Радием Петровичем после этой встречи
установилась крепкая
дружба.
КЛЯТВА
ШКОЛЬНИКОВ Эту
клятву ребята принимали в школе в молодогвардейские дни 1963 года. Текст мы
составили сами. Надо сказать, что многие педагоги сомневались - серьезно у
отнесутся к этой клятве старшеклассники, нужна ли она вообще. Но
большинство решило, что клятва нужна, и будет иметь большое воспитательное
значение. И мы не ошиблись. Со всей серьезностью принимали клятву все
учащиеся.
В этот день в школу приехали матери
молодогвардейцев Шуры и Васи Бондаревых и Майи Пегливановой К этой
встрече приурочено было и принятие клятвы. У ребят приподнятое настроение.
Они подтянуты, и кажется, особенно ярко сияют красные галстуки на груди!
Актовый зал переполнен. Тишина. Торжественно звучат слова клятвы.
I
"Я, ученик 116-й школы имени "Молодой гвардии" в
память героев, что в сердце живут, клянусь с честью носить имя
молодогвардейца, клянусь горячо любить всю Родину, быть преданным ей,
клянусь расти честным, правдивым, трудолюбивым членом коммунистического
общества. Примером в жизни для меня всегда будут бессмертные образы
молодогвардейцев.
КЛЯНУСЬ...
КЛЯНУСЬ...
КЛЯНУСЬ..
."
После принятия клятвы
выступали Прасковья Тихоновна Бондарева и Анна Васильевиа
Пегливанова.
Матери героев. Много горя они
пережили, но какими стойкими и мужественными проявили себя! Вот на
трибуне невысокая худощавая женщина. Она потеряла сразу двоих
детей.
- Мне очень трудно говорить, но сколько
смогу, столько и расскажу вам о своих детях, - так начала свою речь Прасковья
Тихоновна и все слушали ее затаив дыхание. - Когда началась война Шура
уехала учиться в Каменку, она мечтала стать учительницей. А Вася перешел в
девятый класс. Он отступал вместе с колхозом "Первомайский", а Шура не
эвакуировалась. Потом Вася возвратился из эвакуации. Наступили черные дни,
фашисты лютовали. Когда они живыми закопали 32 шахтера, - тогда наши дети
и стали подпольщиками. А мы, родители, ничего и не знали. Детки же то на бал
какой-то просят отпустить, то на собрание, а сами свое дело делают. И слышно,
то машина немецкая сгорела, то биржа труда.
Немцы
снова начали вешать ни в чем .не повинных людей. А вскоре взяли и наших
ребят. Васю арестовали 7 января, а Шуру-одиннадцатого. Молодогвардейцы
сидели в тюрьме. Когда мы носили им передачу, полицейские иногда
проговаривались о муках, которые принимали наши дети. Матери Николая
Жукова полицейский сказал: "Жукову ничего не передавайте, он лежит без
сознания"... Коля был ранен под Севастополем в правое плечо и руку носил на
подвязке. А его при допросах страшно били, шомполом по ране. Вот он и лежал
без сознания.
На второй день после ареста мы пришли
к тюрьму и не узнали своих детей. Они в окна выглядывали. Мы плачем, потому
что нельзя узнать наших детей. Они же показывают на глаза: "Не давайте нашим
врагам смотреть на ваши слезы..." Вот какие были
ребята.
Когда нашу Шуру и Шуру Дубровину привели
в гестапо, переводчик спросил: "Кто у вас членские взносы получал?" Наша
Шура сказала: "Я!".
- А для кого ты их собирала?
|
- Для армии!
]
- Для какой армии?
-
Вполне понятно для какой армии - для
Красной.
Женю Мошкова в сильный мороз
полицейские посадили на санки в одних носках и повезли по всему
городу.
- Указывай, кто был с тобой в организации?
Женя твердо ответил: "Нет, я никого не знаю...". Тогда, переезжая через реку
Каменку, ею окунули в прорубь. Но Женя и после
молчал.
...Когда Васю вызвали с вещами, Шура
увидела его в щелочку из своей камеры и сказала
подругам:
- Девочки: Я спою песенку своему
братику в последний раз.
И запела. А все девочки
расплакались. Шура прикрикнула на них:
- Не
люблю хлюпиков!..
Все вместе запели "Замучен
тяжелой неволей". Вошел полицай и говорит:
-
Недолго будете шуметь, скоро и вам конец.
Шура
ответила:
- Девочки, станьте по сторонкам, я на
одной ножке станцую...
В этой камере сидела тогда и
мать Сергея Тюленина. Когда она вышла из тюрьмы, сказала
мне:
- Тихоновна, какая у тебя хорошая дочь. Она
всех подбадривала, не дала духом пасть.
Когда
привели в тюрьму Любу Шевцову, наша Шура
спросила:
- Люба, что нам
будет?
Люба ответила:
- А
ты разве не знаешь?
Тогда же Шура передала кошелку,
в которой мы носили передачи. Ручки кошелки были обмотаны лоскутом
косынки. Это было Шурино письмо. "Мама, берегите себя. Я знаю, вы не
выдержите. Мы гибнем двое".
Пришли наутро, а нам
говорят: "Их нет!".
Затем выступала Анна
Васильевна Пегливанова. Раньше времени седина покрыла ее голову. Горе не
молодит человека. Все мы смотрели на эту простую советскую женщину и
думали о миллионах матерей, у которых проклятая война отняла детей, думали о
молодогвардейцах, их бессмертной славе.
- Дорогие
мои! -сказала Анна Васильевна. - Разрешите мне от матерей
молодогвардейцев, которые тут присутствуют, и матерей, которые находятся в
Краснодоне, передать вам горячий привет. Нам часто приходится выступать
перед школьниками. Мы приехали не только для того, чтобы рассказать о наших
детях, но посмотреть на вас, узнать, как вы учитесь. Я, как мать, конечно, горда
своей дочерью, она была у меня единственной. Помню, как она вступив в
комсомол, сказала:
- Я этот комсомольский билет
оправдаю... После смерти шахтеров-коммунистов молодежь решила мстить
врагу. Я, как мать, заволновалась. Пришли Уля, Шура, стали Майечку
спрашивать:
- Чем же будем
заниматься?
Майя оказала
прямо:
- Вы же слышали по радио, что оставшиеся в
тылу должны помогать нашей Красной Армии...
И вот
моя Майя стала по вечерам куда-то уходить. Брали девочки патефон, пластинки
и уходили. Домой Майя приносила листовки. Мы, родители, ничего не знали,
это потом оставшиеся в живых ребята нам все
рассказали.
Однажды девочки пошли на базар. Там
старушка продавала пирожки.
- Что ты, бабушка,
масляные пирожки без бумаги продаешь?
- А где я ее
возьму?
Девочки предложили
бумагу.
Так старушка вместе с пирожками раздавала и
листовки.
Немало эпизодов из деятельности
молодогвардейцев рассказала нам Анна Васильевна
Пегливанова.
Каждый год к нам в школу приезжают
гости из Краснодона. Гостили у нас и мать Володи Осьмухина - Елизавета
Алексеевна и директор Краснодонского музея Валентина Никифоровва
Боровикова. Она вручила портрет Олега Кошевого, переданный его матерью
Еленой Николаевной. На портрете надпись:
"Дорогие
дети, учащиеся, школы № 116 г. Харькова. Пусть эта фотография явится для вас
светлой памятью о моем сыне Олеге Кошевом и послужит ярким примером в
вашей жизни, учебе, беззаветном служении нашей Великой Родине. С любовью
к вам Кошевая Елена Николаевна". Как дорогую реликвию храним мы этот
портрет в школьном музее. Здесь же можно прослушать записи на
магнитофонную пленку всех речей наших гостей - молодогвардейцев, их
родителей, друзей героев.