Молодая Гвардия
 

Л.А. Валькова
ДОРОГОЙ ГЕРОЕВ

ПОЧЕТНОЕ ИМЯ

   Незабываемый день 9 сентября 1958 года. Торжественное собрание в связи с присвоением школе имени "Молодой гвардии". Весь учительский коллектив, все учащиеся готовились к этому событию. Почетное имя, нужно было заслужить. И мы добились высокой успеваемости, сумели увлечь ребят интересной общественной работой, полезными делами. На молодогвардейском имени мы остановились ней случайно. Герои Краснодона - это наше поколение, люди близкие нам по взглядам и делам. В бессмертном подвиге молодогвардейцев ярко выразились лучшие черты советской молодежи, ее высокие благородные идеалы, мужество, горячая любовь к Родине, безграничная преданность партии и народу. Бессмертие "Молодой гвардии" - это наши светлые дела, это наши трудовые победы. Вот почему все учащиеся так радостно восприняли весть о присвоении школе почетного имени. И своим прилежанием, своими делами стремились подчеркнуть, что не подведут родную школу. Героическая романтика всегда ведет юность вперед к славным свершениям.
   На торжественное собрание пришли гости из института "Гипросталь", из Харьковского высшего авиационного-инженерного военного училища, представители партийных и советских организаций. Были, конечно, и наши бывшие ученицы, члены "Звена отважных",
   Шел большой разговор о революционных традициях и героике нашего народа, о мужестве и доблести, проявленных юными патриотами во время Великой Отечественной войны, о делах школы и ее дальнейших задачах. Имя "Молодой гвардии" обязывало нас ко многому, это имя нужно было оправдать.
   На вечере прочитали письмо от Г. Арутюнянца - одного из членов подпольной организации краснодонцев.
   "Рад за вас ребята, - писал он. - Несите в жизнь это высокое имя хорошими делами, своей убежденностью. Будьте такими, как герои Краснодона!".
   День присвоения школе имени "Молодой гвардии" решили считать традиционным и праздновать его ежегодно 2 октября. Ведь в этот день 1942 года в Краснодоне состоялось первое организационное заседание юных патриотов.
   Вскоре по инициативе партийной организации мы начали создавать музей "Молодой гвардии". Дело это новое, ни у кого из нас не было опыта. И мы пригласили в школу директора Краснодонского музея. Много интересного рассказал он о героях подполья. Еще больше загорелись ребята желанием создать музей в школе. Начали с того, что на зимние каникулы послали группу учащихся в 314-ю школу Москвы, где уже был создан музей "Молодой гвардии". Там охотно поделились с нами опытом сбора материалов, оформления стендов, организации экскурсий и т. д.
   Одновременно другая группа комсомольцев поехала в Краснодон. Ребята посетили музей, школы, где учились молодогвардейцы, беседовали с педагогами, родителями героев, жителями Краснодона. Побывали наши комсомольцы на месте гибели краснодонцев и возложили венки на их могилы. В Харьков привезли план Краснодонского музея, копии многих документов, фотопленки, некоторые вещи подпольщиков, книги, записи беседа с жителями Краснодона, поведавших о тяжелых днях фашистской оккупации города. И как святую реликвию взяли ребята горсть земли с могилы героев. Начало положено. Теперь привезенные материалы нужно было обработать и продолжать поиски новых экспонатов.
   С большим интересом слушали учащиеся рассказы своих товарищей, побывавших на родине молодогвардейцев. Хочется здесь хотя бы коротенько привести воспоминание Иры Силицкой, ученицы 6-го класса.
   "Выехали мы утром автобусом. И к вечеру были уже в Краснодоне. Остановились в школе имени Горького, в которой учились почти все молодогвардейцы. Это большое двухэтажное здание в центре города. В школе шел ремонт, который производили сами ребята. Это очень хорошо. Пример и для нас поучительный. Ночевали в классе, в котором учился Олег Кошевой. Его парта обычно стоит здесь же. За нею сидят только отличники учебы. Но в тот день парту Олега, выкрашенную в белый цвет, мы увидели в большом зале школы. Здесь шел экзамен. Десятиклассники писали сочинение.
   Утром пошли осматривать город. И прежде всего побывали в музее "Молодой гвардии". За сотни и тысячи километров приезжают сюда люди, чтобы лучше узнать о жизни и героической борьбе патриотов. Здесь хранятся все личные вещи подпольщиков: дневники, тетради, сочинения, одежда, оружие... Осмотрев музеи, мы пошли в парк. У входа стоит памятник молодогвардейцам - Героям Советского Союза Олегу Кошевому, Уле Громовой, Сергею Тюленину, Любе Шевцовой, Ивану Земнухову. Они запечатлены в тот момент, когда у знамени дают клятву до конца бороться с фашистскими захватчиками. Скульптура утопает в букетах и венках из живых цветов. В глубине парка стоит еще один памятник - 32 шахтерам, зверски казненным немецкими оккупантами. Здесь же братская могила героев Краснодона, отдавших жизнь в борьбе против фашистских захватчиков. С огромным волнением читаем их имена, высеченные на граните.
   Потом мы поехали к шурфу шахты № 5 - месту гибели молодогвардейцев. По дороге экскурсовод рассказал . много для нас нового о том, как был разоблачен предатель Почепцов. Это по его доносу арестовали юных патриотов. Но, несмотря на страшные пытки и издевательства, фашистам не удалось вырвать у них ни слова.
   Шурф шахты № 5, в который сбросили молодогвардейцев, сейчас закрыт и огорожен, он охраняется как исторический памятник, а рядом возвышается террикон. Мы поднялись на него, и с высоты 50 метров посмотрели на Краснодон. В прошлом это маленький горняцкий поселок, а сейчас - большой город. Он славится высокопроизводительными шахтами и замечательными шахтерами.
   Мы пробыли в Краснодоне всего лишь один день. Но сколько интересного увидели и узнали! Не видели мы лишь развалин биржи труда, которые были снесены незадолго до нашего приезда. Фотографии всех памятников Краснодона можно будет увидеть в нашем школьном музее. Но, если будет возможность, обязательно побывайте в Краснодоне и посмотрите все сами".
   Для создания музея в школе избрали оргкомитет. В него вошли учащиеся 8-9 классов. Особенно инициативно работали Ольга Оббариус, Ольга Кириченко, София Нападова, Юрий Скибин, Алла Гольдина, Ира Гук, Сергей Иванов, Наталия Воскресенская, Лариса Тыно и другие. Все сделанные наспех в Краснодоне записи ребят обработали, переписали, проявили фотопленки, отпечатали снимки.
   Оргкомитет опирался на массовый актив. А в нем было 300 учащихся. И каждый получал конкретные задания. Выполнялись они с увлечением. Ребята что делают большое полезное дело. Случаев срыва, не явки или невыполнения поручений не было. Вечерам мы подолгу засиживались с ребятами, изучая копии дорогих документов.
   Для музея выделили небольшую комнату. Стены выкрасили, в школьных мастерских изготовили 10 стендов, обтянули их полотном. Мы готовы были размещать на них экспонаты, подготовленные ребятами. Но приехал в Харьков научный сотрудник Краснодонского и работу нашу забраковал.
   - Вы же не фотовыставку готовите, - сказал он. - В оформлении музейных стендов существуют свои законы.
   Пришлось все начать сначала. Но энергии у ребят от этого не убавилось. Наоборот, они с еще большим энтузиазмом работали, изучали материалы. И узнали много нового о юных героях, чего не могли прочесть в книгах. По мере изучения привезенных документов, мы начали составление экспозиционного плана. Это очень важный этап в создании музея.
   Ребята сами изготовили рамки, и под стеклом монтировали фотоснимки. Ко всем экспонатам напечатали текстовки. Они поясняют, что за документ представлен какова его ценность. Потом мы связались с Харьковским отделением союза художников и получили в дар шесть прекрасных литографий, отображающих подвиг молодогвардейцев.
   Все было готово к монтажу экспозиции. На стендах крепили алюминиевые трубки и к ним на проволоке начали подвешивать экспонаты в рамках. И оказалось, что допустили ошибку. Лучше всего применять здесь не проволоку, а рыболовную, леску. Получается и красиво, и надежно.
   Мы не случайно остановились на этих, казалось бы, мелочах. Дело в том, что техника оформления музейных материалов своеобразная. Ее необходимо было постигнуть. И, нам кажется, рассказать об этом следует для передача опыта другим.
   Мы пригласили в школу научных сотрудников Краснодонского музея. Они апробировали все экспонаты и приняли наш музей как филиал своего. С особой благодарностью вспоминаем мы научного сотрудника Валентину Никифоровну Боровикову, ныне директора Краснодонского музея. Она была частым гостем в нашей школе, неоднократно выступала на вечерах и оказала весьма существенную помощь в создании музея.
   С нетерпением ждали ребята открытия музея. С большой любовью оформляли они стенды, продумывай каждую деталь. Одновременно с оборудованием музея мы начали готовить экскурсоводов. Первая группа состояла из 15 учащихся 8-9-х классов. Ребятам пришлось перечитать немало литературы, подготовить живой короткий рассказ о каждом экспонате.
   Вся подготовка к открытию музея - сбор и обработка материалов, оформление стендов, занятия экскурсоводов - сыграли большую роль в нашей повседневной воспитательной работе среди учащихся.
   

<< Назад Вперёд >>