Незабываемый день 9
сентября 1958 года. Торжественное собрание в связи с присвоением школе
имени "Молодой гвардии". Весь учительский коллектив, все учащиеся
готовились к этому событию. Почетное имя, нужно было заслужить. И мы
добились высокой успеваемости, сумели увлечь ребят интересной
общественной работой, полезными делами. На
молодогвардейском имени мы остановились ней случайно. Герои Краснодона
- это наше поколение, люди близкие нам по взглядам и делам. В
бессмертном подвиге молодогвардейцев ярко выразились лучшие черты
советской молодежи, ее высокие благородные идеалы, мужество, горячая
любовь к Родине, безграничная преданность партии и народу. Бессмертие
"Молодой гвардии" - это наши светлые дела, это наши трудовые победы. Вот
почему все учащиеся так радостно восприняли весть о присвоении школе
почетного имени. И своим прилежанием, своими делами стремились
подчеркнуть, что не подведут родную школу. Героическая романтика всегда
ведет юность вперед к славным свершениям.
На
торжественное собрание пришли гости из института "Гипросталь", из
Харьковского высшего авиационного-инженерного военного училища,
представители партийных и советских организаций. Были, конечно, и наши
бывшие ученицы, члены "Звена отважных",
Шел
большой разговор о революционных традициях и героике нашего народа, о
мужестве и доблести, проявленных юными патриотами во время Великой Отечественной войны, о делах школы и ее дальнейших задачах. Имя "Молодой
гвардии" обязывало нас ко многому, это имя нужно было
оправдать.
На вечере прочитали письмо от Г.
Арутюнянца - одного из членов подпольной организации
краснодонцев.
"Рад за вас ребята, - писал он. -
Несите в жизнь это высокое имя хорошими делами, своей убежденностью.
Будьте такими, как герои Краснодона!".
День
присвоения школе имени "Молодой гвардии" решили считать традиционным и
праздновать его ежегодно 2 октября. Ведь в этот день 1942 года в Краснодоне
состоялось первое организационное заседание юных патриотов.
Вскоре по инициативе партийной организации мы
начали создавать музей "Молодой гвардии". Дело это новое, ни у кого из нас не
было опыта. И мы пригласили в школу директора Краснодонского музея. Много
интересного рассказал он о героях подполья. Еще больше загорелись ребята
желанием создать музей в школе. Начали с того, что на зимние каникулы
послали группу учащихся в 314-ю школу Москвы, где уже был создан музей
"Молодой гвардии". Там охотно поделились с нами опытом сбора материалов,
оформления стендов, организации экскурсий и т.
д.
Одновременно другая группа комсомольцев поехала
в Краснодон. Ребята посетили музей, школы, где учились молодогвардейцы,
беседовали с педагогами, родителями героев, жителями Краснодона. Побывали
наши комсомольцы на месте гибели краснодонцев и возложили венки на их
могилы. В Харьков привезли план Краснодонского музея, копии многих
документов, фотопленки, некоторые вещи подпольщиков, книги, записи беседа с
жителями Краснодона, поведавших о тяжелых днях фашистской оккупации
города. И как святую реликвию взяли ребята горсть земли с могилы героев.
Начало положено. Теперь привезенные материалы нужно было обработать и
продолжать поиски новых экспонатов.
С большим
интересом слушали учащиеся рассказы своих товарищей, побывавших на родине
молодогвардейцев. Хочется здесь хотя бы коротенько привести воспоминание
Иры Силицкой, ученицы 6-го класса.
"Выехали мы
утром автобусом. И к вечеру были уже в Краснодоне. Остановились в школе
имени Горького, в которой учились почти все молодогвардейцы. Это большое
двухэтажное здание в центре города. В школе шел ремонт, который производили
сами ребята. Это очень хорошо. Пример и для нас поучительный. Ночевали в
классе, в котором учился Олег Кошевой. Его парта обычно стоит здесь же. За
нею сидят только отличники учебы. Но в тот день парту Олега, выкрашенную в
белый цвет, мы увидели в большом зале школы. Здесь шел экзамен.
Десятиклассники писали сочинение.
Утром пошли
осматривать город. И прежде всего побывали в музее "Молодой гвардии". За
сотни и тысячи километров приезжают сюда люди, чтобы лучше узнать о жизни
и героической борьбе патриотов. Здесь хранятся все личные вещи
подпольщиков: дневники, тетради, сочинения, одежда, оружие... Осмотрев
музеи, мы пошли в парк. У входа стоит памятник молодогвардейцам - Героям
Советского Союза Олегу Кошевому, Уле Громовой, Сергею Тюленину, Любе
Шевцовой, Ивану Земнухову. Они запечатлены в тот момент, когда у знамени
дают клятву до конца бороться с фашистскими захватчиками. Скульптура
утопает в букетах и венках из живых цветов. В глубине парка стоит еще один
памятник - 32 шахтерам, зверски казненным немецкими оккупантами. Здесь же
братская могила героев Краснодона, отдавших жизнь в борьбе против
фашистских захватчиков. С огромным волнением читаем их имена, высеченные
на граните.
Потом мы поехали к шурфу шахты № 5 -
месту гибели молодогвардейцев. По дороге экскурсовод рассказал . много для
нас нового о том, как был разоблачен предатель Почепцов. Это по его доносу
арестовали юных патриотов. Но, несмотря на страшные пытки и издевательства,
фашистам не удалось вырвать у них ни слова.
Шурф
шахты № 5, в который сбросили молодогвардейцев, сейчас закрыт и огорожен,
он охраняется как исторический памятник, а рядом возвышается террикон. Мы
поднялись на него, и с высоты 50 метров посмотрели на Краснодон. В прошлом
это маленький горняцкий поселок, а сейчас - большой город. Он славится
высокопроизводительными шахтами и замечательными
шахтерами.
Мы пробыли в Краснодоне всего лишь
один день. Но сколько интересного увидели и узнали! Не видели мы лишь
развалин биржи труда, которые были снесены незадолго до нашего приезда.
Фотографии всех памятников Краснодона можно будет увидеть в нашем школьном музее. Но, если будет возможность, обязательно побывайте в Краснодоне и
посмотрите все сами".
Для создания музея в школе
избрали оргкомитет. В него вошли учащиеся 8-9 классов. Особенно инициативно работали Ольга Оббариус, Ольга Кириченко, София Нападова, Юрий
Скибин, Алла Гольдина, Ира Гук, Сергей Иванов, Наталия Воскресенская,
Лариса Тыно и другие. Все сделанные наспех в Краснодоне записи ребят
обработали, переписали, проявили фотопленки, отпечатали
снимки.
Оргкомитет опирался на массовый актив. А в
нем было 300 учащихся. И каждый получал конкретные задания. Выполнялись
они с увлечением. Ребята что делают большое полезное дело. Случаев срыва, не
явки или невыполнения поручений не было. Вечерам мы подолгу засиживались
с ребятами, изучая копии дорогих документов.
Для
музея выделили небольшую комнату. Стены выкрасили, в школьных
мастерских изготовили 10 стендов, обтянули их полотном. Мы готовы были
размещать на них экспонаты, подготовленные ребятами. Но приехал в Харьков
научный сотрудник Краснодонского и работу нашу
забраковал.
- Вы же не фотовыставку готовите, -
сказал он. - В оформлении музейных стендов существуют свои
законы.
Пришлось все начать сначала. Но энергии у
ребят от этого не убавилось. Наоборот, они с еще большим энтузиазмом
работали, изучали материалы. И узнали много нового о юных героях, чего не
могли прочесть в книгах. По мере изучения привезенных документов, мы начали
составление экспозиционного плана. Это очень важный этап в создании
музея.
Ребята сами изготовили рамки, и под стеклом
монтировали фотоснимки. Ко всем экспонатам напечатали текстовки. Они
поясняют, что за документ представлен какова его ценность. Потом мы
связались с Харьковским отделением союза художников и получили в дар шесть
прекрасных литографий, отображающих подвиг
молодогвардейцев.
Все было готово к монтажу
экспозиции. На стендах крепили алюминиевые трубки и к ним на проволоке
начали подвешивать экспонаты в рамках. И оказалось, что допустили ошибку.
Лучше всего применять здесь не проволоку, а рыболовную, леску. Получается и
красиво, и надежно.
Мы не случайно остановились на
этих, казалось бы, мелочах. Дело в том, что техника оформления музейных
материалов своеобразная. Ее необходимо было постигнуть. И, нам кажется,
рассказать об этом следует для передача опыта
другим.
Мы пригласили в школу научных сотрудников
Краснодонского музея. Они апробировали все экспонаты и приняли наш музей
как филиал своего. С особой благодарностью вспоминаем мы научного
сотрудника Валентину Никифоровну Боровикову, ныне директора
Краснодонского музея. Она была частым гостем в нашей школе, неоднократно
выступала на вечерах и оказала весьма существенную помощь в создании
музея.
С нетерпением ждали ребята открытия музея. С
большой любовью оформляли они стенды, продумывай каждую деталь.
Одновременно с оборудованием музея мы начали готовить экскурсоводов.
Первая группа состояла из 15 учащихся 8-9-х классов. Ребятам пришлось
перечитать немало литературы, подготовить живой короткий рассказ о каждом
экспонате.
Вся подготовка к открытию музея - сбор и
обработка материалов, оформление стендов, занятия экскурсоводов - сыграли
большую роль в нашей повседневной воспитательной работе среди
учащихся.