ДОРОГА В БЕССМЕРТИЕ
Из воспоминаний директора
Краснодонской школы N6 И. А. Шкребы о
молодогвардейцах
В 1943 году я жил на
улице Банковской № 1. Поздним вечером 16 января я был во дворе и видел, как мимо
проехало несколько грузовых машин. Ехали они одна за другой медленно, с
потушенными фарами. Вдруг с одной из машин послышалось пение: "Замучен тяжелой
неволей..." Через некоторое время со стороны шахты № 5 донеслась беспорядочная
стрельба, которая продолжалась несколько минут. Как позже
стало известно, в это время и были казнены немецкими палачами герои
Краснодона. С того времени прошли десятилетия, но это
событие осталось в памяти неизгладимым. Вот и сейчас они передо
мной... Истекают последние дни учебного года.
Девятиклассники пишут контрольную работу по химии. Громова
Ульяна сосредоточенно думает, затем делает какие-то пометки, просматривает их
внимательно и начинает писать в тетради. Я уверен, что
контрольная работа Громовой покажет глубокое понимание материала, изложен он
будет в строгой последовательности, четко, без лишних слов. Громова по праву
считается лучшей ученицей класса и школы. Конечно, у нее прекрасные способности,
высокое развитие, но главная роль принадлежит труду - упорному и
систематическому. Она учится с душой, с интересом. Благодаря этому, знания у
Громовой шире, понимание явлений глубже, нежели у многих ее
соучеников. После уроков литературы, где речь шла о
человеке сильного и независимого ума Чаадаеве, о смелом волыюдумце Герцене, о
пламенном Виссарионе Белинском, Ульяна проникалась желанием посвятить свою жизнь
литературе. А когда под указкой географа оживают условные
обозначения карты, открываются неизведанные просторы, еще не использованные
богатства земных недр, она начинает думать о профессии геологоразведчика, как о
романтической и красивой. Она любит все красивое, изящное: цветы, песни, музыку,
картины. У нее уже сложились твердые понятия о долге, чести, нравственности. Это
волевая натура. Она никому не разрешит помыкать
собой. ...Попов Анатолий перечитывает написанное, затем
чертит что-то на промокатке и показывает Рогозину. Тот утвердительно кивает
головой и углубляется в свою работу. У них разные варианты, да и заимствовать
что-либо друг у друга эти ребята не станут. Видимо, Попов хочет включить в
работу описание своих химических опытов. Анатолий мечтает о литературной
деятельности, у него заложены наклонности естественника-экспериментатора. Вместе
с изобретательным Рогозиным он проводит дома различные опыты по химии,
конструируя некоторые химические приборы для этого. Попов
сторонится общества девочек, как-то связанно чувствует себя в их среде. В частых
спорах со своим другом Тарариным иногда хочет выдать себя за сухого скептика. Но
все товарищи знают, что у Анатолия нежная, отзывчивая душа. Его приводит в
восторженное состояние величественная картина восхода солнца на Донце,
своеобразный утренний шорох камышей, свист и щелканье пернатого мира. А когда
Анатолий читает о гуманных и благородных поступках героев, у него увлажняются
глаза и в груди нарастает порыв к светлым возвышенным
деяниям. Попов глубоко презирает все пошлое, мерзкое,
лживое. Пегливанова Майя работает медленно, но
основательно. Продумает ответ, запишет, а затем снова перечитывает и продумывает
записанное. У Майи ярко выраженные наклонности к общественной работе. Она
хороший организатор, и недаром комсомольцы единодушно избрали ее секретарем
школьной комсомольской организации. У Майи спокойный, уравновешенный характер и
вместе с тем решительный и твердый. Герасимова Нина
поднимает голову и удивленно рассматривает заголовок темы, записанной на доске.
Потом смотрит в тетрадь и, видимо, находит какую-то комическую ситуацию. Эта
девочка умела метко подмечать смешное во всем, и этот талант высоко ценился
одноклассниками. Но сейчас им не до шуток, и Нина, сделав передышку, тоже
принимается за работу. Какой, однако, замечательный подбор
учеников в этом классе и какая удивительно высокая
работоспособность. Как они выросли за последние два-три
года! Разве так давно шустрые пятиклассницы жаловались мне хором на мальчиков,
отобравших у них мяч. А теперь сидит за партой медлительная, рослая, крепкая
Майя, кажется, ещё более посмуглевшая. Как изменилась Самошина Ангелина
хрупкая беленькая девочка в недавнем прошлом, или Иванихина Лилия. У них
определяются характеры, все яснее выступают индивидуальные особенности
каждой. Петров Виктор, лучший спортсмен школы, мечтал стать
военным. А пока что он проводил в школе подготовку к военной игре "На штурм":
расставлял караулы и инструктировал часовых, собирал самодельное оружие и время
от времени по заданию военрука проводил учебные тревоги. Настал день, когда
участники игры Первомайки должны были сразиться со своими противниками из школы
№ 4 имени Ворошилова. Выдалось замечательное зимнее утро, тихое, нехолодное.
Медленно опускались на землю крупные хлопья снега. Взвод за взводом с разведкой
и боевым охранением двинулись из Первомайки в поход. На буграх за Первомайкой
протянулась естественная стена из песчаника, за которой первомайцы укрылись и
решили здесь поджидать "противника". Петров, находясь около военрука,
посылал во все концы гонцов с приказом: "Голов не высовывать и не шевелиться!"
Через некоторое время были замечены какие-то фигуры в садах Первомайки. Петров
разгадал намерение ворошиловцев незаметно подойти к бугру с западной стороны.
Напряжение в рядах первомайцев росло, но они неподвижно стояли за стеной и
выжидали. Петров передал приказ по цепи: по сигналу тревоги - в атаку! Прошло
несколько напряженных минут. Наконец тревожно завыла сирена. Мгновенно ожила
стена, из-за которой бросились в атаку первомайцы. Ворошиловцы не дрогнули,
настойчивые звуки сирены, означавшие отбой, разняли сражающихся; после разбора
тактической игры первомайцы возвращались строем с песнями. Впереди победно
развевалось школьное знамя. Может быть, эта игра, в организацию которой вложил
душу Петров Виктор, сыграла какую-то роль в формировании будущих
молодогвардейцев. Да, были разными учениками будущие
молодогвардейцы, но вместе с тем можно отметить и общие черты: широкие
общественные интересы, преданность делу Коммунистической партии, коллективизм,
высокое развитие, жизненная активность. Память о них навеки сохранится в нашем
народе, а молодежь будет воспитываться на примерах из жизни и деятельности
славных молодогвардейцев.
1963 год.
|