Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку статей


ДОРОГА В БЕССМЕРТИЕ

Из воспоминаний директора Краснодонской
   школы N6 И. А. Шкребы о молодогвардейцах

   В 1943 году я жил на улице Банковской № 1. Поздним вечером 16 января я был во дворе и видел, как мимо проехало несколько грузовых машин. Ехали они одна за другой медленно, с потушенными фарами. Вдруг с одной из машин послышалось пение: "Замучен тяжелой неволей..." Через некоторое время со стороны шахты № 5 донеслась беспорядочная стрельба, которая продолжалась несколько минут.
   Как позже стало известно, в это время и были казнены немецкими палачами герои Краснодона.
   С того времени прошли десятилетия, но это событие осталось в памяти неизгладимым. Вот и сейчас они передо мной...
   Истекают последние дни учебного года. Девятиклассники пишут контрольную работу по химии.
   Громова Ульяна сосредоточенно думает, затем делает какие-то пометки, просматривает их внимательно и начинает писать в тетради.
   Я уверен, что контрольная работа Громовой покажет глубокое понимание материала, изложен он будет в строгой последовательности, четко, без лишних слов. Громова по праву считается лучшей ученицей класса и школы. Конечно, у нее прекрасные способности, высокое развитие, но главная роль принадлежит труду - упорному и систематическому. Она учится с душой, с интересом. Благодаря этому, знания у Громовой шире, понимание явлений глубже, нежели у многих ее соучеников.
   После уроков литературы, где речь шла о человеке сильного и независимого ума Чаадаеве, о смелом волыюдумце Герцене, о пламенном Виссарионе Белинском, Ульяна проникалась желанием посвятить свою жизнь литературе.
   А когда под указкой географа оживают условные обозначения карты, открываются неизведанные просторы, еще не использованные богатства земных недр, она начинает думать о профессии геологоразведчика, как о романтической и красивой. Она любит все красивое, изящное: цветы, песни, музыку, картины. У нее уже сложились твердые понятия о долге, чести, нравственности. Это волевая натура. Она никому не разрешит помыкать собой.
   ...Попов Анатолий перечитывает написанное, затем чертит что-то на промокатке и показывает Рогозину. Тот утвердительно кивает головой и углубляется в свою работу. У них разные варианты, да и заимствовать что-либо друг у друга эти ребята не станут. Видимо, Попов хочет включить в работу описание своих химических опытов. Анатолий мечтает о литературной деятельности, у него заложены наклонности естественника-экспериментатора. Вместе с изобретательным Рогозиным он проводит дома различные опыты по химии, конструируя некоторые химические приборы для этого.
   Попов сторонится общества девочек, как-то связанно чувствует себя в их среде. В частых спорах со своим другом Тарариным иногда хочет выдать себя за сухого скептика. Но все товарищи знают, что у Анатолия нежная, отзывчивая душа. Его приводит в восторженное состояние величественная картина восхода солнца на Донце, своеобразный утренний шорох камышей, свист и щелканье пернатого мира. А когда Анатолий читает о гуманных и благородных поступках героев, у него увлажняются глаза и в груди нарастает порыв к светлым возвышенным деяниям.
   Попов глубоко презирает все пошлое, мерзкое, лживое.
   Пегливанова Майя работает медленно, но основательно. Продумает ответ, запишет, а затем снова перечитывает и продумывает записанное. У Майи ярко выраженные наклонности к общественной работе. Она хороший организатор, и недаром комсомольцы единодушно избрали ее секретарем школьной комсомольской организации. У Майи спокойный, уравновешенный характер и вместе с тем решительный и твердый.
   Герасимова Нина поднимает голову и удивленно рассматривает заголовок темы, записанной на доске. Потом смотрит в тетрадь и, видимо, находит какую-то комическую ситуацию. Эта девочка умела метко подмечать смешное во всем, и этот талант высоко ценился одноклассниками. Но сейчас им не до шуток, и Нина, сделав передышку, тоже принимается за работу.
   Какой, однако, замечательный подбор учеников в этом классе и какая удивительно высокая работоспособность.
   Как они выросли за последние два-три года! Разве так давно шустрые пятиклассницы жаловались мне хором на мальчиков, отобравших у них мяч. А теперь сидит за партой медлительная, рослая, крепкая Майя, кажется, ещё более посмуглевшая. Как изменилась Самошина Ангелина хрупкая беленькая девочка в недавнем прошлом, или Иванихина Лилия. У них определяются характеры, все яснее выступают индивидуальные особенности каждой.
   Петров Виктор, лучший спортсмен школы, мечтал стать военным. А пока что он проводил в школе подготовку к военной игре "На штурм": расставлял караулы и инструктировал часовых, собирал самодельное оружие и время от времени по заданию военрука проводил учебные тревоги. Настал день, когда участники игры Первомайки должны были сразиться со своими противниками из школы № 4 имени Ворошилова. Выдалось замечательное зимнее утро, тихое, нехолодное. Медленно опускались на землю крупные хлопья снега. Взвод за взводом с разведкой и боевым охранением двинулись из Первомайки в поход. На буграх за Первомайкой протянулась естественная стена из песчаника, за которой первомайцы укрылись и решили здесь поджидать "противника". Петров, находясь около военрука, посылал во все концы гонцов с приказом: "Голов не высовывать и не шевелиться!" Через некоторое время были замечены какие-то фигуры в садах Первомайки. Петров разгадал намерение ворошиловцев незаметно подойти к бугру с западной стороны. Напряжение в рядах первомайцев росло, но они неподвижно стояли за стеной и выжидали. Петров передал приказ по цепи: по сигналу тревоги - в атаку! Прошло несколько напряженных минут. Наконец тревожно завыла сирена. Мгновенно ожила стена, из-за которой бросились в атаку первомайцы. Ворошиловцы не дрогнули, настойчивые звуки сирены, означавшие отбой, разняли сражающихся; после разбора тактической игры первомайцы возвращались строем с песнями. Впереди победно развевалось школьное знамя. Может быть, эта игра, в организацию которой вложил душу Петров Виктор, сыграла какую-то роль в формировании будущих молодогвардейцев.
   Да, были разными учениками будущие молодогвардейцы, но вместе с тем можно отметить и общие черты: широкие общественные интересы, преданность делу Коммунистической партии, коллективизм, высокое развитие, жизненная активность. Память о них навеки сохранится в нашем народе, а молодежь будет воспитываться на примерах из жизни и деятельности славных молодогвардейцев.

1963 год.






Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.