Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к списку статей


ДОРОГИЕ МОИ УЧЕНИКИ

Из воспоминаний учительницы Краснодонской
   школы № 4
   имени Ворошилова А. Д. Колотович

   В 1939/40 учебном году на порядок дня работы школы был поставлен вопрос об изучении техники и военного дела. Было решено научить мальчиков водить автомашину.
   Сергей Тюленин со своими друзьями сокрушался, что не может на месте научиться управлять самолетом. И успокоился только тогда, когда кто-то из педагогов объяснил ему, что принцип работы мотора самолета и автомашины одинаков и тот, кто хорошо овладеет автомашиной, сможет быстро научиться управлять самолетом, танком. Объяснение помогло. Все "летчики" взялись за учебу.
   Как-то намечено было провести практическое занятие по стрельбе из винтовки. В балке, недалеко от школы, оборудовали тир. Вместе с учениками пошли и мы, старые педагоги. Нас назначили в судейскую коллегию. Вся школа волновалась: у кого будут лучшие показатели. После окончания соревнований оказалось, что все пули Анатолия Ковалева попали в центр мишени, в семерки и восьмерки попали Сергей Тюленин и Миша Григорьев.
   Одну из комнат в школе занимал технический кружок. Здесь часто можно было видеть Володю Осьмухина. Толю Орлова и Сережу Тюленина. Юные техники до дыр зачитывали популярные технические журналы, подолгу спорили над схемой радиоприемника или деталью какой-либо машины.
   Самым активным членом технического кружка был Володя Осьмухин. Когда он учился в 9-м классе, как-то само собой получилось, что он стал выполнять обязанности школьного электромонтера. Все неполадки он устранял самостоятельно, без чьей-то помощи. Ребята иногда даже подшучивали:
   - Осьмухин, а почему до сих пор нет света?
   Как сейчас, вижу Володю: среднего роста, блондин, с темными глазами и высоким лбом.
   Как-то на уроке рассматривалась тема: связь науки и техники. Володя внимательно слушал, а после урока говорит мне:
   - Почему у меня так получается: я увлекаюсь вопросами техники, а некоторые предметы не люблю? Вот, например, биологию...
   - А физику любишь? - спрашиваю.
   Глаза у Володи блеснули, и он как-то по- особенному вымолвил:
   - Так это же физика! - И начал восторженно говорить о том времени, когда в Краснодоне можно будет не только слышать, но и видеть спектакли, которые идут на сцене московских театров.
   - А вот зачем мне биология?
   ...Мы долго беседовали с Володей на эту тему, и я видела, что он начинает понимать, что его стремление побольше узнать в области техники не расходится с нашим желанием дать ему разносторонние знания.
   С этого времени, видимо, крепко продумав свое отношение к школьной программе, Володя выравнял успеваемость.
   Зная, что у Володи тяжело болен отец и на нем лежат все заботы о домашнем хозяйстве, я однажды спросила его:
   - А как здоровье отца?
   Он как- то даже посерел весь и глухо ответил:
   - Хуже.
   Вскоре отец Володи умер, а давнишний друг их семьи, коммунист Филипп Петрович Лютиков, пригласил юношу на работу в обмоточный цех центральных электромеханических мастерских.
   Вместе с Володей работал электрослесарем его одноклассник Анатолий Орлов.
   В цехе, в рабочей среде цементировалась дружба между коммунистами и комсомольцами, спаявшая воедино старых шахтеров и горняцкую молодежь, результаты которой с невиданной силой проявились в тяжелые для нашей Родины годы Великой Отечественной войны.
   
    Юннаты
   Вс поминается мне первое занятие юннатского кружка, на котором утверждали план работы. Присутствовало много учеников. О чем-то спросила, встряхивая рыженькой головкой, Люба Шевцова, молча сидел Сережа Тюленин, лишь серые глаза его светились радостью, старался быть безразличным ко всему Толя Орлов, локтем толкал соседа Витю Лукьянченко. Было принято единогласное решение: школьную усадьбу превратить в опытное поле.
   Как-то ранним утром весной 1938 года по улице шли две девочки. Одна из них, Люба Шевцова, что-то горячо доказывала своей подруге. Они были дежурными и шли проверять, не сломлены ли деревья и цветы, на месте ли скамейки в школьном саду.
   Новое здание, в которое перешла школа осенью, обжили скоро. Двор здесь имел торжественный и культурный вид: ровные дорожки, обсаженные декоративными деревьями, клумбы, физкультурные площадки.
   С лейками в руках по дорожкам торопливо бегали девочки. Нужно успеть полить грядки, пока солнце не поднялось высоко. В этот день в тетрадке дежурного появилась запись, сделанная рукой Любы Шевцовой: "28 мая. На клумбе № 4 сорвана роза. Вор приходил, очевидно, босиком, потому что газон не очень потоптан. Расцвели левкои и петунии".
   А во второй половине дня - новая запись:
   "Сломали два левкоя, три астры. Сделал это ученик 3-го класса Деревянкин Костя (я его отшлепала)".
   С малышами она расправлялась сама. Со сверстниками вступала в спор, который часто кончался ссорой, а иногда и рукопашной схваткой.
   Как-то во время дежурства я заметила, что из губы у Любы сочится кровь.
   - Что с тобой? Кто разбил?
   Люба смотрела в микроскоп и сделала вид, что не слышит моего вопроса. Ира Браилко ответила за нее.
   - Ким Иванцов локтем зацепил ее.
   Почти каждое дежурство Любы заканчивалось чем-либо подобным. Меня это начало беспокоить.
   - Опять! - сказала я.
   - А пусть он не ломает клен. Я ему раз сказала, два... А он, как нарочно. Я толкнула его, а он...
   Люба замолчала. А я поняла сама, что случилось дальше.
   Собрания нашего кружка были очень интересными, их ожидали, к ним готовились. Когда Люба попросила дать ей слово, все знали, что она непременно вспомнит о каждом провинившемся.
   И действительно, Люба все вспоминала: и мяч, заброшенный в клумбу, и опоздания на дежурство, и тумаки, которые доставались ей... Всем она воздавала по заслугам, никого не боялась.
   
   
   
    Драматический кружок
   Особой популярностью пользовался у нас драматический кружок. Как-то я пришла на одно из занятий и села в сторонке. Разучивали пьесу А. Островского "Бешеные деньги". Ученице Будасовой никак не удавалась роль Лидии в 4-м действии. Наконец она взмолилась:
   - Нина, помоги!
   Нина Минаева немного помедлила, будто решая что-то про себя, а потом скромно сказала:
   - А не лучше будет вот так! - и показала именно то, что необходимо было в этом случае.
   Сцену Медузова и Силина из пьесы "Таланты и поклонники", в которой участвовала Нина Минаева, ученики просили повторить несколько раз.
   Вспоминается мне сейчас, как после одного из спектаклей о революции, где Минаева играла роль Анночки - героини пьесы, ее имя надолго закрепилось за Ниной.
   - Она же врожденная актриса! - говорили ребята.
   - Нина, прочитай, пожалуйста, монолог,- часто просили ее.
   Доброй славой пользовался кружок среди учеников. В нашей школе не было зала, и мы собирались в клубе шахты № 5. Интерес населения к нашим постановкам был настолько велик и ставили мы их так часто, что постепенно стали полными хозяевами в этом клубе.
   Там же проводились и родительские собрания, на которых учителя выступали с докладами на темы: "Семья и школа", "Происхождение жизни на земле" и другими, устраивались вечера вопросов и ответов, отмечались даты жизни видных писателей, деятелей науки. Каждое такое мероприятие заканчивалось хорошо подготовленным спектаклем. Все они пользовались у зрителей неизменным успехом.
   Время от времени мы ставили платные спектакли. На эти деньги приобретали костюмы, парики, грим и т. п.
   Вскоре у нас был организован хор, выступавший с обширным репертуаром. Часто в программу вечера включались балетные и физкультурные номера.
   Люба Шевцова вместе с подругами начала посещать занятия балетного кружка в клубе имени Ленина. На нашу сцену она приносила все, чему научилась там. Маленькая, гибкая, Люба исполняла самые смелые номера, и всегда с большим успехом.

1960 год.






Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.