В череде знаменательных,
печально-торжественных годовщин, с брезгливостью к прошлому Отечества
отмечаемых сегодня телеократами, я всеми мыслями ухожу в полувековую давность,
возвращаюсь к незабываемым краснодонским событиям и вдруг наталкиваюсь на
потрясающее сходство нынешнего лихолетья с тем, былым, обрушенным на нас
жестоким врагом.
Похожие талоны и карточки на продукты;
озлобленно-вспыльчивые очереди у пустых магазинов; беженцы отовсюду, кишмя
кишащие вокзалы и барахольно-продуктовые толкучки; как и в войну — тьма хищных
спекулянтов, нищие у многолюдных мест, и капельная помощь новых союзников провизией
и ношеной одежонкой.
Но если в те годы лихих испытаний Мечта,
Надежда и святая Вера крепили силы человека, то сейчас
рухнули нравственные опоры, исчезли общественные идеалы, а душу заполонили
смятение и безысходность. Обманутый, обжуленный народ безропотно притих; им
овладели суеверный страх, повальная мода на религию и бездумная вера в
«прорицания» всякого рода пророков, колдунов, волшебных целителей и других
проходимцев.
Помню: уже в первые часы немецкой
оккупации появились оборотни и лицемеры, трусливые холопы и надменные
хозяйчики-шкуродралы. Тогда их называли прямо и откровенно: «шкурники» и
«двуличные», «немецкие прихвостни» и «приспособленцы».
Сегодня армия криводушных возросла
многократно. И может быть, оттого, что слишком много прекрасных людей осталось
на полях войны, теперь, при разладе и разброде общества, разгуле
вседозволенности, на почве бескультурной и оголтелой гласности, и расцвело
духовное мародерство? Беспардонные краснобаи со злобной ненавистью и цинизмом
напустились па минувшее, кликушествуют, перекраивая и перелицовывая
отечественную историю, заглушая брехом собственную совесть и душевную память
народа.
Под маской искателей исторической правды
они навязывают свое отношение к прошлому, о котором судят понаслышке, опровергают
тех, кто оценивал и описывал его по горячим следам событий, по фактам и свидетельствам
очевидцев, когда для вымысла не было ни времени, ни места. Не зная обстановки
военных лет, духовного состояния людей, оказавшихся на оккупированной
фашистами территории, эти стряпчие лживых сенсаций стремятся опорочить в
основном тех, кто в юные годы не струсил, не сподличал, поплатившись за это
жизнью.
И прежде на Западе иногда «постреливали»
по имени комиссара «Молодой гвардии». Теперь же доморощенные духовные
мародеры в разоблачительной горячке набросились уже на всю организацию и на
автора художественного романа Александра Фадеева.
Начало положили С. Киселев в статье «Кто
же предал «Молодую гвардию»?» («Литературная газета», №26, 1990) и Н. Ажгихина
в статье «Заложники легенды» («Огонек», № 44, 1990).
Читая эти сочинения с интригующими
заглавиями, надеешься узнать о прошлом что-то новое. Но уже с первых строк
понимаешь, что авторы не знают фактического материала по истории «Молодой
гвардия», свои умозаключения строят на показаниях и поныне здравствующих
Лядской и Выриковой (под этими фамилиями и выведены в романе А. Фадеева
предатели молодогвардейцев).
Лядская реабилитирована в смутное
перестроечное время в 1990 году, после ее многочисленных просьб. Теперь авторы
упомянутых статей пытаются их еще и нравственно реабилитировать — а вдруг все
забыто, вдруг не осталось никого из тех, чья память хранила события полувековой
давности, кто знал истину. Из рассказа Лядской узнаем, что осенью 1942 года,
готовясь к отъезду в Германию по повестке оккупантов, она написала своему
школьному товарищу письмо — в нем ругала войну, немцев, Гитлера — и попросила
бывшую соученицу Тоню Мащенко передать его адресату. Антонина и рассказала
Лядской о том, что в городе появилась какая-то подпольная организация, но чем
она занимается и где находится, не знала. Лядскую в Германию почему-то не
отправили, Мащенко отчего-то за много месяцев не передала письмо, и якобы из-за
него, найденного у Тони при обыске, арестовали Лядскую. Об этом она говорит
так: «...9 января 1943 года к нам в Ореховку приехал заместитель начальника
Краснодонской полиции Захаров и забрал меня. Он был вне себя, орал, что
арестованы члены подпольной организации, в том числе и моя подруга Мащенко.
«Это ты писала листовки! — вопил Захаров. — Мы нашли при обыске это письмо —
почерк тот же!..»
В полиции Лядскую посадили отдельно от
других, как оказалось, в кабинет Захарова, и якобы там он, пьяный, надругался
над ней. Однажды в полиции она встретилась с Тоней Мащенко, которая сказала ей,
что вступила в подпольную организацию, но никого из ребят не назвала. Далее
Лядская рассказывает: «На девятый или десятый день моего пребывания под арестом
Захаров сказал, что даст мне свидание с матерью, чтобы я попросила у нее самогон...
И мать на другой день достала. В тот же вечер арестованных стали вызывать «на
выход с вещами». Вызвали и меня. Когда я засобиралась, пришел Захаров, забрал
самогон, вышел и запер дверь. Ночью, перед рассветом, он вывел меня из полиции
и отпустил».
Так — подробно — описано у Киселева.
Второй автор об этом говорит кратко: «Первый раз ее арестовали при немцах.
Лично заместитель начальника полиции Захаров. В поселке знали, что
приглянувшиеся ему девушки нередко исчезали на неделю-другую в полиции, где
всегда была наготове камера. «Молодая гвардия» уже давно была разгромлена
(выделено мной. — В. М.) В плену у Захарова семнадцатилетняя школьница
пробыла несколько дней, пока мать не умолила выпустить ее за бутыль самогона...»
Столь существенные выдумки — и об
известном в поселке пристрастии Захарова к девушкам, и о свободной в полиции
камере (у Киселева — кабинет Захарова), где они «исчезали на недельку-другую»,
и о просьбе заместителя начальника городской полиции к заключенной достать ему
самогон, — оставляю на совести авторов. А вот на датах «ареста» и освобождения
Лядской необходимо остановиться.
Утверждение Ажгихиной о том, что Лядскую
арестовали, когда подпольная организация уже давно была разгромлена, не
соответствует действительности. Ведь с 1 по 9 января были схвачены только
первые 24 молодогвардейца, с 10 по 15-е — еще 21 и в последних числах января —
14.
Казнили подпольщиков 15, 16 и 31 января, а
в Ровеньках — 9 февраля. Из рассказа Лядской
следует, что первую партию увезли из полиции 19 или 20 января. Но если принять
за правду день освобождения Лядской, то ее забрали в полицию не 9, а 5 или 6
января — в самый пик первого этапа арестов.
В данной легенде весьма наивным
представляется сообщение о цене свободы Лядской — бутыли самогона. Возникает
вопрос: каким образом самогон попал в камеру? Ведь передачи заключенным были
крайне ограничены и тщательно проверялись. Поэтому хочется спросить: а была ли
Лядская заключенной?
Голословное заявление Ажгихиной о порочной
слабости Захарова тоже вызывает недоумение. Почему, например, Захарову «приглянулась»
именно Лядская? Отчего он не посягнул на кого-то еще из двадцати двух арестованных
девушек, может быть, более соблазнительных? Почему, например, Лидию Иванихину
не оставили наложницей Захарова, а тут же, как только выяснилось, что она не Л и
л и я Иванихина, отпустили?
Пожалуй, даже легковерный читатель
усомнится в достоверности и вот этого эпизода: «После освобождения
оккупированных территорий, — пишет Ажгихина, — всех побывавших в полиции
вызвали в СМЕРШ. И убитая, подавленная всем случившимся девочка ничего не
сказала о том, что с ней было в полиции. («Хотела одного — поскорее забыть», —
вспоминает Ольга Александровна».)
— Ладно, — решил следователь, — вот тебе
листок, пиши под диктовку, потом пойдешь домой.
И она под диктовку написала «признание» в
пособничестве оккупантам. И отправилась — только не домой, а в Пермскую
область, в вагон-заке, набитом украинскими и русскими женщинами из соседних
областей, где было немало таких же «пособниц», как и она».
Автор даже не догадывается, как опрометчиво
и некстати польстила она жителям Луганщины, — ведь в том «вагон-заке» оказалась
лишь одна их землячка, тогда как из соседних областей — «немало».
Мне довелось знать женщин в своем поселке,
которые побывали в полиции, но никаких «признаний» в пособничестве оккупантам
не писали, тем более под диктовку, ни в каких «вагон-заках» никуда их не
отправляли. Здесь Ажгихина умышленно преувеличивает масштабы «невинного»
пособничества фашистам и беззаконных действий СМЕРШа.
Вполне очевидно, что статьи эти рассчитаны
на легковерного потребителя. Иначе чем же еще можно объяснить стремление
журналистов упростить, вульгаризировать психологическое состояние героини —
«...убитой, подавленной всем случившимся девочки»? Ведь, кроме происшедшего «в
полиции насилия», были и другие потрясающие события и обстоятельства.
Это и еженощно слышимые Лядской
душераздирающие крики истязаемых подпольщиков, и неожиданный ее выход из
полиции на свободу, и ясное понимание того, чем грозил «самооговор» в
пособничестве оккупантам, особенно после открывшихся ужасающих картин у шурфа
шахты, откуда доставали растерзанные, изувеченные тела школьных товарищей
Лядской, — и она непременно видела их! Или забылось все, ведь «самооговор» произошел
через три месяца после насилия и через 47 дней после освобождения города от
оккупантов.
Безусловно, вдумчивый читатель увидит
отражение всей совокупности тех жестоких обстоятельств на психике героини, но,
наверное, в одинаковой мере почувствует фальшь и лицемерие в приведенном ранее
эпизоде. И особенно в варианте С. Киселева: «...А 2 апреля того же 1943 года я
была задержана особым отделом 217-го погранполка».
Загадочно намекнув, что разговор будто не
обошелся без физических принуждений, Киселев дальше дает эмоциональное
признание своей героини: «Да поймите, — тихо говорит она. — В свои 17 лет я
была буквально раздавлена пережитым в полиции насилием и хотела только одного:
все забыть, чтобы все скорее кончилось. Не могла я, 17-летняя девчонка, рассказать
молодому красивому следователю СМЕРШа, что со мной сделал Захаров. И когда
следователь стал мне диктовать, что выдала Мащенко и других молодогвардейцев, я
покорно написала все, что он диктовал (выделено мной. — В. М.). По
поводу моих утверждений, что меня привезли в полицию, когда уже все молодогвардейцы
были арестованы, что их арест повлек за собой мой, а ие наоборот
(выделено мной. — В. М.), следователь сказал, что это не имеет значения.
Вот так и состоялся самооговор».
Позиция Лядской ясна: говоря неправду, она
стремится защитить себя. Но авторы статей, обнародуя эту позицию, обязаны были
хотя бы сравнить названные их героиней даты с датами арестов молодогвардейцев.
Но тогда, конечно, не было бы «сенсации».
Теперь о Зинаиде Выриковой, второй
участнице тех страшных событий.
Н. Ажгихина в своем опусе рассказывает,
что Вырикова до войны была активной общественницей, слушательницей курсов при
ЦК ЛКСМУ, после окончания школы работала в Сталинском (Донецком) обкоме
комсомола до самого прихода немцев. Дальше говорит сама Вырикова: «Дома сидела
тихо, как мышь, на улицу боялась показаться. Слышала, кто-то вывесил два раза
советский флаг, где-то появилась листовка. О подпольной организации никто
ничего не знал. Потом наступили советские войска, началась весна. Тут меня и
арестовали. Каким образом? Очень просто — пришли домой из милиции и увезли с
собой (выделено мной. — В. М.). Там спрашивают: интересно, как это
ты, такая активная комсомолка, осталась в живых? На врага, наверное, работала!
Никто слушать меня не хотел, и никакого следствия толком не начиналось...»
Никакими доводами невозможно доказать
правду, если они опираются на ложь. А здесь что ни фраза, то полуправда или
сознательный обман: деятельная комсомолка, рядом подпольщики, а она «дома
сидела тихо, как мышь»? Или до войны была наигранная активность? Земляки знают,
что и прикрытие было хорошее: отец Зинаиды энергично помогал оккупантам, работая
завхозом в поселковой управе.
Но об этом Вырикова умалчивает, как и о
многом другом. Например, о том, что во время оккупации она на самом деле очень
старалась подружиться с девушками Первомайки, особенно с Шурой Бондаревой и
Ангелиной Самошиной. Но их недоверие и подозрительность к ней препятствовали
этой дружбе. Более того, они подтвердились на новогоднем вечере, который устроила
у себя дома Вырикова. На вечер она пригласила Василия и Александру Бондаревых.
Но Вася сразу отказался: там, мол, будут полицаи и сын коменданта, нахальный и
задиристый Борис. Тогда Зинаида предложила привести с собой Николая Жукова. С
этим товарищем по подполью Бондаревы и пришли к Выриковой.
На вечере Шура случайно обнаружила на
столе под скатертью список некоторых комсомольцев Первомайского поселка. В недоумении
она потребовала от Зинаиды разъяснений, и та с наигранной веселостью старалась
успокоить Шуру: список, дескать, составила для памяти, время, мол, такое.
Потом в полиции, фактически перед самой
гибелью, Шура Бондарева, Ульяна Громова, Александра Дубровина и Лилия Иванихина
рассказали об этом списке сокамернице — Нине Ивановне Ганночкиной,
находившейся под следствием по другому делу. Они попросили ее передать
родителям, с которыми больше не увидятся, что предала их Зинка Вырикова. На
допросе начальник полиции Соликовский зачитал им тот список — они видели его и
узнали почерк Выриковой.
Когда Нину Ивановну выпустили, она тут же
выполнила просьбу девушек и потом дала показания советским следственным
органам.
Но девушки тогда не предполагали, что их
правду отвергнут, как не подтвержденную «официальным документом».
Случай с обнаруженным у Выриковой списком
засвидетельствовала и Вера Димитриадис, участница того новогоднего вечера. И я
хорошо помню, с какой тревогой моя сестра и Тоня Иванихина обсуждали
случившееся, — они уже следующим утром знали подробности и по-всякому ругали
Зинку, часто восклицая: «Трудно было подумать!» Безусловно, им трудно было
подумать, что Вырикова составит «список комсомольцев», да еще так метко
обозначит Первомайскую группу подпольщиков. После этого девушки уже не сомневались
в коварстве Зинаиды.
Так что Вырикову арестовали сразу после
изгнания оккупантов не просто за то, что «такая активная комсомолка осталась в
живых», а по обвинению в предательстве.
Во время следствия — а оно велось
несколько лет! — было и другое свидетельство. Иванихина Ольга Дмитриевна, мать
двоих погибших молодогвардейцев, рассказала о случайной, мимолетной беседе со
старостой поселка. Убегая от наступавшей Красной Армии и увидев Ольгу
Дмитриевну, он мимоходом попросил ее, как куму, выслушать покаяние: допустил,
мол, ошибку, став старостой, но вреда людям не делал и к трагической гибели молодежи
не причастен. Во всем, дескать, виновата Зинаида Вырикова. Когда начались
аресты, она пришла к нему со списком комсомольцев и просила передать его в
городскую полицию. Он отговаривал ее не делать этого, но Зинаида хлопнула
дверью и подалась в полицию.
Выдумал староста? А для какой цели? Но
если это вымысел, то почему в нем совпали все тот же человек и тот же список,
известные нам из других источников?
Однако следствие и это свидетельство не
признало обвинением, как документально не подтвержденное. Вот вам и
«беззакония» следствия!
Н. Ажгихина пишет, что Вырикова после
своего освобождения в октябре 1944 года будто бы хотела вернуться на
комсомольскую работу и, посоветовавшись с мужем, пошла в райком комсомола с
выданным в НКВД документом. Ее немедленно исключили из ВЛКСМ, так как первая
редакция романа Фадеева к тому времени уже была опубликована (словно она, заключенная,
обвиняемая в предательстве, с 1943 по 1946 год могла состоять в комсомоле!).
Потом Вырикова стала работать на шахте, окончила техникум, трудилась в
общепите. Сменила фамилию. Уехала с семьей в другой город.
Из сказанного однозначно следует, что
после освобождения Вырикова сначала якобы жила в Краснодоне. Именно для этого
обмана и говорится все как бы мимоходом, второпях.
В действительности же, не будь Вырикова
арестована или впоследствии появись она в Краснодоне, ее неминуемо постигло бы
справедливое возмездие родителей молодогвардейцев. И, зная это, она говорит единственную
правду: «...Все годы как дамоклов меч надо мной висел... И боялась, что придут
за мной снова».
Иначе и не могло быть — в народе ведь
давно подмечено: у кого совесть нечиста, тому и тень кочерги — виселица.
Чтобы разжалобить читателя, Ажгихина
рисует «жестокости» советских следователей, охранников в лагере, говорит о
загубленной молодости своих героинь, об отсутствии у них льгот ветеранов
(конечно, ветеранов войны!) и как бы между прочим, прибегая к словам Выриковой,
упоминает о ее брате, фронтовике-артиллеристе, который наслушался еще в боях,
кто Зинаида такая.
Возникает вопрос: от кого наслушался и в
каких боях? Роман-то Фадеева начал публиковаться в феврале 1945 года, а эпизоды
с предательством стали известны читателям «Молодой гвардии» уже в мирное время,
в конце 1945-го — начале 1946 года.
Краткость высказываний «героинь» и
журналистки придает сообщаемым фактам видимость достоверности. А категоричные
суждения и оценки, голословность, произвольное толкование исторического
материала с намеренным его искажением подгоняются под идею, заданную авторами
с самого начала.
Вот как формулирует свои умозаключения
Ажгихина: «...Снабдить специальным комментарием все новые издания знаменитой
книги. Перестать преподавать «истоки предательства отщепенцев нашего общества»
Выриковой и Лядской...
А может быть, — приходит вдруг дерзкая
мысль, — и вовсе исключить книгу из школьной программы?.. Ну, в самом деле,
стоит ли детей воспитывать на книге, переписанной по руководящему указанию да
и созданной наскоро, по наброскам майора-особиста...»
Нетрудно представить то тщеславное
упоение, которое испытывала Ажгихина, формулируя убийственно-язвительную
оценку признанному человечеством роману. «Переписанный!..» «Созданный
наскоро!..» «По наброскам майора-особиста!..»
Какое надменное, заносчивое отношение к
мировой известности писателю. Если уж очень хочется отличиться, то зачем же непременно
за счет патологической враждебности к одаренности другого?
Свой необузданный гнев направил на А.
Фадеева и Киселев, используя такие «аргументы», как «следователь... намекнул»,
«...земляки понимали побольше Фадеева» или — «и не узнать нам, вспомнил ли
Фадеев, собираясь застрелиться, 17-летнюю девочку Ольгу Лядскую...».
Правда, наступления Н. Ажгихиной более
продуманны. Будучи уверенной в том, что наш доверчивый читатель не будет сопоставлять
факты, а тем более искать их в неизвестных ему источниках, она старается
придать своим умозаключениям авторитетность, ссылаясь на многолетнего исследователя
творчества А. Фадеева. Вот один из ярких тому примеров: «Когда Фадеев, направленный
ЦК комсомола, по горячим следам приехал в Краснодон, к нему на стол попала
бумага. Исследователь творчества писателя В. Г. Боборыкин приводит этот
документ, сохранившийся в личном архиве Фадеева, затрудняясь, как он пишет,
установить источник. В бумаге содержался краткий конспект развития событий в
месяцы оккупации, вкратце обрисовывалась роль каждого из подпольщиков. Отдельно
было сказано о предательстве Третьякевича, Лядской, Выриковой и Полянской. Эта
строка, как и некоторые другие, Фадеевым была помечена.
<...> Фадеев торопился и
ограничивался часто уже собранным до него материалом, додумывал, придумывал...»
(выделено мною. — В. М.).
Здесь все, мягко говоря, перепутано, и,
видимо, умышленно, чтобы оправдать собственный вымысел. Ведь В. Г. Боборыкин в
своей книге «Об истории создания романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (М.,
«Просвещение», 1988) об этом пишет так (стр. 10—11): «Центральный Комитет ВЛКСМ
принял решение подготовить и издать книгу о подвиге краснодонской молодежи. А.
А. Фадееву предложили написать такую книгу.
Рассказ о юных героях глубоко взволновал
писателя. Фадеев решил ознакомиться с документами, привезенными из Краснодона.
В их числе были: подробный отчет комиссии,
которая их собирала, свидетельства очевидцев, комсомольские характеристики,
протоколы допросов неуспевших сбежать полицаев... Здесь же оказались письма и
воспоминания матерей и сестер погибших ребят». Дальше Боборыкин пишет (стр.
21):
«Краснодонские документы уже сами по себе
могли послужить готовым материалом не только для документального, но и для художественного
произведения.
Фадеев позднее рассказывал:
«Очень было интересно посмотреть этот
материал. Он составляет большую папку стенограмм, дневников молодежи, фотоснимков;
когда начинаешь его читать, не можешь оторваться, он так полон самой жизнью,
что... можно читать не отрываясь. Если бы в сыром виде вышла такая книга, она
читалась бы, читалась и читалась».
Помимо свода отдельных документов, пишет
исследователь, Фадеев получил в свое распоряжение и копию письма ЦК ВЛКСМ,
адресованного Советскому правительству. В письме содержался очень подробный
рассказ о рождении «Молодой гвардии», ее работе и гибели. В итоге задолго до
начала работы писатель, по его словам, «имел перед собой скелет всего романа».
Из этого видно, насколько далека Ажгихина
от правды в своих потугах. Тем более если учесть и слова самого Фадеева в
письме секретарю ЦК ВКП(б): «Я лично был в Краснодоне в сентябре 1943 года и
также лично опросил, по меньшей мере, около ста человек...» (Фадеев А. Письма
1916—1956 гг. М., «Советский писатель», 1973).
Что же касается «бумаги», которую
Ажгихипа, выхватив из материалов исследователя, выдает за единственный и
узловой первоисточник для фадеевского романа, то В. Г. Боборыкин пишет о нем
следующее (стр. 179):
«В его (Фадеева) распоряжении с самого
начала был документ, в котором о провале комсомольского подполья было рассказано
достаточно подробно».
Документ — о провале подполья! — но не
«краткий конспект развития событий в месяцы оккупации», как пишет Ажгихипа, не
абрис роли каждого из подпольщиков.
В сноске к этому документу В. Боборыкин
пишет:
«Кем подготовлен этот документ,
неизвестно. Наряду с верными сведениями в нем содержатся и неподтвердившиеся —
в частности, о Выриковой, Лядской, Лодкиной и Полянской. Но Фадеев им
пользовался, о чем говорят его пометки па полях». И далее приводит полный
текст этого документа:
«К материалу о подпольной
комсомольской
организации в г. Краснодоне
«Молодая гвардия».
Провал организации пошел по двум каналам.
Первый канал — это предательство Почепцова. Почепцов жил с отчимом, фамилия
которого Громов. До войны Громов работал в шахтоуправлении, был коммунистом.
Однажды в беседе Почепцов сказал Громову: «Вот ты коммунист, почему ничего не делаешь,
почему не борешься с немцами?» Тот его спросил: «А как же бороться?» Тогда
Почепцов рассказал ему, что вот у них есть организация, что они пишут листовки,
распространяют их, показал отцу такую листовку. Тогда Громов сказал ему, что он
немедленно должен об этом написать в полицию. Почепцов отказался, тогда отец начал
его бить. Почепцов вынужден был написать.
Первое заявление было написано на имя
начальника полиции Соликовского, но потом Громов сообразил, что это может повредить
и Почепцову. Тогда они написали заявление на имя начальника шахты Жукова. Это
заявление было датировано 20 декабря, а в канцелярию Жукова сдали 26-го и затем
отправились к Соликовскому. Придя к нему, Громов рассказал, что его сын
специально вошел в организацию, узнал там все для того, чтобы сообщить. Громов
дальше сказал, что об этом было сообщено Жукову, но почему-то оттуда ничего нет.
Соликовский вызывает Жукова, спрашивает его относительно этого заявления, тот
отвечает, что у него ничего нет. Тогда Соликовский дает указание найти это
заявление. Когда Жуков нашел это заявление у себя в канцелярии, он получил
большой нагоняй от Соликовского. Почепцов писал, что он состоял в группе
Попова, других он знал только по именам, некоторых не знал даже
фамилии.
Под Новый год члены «Молодой гвардии»
ограбили немецкую машину с подарками и совершили глупость. Решили пополнить
свой денежный фонд и послали на рынок парнишку продавать сигареты, а он
засыпался. На допросе он сказал, что сигареты он получил от директора клуба
Мошкова и Третьякевича. Немцы обратили внимание, что в клубе ребята курили
сигареты и ели шоколад. Мошкова арестовали.
Кроме того, немцам попалась фамилия
Лядская, они решили ее арестовать, по пути они с ней договорились, что она
будет работать на немцев и тем сохранит себе жизнь. Она жила в Ново-Светловском
районе на хуторе. Она не была членом организации, но, учась в школе, знала
многих ребят как активных и решила, что они должны быть в организации. Затем
предательство Выриковой. Она также не была членом «Молодой гвардии», но она
рассказала, что знает, что ребята писали листовки и распространяли. Она
предала организацию в количестве 14 чел. Ей в этом помогла Нина Полянская,
сестра Юрия Полянского.
Лодкина — в поселке Краснодон — девушка
легкомысленная, случайно попала в организацию, когда ее арестовали, она все
рассказала в полиции, сидела в кабинете Захарова — зам. нач. полиции.
Сейчас эти предатели — Кулешов —
заместитель нач. полиции, Полянская, Вырикова, Почепцов, Громов — арестованы».
Дальше В. Боборыкин пишет о том, что «во
время своей поездки в Краснодон Фадеев пытался уточнить эти сведения. В архиве
писателя сохранились следующие заметки, сделанные после бесед с некоторыми
краснодонцами и ознакомления с материалами советских следственных органов
(выделено мной. — В. М.):
«Провал.
Почепцов и Громов.
Лядская.
Группу Ник. Сумского выдала сестра
Полянского.
Виктор Третьякевич не выдержал пыток и
давал подробные показания.
Вырикова выдала первомайцев.
Виктор Третьякевич.
Первый командир. Он уже побывал в Ворошиловградском
партизанском отряде, который в августе месяце был сильно потрепан немцами. Т. казался
человеком, понюхавшим пороха.
На заседаниях проявлял зазнайство,
гордость, излишнюю самоуверенность. Любовь Шевцова, связавшись с
Ворошиловградскнм подпольем, выяснила, что он в отряде ничем себя не проявил и
в первом же бою сбежал.
Его устранили (надо отметить эту
исключительную для молодежи принципиальность) — и для проверки поручили
руководить одной из комсомольских групп г. Краснодона.
Оля Иванцова говорит о нем как о человеке
слабохарактерном».
Говоря о провале «Молодой гвардии»,
необходимо остановиться и на некоторых сомнительных утверждениях В. Боборыкина.
На страницах 178—179, например, он пишет, что ребята-подпольщики чем-то выдали
себя на новогодней вечеринке, а «на следующий день были арестованы
Третьякевич, Мошков и Земнухов, которых действительно выдал мальчишка,
торговавший на рынке немецкими сигаретами, и одновременно полиция ринулась по домам
тех, кто присутствовал на вечеринке». И далее: «Но тут подоспел со своим
доносом Почепцов. Была взята вся первомайская группа, после чего опытному
полицейскому следователю Кулешову не составило большого труда по дружеским
связям ребят и по другим приметам раскрыть всю организацию».
Мне, как очевидцу тех событий и бывшему
соседу Кулешова, трудно спокойно читать эти строки. Но опровергнуть утверждения
Боборыкина сможет вот эта таблица арестов комсомольцев-подпольщиков,
проведенных в первой половине января 1943 года.
|
1.01
|
3-4.01
|
5—6.01
|
8.01
|
11—12.01
|
13.01
|
Центр города
|
3
|
2
|
6
|
–
|
1
|
1
|
Пос. Первомайка
|
–
|
1
|
8
|
1
|
9
|
–
|
Пос. Краснодон
|
–
|
2
|
–
|
1
|
8
|
2
|
Если учесть, что поселок Краснодон
находится от Первомайки и города Краснодона в двух десятках километров, то
окажется несостоятельным и суждение В. Боборыкина о том, что «следователю
Кулешову не составило большого труда по дружеским связям ребят... раскрыть всю
организацию». К тому же по этим многочисленным связям не были арестованы ни
Вырикова, ни многие, многие другие.
Нынешним ревизорам «неистощимого» пласта
истории «Молодой гвардии» выгодно списывать все предательства на Почепцова и
Громова, а заурядного поселкового адвокатишку Кулешова выдавать за «опытного полицейского
следователя» — этакого краснодонского Шерлока Холмса. А он-то в этой практике
подвизался только при немцах, играл в полиции третьестепенную роль.
В. Боборыкин настойчиво внушает читателю,
«что ни Виктор Третьякевич, ни Сима Полянская, ни Лодкина, ни Лядская нисколько
не были повинны в провале краснодонского подполья. Все они реабилитированы, а
Виктор Третьякевич — один из организаторов «Молодой гвардии» — посмертно
награжден орденом Отечественной войны I степени».
«Эти данные, — пишет В. Боборыкин, имея в
виду предательство Почепцова и его пособниц Полянской, Выриковой и Лядской, —
были основаны на показаниях некоторых краснодонцев. Но более поздние
исследования специалистов (выделено мной. — В. М.) открыли, что ни
Виктор Третьякевич, принадлежавший к числу главных организаторов молодежного
подполья, ни «пособницы» Почепцова, действительно предавшего подпольщиков,
совершенно не заслуживали предъявленных обвинений... Ни Вырикова, ни Полянская,
ни Лядская ни в коей мере не были причастны к предательству».
В подстрочном примечании исследователь
поясняет: «Никаких официальных документов, подтверждающих их предательство,
не существует».
А какие, уместно спросить, «официальные
документы» могли быть в тех буреломных обстоятельствах? Например, Виктора
Третьякевича обвинили в малодушном поведении на допросах только по показаниям
следователя полиции Кулешова. Потом, в 1959—1960 годах, также по свидетельствам
фашистского холуя, бывшего заместителя начальника полиции В. Подтынного, попавшего
в руки советского правосудия, были отвергнуты показания Кулешова, и после этого
Виктора Третьякевича реабилитировали и наградили орденом.
Какие еще были открытия «более поздних
исследований специалистов»? Как пишет в своей статье С. Киселев, в 1987 году военный
прокурор Киевского военного округа В. И. Васильев на заявление Лядской ответил
так:
«Изучением уголовного дела установлено,
что осуждены Вы в 1949 году обоснованно. Вина Ваша в измене Родине, выразившаяся
в предательстве известных Вам участников подпольной комсомольской организации
«Молодая гвардия», изобличении их на очных ставках в полиции, занятии провокационной
деятельностью среди арестованных комсомольцев и сообщении в полицию о месте
пребывания находящихся на свободе членов организации, полностью доказана
материалами уголовного дела. Ваше утверждение о невиновности и изложенные факты
по этому вопросу в своем объяснении противоречат материалам уголовного дела.
Поэтому оснований для постановки вопроса о пересмотре уголовного дела не
имеется».
Дальше Киселев сообщает о самом последнем
открытии «после допущенного... беззакония»: военный трибунал Московского военного
округа 16 марта 1990 года полностью реабилитировал Лядскую О. А. Для убедительности
Киселев приводит разговор с помощником Главного военного прокурора СССР Н. Л.
Анисимовым. «…Те, кто занимался ими (заявлениями Лядской), увы, изучали лишь
имеющиеся документы в деле самой Ольги Александровны. А Лядская все писала,
все убеждала: невиновна. И тут меня заело. Я почувствовал, что что-то здесь не
так. И решил разобраться в деле Лядской сам, ни на кого не полагаясь. В конечном
итоге мною было установлено, что, несмотря на собственноручное заявление
17-летней Ольги Лядской о предательстве и признание ею своей вины, материалы
уголовного дела свидетельствуют о ее полной невиновности (выделено мной, — В.
M.) Основанием же ареста молодогвардейцев явилась предательская
деятельность совершенно других людей, равно как и неосторожность самих
подпольщиков».
Заключение работника такого серьезного
органа не может не удивить отсутствием логики и фактов. Давно ведь известно,
что жертвами «предательской деятельности совершенно других людей» — Почепцова
и его отчима Громова — стали 8—10 подпольщиков, то есть группа Анатолия
Попова. «Неосторожность самих подпольщиков» выразилась в продаже сигарет с ограбленных
немецких машин. За это организация поплатилась тремя активными руководителями.
Следствием также установлено, что Олег Кошевой был задержан случайно на
железнодорожном разъезде близ г. Ровеньки.
Таким образом, по названным причинам были
арестованы 12—14 подпольщиков. Кто же конкретно указал на остальных 46—47 членов
организации?..
К «более поздним исследованиям
специалистов» теперь наверняка отнесут и «труды» С. Киселева и Н. Ажгихиной:
ведь в них присутствует главное для текущего момента — идейный взгляд на
прошлое с позиции нынешнего взбаламученного времени, когда вновь возникшая
пропагандистская машина огульно чернит советский период в жизни нашего народа (или,
как теперь называют его на Украине, «период большевистской оккупации»), когда
замалчивают даже явные злодейства, учиняемые, например, живодерами-бандеровцами,
украинскими эсэсовцами, оуновцами и прочим фашистским охвостьем, а им самим как
национальным героям Украины оказывают почести и ставят памятники. Взгляд с
позиции сегодняшнего дня, когда масштабы предательства, измен и отступничества
неизмеримо возросли, а сами эти понятия в обиходе нарочито деформированы,
упрощены, сглажены до такой степени, что естественное презрительное отношение
к ним сменилось равнодушным, порой даже благосклонным.
В статье «Заложники легенды» откровенно
выражено авторское отношение к понятию предательства. Когда Ажгихина услышала в
Краснодонском музее слова «злодейское предательство», ее покоробило от этого «архаизма»,
и она в своей статье с утонченным ехидством бросила реплику: «Она (Молодая
гвардия») могла быть только злодейски предана, такая организация».
И еще небольшой штрих к нравственному
портрету журналиста. Н. Ажгихина пишет, что Лядскую освободили в 1956 году,
сняли судимость и она думала, что собственную невиновность не придется
доказывать.
«Но в середине 60-х, — пишет Ажгихина, —
появились новые публикации о романе, где она поминалась вполне однозначно — как
предательница, материалы эти вошли в пособия для педагога. Ольга Александровна
начала писать. В прокуратуру, в Союз писателей, в Верховный Совет. И получала
один ответ — нет оснований для пересмотра дела. Она писала снова...»
Теперь сопоставим это со сказанными
четырьмя месяцами раньше в статье Киселева словами самой героини:
«...Кроме того, со дня своего возвращения
из лагеря я считала, что полностью реабилитирована: ведь в моей «Справке» об
освобождении говорилось, что я освобождена по решению Комиссии Верховного
Совета СССР со снятием судимости. Разве с предателей снимают судимость? А в
1983 году, когда кто-то принес в Ворошиловградский обком партии (? — В. М.)
13-летней давности журнал «Юность», где в статье некоего С. Преображенского
говорилось, будто бы Фадееву было известно о моем предательстве, мне наконец-то
разъяснили, что государство меня помиловало, но не простило, не сняло клеймо
предателя.
— И тогда вы стали рассылать письма с
просьбой о реабилитации?
— Нет, надежда на то, что все будет решено
по справедливости, появилась с перестройкой. И я начала писать...»
Казалось бы, разговор о простом и
недавнем. Но когда все же Лядская начала писать: в середине 60-х (по Ажгихиной)
или с началом перестройки (по Киселеву)?
Подытоживая все, что сказано в статьях С.
Киселева и Н. Ажгихиной, можно сделать вывод: публичная реабилитация «невинно
пострадавших» Лядской и Выриковой не удалась.
Во-первых, потому, что оправдательные
факты, приведенные этими женщинами, не только не убедительны, но и противоречивы.
Во-вторых, сами авторы построили
благородное дело защиты на подтасовке и искажении фактов. К тому же, выражая
сочувствие одним, они тут же совершают злобный и необоснованный выпад против
других. То есть в полном соответствии со старой истиной: в ком правды нет, в
том добра мало.
И как результат, распаленное воображение
авторов, пристрастных обвинителей истории, литературы советского периода и писателя
Фадеева, породило злонамеренную цель: перекроить правду о прошлом.
В завершающей части своей статьи Н.
Ажгихина откровенно выражает эту цель так:
«28 августа 1990 года на квартире у
доцента Луганского педагогического института Юрия Михайловича Козовского
состоялась встреча. Ольга Александровна Лядская впервые увидела Зинаиду
Алексеевну Вырикову. Присутствовала Антонина Захаровна Попова, подруга
молодогвардейца Ковалева... Был и Владимир Иосифович Третьякевич. Они
разрешили записать состоявшийся долгий разговор на видеопленку. Эта
видеозапись могла бы, наверное, положить начало новому музею — о подлинной
истории войны в Краснодоне. Совсем иного, чем нынешний, официально-официозный,
с надежно закрытым для любопытствующих архивом».
Эту видеозапись (по сути — озвученные
статьи Киселева и Ажгихиной) показало Российское телевидение в сентябре 1991 года,
в 49-ю годовщину возникновения подпольной комсомольской организации «Молодая
гвардия». А уже в ноябре тиражированное слово проросло и проявило действие:
правдолюбы-дикари надругались над памятниками героям-молодогвардейцам в одном
из скверов Луганска.
Тем временем С. Киселев на весь мир
объявил просьбу рабочей группы луганских комсомольцев (по-новому, КАПсомольцев)
«ко всем гражданам нашей и других стран» сообщить какие-нибудь сведения о
«Молодой гвардии», чтобы «помочь выяснению всей правды о краснодонской
подпольной организации».
Что это, духовная примитивность? Скудость
мышления? Heт. Авторы таких сообщений, конечно, не питают надежд
на исполнение своих намерений, но твердо уверены, что этаким лукавым приемом
они непременно посеют в душе читателя подозрение: а правда ли то, о чем раньше
писали? Не выдумка ли все это?
Подобное наблюдается сейчас не только по
отношению к молодогвардейцам. Чем объяснить чье-то желание оклеветать Зою
Космодемьянскую? Или подвергнуть сомнению подвиг Александра Матросова?
Разве авторы сенсационной стряпни
располагают какими-то фактами, которые помогли бы глубже рассмотреть события
того времени спустя полвека? Да нет же! Они уловили грязный слушок, раздули
его и пустили гулять по белому свету.
Для чего? Очевидно, что отечественная
история отчуждается ныне от ее подлинного творца — народа и становится как бы
бесхозной. Охотников же на чужое добро сегодня много. Вот они и мародерствуют
под «цивилизованной» вывеской приватизации, переиначивая и присваивая себе не
только никогда не принадлежавшие им материальные ценности, но и ценности духовные.
Рынок. А кто же на рынке без риска прослыть круглым идиотом заботится о правде,
совести, чести и достоинстве? Там в цене другие качества...
(Журнал «Молодая гвардия», 1992, № 11- 12,
с. 219-232)