Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться в раздел СТАТЬИ

Д. Храбровицкий
"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"

кадр из фильма
-Молодая гвардия-
кадр из фильма
"Молодая гвардия"
   ...Широкая донецкая степь. Лёгкий ветер колышет жухлую степную траву... Перегоняя друг друга, бегут нам навстречу девушки. Вот они уже совсем близко. Нам ясно видны их задорные, раскрасневшиеся лица. Мы безошибочно различаем, кто из них Ульяна Громова, кто Валя Филатова, кто Вырикова.
   Так с самых первых кадров киноповести "Молодая гвардия" зритель безоговорочно принимает действующих лиц фильма, как старых своих знакомых.
   Мало кто из наших людей не знает истории "Молодой гвардии", мало найдётся не читавших одноимённого романа А. Фадеева.
   И естественно, что воображение читателей нарисовало уже любимые образы молодогвардейцев, дополнив фадеевские портреты щедрой своей фантазией. Приходя в зрительный зал театра или кино, зритель надеется увидеть любимых героев именно такими, какими он нарисовал их себе.
   Мы опасались некоторого разочарования перед просмотром кинофильма "Молодая гвардия".
   Но самые первые кадры успокоили нас, а потом мы забыли, что находимся в зрительном зале. Будто кто-то властной рукой взял нас и повёл в жизнь, посвящая в самые сокровенные тайники её.
   Трудно рассказывать с экрана о современности. Трудно играть для зрителя, который сам - свидетель, участник или герой этих событий. Тут нужно быть абсолютно честным и правдивым. Настолько свежо ещё в сознании людей всё пережитое, что даже малейшая фальшь, идущая с экрана, подмечается зрителем.
   Большой художник, Сергей Герасимов хорошо понимал эту истину, когда брался за такое ответственное дело, как экранизация "Молодой гвардии". Поэтому от первого до последнего кадра Герасимов ни на йоту не отходит от действительности. И встают во весь рост легендарные герои "Молодой гвардии": трезвый и страстный Кошевой (артист В. Иванов), задумчивая а волевая Уля Громова (артистка Н. Мордюкова), дерзкий в своей смелости Серёжа Тюленин (артист С. Гурэо), отчаянная и задорная Люба Шевцова (артистка И. Макарова).
   Свято следуя исторической достоверности, художник не ограничил себя в выборе изобразительных средств. О "Молодой гвардии" можно сказать, что это богатый, щедрый фильм.
   Так неподдельны и естественны в своей игре актёры, так они подкупающе искренна и убедительны, что удивляешься, откуда у них эта, доступная лишь самым большим мастерам "великая правда".
   Удивляешься, глядя на них, лишь начинающих свой творческий путь, как тонко раскрыта ими психология героев, - то, что великий Станиславский называл "жизнью человеческого духа" и что ставил он выше всего в искусстве актёра.
кадр из фильма
-Молодая гвардия-
кадр из фильма
"Молодая гвардия"

   Исполнители всех ролей молодогвардейцев - студенты Государственного института кинематографии. Вряд ли кому-либо из них более двадцати семи лет. Этот фильм - их дипломная работа; роли, сыгранные в "Молодой гвардии",-первые в их жизни.
   Откуда же пришло это мастерство? Или тут что-нибудь другое, давшее не менее радостные результаты? Чтобы разобраться во всём этом, необходимо проследить, как создавался фильм и кто эти люди, сделавшие его.
   Советская молодёжь пользуется заслуженным авторитетом у нашего народа. Юноши и девушки, умудрённые опытом Великой Отечественной войны, с самых первых дней мирного строительства стали борцами за выполнение сталинского пятилетнего плана. Партия смело выдвигает молодёжь на самые ответственные участки.
   Сергей Аполлинарьевич Герасимов не побоялся доверить сложные и ответственные роли в своём новом фильме молодым актёрам. Кому, как не им, сверстникам молодогвардейцев, формировавшимся в тех же условиях, что и герои "Молодой гвардии", дано до конца раскрыть их психологию, донести до зрителя сложную природу подвига?!
   Владимир Иванов, исполнитель роли Олега Кошевого, - бывший командир отделения разведчиков. Трижды он лежал в госпитале. Иванов пришёл в институт с войны, он видел жизнь и эту жизнь вдохнул в свою первую роль. Володя вспоминает первый разговор с Герасимовым. Сергей Аполлинарьевич не спрашивал его, какие роли он приготовил за время учёбы в институте, что он собирается сыграть в будущем: режиссёра интересовало главным образом, что видел и что пережил этот человек. И когда Иванов сказал, что он работал комсоргом в стрелковом полку, для Герасимова это открытие было праздником.
   - Я ничего не придумывал в своей роли, - говорит Иванов. - Я только эмоционально вспоминал виденное и пережитое когда-то.
   В первом варианте сценария роль Кошевого была несколько статична. Он произносил речи, направлял работу организации, руководил молодогвардейцами, но мало что делал сам. Эта внешняя статичность не давала покоя Володе Иванову. Он не выдержал и пришёл к Герасимову:
   - На фронте во время атаки мы втыкали флажки в занятые траншеи врага. Каким же авторитетом среди комсомольцев будет пользоваться комсорг, если он сам первым не воткнёт флажок во вражескую траншею?!
   Так в фильм вошли сцены, в которых Кошевой сжигает скирды, участвует в операции по поджогу немецкой биржи.
   Жизнь, которая всегда шире любой фантазии, вела творческий коллектив фильма по правильному пути.
кадр из фильма
-Молодая гвардия-
кадр из фильма
"Молодая гвардия"

   Сергей Гурзо, играющий Серёжу Тюленина, - бывший фронтовик. Глеб Романов, исполнитель роли Туркенича, был шофёром - водителем машины на Украинском фронте. Сергей Бондарчук, создавший потрясающий по своей силе образ большевика Валько, - тоже участник Великой Oтeчественной войны. Нонна Мордюкова (Ульяна Громова в фильме) - бывшая трактористка, колхозница из-под Ейска.
   Всё пережитое ими за годы войны молодые актёры вложили в свои роли. Жизненный опыт предостерёг их от лжи и фальши.
   "Стоп! Не врать!". Эти три слова стали девизом с самых первых дней работы. А началась работа совсем не с того, с чего обычно начинают у нас делать фильм.
   Молодые режиссёры Государственного института кинематографии Ю. Егоров, Н. Розанцев, Ю. Победоносцев, В. Беляев, С. Эйдельштейн, М. Бегалин, Т. Лиозанова отобрали несколько отрывков из романа А. Фадеева. Вместе со студентами актёрского факультета они самостоятельно приготовили их. В то время ещё не было сценария будущего фильма. Количество отрывков всё увеличивалось. В результате сумма всех отрывков рассыпалась по сюжетной линии фадеевского романа и дала первый вариант сценария.
   Летом 1946 года группа молодых режиссёров отправилась в Краснодон. Они собрали весь дополнительный материал к фильму. Молодые режиссёры наметили места будущих съёмок, привлекли массу людей - очевидцев деятельности "Молодой гвардии".
   Из Краснодона в Москву было доставлено свыше тысячи документальных фотографий, которые послужили основой для работы художника и постановщика фильма.
   Кроме этого режиссёрам удалось записать большое количество воспоминаний членов семей краснодонцев и просто жителей города. Из этих воспоминаний сложились литературные портреты героев "Молодой гвардии". Они помогли расширить рамки фадеевского повествования.
кадр из фильма
-Молодая гвардия-
кадр из фильма
"Молодая гвардия"

   С. Герасимов в принципе отказался от павильонных съёмок. Съёмки были перенесены на натуру, в Краснодон, куда выехала киногруппа "Молодой гвардии". Каждый участник фильма поселился в семье, где когда-то жил прототип его образа. Матери краснодонцев называли актёров "сыночками и дочурками", на каждом шагу их окружала обстановка и предметы, среди которых действовали их герои. Такого высшего проникновения в природу образа, пожалуй, не знало ещё мировое театральное искусство. Разве тут можно было сфальшивить, отойти от истины?!
   Владимир Иванов поселился в семье Кошевых. Бабушка Вера рассказала ему все сказки, которые когда-то рассказывала Олегу. Он даже запомнил последние стихи, которые Олег подарил матери, уходя через фронт. Молодой актёр много бродил по извилистым краснодонским улицам, а рядом с ним шла Нина Иванцова - подруга Олега.
   - Помню: сидели мы с Олегом на этом же крылечке, так же лаяли собаки, так же переговаривались свертки, - говорила Нина Иванцова.
   И актёр представлял себя в этот момент "Кашуком" - легендарным комиссаром легендарной "Молодой гвардии"...
   Образы молодогвардейцев - это образы кристальной партийной чистоты. И невозможно было актёрам создавать их, не поднимаясь самим до высокого морально-политического уровня молодогвардейцев. Много было работы на съёмках. Зачастую рабочий день длился по 16-20 часов, но всё равно это не помешало комсомольской организации киногруппы "Молодая гвардия" жить настоящей, полнокровной жизнью. Комсомольцы провели с населением Краснодона свыше двадцати бесед. Они давали концерты для жителей города и воинских частей, принимавших участие в съёмках фильма. Своими руками комсомольцы построили "красный уголок", там они встречались с краснодонцами и многочисленными экскурсантами, приезжавшими в этот легендарный город. Работа комсомольской организации группы Герасимова - тема для отдельной статьи. Главное, что она способствовала тому необычайному подъёму, который царил в коллективе от начала до конца съёмок.
   Даже исполнители центральных ролей, снявшись в очередной эпизоде, добровольно отправлялись на другой объект и с лопатами в руках вместе с рабочими готовили его для съёмки. В коллективе строго соблюдалось правило: "Всё для фильма! Не отказываться ни от какой работы!"
   На всю жизнь запомнят участники этого кинофильма ту заботу и внимание, которыми их окружило местное население. Почти на каждой съёмке присутствовали сотни зрителей: они советовали, поправляли, уточняли.
кадр из фильма
-Молодая гвардия-
кадр из фильма
"Молодая гвардия"

   Целую ночь продолжались съёмки заключительных сцен фильма - казни молодогвардейцев. Целую ночь вокруг шурфа сидели, не сходя со своих мест, тысячи жителей Краснодона. Перед ними и перед светлой памятью героев "Молодой гвардии" нёс моральную ответственность каждый участник этой последней сцены.
   Фильм отснят. Бесспорно, он войдёт в золотой фонд выдающихся произведений нашей кинематографии, а быть может, откроет новую эпоху в развитии советского кино, как открыли её "Броненосец Потёмкин" и "Чапаев".
   Многое в этом фильме выгодно отличается от романа А. Фадеева. Здесь исправлены те серьезные недочёты, на которые справедливо указывала А. Фадееву наша критика.
   В этом фильме показаны организующее начало и руководящая роль партии, выпавшая из ткани романа. Комсомольцы "Молодой гвардии", как это и было в действительности, во всём учатся у партии, на каждом шагу следуют её советам.
   Партия указала на важнейшие недостатки романа А. Фадеева и ряда театральных инсценировок в то время, когда уже была полностью закончена первая серия фильма.
   С. Герасимов чутко, по-большевистски внял этой критике. Он нашёл в себе мужество в корне переделать первую серию фильма, ввести в неё ряд совершенно новых сцен. После переделки фильм поднялся на новую художественную и идейную высоту. Он будет служить могучим оружием в деле коммунистического воспитания советской молодёжи, советского народа.
   
   
опубликовано в журнале "Смена" номер №18, Октябрь 1948
   
   



Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.