|
|
|
|
|
<<Вернуться в раздел СТАТЬИ
Александр КРИВИЦКИЙ
ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Великое не
умирает. Идут годы, а подвиг молодогвардейцев Краснодона стоит перед нашим
мысленным взором во всём его драматизме и величии. Подвиг этот не
подвластен времени. Пять лет тому назад, в сентябре 1943 года, указами
Президиума Верховного Совета было присвоено звание Героя Советского Союза
организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации
"Молодая гвардия". Боевыми орденами Советского Союза были награждены
славные члены этой организации. Мы узнали о жизни,
борьбе и смерти молодогвардейцев в дни освобождения Донбасса. С
непередаваемым волнением, болью и гордостью вчитывались советские люди в
строчки документов и корреспонденции, поведавших миру о великом подвиге
питомцев ленинско-сталинского комсомола. Десять дней на глазах у родных - матерей, отцов, сестёр и братьев - в скорбном молчании извлекали из шурфа
шахты номер пять изуродованные тела юношей и девушек, сброшенных туда
живыми и раздавленных сваленными на них
вагонетками. Народная молва подхватила историю
подвига молодогвардейцев и помчала её на своих широких крыльях по всей
Советской стране. Дымкой прекрасной легенды окутаны уже деяния отважных
комсомольцев, выступивших на борьбу с врагами за дело партии и народа, во
имя счастья Родины. И, обнажая головы над дорогими нам могилами, мы вновь
и вновь думаем о природе героизма советского молодого человека, о величии
духа нашего могучего народа-победителя. Героизм -
это качество гражданского и военного патриотизма - русский народ проявлял
не раз, когда его родной земле угрохало иноземное нашествие. Но только теперь,
в наши дни, мы видим героизм в его чистом виде, который распространился в
массах и обеспечил вам победу. Это героизм не одиночек, это героизм, продиктованный не спортивным азартом, жаждой личной славы или жестоким
законом социально несправедливого общества, в котором выживает
сильнейший. Нет! Это массовый героизм, в основе которого лежит ясное
понимание целей борьбы, трезвая воля к победе, осознанная необходимость
защищать свой кров, свой очаг, готовность жертвовать собой ради блага Отчизны, идти вперёд, преодолевая все преграды и утверждая своим движением
победоносность идей, вдохновляющих миллионы. Век
героев - это и есть то время, когда основанием поступков является величайшая
добродетель из всех существующих в мире - чистая любовь к Отечеству, не омрачённая социальный неравенством и эгоистическими интересами. Это век,
когда героизм выражает действительно единство потребностей общества и
индивидуальной воли. Такой век царит на нашей
земле. Мы выдержали бешеный натиск наиболее
подготовленной в военном отношении армии, сломили силу противника, навязали ему свою волю и, круто повернув ход войны, добились решительной
победы. Этого нельзя было сделать, владея только лишь первоклассной
техникой. Этого нельзя было достичь одним лишь усилием военно-научной
мысли, побившей врага в области тактики и оперативного искусства
современного ведения войны. Всё это только великолепные слагаемые, приведшие нас к победе, основанием которой является беспредельный героизм
советских воинов. Сознание народа необычайно чутко
улавливает значение происходящих событий, и именно поэтому никогда ещё
во всей прошлой истории народные массы нашей страны, молодёжь не
участвовали с такой самоотверженностью в защите своей Родины, как в дни
Великой Отечественной войны. Справедливость этого
утверждения очевидна. Мы были современниками и участниками великой
жизненной драмы, которая по своей суровости и людским усилиям в кровавой
борьбе не имеет прецедентов в прошлом. С тех пор как человечество ведёт
войны, оно не знало ничего, равного военным событиям 1941 - 1945 го-
дов. И советская молодёжь, воспитанная партией
Ленина - Сталина, оказалась подготовленной к этой трудной войне. Принципы
коммунистического воспитания людей выдержали проверку огнём. Юноши и
девушки, чьи отцы и матери были комсомольцами первых лет советской власти,
показали себя зрелыми бойцами за счастье Родины, достойными сыновьями и
дочерями нашего народа. Ещё и ещё раз великая партия
большевиков имела право поздравить себя с тем непреложным фактом, что
качества, которые она культивировала в советском народе на протяжении
десятилетий, нашли своё блестящее выражение во время Отечественной войны и
вывели наших людей на путь массового героизма. В то
время как на Западе миллионы людей оплакивали над книгой Ремарка свою
утраченную в траншеях молодость, советская молодёжь училась героизму на
опыте отцов - героев гражданской войны и вооружённых столкновений с
врагом у озера Хасан, при Халхин-Голе, в лесах Финляндии. Советская
молодёжь училась мужеству но книгам Дмитрия Фурманова, Александра
Фадеева, Николая Островского. Жизнь была как бы продолжением книг, и,
отрываясь от страниц, юноши и девушки видели, как вокруг, на земле, очищенной и обновлённой революцией и сталинскими пятилетками, буйно цвела
новая жизнь, победно рос новый, справедливый мир. К этому чистому и
несгибаемому поколению, выращенному комсомолом под любовным
присмотром большевистской партии, принадлежали и молодогвардейцы. Когда-то Л. Н. Толстой считал, что нравственным существом, толкающим русского человека на подвиги, является
"чувство стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого - любовь к
родине и чувство долга". Со времен Толстого много воды утекло, и то, что он
называл "стыдливым" ощущением, стало всеобъемлющим и всепоглощающим
чувством советских патриотов, сливших в своём сознании образ Отечества с
понятием своего личного существования. Наши герои
- не "герои на час", вспыхивающие искусственным и коротким светом магния,
а люди, способные на длительное напряжение, на отвагу, которая становится
бытом, на доблесть, являвшуюся постоянным свойством человека И в этом мы
находим объяснение того, почему молодогвардейцы, как и миллионы советских
людей, намного превзошли противника. Тяжкому
и длительному испытанию были подвергнуты силы молодогвардейцев, и они,
эти юноши и девушки, всё снесли, всё стерпели, но остались верными до конца
великому знамени партии Ленина -
Сталина. Вспомните образ молодогвардейца Радика
Юркина. Он был самым юным, но не менее твёрдым, чем другие. Сколько таких
молодогвардейцев вырастил наш комсомол, наши пионерские отряды! Однажды
на огневые позиции советской батареи из села, занятого немцами, приполз
паренёк и сказал командиру: - Дяденька, в нашем
доме, справа у околицы, живут важные офицеры, немцы, вроде штаб таи. Ну-ка,
дяденька; садани из своей пушки по нашему дому. В
словах колхозного паренька, присланного его матерью, раскрывается величие
самоотверженности советских людей, ничего не жалеющих для блага Родины. В
этих простых словах - дух наших молодогвардейцев, воля партии большевиков,
неусыпными трудами своими вызвавшей к жизни поколение нравственно
чистых людей, смелых, отважных, юных рыцарей коммунистической
чести. Как отличается философия наших молодых
людей от символа веры тех подростков зарубежного мира, в чьё сознание проник
растлевающий яд пропаганды империализма, готовящего послушные себе кадры! В странах капиталистической Европы и особенно в Америке духовные
оруженосцы империализма стремятся поставить перед лицом молодого человека
фигуру гангстера, как эталон человека, достойного
подражания. В сотнях бульварных романов и
детективных фильмов прославляются рафинированные бандиты, пресыщенные
авантюристы, люди без веры, опустошённые маньяки, развинченные
марионетки, сознающие своё ничтожество и поэтому готовые служить любому
хозяину, стать под любое знамя, идти на любое преступление. Цель этой
психологической обработки ясна. Империализму нужны ландскнехты, наёмные
убийцы, люди без убеждений, с моралью животных. Таким кадрам можно поручить самое чёрное дело, таких нравственно прокажённых можно использовать
для осуществления самых преступных
планов. Пятнадцатилетний Патрик Винтерборн,
умертвивший своего шестнадцатилетнего товарища ударом ножа, сказал
полицейскому репортеру: - Я хотел испытать ощущение
убийцы.
Страшные эти слова - приговор капиталистическому обществу, фабрикующему моральных уродов. Но и на Западе и
в Америке существует также молодёжь, с презрением отворачивающаяся от
скрижалей капитализма и обращающая своё лицо в сторону социалистического
государства- туда, где люди дышат легко и свободно, где одним из высших
критериев нравственности стал идейный размах светлого подвига
молодогвардейцев. И когда мы спрашиваем себя, что же
явилось основой этого подвига, где черпали силы наши дорогие товарищи,
сложившие свои головы за народ, поднявшиеся на горные вершины беззаветного
героизма, мы думаем о том доверии, которое писали все они, а с ними и
миллионы советских людей к нашей коммунистической
партии. В 1925 году товарищ Сталин писал:
"Обеспечить доверие молодёжи к нашей партии, обеспечить руководство нашей
партии в комсомоле - такова задача. Комсомолец должен помнить, что
обеспечение руководства партии есть самое главное и самое важное во всей
работе комсомола. Комсомолец должен помнить, что без такого руководства
комсомол не может выполнить свою основную задачу - воспитания рабоче-крестьянской молодёжи в духе диктатуры пролетариата и коммунизма". Вот
гранитная основа, на которой вырос, окреп и закалился наш комсомол. Доверие
к партии, верность её знамени и были источником идейного самодогвардейцев и
их сотен тысяч друзей.
Мы говорим:
"молодогвардейцы"- и видим маленький городок в Донбассе, где бушевала
большевистская страсть юных сердец, вдохновлённых образом партии, Сталина,
Родины, их призывом к борьбе; мы видим поля сражений и молодых солдат и
офицеров, завоёвывавших рука об руку со старшими братьями победу; видим
леса новых сталинских пятилеток, на которые вновь поднялся комсомол,
умеющий весело и споро работать. Мы говорим:
"молодогвардейцы" - и думаем о великолепной молодости нашей страны, о
славном пути боевого, никогда не унывающего, всегда готового проявить почин
в добром советском деле, щедрого на инициативу и благородную новизну комсомола. Мы говорим: "молодогвардейцы" - и понимаем, что время может сокрушить бронзу памятников, но священные имена
героев-комсомольцев никогда не исчезнут из людской
памяти. Олег Кошевой... Уля Громова... Серёжа
Тюленин... Люба Шевцова... Иван Земнухов... Благородный народ не даст
забвению прикоснуться к их образу. Так они и стоят перед нашими глазами -
живые, смеющиеся, непобедимые, с ресницами, опалёнными огнём пыток,
израненные, но твёрдые, поющие гимн партии - "Интернационал". Кажется, ещё
мгновение, и они, блистая славой совершённого подвига, войдут в наш круг,
чтобы вместе идти вперёд. В этом нашем сознании и заключено их
бессмертие.
опубликовано в
журнале "Смена" номер №17, Сентябрь 1948
| |
|
|