ПЛАМЯ НЕ УМИРАЕТ
Они легендарны - молодогвардейцы Краснодона, парни и девчата из небольшого шахтерского городка. Они
совершили подвиг во имя Родины, во имя торжества коммунизма. Александр Фадеев
написал о них замечательную книгу. Образы Кошевого, Тюленина, Земнухова, Шевцовой, Громовой и их старших
товарищей-коммунистов - в сердцах и мыслях современной молодежи. На них равняются. Их страсть, их горение,
их солдатская стойкость, железная воля и верность идее помогают нам в труде и борьбе.
Прошлое тесно связано с настоящим. В героических делах минувших дней черпает свою
силу наше время. И не случайно, что образы славных комсомольцев Краснодона шагнули со страниц романа на
театральную сцену и экран. Искусство сделало их вечно живыми, нашими современниками.
Вновь и вновь мы встречаемся с молодогвардейцами, с их судьбой, жизнью, трагической
гибелью. Одна встреча была особенно значительна и радостна. "Молодую гвардию" поставил Киевский театр
юного зрителя. За два года, считая со дня премьеры, этот спектакль прошел на сцене 150
раз, не утратив своей свежести и высокого патриотического накала. Больше того, он стал значительным событием в
творческой жизни Украины, он определил дальнейший путь театра, утвердил его героико-романтическую линию. На
этот спектакль равняются и последующие работы коллектива, возглавляемого главным режиссером заслуженным
артистом УССР Александром Сергеевичем Барсегяном. В связи с присуждением Киевскому
театру юного зрителя премии Ленинского комсомола за спектакль "Молодая гвардия" редакция обратилась к его
участникам с просьбой рассказать о том, как он создавался, какие мысли и чувства вкладывали они в образы
молодогвардейцев. Заслуженный артист УССР А. С. Барсегян - главный режиссер,
постановщик спектакля: - Я давно думал о постановке "Молодой гвардии" А. Фадеева.
Встреча с коллективом Киевского ТЮЗа убедила меня в том, что роман, полюбившийся нашей молодежи, может
стать решающим для определения дальнейшего пути одного из старейших театральных коллективов Украины. С
постановки "Молодой гвардии" и началась моя работа в театре. Существующие
инсценировки романа не удовлетворяли меня как постановщика и режиссера. Я поехал на место краснодонской
трагедии. В музее этого города я нашел ценные документы, неизвестные А. Фадееву. Кроме того, я много
беседовал с очевидцами и свидетелями бессмертного подвига комсомольцев. Они подсказали мне решение
спектакля, его дух, его боевитость. Надо было вступать в творческое соревнование с уже сложившимися
вариантами сценического прочтения популярного романа. Мне повезло: в Киевском театре
нашлись талантливые исполнители важнейших ролей - многоопытные артисты старшего поколения и молодежь -
думающая, ищущая, темпераментная. Создался такой ансамбль влюбленных в роман и глубоко понимающих
значение будущего спектакля, что работа целиком поглотила нас. В спектакле "Молодая
гвардия" органически сплетается слово Фадеева, музыка Шостаковича и удачное решение художником М.
Киприяном сценической площадки. После "Молодой гвардии" я поставил с этим
коллективом Шекспира, Януша Корчака, Кьюссак, Эдлиса, но артисты, занятые в фадеевском спектакле, везде и
всегда равняются на "Молодую гвардию". Сейчас мы приступаем к работе над трилогией о
комсомоле и пьесой, посвященной столетию со дня рождения В. И. Ленина. В сентябре начались репетиции. Девиз
"В бой, молодая гвардия!" вновь определит наши дальнейшие поиски. Заслуженный артист
УССР М. А. Рост - исполнитель роли коммуниста Валько: - Тридцать пять лет моей
сценической жизни я отдал Киевскому театру юного зрителя. В моей работе было много радостных премьер. Я
играл и заглавные роли и эпизодические, но в "Молодой гвардии", мне кажется, нет второстепенных ролей: все -
главные. Я исполняю роль старого коммуниста Валько, который передает боевую эстафету молодым;
немногословная роль, но она стоит десятка других! Сто пятьдесят раз я изображаю непоколебимого, гордого и
смелого Валько так же, как делал это на премьере 19 мая 1964 года. Мне приятно видеть,
как работают в этом спектакле мои молодые коллеги, и чувствовать, как переполненный зрительный зал замирает,
слушая последние слова, сказанные моим героем перед смертью. Мне кажется, что нет большей радости для
актера, чем та, которую испытываешь, участвуя в спектакле, воспитывающем высокий дух патриотизма и любви к
Родине. Заслуженный артист УССР В. В. Зубарев - исполнитель роли Сергея Тюленина:
- Я, Сережа Тюленин, вместе с моими боевыми сверстниками, трижды повторяю клятву
молодогвардейцев. Мы, комсомольцы тех незабываемых лет, сдержали слово, не предали, не отступили, не
изменили, с честью выполнили свой долг перед Родиной. Не скрою - мне очень приятно сознавать, что Сережка,
мой Сережка, нравится нашему зрителю, что многие сидящие в зале мысленно повторяют нашу клятву. Сергей был
скромным и мужественным, простым и очень убежденным в своей яростной ненависти к фашизму. Без какой бы то
ни было позы, без громких фраз, без пафоса "показательного героя". Любовь и ненависть, ясное сознание того, что
фашизм будет разгромлен, - вот что я хотел показать в этой работе. Роль Тюленина - одна из любимейших в
моей творческой биографии. Артистка Тамара Баглей - исполнительница роли Любы
Шевцовой: - Роль Любы Шевцовой нельзя просто "исполнять", "играть". Ее надо глубоко
пережить, как бы прожить заново, всем сердцем слиться с этим незаурядным характером и каждый раз заново
раскрывать перед зрителем глубину переживаний этой обыкновенной и в то же время необыкновенно смелой
девушки. О Любе говорят: "артистка", а для меня она прежде всего горячая, задорная
девушка, которая и сердце свое и талант свой отдает, не задумываясь, делу Родины, делу Ленина.
Я полюбила Любку Шевцову еще на школьной скамье, когда мы зачитывались романом
Фадеева. Мы завидовали ей и часто задумывались: "А я бы так смогла?" - и отвечали: "Смогла бы!" Мне дорого
сознание, что в зрительном зале сидят такие же Любки Шевцовы, которые, если надо будет, повторят ее подвиг.
Артист А. Ф. Пазенко - исполнитель роли Олега Кошевого: -
Краснодонскому подростку Олегу Кошевому суждено было войти в историю комсомола - стать ее героем.
Для меня Олег Кошевой - совесть и долг, вера и готовность к самопожертвованию. Мы с
постановщиком нашей героической драмы нашли решение этого образа, которое вытекает из нового прочтения
романа. Он дополнен новыми документами. Уточнены отдельные моменты, поступки героев. Подчеркнута роль
коллективного руководства организации юных коммунистов. Я не первый год в театре, но не
часто я получал такое наслаждение в работе, как тогда, когда создавался спектакль о мужестве, о героизме,
спектакль о бессмертном подвиге юных мстителей. Очень хочется на таком же накале, с
таким же темпераментом и влюбленностью в материал сыграть в новых пьесах, посвященных нашим
комсомольским делам шестидесятых годов. Хочется отметить пятидесятилетие комсомола
новой, современной "Молодой
гвардией".
опубликовано в
журнале "Смена" номер №946, Октябрь 1966
|