Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться в раздел СТАТЬИ

Виталий Дорофеев.
Такого в Краснодоне не было

   В Украинском академическом музыкально-драматическом театре состоялась премьера нового патриотического спектакля
   
   ОТ РЕДАКЦИИ. Премьера спектакля "Це було в Краснодонi", поставленного Украинским академическим музыкально-драматическим театром Луганска, состоялась 19 сентября - близилась 65-ая годовщина создания подпольной организации "Молодая Гвардия". Возможно, подобная дата и сама по себе была бы достаточным поводом для обращения к этой теме; но, учитывая политическую конъюнктуру момента, постановка стала НЕИЗБЕЖНОЙ. Решением областных властей деятельность краснодонских подпольщиков, сражавшихся за советскую родину и коммунистическую партию, должна отныне служить воспитанию "патриотизма Луганщины" и мистическим образом преобразовываться в электоральные баллы для Партии регионов на предстоящих выборах... Воистину, неисповедимы пути истории. Возвращаясь немного назад, стоит вспомнить об утвержденной облсоветом программе патриотического воспитания, о которой мы уже писали в начале августа. Была поставлена задача архиважная - в короткие сроки произвести на свет невиданный доселе типаж "патриота Луганщины". Нашлось место в упомянутой программе и такой немаловажной единице воздействия на аудиторию, как театр. Тот ответил: "Есть!" и во всю меру своей лояльности подключился к лепке этих самых "патриотов" из подручного материала. Естественно, в процессе во весь рост стал вопрос: а из чего его лепить, этого самого "патриота"? На помощь очевидно пришла строка из известной песни: "Из того, что было". Вот и вынули из нафталина порядком подзабытый идеологический роман Александра Фадеева, собственно художественные достоинства которого отнюдь небесспорны.

   
   
   Однако теперь, отметив эта "сопутствующие" подробности, оставим их в стороне и будем говорить только о собственно постановке, потому как условия, в которых рождается замысел (заказ) и конечный художественный продукт связаны достаточно вольно, и в условиях жесткой конъюнктуры может появиться гениальное произведение, чему можно привести немало примеров.
   Итак, "Це було в Краснодонi" В основу постановки легла пьеса Я.Стельмаха Инсценировка принадлежит перу заведующей литературной частью украинского театра Вере Тимошенко. Разнообразную помощь (консультативную и реквизитами) оказывал музей "Молодой Гвардию) (г.Краснодон) и его директор Анатолий Никитенко
   Пьеса высокоинформативна группа актеров, исполняющих роль "рассказчиков", "греческого хора" повествует о датах, именах, событиях. Недлинная история "Молодой гвардии", насчитываю- щая неполных 4 месяца и несколько подрывных акции - сожжение биржи труда, казнь полицая, вывешенный на годовщину Октября красный флаг - полностью включена в текст инсценировки. Кроме того, "хор" обращается к зрителю с риторическими призывами: "Задумайтесь..". "Как часто мы даем клятвы..." и т.п. Так же включено перечисление имен около 20 лидеров организации молодогвардейцев, что позволяет запомнить большинство их или актуализировать в памяти. И дважды звучит полный текст клятвы молодогвардейцев, которая - комок непреклонности и самоотвержения, вплоть до слов "Кровь за кровь! Смерть за смерть!"
   Однако эти элементы, которые сами по себе являются положительными, на этот раз неожиданно превращают постановку в театрализованный школьный урок истории. Сказывается то, что риторических, "хоровых" частей слишком много - они занимают чуть ли не половину (!) всей постановки; и то, что игровые и танцевальные части, которые они обрамляют, выглядят слишком блекло.
   Первое впечатление - что-то с молодогвардейцами не так Они не похожи на молодежь 40-ых годов, образ которой можно вполне достоверно воссоздать из различных источников - горячую, грубовато-романтичную, скромную и вместе с тем прямую. Они не похожи и на современных молодых людей. На кого они действительно похожи, так это на современных людей... пытающихся перекривлять молодежь 40-ых годов, и делающих это гротескно и оскорбительно. Прежде всего, актеры играют просто плохо, в любом времени - плохо, а кроме того исторически - врут каждым словом
   Можно посмотреть советский художественный фильм о "Молодой Гвардии", можно - документальный фильм о Краснодоне и молодогвардейцах, снятый в 1970-ом году молодежной студией ВГИКа. Оба эти фильма, каждый по-своему, но пронзительны до слез. Художественный фильм возносит образы подпольщиков до эпических высот героики, когда люди становятся подобны несокрушимым скалам, но при этом вызывают безмерное сочувствие, потому что остаются уязвимыми людьми. Документальный фильм находится в рамках условно-достоверной школы советского реализма - когда важна не формальная, а содержательная достоверность Так, в одном из эпизодов камера показывает крупным планом лицо одной из матерей погибших подпольщиков, усталое, исстрадавшееся. И звучит голос, ЕЕ голос, произносящий героические слова памяти о сыне - хотя женщина в кадре не шевелит губами. Скорее всего, текст читает актриса Простая крестьянская женщина, тем более на камеру, не смогла бы говорит так гладко и прочувствованно. Но ЕСЛИ БЫ могла, то сказала бы именно так и именно эти слова - в этом высшая достоверность.
    Возможно, на пользу актерам пошло бы хоть раз перед представлением внимательно посмотреть эти фильмы. Сделай они это внимательно - а не проникнуться ими тяжело, если разве ты не циник до мозга костей - уже не играли бы так плохо.
   Второе впечатление простое раздражение; мы что, в цирке? Люба Шевцова слишком таратоРит. Олег Кошевой дурачится и крутится на стуле, говоря о том, что нужно "оказывать беспощадное сопротивление фашистам" Писклявая Ульяна Громова, егозливая Клавдия Ковалева составляют ему адекватную компанию. Вот Олег достает добытый пистолет... и хвастается им, как модной игрушкой.
   Хорошие новости, которые то и дело приносит кто-нибудь - о подожженной бирже, спасенных рабочих - воспринимаются под радостный визг девиц, которые только что не хлопают в ладоши, чтобы получился окончательно телесериал "Элен и ребята". А кроме хороших новостей, других нет - вплоть до самого трагического финала. За рамками спектакля остается весь труд, и напряжение, и ужас деятельности молодогвардейцев. Лишь иногда хор намекает на весомость обстоятельств - "Им было всего по пятнадцать лет!", но в контексте спектакля это воспринимается как ничего не значащий факт.
   Бросается в глаза отсутствие сильного лидера у ЭТИХ молодогвардейцев. Кошевой, Тюленин - это не больше чем имена, таких ЛИЧНОСТЕЙ на сцене нет Есть лишь сплошная сутолока, почта вокзальный базар, когда каждый что-то выкрикивает. А ведь в серьезных, практически БОЕВЫХ условиях - ведь это был подпольный фронт! - важна роль вождей, чьи решения не встречают сомнением, тем более - базарным многословием
   Оправдывая название "музыкального" театра, спектакль пестрит танцевальными и вокальными украшениями. В одной из сцен, относящихся, по-видимому, к тому времени, когда организация действовала на базе краснодонского клуба самодеятельности, нас вообще угощают попурри из смеси советских песен, немецкой эстрады и украинских народных "дум"... Олег Кошевой щегольски распевает блатные куплеты. Наверное, именно о таких патриотах и мечтают самозваные "идеологи луганского патриотизма", мечтающие, оседлав конъюнктурную волну, въехать в парламент - то "закуривающих папиросочку", то распевающих "реве та стогне.."
   Постановке присущ высокий темп, отсутствие смысловых пауз. Вдобавок к блеклой игре и вялому построению сюжета, это полностью снимает акценты, превращая действие в какие-то калейдоскопические картинки. Даже сцены трагического финала не выделяются ничем, проскальзывают безразлично мимо зрителя туда же, куда и все сцены до этого - в пустоту.
   Удивительно! Нужно обладать искусством прирожденного цензора, чтобы из такой яркой самой по себе темы, как история "Молодой Гвардии", сделать такое бесцветное шоу. Казалось, любая ее интерпретация - авангардная, классическая ли - должна стать незабываемым зрелищем. Конечно, в некотором смысле и постановка "Це було в Краснодонi" - незабываемая
   Что до публики, то мы попали в милую компанию деток-школьников Кажется, мы, журналисты, были единственными "посторонними" в зале, заполненном учениками класса с третьего и до старших Каждый ряд, на манер надзирателя, венчала учительница. Впрочем, последние вели себя либерально, в открытые конфронтации не вступали, одергиваний слышно не было. Поэтому дети расслабились под звуки бодрого жевания каждый - каждый! - ряд освещался синими огоньками мобильных, которые мертвенно высвечивали заинтересованно глядящие вниз лица... И, наверное, впервые симпатии были на стороне деток, так нагло и цинично демонстрирующих свое равнодушие. Пусть лучше жуют семечки, чем то, чем их пытаются кормить со сцены! Путь лучше обходят театр стороной, чем впитывают такое представление о театре! Какие открытые, живые лица, не то что фальшь на сцене Я залюбовался.
   Этот дневной сеанс был заполнен школьниками. Предыдущий, вечерний - студентами педуниверситета Вот так получается, что каждая премьера театра проходит при аншлагах. Мы привыкли, что и пятый "А", и пятый "Б" дружно сидят в зале, как утиные выводки. Странно, что удивляемся, почему админ-ресурс на выборах так неискореним, если эти модели общественных механизмов прививаются с детства?
   Нам будет очень жаль, если эта статья будет воспринята как праздное и бездумное злословие. Пожалуй, именно многолетняя привычка наших театральных кругов отсеивать любую критику в свой адрес, не моргнув глазом, привела к тому, что такой жалкий спектакль, как "Це було в Краснодонi ..", мог появиться на сцене
   
    Виталий Дорофеев.
   "Время Луганска", N8, 26 сентября 2007 г.
   



Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.