|
О музее
«Сейчас
уже почти никто не знает молодогвардейцев… А в нашем музее - земля с могилы
Ивана Туркенича в Польше, вышивки цветов, которые сначала собирала, а потом,
как по образцу, вышивала Люба Шевцова, самодельные книжки Сергея Левашова,
личные вещи, книги, шахматы Георгия Минаевича Арутюнянца. Мне кажется, именно
личные вещи молодогвардейцев расскажут о них гораздо больше, чем любой
экскурсовод…»
Тамара
Александровна Кисничан - учитель математики школы №312 с 1957 года начала
собирать экспозицию музея, посвященного подвигу молодогвардейцев, а в 1958
году музей был открыт. По словам Тамары Александровны, это был первый
школьный музей в СССР.
«В
Краснодоне мы знали почти всех родителей, друзей, сестер и братьев, всех
оставшихся в живых молодогвардейцев. И они очень и очень помогли нам, многое
рассказывали о ребятах, дарили для музея личные вещи молодогвардейцев. Мы
жили у Шевцовых, и у Поповых в доме, чем могли – помогали: кололи дрова,
работали в огороде, варили вишневое варенье. В Каменке купались. Одна из
самых «пронзительных» встреч – с мамой Виктора Третьякевича – Анной
Иосифовной. Она вышла нам навстречу с портретом сына и сказала: «Расскажите
правду о моем сыне! Он не был предателем! Он не мог быть предателем!»
Несколько лет мы вели специальную экскурсию, посвященную Виктору, писали
письма в вышестоящие инстанции. В декабре 1960 г. Виктор Третьякевич силами
многих принципиальных и честных людей был реабилитирован и награжден орденом
Отечественной войны 1-й степени».
«До сих
пор мы держим связь с Краснодоном, следим - какие материалы появляются о
молодогвардейцах. Очень хотим, чтобы, несмотря на то, что роман А. Фадеева
«Молодая гвардия» исключен из школьной программы, и по телевизору фильм
«Молодая Гвардия» не показывают, об этих героях знали все те, кто чтит память
героев, погибших в ВОВ и тех, кто понимает как дорого досталась нам Победа и
то завоеванное счастье, которым мы сейчас пользуемся».
В
витринах музея – плакаты, оформленные ребятами, и так трепетно хранимые
личные вещи молодогвардейцев. Две чернильницы-непроливайки, рисунки Володи
Куликова, его листовка. Очки Вани Земнухова – для занятия мотоспортом. Толя
Попов любил фотографировать и в основном делал фотографии своей мамы. «Ты,
мамочка, у меня самая красивая», - говорил Толя – «и мне надо сначала
научиться фотографировать тебя». Тетради Ульяны Громовой, Ани Соповой.
Рукоделие Александры Дубровины – учителя биологии и химии в Первомайской
школе, где учились Майя Пегливанова, Анатолий Попов, Ульяна Громова и другие
и которая тоже входила в «Молодую гвардию» и погибла вместе со своими
учениками. Кружево и вышивка Лиды Андросовой.
«В
создании музея нам очень помог Георгий Минаевич Арутюнянц, который долго жил
и преподавал в Москве. Он нам предоставил уникальные фото, часто приходил в
школу и рассказывал ребятам о своих друзьях. Валерия Давидовна Борц, которая
тоже жила в Москве, помогала музею. Многие фотографии из ее коллекции».
«А самый
первый экспонат нашего музея - это шахтерская лампочка. Когда ребята первый
раз съездили в Краснодон, они просто хотели поближе познакомиться с городом,
где жили и погибли молодогвардейцы, больше узнать о героях. На шахте
им.Сергея Тюленина им подарили эту лампочку со словами: «Пусть эта лампочка
освещает вам путь в работе так, как светит она нам в лаве». Впечатлила и
взволновала тогда ребят эта поездка. Приехав оттуда, они сказали: «Мы должны
создать музей»! И 29 октября 1958 года, к 40-летию комсомола, он был открыт».
«6 мая
2004 года – второе рождение музея. После капитального ремонта школы музей был
восстановлен силами тех, в чьем сердце горит огонь Краснодона и память о
молодогвардейцах, кто получал напутствие от родных и близких
молодогвардейцев».
«Школьный
музей – это часть истории страны. В связи с развалом СССР некоторые чиновники
стали говорить о том, что эта тема – для украинских школ. Какая же глупость!
Как же это ограниченно и непростимо. Сегодня, может быть, дети далеки от
комсомола и пионерии, от слова «подвиг» и «патриотизм». Но и сейчас все равно
дети читают про Наполеона и Кутузова, нельзя забывать и молодогвардейцев –
это наша история».
Выпускники о музее…
Выпускница 1978 г.
Я
работала в музее с 5 класса. С 6 по 10 – водила экскурсии и принимала самое
активное участие в работе музея. Мы занимались поисковой работой, которая
включала несколько направлений: это переписка с многочисленными тогда родными
молодогвардейцев и последующая обработка воспоминаний и документов; переписка
с музеями и дружинами, носящими имя молодогвардейцев; работа с газетами и
журналами, практически ежедневный мониторинг прессы и литературы по данному
вопросу.
Кроме
этого мы выезжали в Краснодон и это было незабываемо. До сих пор в памяти
остались разговоры с живыми людьми, которые уже тогда для нас являлись
«историческими персонажами». Или посещение Георгия Арутюнянца, который дал
возможность поработать со своими домашними архивами, с уникальными
документами. Все это являлось сильными впечатлениями, так как было
«прикосновением к живой истории».
Работа
в музее дала многое. Например, умение слушать. И понимать. Работа
экскурсоводом тоже была полезна. Свои экскурсии мы составляли сами. То есть
нам был рекомендован список литературы и источники, а мы по своей теме сами
составляли текст для экскурсии. То есть надо было собрать, выбрать,
определенным образом сгруппировать информацию и суметь донести до
определенной аудитории то, что знаешь и чувствуешь сам.
Во
времена моей учебы в школе полярности информации не было: мы получали
однородный информационный поток, который расценивался как истина. Музей был
как еще один источник истинной информации. И прежде всего им были люди,
которые все сами пережили. Сейчас – все по-другому. Источников получения
информации больше, степень разнородности освещения одной темы выше. Но музей
все равно остается некоторой объединяющей силой в решении одной задачи. Это
сообщество, в котором на основе коллективной деятельности рождается Нечто.
Я
очень часто вспоминаю Тамару Александровну, хотя школу закончила более 20 лет
назад. Твердый дух и целеустремленность делает ее в моем представлении одним
из лучших педагогов нашей школы. Идея музея и его воплощение, создание
уникального детского объединения – это целиком и полностью ее заслуга, плоды
ее труда. Этому она посвятила всю свою жизнь. Через музей Молодогвардейцев
прошло не одно поколение: нас учили, мы учили… Это очень важно и не забудется
никогда. Низкий ей поклон.
Выпускник
1982 г.
Безусловно,
мы были ближе к непосредственным событиям, мы видели еще живых родственников
молодогвардейцев в Краснодоне, встречались с Георгием Арутюнянцем, его мамой
в Москве, вели тимуровскую работу. Мы еще делали открытия. Например, на
чердаке раскопали фоторамку Толи Попова, о которой все забыли, но с ней было
связано очень многое в его жизни. Но уже тогда, в то время, были эпизоды,
когда в Краснодоне – для нас святом месте, местная молодежь достаточно
пренебрежительно относилась к памяти и к своей истории. Просто рядом с нами
был человек, который достаточно жестко и настойчиво «держал нас в теме», до
тех пор, пока мы сами не проникались ею. Но вот что интересно. Сегодня, когда
иногда музею требуется помощь, отзываются зачастую не те, кто был «образцовым
экскурсоводом» или «примерным отличником», а «двоечники» и «несознательные
элементы» в музейной работе. Кстати, запомнилось выступление Вали Борц –
одной из уцелевших молодогвардейцев. Это было в 80-х годах… Речь шла об
изменившейся молодежи, которая носит джинсы, длинные волосы, читает всякую
чушь и поет неправильные песни. А она сказала, что если бы был жив и молод
Сережка Тюленин, он бы наверняка носил джинсы, отрастил длинные волосы и пел
странные песни. Но за его порядочность и повторение его подвига, она
ручается.
А по
большому счету, я считаю, что музей школе не нужен. Пусть лучше будут площади
для проведения уроков, учителя-профессионалы, компьютерный класс. Государству
нужны выпускники знающие математику, информатику, иностранные языки, физику.
Поэтому работу директора школьного музея никто не поощряет и не поддерживает.
Все держится на одном человеке. Как только этот человек уходит – музей
умирает. Не свидетельство ли это тому, что по большому счету, школе музей не
нужен? Опять же, по-моему мнению, лучше, когда школьники посещают «настоящие»
музеи. Например, мы с 7 класса каждый месяц ходили на занятия в Третьяковскую
галерею. Вела занятия В.М. Бялик. И хотя порою занятия казались нам мучением,
но именно благодаря им я люблю и знаю Третьяковку, могу рассказать о
Брюллове, Поленове, особенностях иконописи и т.п.
Будь
я директором школы, я бы, наверное, вложил средства на поиск о достойную
поддержку завуча по воспитательной работе. Чтобы не было «напора»: 5 человек
от класса должны работать в музее, а 10 заниматься в спортивной секции. Чтобы
у детей была свобода выбора дополнительной деятельности и им было
по-настоящему интересно.
Учитель
школы
Музей
школе необходим. Еще Пушкин говорил о том, что не зная вчерашнего, завтра
построить невозможно.
Музей,
находящийся именно в школе является очень важной частью общего, «ежедневного»
воспитания учащихся в вопросах истории прошлого. Как любой школьный предмет:
математика в начальной школе – сложение и вычитание, в средней – умножение,
деление, геометрия, в старшей – дифференциалы, интегралы… Также и музей. На
каждой ступени он может раскрыться по-новому: глубже, иначе. И здесь зависит
многое от того, кто является «хранителем» музея.
Важно,
что в школьном музее один или несколько тем рассматриваются подетально. С той
степенью скрупулезности, которую не может себе позволить ни один большой
музей.
Выпускница
1996 г.
Самым
ярким впечатлением от работы в школьном музее были поездки на слеты. Особенно
запомнился слет в Белой Церкви (Украина). Туда приехали ребята из разных
городов, чьи музеи были посвящены подвигу молодогвардейцев. Туда приезжала
сестра Сергея Левашова. Было интересным все: новое место, новые люди, новые
рассказы. Потом мы долго переписывались.
В
самом музее мы, в основном, работали как экскурсоводы. Причем, как по
основной экспозиции, так и по мини-экскурсиям, которые мы делали для каждого
класса. Это была небольшая литературно-художественная композиция, которую мы
показывали, например, на классном часе. Но война уже «не трогала» многих наших
учеников и наши постановки вызывали насмешки. Мы же, начитавшись и проникшись
трагически оборванной жизнью стольких молодых людей, которые, не щадя
собственной жизни, совершили подвиг, бывали, мягко говоря, очень расстроены
такой реакцией.
Нужен
ли музей в школе? Я думаю – да. Нам было интересно. Возможно надо менять
подход к теме, возможно добавлять какие-то направления для исследований. Но
то, что про войну надо помнить и знать не только в дни юбилея, это, по-моему,
бесспорно. Как одна из перспектив для развития школьного музея – это освоение
Интернета. Ведь многие ребята сегодня с удовольствием «сидят в Интернете».
Если будет возможность посмотреть экспозицию, документы как для саморазвития
так и для написания реферата, то будет здорово.
И
сегодня, когда нет уже Дворцов Пионеров и совсем мало осталось Домов
Культуры, школьный музей может стать для ребенка очень важной ступенькой в
развитии. Ведь то, что мы узнали в то время именно благодаря Тамаре
Анатольевне и нашему школьному музею – это тот фундамент, на который мы
опираемся до сих пор. И мы ей очень благодарны и признательны.
|