Вита Рамм
"Актриса Инна Макарова - о фильме "Молодая гвардия": Сталин сказал: "Съемки продолжать"
|
|
Исполнилось 60 лет картине Сергея Герасимова "Молодая гвардия". В канун юбилея фильма кинообозреватель "Известий" Вита Рамм встретилась с исполнительницей роли Любы Шевцовой - актрисой Инной Макаровой.
вопрос: Инна Владимировна, на съемках в "Молодой гвардии" вы могли предположить, что фильм станет легендарным?
ответ: История фильма Герасимова по роману Александра Фадеева о великом подвиге молодых ребят из Краснодона началась со спектакля, который сразу стал легендарным. Мы играли его сначала на малой сцене Государственного театра киноактера, а когда в прокат вышел фильм, спектакль перевели на большую сцену. И не помню ни одного случая, чтобы на спектакле не было аншлага. Картина Герасимова открыла советскому кинематографу целую плеяду талантливых актеров и режиссеров - Нонну Мордюкову, Вячеслава Тихонова, Людмилу Шагалову, Клару Лучко, Володю Иванова, Сергея Бондарчука, Сергея Гурзо, Георгия Юматова, Евгения Моргунова, Музу Крепкогорскую, Тамару Носову, Виктора Авдюшко, Олесю Иванову, Анатолия Чемодурова. А еще были ребята, которые репетировали с нами сцены, помогали на съемочной площадке, а впоследствии стали значительными фигурами в кино: Юрий Егоров, Самсон Самсонов, Юлий Карасик, Татьяна Лиознова, Аида Манасарова, .
в: Татьяна Лиознова, насколько известно, определенным образом поучаствовала в вашей судьбе?
о: Она заставила меня, сибирячку, репетировать испанку Кармен. Я сопротивлялась, но именно эта работа помогла мне получить роль Любы Шевцовой. Во время весенней сессии на экзамен по актерскому мастерству пришел Александр Фадеев. К нам на показы вообще любили приходить режиссеры, писатели. Так вот, отыграла-отплясала я Кармен, сижу уставшая, даже опустошенная, и жду, какие оценки выставит комиссия. И тут ко мне подходит шофер, который отвозил Фадеева, и шепчет: "Любку ты будешь играть, Фадеев сказал". Но мне-то ни Герасимов, ни Тамара Федоровна Макарова об этом ни словечком не обмолвились. Спросить у них я постеснялась и, получив свои "пятерки", уехала на каникулы к маме, в Новосибирск. Вернулась в Москву с некоторым опозданием и, когда появилась во ВГИКе, узнала, что все меня потеряли: шлют телеграммы, ищут, потому что студенты-режиссеры уже репетируют разные сцены из фильма, и у каждого я - Люба. Кстати, свой танец Кармен с кастаньетами я потом повторила в том эпизоде "Молодой гвардии", где Люба выступает в клубе перед немцами.
в: Ваша героиня в фильме очень музыкальна, а вы до поступления во ВГИК соприкасались с музыкой?
о: Да, у нас дома было пианино, еще я играла на гитаре. И в драматической студии при новосибирском Доме радио, где работали мои папа с мамой, занималась музыкой. К моменту поступления во ВГИК я была очень продвинутой девушкой. Между прочим, вернувшись с тех самых каникул, я привезла, как оказалось, песню Любы для нашего будущего спектакля. Ее показала мне проводница-фронтовичка товарного поезда "пятьсот-веселого". Это были составы, которые сразу после войны помогали разгрузить пассажиропоток на разных вокзалах. Непосредственно в пассажирских поездах мест никогда не было. Вы не представляете, что творилось тогда, народу было море! И я ехала в Москву под звон гитары и слова: "Бедная девица, горем убитая, плачет-рыдает она: "Милая мамочка, сердце разбитое, милый не любит меня". Ветер промчался над реченькой быстрою, тихо журчал ручеек. Там, в камышах, между тиной зеленою женское тело плывет"...
в: Какой ужас!
о: Тело там долго плыло по реке, потом в море, и раки впивались в ее волоса - словом, все в подробностях, но почему-то тогда песня была очень популярной. Я спела ее ребятам в институте, а потом уже и Герасимову, поскольку все просто кричали мне: пой "девицу"! Пришлось напеть под гитару. Сергею Аполлинариевичу тоже понравилось! И эта песня сначала прозвучала в фильме! Люба пела ее немцам. Однако при монтаже Герасимов ее убрал. Зато те, кто слышал песню во время спектакля, постоянно затем просили меня спеть ее. Когда снималась "Молодая гвардия", в параллельном павильоне шли съемки "Сельской учительницы" с Верой Марецкой. Гримерная у нас с ней была одна. Так и она меня просила: "Инночка, спойте мне "бедную девицу". Мы выходили в коридор, и я ей пела. В спектакле мы вообще исполняли разные песни. Как Глебушка Романов пел про степь! Но для фильма музыку написал Дмитрий Шостакович.
в: А как вы узнали о романе "Молодая гвардия"?
о: От Герасимова. Он дружил с Александром Александровичем Фадеевым и как-то пришел к нам на занятия и сказал, что есть роман о молодых ребятах-подпольщиках, которые погибли в Краснодоне. О самих этих ребятах я узнала еще до поступления во ВГИК от своей мамы. Она работала журналисткой и на фронте была в 5-м Гвардейском минометном полку под Ростовом. Мама прислала открытку с фронта (к сожалению, она не сохранилась), где обмолвилась, что недалеко от Ростова, в Краснодоне, обнаружена молодежная организация, члены которой впоследствии погибли. Это была первая в моей жизни весточка о "Молодой гвардии". Все, что в жизни происходит, видимо, не случайно.
в: С самим Фадеевым вы общались?
о: Только на официальном уровне. Но, когда мы выходили кланяться после спектакля, я видела его глаза, полные слез и восхищения. Плакали тогда все.
в: Кого еще из знаменитых зрителей вы доводили до слез?
о: И Бабочкина, и Раневскую. А как-то Тамара Федоровна подвела меня к Эйзенштейну - он долго молча на меня смотрел, затем погладил по голове и ушел, не сказав ни слова. Позже одна его студентка рассказала, как он лестно отзывался обо мне на режиссерском факультете. А еще позже от Тамары Макаровой я узнала, что Алла Константиновна Тарасова говорила Герасимову: "Как только Инна закончит ВГИК, чтобы сразу к нам!" Вы представляете, какой был шанс - оказаться на легендарной сцене! Однако Герасимов ответил, что Инна нужна кинематографу, и не пустил меня во МХАТ. Я, когда узнала, переживала очень. Но, с другой стороны, как бы я там была со всеми старейшинами? В итоге хорошо, что не пошла, там же ничего нового не происходило в те годы.
в: Как вы создавали образ Любы?
о: С прической и гримом мне помогала Тамара Федоровна. Еще на сцене мне помогало... платье. Эпизод концерта перед немцами я играла в платье Марики Рёкк (любимая актриса Гитлера. - "Известия"), его привезли из Берлина со студии "ДЕФА". Оно мне было велико, пришлось ушивать. А в фильме для этого эпизода платье сшили специально.
в: Как вы думаете, почему роман, спектакль и фильм о краснодонских подпольщиках стали столь популярными?
о: А как иначе? Война закончилась, но у всех еще болело сердце, еще так свежи были воспоминания. Наши мальчики из мастерской все воевали на фронте. Не было такого человека, которого война не коснулась. Каждый, кто смотрел спектакль, фильм или читал книгу, думал, примерял жизнь ребят на себя. Я, репетируя, вспоминала, как руководительница новосибирской театральной студии в холодном зале читала письма наших мальчиков с фронта. Они были убеждены в победе и мечтали о театре. Но почти никто не вернулся. Так что "Молодая гвардия" была о каждом из нас.
в: Съемки фильма шли в Краснодоне. Тяжело было находиться на месте трагедии, общаться с родственниками?
о: Мы очень волновались, но нас принимали как родных. Многие жили у родителей своих героев. Первое, что я сделала, - пошла к Ефросинье Мироновне, матери Любы. И отец ее был жив. Они меня хорошо приняли, расцеловали, показали уголок памяти дочери. Пока там шли съемки, мы общались. И поздравления со Сталинской премией Любина мама мне присылала. А в Краснодоне я вновь побывала на 30-летии картины "Молодая гвардия".
в: После того как Герасимов сделал первый вариант фильма, появились уточнения насчет одного персонажа - предателя. Его играл Евгений Моргунов, и роль пришлось порезать.
о: Это было ужасно. Может быть, поэтому Моргунов потом так и не нашел себя. Я его тогда лет на пять потеряла из виду, была очень занята, а когда увидела - растерялась... Раньше он был стройный, красивый парень. На первых репетициях даже Олега Кошевого пробовал. И вдруг - нарушение обмена веществ, диабет... Я понимала, что он очень сильно переживал. Феноменально талантливый человек. Мог сыграть Первый концерт Чайковского по слуху, не учась.
в: Историческая правда оказалась сильнее художественного образа?
о: Что поделаешь... О чем было известно на тот момент, о том Фадеев и писал. Например, об отце Любы думали, что он погиб. Так и снято в фильме. А что отец вернулся уже после войны, откуда Фадеев мог знать? Он же собирал материал по горячим следам.
в: Вы ощущали, что над фильмом присутствует большой политический цензор - Сталин?
о: Однажды я встретила Сергея Аполлинариевича. Он шел возбужденный по коридору театра в пальто и рассказывал, что был у Сталина. На этой встрече вождю показали первую серию. В ней паника отступления, эвакуация из Краснодона были сняты феноменально. Снято, как Люба кричит: "Барахло везете, людей бросаете!". Еще в тюремной сцене разговаривали Шульга и Валько (их прекрасно играли Александр Хвыля и Сергей Бондарчук), и была там фраза: "Хороши мы были бы в этой войне, если бы в свое время не повернули страну на индустриализацию". Сталин эти сцены исключил, сказав, что отступали планомерно на заранее заданные позиции и паники не было. Так и пролетело мое первое появление в фильме. Но главное - несмотря на все поправки, Сталин сказал: "Съемки продолжать". А когда посмотрел обе серии, распорядился, чтобы создателям фильма дали Сталинские премии. Станислав Ростоцкий (режиссер фильма "Доживем до понедельника", фронтовик. - "Известия") во вступительном слове моей книги "Благодарение" справедливо написал, что после Великой Отечественной молодым режиссерам было очень сложно - времена малокартинья, шансов на работу не было ни у кого. Но после того как пять студентов ВГИКа, дебютанты по сути, получили Сталинские премии - искренне радовались все. Потому что это означало надежду на будущее.
в: С фильмом вы, наверное, объехали всю страну, и в каждом городе вас встречали как героев?
о: Это происходит до сих пор. При встречах люди часто называют Любой Шевцовой. И я не устаю от этого. Странно, что сегодня по ТВ не показывают "Молодую гвардию". Уверена, сеанс был бы рейтинговым, потому что прежде всего это очень хорошее кино.
Материал обновлен 14.10.08 в 10.14
http://www.izvestia.ru/person/article3121506
|