Александр Гречаник
"...Как хорошо быть
прогрессивным"
Я лично не имею чести быть знакомым с г-ном Подовым, однако, вопреки
всем слухам, готов уверовать в то, что он замечательный человек, т.е.
примерный семьянин, честный налогоплательщик, активен в общественной
жизни и прочая, прочая, прочая. Не сомневаюсь я также и в том, что есть статья
в N14 (22) "Молодогвардейцы" от 10 апреля с.г. под бдительным заголовком
"От кого надо защитить музей "Молодой гвардии"?" вдохновлена чрезвычайно
прогрессивными идеями и самыми передовыми эмоциями и побуждениями.
Более того, будучи немножко знаком с г-ном Никитенко, которого г-н Подов так
целеустремленно разоблачает, я даже готов согласиться, что директор музея
"Молодой гвардии" слегка... м-м... консервативен - в отличие от своего
прогрессивного оппонента. Хотя бывает и прогрессивный паралич, а изучающая
его (а иногда, возможно, и исцеляющая) медицина - наука консервативная по
своему определению. А вот такая наука, как музейное дело, может по своей
консервативности и сто очков вперёд медицине дать. Ибо опирается она не
только на законы зрительного восприятия, а и на нечто более глубокое, и при
том всегда существует множество превходящих факторов, не зависящих от воли
отдельно взятых персон. Как я понял, основная
претензия г-на Подова к директору музея состоит в том, что последний злостно
скрывает от общественности, что комиссаром "Молодой гвардии" был более
зрелый В. Третьякевич, а не совсем юный Олег Кошевой, и уж за несколько
десятков лет своего директорства г-н Никитенко мог бы, мол, в этом убедиться и
рассказать народу правду. Вероятно, это так, хотя не лишним было бы
вспомнить, что в начале 90-х случило то, о чем пел хор активистов
домуправления в бессмертном фильме о Полиграфе Полиграфовиче
Шарикове: Проходят
тяжелые годы, Тяжелые годы
страны. За ними другие
приходят, Они будут тоже
трудны. Я уже не говорю о
психической атаке, которую обрушили на память о молодогвардейцах наши
профессиональные прогрессисты и передовики - в большинстве своем
выкресты... ну, сами знаете, из чего. С начала 90-х речь шла о существовании
музея как такового, когда его работники сидели, знамо дело, без зарплат, а
директору надо было изворачиваться, чтобы сохранить коллектив, заплатить за
свет, поддержать сантехнику и т.д. Пусть и не без потерь, но музей Анатолий
Никитенко спас. Может быть, теми же "бериевско-анархическими методами", за
которые так бесстрашно клеймит его г-н Подов, но - спас, сохранил, сберег. И
сие ему зачтется в Судный день. Теперь посмотрим
на все это с другой стороны. Кто бы что ни говорил, а одна из задач музея -
патриотическое воспитание наших отроков и отроковиц. Скажите, любезные
други, у нас в стране уже выработана базирующаяся на общественном согласии,
консенсусе, если это вам нравится, концепция патриотического воспитания?
Вопрос риторический. А ведь без такой концепции даже самые правильные
решения могут привести к очередным конфликтам. Могу в качестве
иллюстрации поделиться собственным опытом. Несколько недель назад, желая
сделать приятное ветеранам войны, я обмолвился в их присутствии, что
подготовил уже для областного радио 5 передач о молодогвардейцах и что
намерен продолжить эту работу дальше. При этом добавил, что будут
представлены разные точки зрения на не конца проясненные вопросы истории
подполья, в частности, по проблемы Кошевой-Третьякевич. О боги, зачем вы не
замкнули мои легкомысленные уста и не препятствовали моему злословному
языку произнести столь дерзкую речь?! Ибо реакция дедушек была страшнее
гнева Юпитера. Тысячу и один раз может быть
прав инструктор военно-физкультурного отдела ЦК ВЛКСМ В. Ванин, чью
записку на имя Шелепина от 26 мая 1956 года цитирует в своей статье г-н Подов.
Но только тысячам и тысячам эта правота пока что до лампочки. Давайте на
минутку представим, что Анатолий Никитенко глубоко раскаялся после статьи г-
на Подова и взял обязательство немедленно перековаться в самом
прогрессивном духе. И что дальше? Как теперь будут объяснять музейные
экскурсоводы: почему вчера организатором и вдохновителем считали Кошевого,
а сегодня - Третьякевича, как быть с показаниями остававшихся в живых
молодогвардейцев - когда в пользу одного, а когда - и двух комиссаров? Нет, я
не говорю, что данную тему вообще лучше не поднимать. Вопрос в том, как ее
поднимать, чтобы у отсталой по сравнению с г-ном Подовым общественности не
сложилось впечатление, что все это - неприличная возня, порожденная
столкновением чьих-то амбиций. А именное такое неприличное впечатление и
оставляет статья г-на Подова. В конце концов, может он допустить, что
мотивами высказываний и деяний г-на Никитенко могут быть не консерватизм и
злонравие, а внутренние убеждения, базирующиеся, кроме всего прочего, на
определённой методологии интерпретации фактов, а не на желании принести
побольше вреда памяти о героях Краснодона. И было бы неплохо, если б в
рамках подготовки к 60-летию создания "Молодой гвардии" была проведена
открытая дискуссия, и общественность смогла бы услышать аргументы обеих
сторон в честном споре; чтобы во внимание был принят весь комплекс
свидетельств и документов, а не отдельные из них. Это будет лучше некрасивой
перепалки на страницах газетах, да ещё и с обвинительно-прокурорскими
интонациями. Тем более, что сам упорный еретик г-н
Никитенко бранью в адрес оппонентов публично не ругается. В беседах со мной
он иногда говорил о них иронично, но никогда не подозревал в нехороших
умыслах и оставлял за ними право иметь собственную точку зрения. А вот тон
статьи г-на Подова отдает привкусом скандальности да ещё какой-то личной
обиды его автора на то, что директор музея не следует в фарватере её автора. И
даже если г-н Подов абсолютно прав, подобные методы полемики могут
принести сейчас только вред даже самому благородному делу - восстановлению
исторической правды о молодогвардейцах, очищению истории их борьбы от
искусственно навязанных мифов, ибо рядовой человек воспринимает порою
такой стиль как попытку административным путём заменить старые мифы
новыми. А чем это лучше методов упоминаемого г-ном Подовым полковника
Торицына?
Александр Гречаник газета "Молодая Гвардия" N16(24), 24
апреля 2002 год
|