Наталья Боброва "Молодогвардейка"
У большой страны - она
называлась СССР - было большое кино. Большое кино делали большие
любвеобильные мастера. Без всякой
иронии. На художественный подвиг их вдохновляла, как правило, большая
любовь. Та, о которой было не принято писать в газетах и журналах, но о
которой знала вся страна. Правда, без деталей, в общих чертах. Но время -
лучший проявитель чувств. И сегодня Инна Макарова, поразившая
современников 55 лет назад в роли Любки Шевцовой в картине "Молодая
гвардия", вспоминает о самом дорогом и важном в ее жизни...
"ПТАХА, ТЫ ГДЕ?"
- На родине папы в
Мариинске, на высоком крыльце дедушкиного дома, я дала когда-то свое
первое представление. Мне было лет шесть-семь. Меня вдохновила пьеса
"Клад", которую я видела в новосибирском ТЮЗе, там, где работали мама и
папа (мама была завлитом, журналистом, писателем, папа - диктором, правда,
он очень рано умер, в 35-м году). И вот в тот вечер я вытащила всех родных
из нашего большого дома, затащила большой куст полыни на крыльцо - и
какая-то девочка, которую я попросила мне помочь, снизу кричала: "Птаха,
ты где?" Я из-за куста отвечала: "Ау, я здесь". И так несколько раз
подряд. Пока на стульях не остался один мой дедушка - и то по причине
своей крайней доброты... - Родные
поняли, что растет будущая актриса? -
Они сразу увидели мой артистизм, почувствовали мою тягу к театру. В
Новосибирске мы жили на окраине в собственном доме - очень хорошее место
для детей - прекрасный сад, много зелени. Было где поиграть. Особенно
полюбился спектакль "Шел солдат с фронта". Там была такая героиня, Любаша,
которая по ходу действия сходила с ума. И я это разыграла на огородной
меже, среди картофельной ботвы. А потом ко мне подошла одна девочка и
говорит: "Ты так хохотала - ну просто как сумасшедшая".
АКТРИСА С КОСИЧКАМИ
- Инна Владимировна, как
вы оказались во ВГИКе? - Это было в
Алма-Ате, во время войны - конец 43-го года. Набор делали Пыжова, Бибиков
и Рошаль. После поступления вернулась домой за теплыми вещами. А в Москве
во ВГИКе тем временем Герасимов проводил еще один набор. В результате
объединили эти два набора, и получилось, что я учусь у Герасимова. Чистый
случай. - Вы чувствовали к себе
особое отношение Герасимова? -
Конечно. С первого момента Герасимов и Макарова обратили на меня внимание.
Мне было 17. Сейчас девушки в 17 совершенно другие. Я чуть не до третьего
курса носила косички - как в школе! -
Неужто и романов не было? - Нет, хотя
за мной очень ухаживали мальчишки, но такие, которые мне не нужны были.
Мне это было неинтересно, я была
выше... - Что тогда казалось самым
привлекательным в актерской
профессии? - Я хотела играть. Больше
ничего. О цветах и аплодисментах не думала.Когда началась война, мы с
драматическим кружком ездили по госпиталям - я выступала перед ранеными
бойцами. Мне передавали, что они всем говорили, как любят молоденькую
артистку Инну Макарову. А мне было 15 лет!
СТАЛИН ПОМАХАЛ МНЕ РУКОЙ!
- В 49-м году вы получили
Сталинскую премию за роль Любки Шевцовой...
- "Молодая гвардия" - удивительное
явление. Оно до сих пор поражает людей, у которых не потерян вкус к
истории, к правде жизни. В таком маленьком городе, как Краснодон, была
создана такая мощная подпольная организация - этого же нигде вы мире не
было! Я, кстати, тогда понятия не имела... Но моя мама была на фронте
рядом с Ростовом. И она слышала об этом.
И вот однажды Герасимов пришел к нам на
занятия страшно возбужденный и сказал, что Фадеев написал прекрасный
роман, что мы можем сыграть молодогвардейцев... Я тогда играла очень
успешно, как говорили, Настасью Филипповну в
"Идиоте". - Вы были похожи характером
на Любу? - Не знаю. Я же актриса.
Видите, какие разные роли. В 19 лет - Настасью Филипповну! А вот Любу мне
было проще понять. - Что было самым
трудным на съемках? - И все, и
ничего. Все было настолько интересно. Главное - точно почувствовать. Были
сложности. В фильме Любовь узнает, что погиб отец (так и в романе). Но в
жизни, когда я в приехала в Краснодон на съемки, - ее отец вернулся с
фронта. А Фадеев уже написал... Третьякевич был непонятен в тот момент -
казалось, что он предатель. Были и другие претензии к роману. Например,
история с партийной организацией, которая погибла, - это уже Иосиф
Виссарионович приказал убрать. -
Кстати, со Сталиным не приходилось
встречаться? - Я видела его на
трибуне - он помахал рукой во время демонстрации на 1 Мая. Так мне все
говорили. Меня поднял на плечи один наш студент, и мы прошли перед
трибуной. И Сталин помахал мне, и Рокоссовский.
НИТОЧКА ЗА ИГОЛОЧКОЙ
- После фильма на вас
свалилась такая огромная популярность. Как с этим
справлялись? - Жизнь помогала. А жили
мы плохо. Ужасно. У нас еще не было квартиры. Мы только что поженились с
Сергеем Федоровичем (Бондарчуком. - "МКБ"). Он пришел с фронта на наш курс
- искал, где продолжать учебу. До войны он ведь учился в Ростовском
училище. У нас разница в мироощущении была огромная. Он - совершенно
сложившийся взрослый человек. А я - школьница. Но вот шибко приглянулась
ему. Ходил за мной, как ниточка за
иголочкой. -
Ухаживал? - Другое слово. Он любил.
- А как он вас впервые
увидел? - Пришел на репетицию
"Идиота" - я была Настасьей
Филипповной. - У вас была студенческая
свадьба? - Никакой свадьбы не было.
Все было очень сложно. Я не хотела выходить за него замуж: "Нет, Сережа, а
вдруг мы разойдемся? Давай поживем так просто три года".У меня и
паспорта-то не было, а временное удостоверение. И оно было разорвано на
четыре части - он сидел и склеивал. А через три года уже Наталья появилась
на свет. И мы зарегистрировались. Это в первый раз. Потом нас развели - в
Ростове был суд. Мы туда вместе ездили...
- Значит, Бондарчук оказался
двоеженцем? - Да, эта история
продолжалась семь лет и измучала меня. Я очень от нее устала. Но мне
хотелось ему помочь, он попал в очень сложное положение. Когда нас
развели, мы смогли во второй раз зарегистрировать наш брак.
- Правда, что в Ростове у него
остались дети? - Да, Алешенька. Он
родился уже после войны - первая жена приезжала в Москву один раз, когда
Бондарчук был еще студентом. И мы еще не встречались.
- Ваша пара считалась
образцово-показательной? - Не знаю.
Десять лет мы прожили. Я не умела сохранить семью. Я часто далеко и
надолго уезжала. И когда мы оба начали сниматься - вот тут начались
сложности. Мне приходилось прилетать к нему, ему - ко мне...
АНОНИМНОЕ СЧАСТЬЕ
- Как Сергей Федорович
относился к дочке? - Он очень любил
Наташу. Когда она родилась, тут же приехал со съемок. Мы часто были в
разъездах, но когда он возвращался - бросался к ней, играл, читал. Ему
было интересно с ней общаться. Он любил дочь настолько, насколько мог
вообще любить. - Говорят, союз двух
творческих людей практически
невозможен... - Конечно, было очень
трудно - мы же были с ним на общем плавании. Иногда я уезжала за границу
на три-четыре месяца... Но первые наши годы были очень счастливые - если
исключить историю с его первой семьей (на меня это все очень
подействовало). И поэтому, когда мне предложили сниматься в Ленинграде в
фильме "Дорогой мой человек", а ему надо было выбирать натуру для "Судьбы
человека", уезжая, я решила, что нам надо расстаться.
- Вас разлучила все-таки
работа? - Наверное. Мы были очень
сосредоточены на творчестве. Я ужасно переживала, когда у него не
получались пробы и брали других артистов. Я-то уже как бы сложилась. И мне
было очень важно, чтобы он тоже сыграл роль...
- Не "боролись за
семью"? - Нет. Мне не надо было. Он
не хотел расставаться. Потом у меня есть чувство нравственной
брезгливости. Пошлость, которая всегда окружает измены, меня
убивает. - Вы его прощали, когда он
встречался со Скобцевой? - Как? Мне
нечего было прощать - я ничего не знала! Он же все скрывал от меня!
Говорил друзьям: "Убью, если кто скажет!" Но и я неправа - как можно было
такого мужчину бросать одного на столько месяцев? Это тоже неправильно. Но
я этого не знала. И главное - не хотела знать. У нас были другие
отношения. Я его звала "папкой" - я рано осталась без отца. У нас была не
такая большая разница - семь или восемь лет. Но он был взрослый, а я еще
не прожила жизнь. - А у вас никого не
было в то время? - Нет, никого! А
расстаться я решила потому, что устала от пошлости, от звонков, анонимок.
После нашего развода, кстати, - ни одной анонимки за всю жизнь. А тогда
приходили просто страшные - и Сереже, и мне. Мы их рвали, прятали друг от
друга. Мне было его жаль. Я ведь и ключи от квартиры у него забрала.
-Он хотел
вернуться? - Ну конечно. Но это было
невозможно. Это было уже отчуждение. Он потом это понял.
- Говорят, что у него был очень
сложный характер... - Очень. Тяжелый.
Не мой человек, по большому счету, трудный... Хотя мы с ним никогда не
ругались. Я понимала, что не привязана к нему так, как должна бы, - у меня
есть мое дело, которое я люблю и без которого не могу
жить. - А без него -
смогли? - Прожила! И очень даже
неплохо, скажем. Хотя, конечно, развод - тяжелый момент. Но мы творчески
очень уважали друг друга.
КРАСНОДОН FOREVER
- Вы прекрасно выглядите
- как следите за собой? - У меня
специально никогда не было ни стилиста, ни дизайнера, ни диетолога...
Некогда было заниматься собой. Да и не считала это важным. В личной жизни
у меня, слава богу, проблем нет. С моим мужем мы тридцать три года
прожили. Он считает, пока человек в движении - он живет.
- А здоровья, извините,
хватает? - Сцена лечит. Правда, лечит
и калечит - как море. Но иногда выхожу играть больной - а прихожу домой
здоровой. Я люблю сцену. И всегда много ездила. Все время в движении. Этой
осенью, например, побывала в Краснодоне на 60-летии организации "Молодая
гвардия". И была просто потрясена увиденным. Это был огромный народный
праздник, на который приехал и сам президент Кучма, губернаторы...
Участвовали и родные героев... После стольких лет забвения народ вспомнил
своих героев...
|