Медведева Алина, 11 класс, Горячий Ключ,
Краснодарский край.
Роман прочитан...
(в защиту "Молодой гвардии" А.
Фадеева)
Размышляя в
Международный день защиты ребенка 1 июня 2004 года о государственной
политике в области культуры для детей, Альберт Лиханов председатель
Российского детского фонда, писатель, академик Российской академии
образования, в статье "Ребята, вы зачем родились?" для газеты "Вольная
Кубань" сетовал на то, что детской литературы в настоящее время как
таковой у нас нет "Детские библиотеки стали соединять со взрослыми,
говорят, это панацея, но это -агония. Тиражи детских книг и журналов
сокращаются, не выдерживают конкуренции с лакированной
коммерцией, а детская литература вырождается в чернуху. Детские
детективы, ужастики и прочая гадость душу не лечат, а калечат... Из
школьных программ вышвырнута вся советская литература. Дети не
знают "Молодой гвардии", "Повести о настоящем человеке", "Двух
капитанов", а "Как закалялась сталь", похоже, вошла в разряд запретных,
по-новому диссидентских произведений. Продолжается тихое выстригание
русской классики из школ... Знаю что все эти мои слова - глас вопиющего.
Но надеюсь: не в пустыне." Остановимся на книге А.
Фадеева "Молодая гвардия", постараемся выявить ее объективные
ценности для нынешнего времени, скажем несколько слов в защиту этого
романа, совершенно не претендуя на подробный анализ
произведения. Н. Грибачев как - то
сказал: "Память о прошлом - это капитал, доходы с
которого получает будущее", Речь тут, конечно, не о копейках и рублях, а
о тех нравственных, моральных идейных человеческих ценностях,
которые входят в основополагающий фонд духовной жизни новых
поколений. Тот, кто не знает прошлого, теряет живые связи с
предшественниками, утрачивает способность оценивать величие их
подвига, - тот остается без ориентиров, перестает понимать настоящее и не
способен разумно созидать будущее. Не случайно народная мудрость
поименовала таких "Иванами, не помнящими родства", уподобила перекати
- полю, растению, которое не имеет прочных корней в почве и является
игрушкой ветра. Жить полноценно, достойно, творчески - значит помнить
минувшее, созидать настоящее и ясно видеть пути в
будущее! В таком смысле книги, подобные "Молодой
гвардии" А.Фадеева, имеют многозначную ценность, они, воскрешая имена
павших, становятся, во-первых, летописью беспримерного подвига
советского народа в борьбе против самой темной и опасной силы в истории
человечества. Они, во-вторых, являются благодарной сыновней данью тем,
кто своей жизнью и смертью обеспечил свободу и процветание ныне
живущим. Книги, подобные этой, являются как бы
семенами, из которых рано или поздно вырастает новое древо
художественно - исторического познания. В свое время
разгорелись отчаянные споры о сравнительных достоинствах и
недостатках первого и второго вариантов романа, о направлении и
характере авторской переработки. Думается, что не стоит
возрождать былую полемику. Но авторам некоторых нынешних
публикаций, упрекающих Фадеева в том, что у него в "Молодой гвардии"
показана "не та" война, хочется возразить. Почему - не та?
Разве искажена документальная основа романа? Нет.Разве не глядит на нас
с каждой страницы мученическое лицо советского человека и страны в
целом? Как можно не верить этим словам из главы
4: "Много слез было пролито в эти годы
- не только на донецкую, а и на всю порушенную, выжженную, политую
кровью советскую землю. Среди этих слез были и слезы бессилия, ужаса,
прямой нестерпимой физической боли. Но сколько было слез высоких,
святых, благородных - самых святых и благородных, какие только
проливало человечество"? Разве не доказано это всем
содержанием романа? Это ли не правда о войне? И совсем невозможно
понять тех, кто обвиняет Фадеева в том, что он якобы "облагородил" роль
Коммунистической партии в борьбе советского народа с
фашизмом. Ни для кого не секрет, что во время войны
была неразбериха, сумятица, растерянность и паника, предательство и
шкурничество даже среди "авангарда", но была и разумная воля - не
стихийная, а организованная, направляемая, был и непридуманный
авторитет партии, был клич "Коммунисты, вперед!", когда этого требовала
критическая ситуация; были предсмертные записки: "Прошу считать
коммунистом". Этого, кажется, никто не посмеет оспорить. Тогда в чем
дело? Очень сомнительно, чтобы один только неуправляемый народный
энтузиазм принес нам победу. В конце концов, Фадеев
писал не историческую справку, а художественное произведение. Имел
же он право на собственное видение? "Если не считать
времени собирания материала, - говорил автор о своей работе над
произведением, - я писал роман год и девять месяцев. Обычно
спрашивают - насколько я точно отразил действительные события,
действительные характеры? Конечно, у меня огромный фактический
материал использован в романе. Все главные факты действительно имели
место. И героев я старался передать так, как мне о них рассказывали. Но,
конечно, все-таки это роман, там есть и
вымысел..." Перед нами произведение не только о
молодежи, но и о старшем поколении, о смертельной схватке
человечества с фашизмом. Посвященный юным краснодонцам роман
вместе с тем рисует жизнь и борьбу старшего поколения советских людей
на временно оккупированной территории, боевые действия регулярных
частей Красной Армии и партизан. Перед нами проходят люди разных
возрастов и общественного положения - рабочие, крестьяне,
интеллигенты, мужчины и женщины, старики, молодежь и дети. Действие
романа перемещается то в блиндаж, то в шахтерский домик, то в донецкую
степь, то в деревенскую хату, то в благоустроенный дом областного
центра, то в фашистский застенок. Писатель стремится выяснить причины
единодушного порыва народа. Его интересует, какими путями пришли люди
старшего и младшего поколений к решению отдать жизнь Родине. Подвиги
молодогвардейцев занимают писателя не сами по себе. Картины взрывов,
поджогов, партизанских налетов, диверсий, подпольных собраний - всего,
чем была богата война и в чем проявились патриотизм, мужество,
стойкость советской молодежи, помогают лучше, полнее понять ее
взгляды и чувства, ее духовный мир. В главе 3 романа А.
Фадеев пишет: "Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе
трудности". Разве каждый из нас не испытывает чувства
причастности к общему делу и гордости за него, когда мы участвуем в
субботнике, помогаем людям, пострадавшим от стихийных бедствий,
террористических актов, проводим благотворительные акции для детских
домов и прочее? Но что это в сравнении с
войной? Вот где срастаются интересы рядовых и
руководителей, партийных и беспартийных: "Всё, что
было наиболее здорового, сильного и молодого среди людей, они отдали
фронту" (глава 3). Вот истинная цена Победы, великого
подвига народа в 1945 году. И по прошествии многих десятилетий читателю
не важно, были ли защитники его Родины коммунистами или не были ими.
Главное, что их объединяли высокие нравственные качества, любовь к
Отчизне, ненависть к врагу и желание видеть родную землю
свободной. Книга Фадеева написана не зря. И пусть ничьи
нелепые домыслы не оскорбляют ни памяти писателя, ни памяти его
героев. Наверно, когда писалась "Молодая гвардия",
Фадееву не раз вспоминались слова Юлиуса Фучика из его
"Репортажа...": "Об одном прошу тех, кто переживет это
время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых.
Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет
день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом
времени и безымянных героях, творящих историю. Помните: не было
безымянных героев. Были люди, у каждого было свое имя, свой облик,
свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше,
чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же павшие в бою будут
близки вам, как друзья, как родные, как вы сами. Тысячи
героев пали. Полюбите хотя бы одного из них, как родного сына, родную
дочь, гордитесь им, как великим человеком, который жил будущим. Каждый,
кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно,
достоин памятника." 9-го мая 2005 года мы будем
отмечать 60-летие Победы. Страна не раз вспомнит о героях -
молодогвардейцах, благодарно поклонится им. Не забудет и автора
замечательной книги о них. Всякая книга хороша именно
тем, что она заставляет думать, примерять чей-то опыт к своему
собственному или к нашему общему. Одна из
интереснейших глав в романе - 34. В ней рассказывается о настоящих
людях - Шульге и Валько, истинных патриотах, умеющих трезво
взглянуть на пройденный путь, понять причины своих заблуждений и
ошибок. В тюремной камере в предсмертной исповеди они исследуют
истоки своих неудач и поражений. Если подходить к делу
"формально", можно сказать, что судьбу хорошего человека, "райкомщика"
Матвея Шульги определило неблагоприятное стечение обстоятельств. И из
района, где он работал, вызвали его для нового ответственного задания в
последнюю минуту, и у людей, чьи адреса были ему даны, он раньше
побывать не успел. На деле же причины гибели Матвея Шульги лежат
гораздо глубже. Но сам он поймет это только в свой последний час, в
гестапо, накануне казни. Шульга пал жертвой излишней
подозрительности и в то же время доверчивости. Трудно
не ошибиться, но, похоже, что в этой главе улавливается и мысль о
"притупившейся политической бдительности" Шульги. Возможно, Фадеев
отдал дань сталинскому времени. Но не хотелось бы путать просто
подозрительность с осторожностью разведчика, с расчетливостью
конспиратора-подпольщика. Такому человеку необходима
осмотрительность. Такая бдительность для него - залог победы. И если
писатель и не избежал влияния сталинистских тенденций, то время уже их
стерло, и разговор о "привычке до формы" между Шульгой и Валько в
нынешних условиях приобретает иной, злободневный
характер. В размышлениях Шульги, который, как он
выражается, "привык -значит отстал", читатель угадывает также намек
и на тех руководителей, кто засиделся в своих креслах, привыкнув к
своему положению, оторвался от подлинных своих забот, забыл, ради кого
он в этом кресле. " Многие из нас так привыкли, что народ живет лучше,
чем жили наши батьки при старом времени", что и перестали заботиться о
благе народа, а занялись собой. Разве эта мысль не актуальна, не
современна? Во всяком случае, книга писалась не для
прошедших времен, а для будущих. Вдумчивый читатель всегда сумеет
извлечь из неё положительный урок. Роман оставляет
огромное впечатление. И несмотря на его трагический финал, читатель
остается с чувством гордости за народ, у которого есть такие
мужественные, самоотверженные, чистые в помыслах и поступках
сыновья и дочери. По силе влияния на юного читателя, но благородству
мыслей и чувств роман заслуживает стать в ряд "вечных" произведений. И
когда встречаешься с далеко ж художественными вымыслами некоторых
"изыскателей" об Олеге Кошевом, с Викторе Третьякевиче испытываешь
чувство законной обиды. Эти изыскания оскорбляют память о достойных
сынах нашей Родины, вообще ставят под сомнение патриотический порыв
молодогвардейцев. В главе 13 А. Фадеев решает очень
сложный вопрос об истоках героизма Сергея Тюленина, но обращается ко
всем. "Как бы ты повел себя в жизни, читатель, если у
тебя орлиное сердце, переполненное отваги, дерзости, жажды подвига, но
сам ты еще мал, бегаешь босиком, на ногах у тебя цыпки, и во всем,
решительно во всем, к чему рвется твоя душа, человечество еще не поняло
тебя?" Очень многие молодогвардейцы похожи на Сергея
Тюленина, он отнюдь не "сверхчеловек", рожденный для подвигов, а такой
же паренек, как его ровесники. И они, эти мальчишки, как и Сережка
Тюленин, несут в себе заряд героизма, хотя, может быть, и не подозревают
об этом. Во время Великой Отечественной войны для миллионов людей
борьба с фашизмом стала делом жизни и смерти. И для краснодонских
комсомольцев, в том числе Кошевого и Третьякевича,- они понимали это -
не было иного выбора, как беспощадная война с врагом. Большинство
молодогвардейцев к идее общественного служения (говоря словами
Фадеева) "пришло прямым и естественным путем" и их подвиг - как бы
производная от высокой устремленности, мобилизованности человека, от
чувства ответственности перед другими людьми. Тема ответственности
важнейшая в романе Фадеева. Человек не только объект
воспитания, но и творец своей судьбы. Эта мысль заострена писателем
при изображении Сергея Тюленина и расширена обрисовкой характеров
других членов "Молодой гвардии", каждого из которых можно назвать
Человеком с большой буквы. Подвиг молодогвардейцев -
образец стойкости духа, высокого понимания долга и чести. Комсомольская
организация "Молодая гвардия", действовавшая в Краснодоне в годы
войны, - красная строка в многострадальной судьбе нашего народа. И
сколько бы ни было в его истории страниц другого цвета, такой она
останется навсегда. Имя Фадеева, несмотря на то, что он писал и
другие произведения, будет известно нашим потомкам только как имя
автора "Молодой гвардии". Из этой книги читатель
извлекает не без пользы для себя большие и малые уроки, и в первую
очередь - урок о высокой человечности. Звание "человек"
приобретает в "Молодой гвардии" поэтический ореол, становится мерой
душ и поступков персонажей. Человеком здесь назван и боец, заботливо
подобравший и бережно сохранивший кем-то брошенный в горячке
отступления инструмент, и красноармеец, несущий освобождение
народу. О человеке говорят Шульга и Валько перед казнью. И нет у Фадеева
более высокого и возвышенного определения, чем
человек: "Что может быть у нас самого дорогого на свете,
- спрашивает Шульга в главе 34, - ради чего стоит жить, трудиться,
умирать? То ж наши люди, человек! Да есть ли на свете
что-нибудь красивше нашего человека?.. Поздненько, поздненько понял я
все это, а все ж таки душе моей легче - от того, что
понял." Беспристрастным судом судит себя герой, а
часто ли мы судим себя великим судом за свою вину? Чего греха таить!
Чаще хочется найти виноватых, ceбя пожалеть. А если бы вот так,
беспощадной совестью взыскивать с себя ежедневно за то, что чья-то слеза
пролилась по нашей вине, легче жилось бы нам
всем. Просто надо помнить: я - человек, и вокруг - тоже
люди, и жить надо -друг для друга. Сколько боли за
человека, за оскорбленное его достоинство в рассказе Лили Иванихиной о
том, как она со своими боевыми друзьями бежала из плена сколько
гордости за человека - воина, защищающего поруганную
землю! Почти физически ощущаешь огромное трепетное
сердце этой юной патриотки. Сколько в нем мужества и милосердия!..
Красив человек?.. Человек вообще?.. Но ведь и фашисты - люди. Что же
красивого в зверином лице? Нет, красив не человек
вообще. Красив человек, близкий нам по духу воодушевленный
стремлением самопожертвования во имя торжества
справедливости. И снова исповедь Шульги подсказывает
нам еще один очень серьезный урок. В той же главе 34 Шулъга, подводя
итог своей жизни, упрекает себя в недостаточном внимании к молодежи:
"А как оглянусь я сейчас на свою жизнь вижу, в чем моя ошибка, и вижу,
что не сегодня я её сделал... как-то ночью проснулся я здесь, у камере,
меня аж в дрожь кинуло. Комсомольцы! То ж наверняка комсомольцы... Як
же я прошел мимо них? Как то могло случиться? Почему? А я знаю, почему.
Сколько раз ко мне обращались комсомольцы района: "Дядьке Матвий,
сделай доклад ребятам об уборке, о севе, о плане развития нашего района
об областном съезде советов, да мало ли о чем". А я им: "Да некогда мне,
да ну вас комсомолия, - сами управляйтесь!.. Аи
стыд!" Эти мысли Шульги заставляют задуматься. Может,
нынешние разговоры с молодежи и молодежных проблемах возникли уже
тогда?.. Хотя, наверно, молодежных проблем, как таковых, не
существует, как не существует искусственного деления жизни человека на
замкнутые периоды. Болезни молодежи -это отражение болезней общества.
Молодежь страдает от известной напряженности во взаимоотношениях
"отцов" и "детей". Так и бьет в голову фраза Шульги, в
которой он, конечно, раскаивается: "Да некогда мне, да ну вас, комсомолия,
- сами управляйтесь!" А ведь были и есть
нераскаявшиеся, потому-то дело и усугубилось. Нельзя кидать молодежь в
океан времени: мол, пусть барахтаются и учатся плавать. Слишком
глубок океан - утонуть можно! Поэтому Фадеев очень даже правильно
сделал, что показал, как старшие помогают молодогвардейцам (и не важно,
что в то время они назывались коммунистами и комсомольцами). Даже если
это было совсем не так или немножко не так, то пусть останется в назидание
будущим поколениям, чтобы они не бросали своих "детей" одних в начале
большого и нужного дела. Конечно, никто не говорит, что
молодежь надо вести за руку. Естественно, она должна быть общественно
активна. Но ведь всякая активность должна иметь цель. А кто ее укажет?
Ведь всякая маленькая спичка зажигается от большого коробка. Разве не
так? Всем известна позиция Л. Н. Толстого: "Усвой то,
что сделали предшественники, и иди дальше". В этом всегда была сила
человечества. А сейчас в неспособности молодежи
следовать этой позиции многие видят трагедию нынешнего молодого
поколения. Например, некоторые считают, что от
подражания старшим молодых людей отучили негативные явления в
экономике, духовной жизни. Произошло, как они говорят,
"самозамыкание" поколений, что и привело к общественному
конфликту. Одной из форм проявления этого конфликта стало
возникновение неформалов. Наличие их для всех очевидно, и волнует не
их все возрастающее количество, а найдут ли они контакт с "
отцами". Деятельность молодогвардейцев не была бы
успешной, если б они осуществляли её врозь со взрослыми, то есть мы не
победили бы в войне, если бы не было духовного единства между
"детьми" и "отцами". Значит, не будет успешным наше
продвижение, если молодое и старшее поколения не найдут общего
языка. В той же главе Шульга спрашивает: "Кто есть
первый воспитатель молодежи?" И отвечает: " Учитель.
Учитель! Слово-то какое!.. Будущее наших детей, нашего народа - в руках
учителя, в его золотом сердце. Надо бы, завидев его на улице, за
пятьдесят метров шапку сымать из уважения. А я?.. Стыдно вспомнить, как
каждый год, когда вставал у нас вопрос о ремонте школ, об отоплении,
директора ловили меня в дверях кабинетов и клянчили лес, кирпич,
известку, уголь. А я все отшучивался: не мое дело, мол, пускай районо
занимается. И ведь не считал это для себя
позором". Разве это не повод для размышлений?
Настоящему учителю человек обязан всю жизнь. А мы их, настоящих,
вместе с ненастоящими, забываем со временем: срабатывает
обыкновенный житейский эгоизм. Положа руку на сердце-многие ли
встречают с прежним трепетом свою первую учительницу? А ведь кое -
кому из нас каждый день надо носить ей цветы, как говорит Шульга, "за
пятьдесят метров шапку сымать из уважения". Недавно в
"Вольной Кубани" промелькнула такая мысль: "Вся драма нынешних
молодых людей в том, что они разучились ставить сознательные цели и
идти к их достижению через возникающие
препятствия". Разучились или не научили? Если
разучились, то, стало быть, молодогвардейцев все - таки учили
анализировать свои действия, соотносить их с ценностями общества,
учили, выходит, социальному опыту и гражданской активности. Где?
Дома? В школе? Почему же сейчас школа этому не
учит? Может, взрослым кажется: стоит нарисовать
правильные, хорошие лозунги - и под ними вырастет правильная,
хорошая личность? Или жизнь сама научит? Нет: жизнь намучит, если
юных к ней не подготовить. Кстати, хочется высказать
мысль: молодежи нужно создать стартовые возможности, дать ей
конкретное дело, доверять ей и требовать с нее, а учителем пусть
называется всякий, кто укажет выход из тупика: рабочий на заводе, мастер
в ПТУ или школьные наставники. Думается, что многим слышались во
время чтения романа Фадеева обращенные к каждому из нас
вопросы: Понимаешь ли ты, в каком сложном мире
живешь? Достойным ли гражданином воспитываешь
себя? Сознаешь ли, как страшен для человечества
фашизм? Читатель благодарен автору "Молодой гвардии"
за то, что он помогает осознать античеловеческую сущность фашизма, его
страшную разрушительную силу. Писатель показал в
романе кровавый террор захватчиков и их жестокие насилия над
советскими людьми. Этому ужасу смерти советский народ сумел
противопоставить свое мужество и победу. Победа
явилась закономерным результатом единства всех наций перед лицом
врага. "Молодая гвардия" была тоже многонациональна по своему составу.
Когда думаешь об этом, то невольно мысль обращается к нынешнему
состоянию нашей страны, к бесконечным межнациональным конфликтам,
иногда довольно затяжным. Перед лицом истории, перед
лицом всего человечества становится обидно и даже страшно:
многонациональное государство, где нет мира между населяющими его
народами,- легкая добыча для врага. В романе А. Фадеева
немало развернутых рассуждений, основанных на документальном
материале, в которых автор делится своими взглядами на ход
исторического развития, на судьбы народов, втянутых в страшную
войну, на сущность фашизма как крайне уродливую форму идеологии и
политики. Фашизм существует и сегодня, он заявляет о себе как не в одном,
так в другом конце земли, и долг наш- помнить уроки прошлого,
трагические и невосполнимые, - и предотвращать все попытки
ввергнуть мир в новую войну. Какими ужасами она полна, какие потери
несет, рассказывает "Молодой гвардией" Фадеев. К
сильнейшим страницам романа принадлежит полная нечеловеческого ужаса
сцена казни шахтеров. Героическое поведение их волнует до глубины
души. На веки - вечные будет проклятием фашизму образ ребенка,
прикрученного веревками к материнскому телу, - образ человека, который,
еще не вступив в жизнь, нашел себе смерть в страшной живой
могиле. Обращает на себя внимание то, что Фадеев
постоянно ставит своих героев в ситуацию нравственного выбора.
Характерно, что путь каждого из них индивидуален, в значительной мере
они сами себе обязаны принятым решением бороться с ненавистным и
жестоким врагом. Потрясает готовность жить проблемами
своего времени, интересами, чувствами, думами своего народа, принимать
его страдания как свои. Гражданская зрелость юношей и девушек
Краснодона, взлет их человеческого духа - такая высота нравственности, до
которой, кажется, трудно подняться. Не верится, что
человек приходит к ней неожиданно. Наверно, это путь от
рождения. Размышления о подвиге молодогвардейцев
заставляют вспомнить пушкинские строки: "Пока свободою горим, пока
сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные
порывы!" Разгадка тайны их подвига, кажется, нашлась.
Честь- вот их настоящий внутренний двигатель. Честь гражданина. Честь
требует соблюдения правды во всем, строгого выполнения своего долга.
Это прямая походка в поведении, это взгляд в глаза, это искреннее
рукопожатие, это бескорыстие, это порядочность во всем, это доброе имя,
это спокойная совесть. Вот он, еще один нравственный урок, сошедший к
нам со станиц романа. И снова Пушкин, его "Капитанская дочка": "Береги
честь смолоду". Беречь честь смолоду мы в большинстве своем не
приучены. Или, напротив, разучились. Может, нас не учат, а может, сами
не учимся? Скажите, думает ли о своей чести, о своем добром имени врач,
по вине которого больной навсегда остался инвалидом? Оглядывается ли
на суд окружающих чиновник, по приказу которого рассылаются по всей
стране радиоактивные продукты из-под Чернобыля? Вспоминает ли о
совести мародер, входящий в разоренное землетрясением жилище, или
директор завода, отравляющего промышленными отходами красавицу -
речку? Чем успокаивает себя женщина, оставляющая "за ненадобностью" в
роддоме своего ребенка? Иметь доброе имя - значит
иметь нравственный капитал: честность, надежность и верность -
качества, столь ценимые ныне, они дают их владельцам чувство чистой
совести. Человек должен постоянно стремиться к
нравственному самоочищению. Именно поэтому высокой и прекрасной
видится читателю жизнь и смерть героев "Молодой
гвардии". Они верили в силы человеческого разума и духа и боролись и
умирали за них так же истово, как и верили. От самого
человека, от его раздумий над окружающим, над своим местом в жизни
(как это делают молодогвардейцы) в огромной мере зависит, насколько
быстро и насколько глубоко пойдет процесс его духовного созревания,
на какую из многочисленных дорог, открываемых жизнью, он
вступит. Не всем, наверно, дано дотянуться до их
моральных высот, но увеличивать добром, а не умалять злом
собственную душу под силу каждому. Ради себя самого, ради своего
доброго имени, а в итоге - ради всех, с кем живем, работаем,
учимся. "Что заставляло 15-17- летних юношей и
девушек в тяжелые для Родины годы идти добровольно на фронт, в
партизанские отряды, в подпольные организации, совершать трудовые
подвиги в тылу? - писал один из участников "Молодой гвардии"
Георгий Арутюнянц в 1965 году.- Стремление совершить подвиг? Думаю,
что нет. А что же? Чувство долга, ответственности за судьбу Родины, а
оно, в свою очередь, рождало массовый
героизм." Настоящий подвиг связан с
самопожертвованием, с высокой целью -облегчить жизнь других, а
герои, следовательно, те, кто отдал жизнь "для блага человечества", для
славы Родины, для того, чтобы вечно сиял "на земле свет науки", как
сказано в главе 13 "Молодой гвардии". Жизнь
нынешнему поколению, вне всякого сомнения, обеспечило поколение
молодогвардейцев, и книга об их подвиге - благодарная память им,
которую мы должны бережно хранить. Однако в
последнее время снова довольно часто в средствах массовой
информации сообщается о фактах вандализма в местах захоронения
героев войны. Еще в 1986 году эту проблему поднял
Андрей Вознесенский. Он рассказал тогда о том, что на 10-м километре
под Симферополем во время войны было расстреляно 12 тысяч
мирных жителей. Все они были погребены в противотанковом рву.
Случилось Вознесенскому в апреле 1986 года быть здесь. Когда-то
оштукатуренный столб (колонна) с надписью о жертвах оккупантов осел,
весь в трещинах, и говорил скорее о забвении, чем о памяти. И вдруг -
что это? На пути среди зеленого поля свежевырытые колодцы. Вокруг
груды костей, истлевшая одежда, черные черепа. " Это они коронки
золотые плоскогубцами выдирают",-потрясенный уже в который раз
сказал таксист Василий Федорович Лесных, десятилетним мальчиком
бывший свидетелем страшной трагедии расстрелянных и закопанных
заживо. До чего должен дойти человек, как развращено
должно быть его сознание, чтобы копаться в скелетах, чтобы крошить
черепа и клещами выдирать коронки! Не могилы они обворовывают, не в
жалких золотых граммах презренного металла дело, а души они
обворовывают, души погребенных, свои,
наши. Потрясенный увиденным и узнанным Андрей
Вознесенский написал поэму "Ров", в которой возвысил свой голос
против вопиющего кощунства над памятью тысяч советских граждан,
погибших от рук фашистских палачей. Действия этих и
многих других мерзавцев не понятны. Кое-кто высказывает мысль,
что это взрослые приучили детей и подростков к равнодушию,
лицемерию, фальши, к отсутствию чутья к дыханию
прошлого. Может, в чем-то они правы, и все-таки нельзя
согласиться с тем, что 15-17-летние молодые люди не способны
осмыслить своих поступков. Почему же молодогвардейцам в этом
возрасте были доступны высокие порывы? Вы думаете, если тем, кто
расстреливает памятники, создать условия, аналогичные тем, в которых
действовали молодогвардейцы, эти бы подонки перевоплотились в
порядочных, а мы с вами смотрели бы на них, как на своих
защитников? Не верится в такие метаморфозы. Эти
люди не любят свой народ и свою Родину, и ни в ком из них мы никогда не
увидим ни Сережу Тюленина, ни Олега Кошевого. Правду
говорят: человека создает земля. Без неё он ничто. Но землю создает
человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её
богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут
сохраняться, расти и умножаться наши духовные
ценности. Быть человеку героем (как молодогвардейцы)
или предателем (как Игнат Фомин), фашистом ( как Фенбонг) - это
результат его личного нравственного выбора. Этот суровый, но мудрый
урок преподает нам "Молодая гвардия" Фадеева. Фадеев
всесторонне исследует духовный мир своих героев и одновременно
ставит перед читателем целый ряд вечных нравственных проблем, поэтому
на страницах романа мы встречаем отрывки из дневников
молодогвардейцев (дневник Ули Громовой), записи о прочитанных книгах
(Жоры Арутюнянца), стихи, в которых юные герои изливают свои чувства
(Ваня Земнухов), песни, отрывки из произведений поэтов - классиков.
Мысли и переживания действующих лиц часто раскрываются во
внутренних монологах (монологи Олега Кошевого), диалогах-исповедях
(Шульга и Валько). Обратимся к главе 31 - к дневнику Ули
Громовой. Прежде всего примечателен сам факт ведения
дневника. Многие ли из нас ведут подобные записи? Вряд ли. Но, наверно,
людям эмоциональным и глубоким это просто
необходимо. В дневнике Ули привлекают, во-первых,
выписки из произведений Помяловского, Лермонтова, Н.
Островского. Эти записи отвечали ее, как тут сказано,
"теперешнему душевному состоянию", она делала свой выбор. "Иного
пути у меня нет", - говорит она Анатолию
Попову. Дневниковые записи свидетельствуют о
сложности умственной жизни Ули, о пробуждающихся в ней больших
духовных запросах. Честно сказать, кому не хотелось бы
быть на нее похожей? Но хотения только - мало. Нужна воля, усилие над
собой, целеустремленная работа по самовоспитанию,
самодисциплине. Уля анализирует свои переживания и
занимается самой суровой самокритикой, свидетельствующей о
беспощадности к себе и к своим ошибкам. Мы чаще
склонны критиковать друзей, чем заниматься самокритикой. Самокритика
говорит о великой чуткости души. Умный наблюдательный взгляд Ули
внимательно рассматривает не только внешний мир, но и мир внутренний,
мир своей души. Это помогает формированию ее
личности. Страницы дневника Ули наталкивают на
мысль: надо все время совершенствовать отношения с людьми, быть к
ним одновременно взыскательными и терпеливыми, не осуждать попусту,
не одобрять бездумно. Сопереживание, сочувствие, сострадание в общении
с людьми должно быть на первом месте, тогда не нужно будет упрекать себя
в зазнайстве, эгоизме и многом другом, что отравляет жизнь. Это еще один
урок высокой нравственности. Больше всех, наверно,
страдают от нашего эгоизма наши матери. Каждый из нас может вспомнить,
что когда-то несправедливо требовал для себя лишнее, капризничал, когда
отказывали, грубил в ответ на вполне резонные замечания. Нам нравится,
когда матери нас жалеют. А часто ли мы их жалеем? Мы просто
эксплуатируем их самопожертвование. Все матери
героичны. Спросите любого из нас, готовы ли на жертву ради нашего
благополучия наши матери. Даже не спрашивая у них об этом, мы с
уверенностью скажем: "Да!" Они нас любят не по обязанности, а по
какому-то особому внутреннему чувству. Их героизм бескорыстен. И мы
знаем об этом и потому, наверно, не торопимся сказать им свое
"прости", как-то даже гоним от себя чувство вины и раскаяния, просто
забываем, что эгоизм, черствость мстят за себя. А ведь бывает боль,
на которую можно пожаловаться только матери, и она поймет.
Страницы романа "Молодая гвардия", посвященные
отношениям Олега Кошевого с его матерью, самые главные, самые
светлые, самые поэтичные. Разве не трогают строки из пятой главы:
"Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты
обижал в жизни больше, чем мать,- не от меня ли, не от тебя ли, не от
него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют
наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу
обернется все это у материнской могилы"? Не все наши
мамы Елены Николаевны Кошевые, и мы не все Олеги, но о таких отношениях
можно только мечтать. Говорят: "Спешите делать добро!" Это правильно. Но
добро, не сделанное вовремя, это полбеды. Беда, когда вовремя не
исправлено зло, пусть даже причиненное невольно. Надо спешить исправить
его. Можно не успеть. Моральный проступок искупается
действием. Пусть наша любовь к нашим матерям будет
действенной. Пусть они никогда не плачут и не седеют от наших неудач и
ошибок. Ну как не признать: сколько мудрости в этой
книге! Читая и перечитывая её, размышляешь о смысле жизни, о свободе
нравственного выбора, о великом праве "забыть о себе" в час, когда
решается судьба Родины, отдать жизнь для людей, оставить след в их
памяти,- вот на что даётся человеку жизнь. Книга
Фадеева заставляет чувствовать ответственность за судьбу Земли,
напоминает о мере ответственности перед погибшими за независимость
нашей Родины, за мир на планете. Отличительной
чертой романа "Молодая гвардия" является слияние объективности
повествования с глубоким лиризмом. Наиболее прямой
формой выражения авторской позиции в романе являются лирические
отступления, причём они настолько сливаются с сюжетом, что перестают
быть лирическими отступлениями и выступают в романе как один из
элементов раскрытия внутреннего мира героев. Чаще всего на это
указывает сам автор. Так, например, перед лирическим отступлением о
матери он говорит: "И вспомнилась Олегу мама...", а в конце: "Такие
мысли и чувства теснились в душе Олега..." Обрамляя отступление
таким своеобразным "кольцом", автор композиционно связывает его
с повествованием. Лирические отступления в романе обладают
повышенной эмоциональной напряжённостью, легко членятся на части,
близкие к стихотворным строкам. Во всех отступлениях слышится
дружеский авторский голос. В них обобщение жизненного опыта автора.
Он то философ, то историк, то солдат-коммунист, то
гражданин. В романе много риторических вопросов,
восклицаний, помогающих повествователю и читателю сблизиться с
героем, проникнуть в мир его мыслей и чувств. Например, в главе 21
автор восклицает: "Ах, если бы никогда больше не переступал он порога
этого дома! Если бы навеки осталось в сердце его слитное ощущение
музыки, юности, неясного волнения первой любви!" В
язвительных репликах, разоблачающих социальную сущность врага,
Фадеев выступает как автор-сатирик. К примеру хотя бы глава 23:
"Можно было предполагать, что с того момента, как он (Фельднер)
испустил первый крик, выйдя из чрева матери, он уже не
останавливался и всю остальную жизнь беспрерывно пребывал в
состоянии разных форм и степеней крика." При первом
чтении романа лирические отступления просто не замечаешь. При
перечитывании же испытываешь исключительное удовольствие:
лирические отступления дают возможность остановиться, подумать,
заглянуть в себя. "Молодая гвардия" - большое
произведение по объёму, но толстые книги, оказывается, читать тоже
интересно, а главное - полезно. Ко всему сказанному
следует добавить, что в изображении Фадеева школьники или вчерашние
школьники Краснодона - дети и взрослые
одновременно. По-детски объясняются друг другу в
любви Ваня Земнухов и Клава Ковалёва, по-детски самолюбиво
утверждает свою девичью власть над Серёжкой Тюлениным Валя Борц.
Как маленькие, играют в "барина" и "банщика" Ваня Земнухов и Серёжка
Тюленин в ночь после казни предателя Фомина, по-ребячьи рисуется перед
девушками своей разочарованностью Жора
Арутюнянц. Да, все они дети. Но они и взрослые.
Взрослые опытом своего народа, взрослые силой своего гнева, тем
сочетанием любви, добра и беспощадности, которое было самой
сущностью, "душой" всей деятельности молодогвардейцев, всей борьбы
советского народа против фашистских
захватчиков. Гражданская зрелость юношей и девушек
Краснодона особенно проявляется в тюрьме в сцене столкновения с
фашистами, когда Люба говорит: "А что! Нашего народа не сломит никто!
Да разве есть другой такой народ на свете? У кого душа такая хорошая? Кто
столько вынести может?" (глава 60). Именно мыслями о
народе, его борьбе освещены все поступки героев "Молодой
гвардии". Во всех массовых сценах объединяющим
моментом являются песни. И трудно сказать, что страшнее фашистам: когда
молодогвардейцы взрывают машины на дорогах или когда перед лицом
смерти поют. Последние слова замученных, но
непобеждённых краснодонцев звучат как клятва верности отцам, как завет,
переданный нам, ныне живущим. Да, есть книги, у которых
завидная судьба: идут годы, но они продолжают учить мужеству и высокой
взыскательности к себе. Среди таких книг достойное
место занимает роман А. Фадеева "Молодая
гвардия".
|