А. Дружинина
Роль музеев "Молодая гвардия" в патриотическом воспитании молодежи в советское время
Выдающийся поэт России Расул Гамзатов написал пророческие слова: "Если Вы
выстрелите в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в Вас из пушки".
В России сейчас топчут свои святыни, в то же время
призывая с высоких трибун к патриотизму. А на что сегодня опираться нам,
молодым? Что поможет нам, даст духовные и душевные силы, что соединит нас в
трудный час? Ведь нельзя ни расти, ни взрослеть, ни стать
гражданином без нравственных ориентиров, без идеалов.
Однако в последнее время часто ставится под сомнение проявление патриотизма и
героизма советских людей во время Великой Отечественной войны, очерняются
подвиги таких патриотов, как А. Матросов, З. Космодемьянская, молодогвардейцы,
герои - панфиловцы. Не случайно результаты
социологических исследований показывают, что у современной молодежи формируется
новая система ценностей, среди приоритетов которой патриотизм занимает далеко не
первое место. Именно на это обратил внимание президент
России Путин В. В. в своем Указе о воспитании патриотизма. Особое место в этом
процессе отводится музеям, как центрам формирования культуры исторического
познания, центрам патриотического воспитания. Мы видим,
что жизнь заставляет вернуться к тому, что уже проверено временем, и поэтому
целью данного исследования стало изучение роли музеев "Молодой гвардии" в
патриотическом воспитании молодежи в советское время. Занимаясь историей
краснодонского подполья уже почти три года, я заинтересовалась именно этим
вопросом. Соответственно были поставлены
следующие задачи: 1. Выяснить, почему в Советском Союзе
создавались эти музеи. 2. Узнать, как все начиналось, и по
каким направлениям проходила вся работа по воспитанию патриотизма молодежи
тех лет. 3. Определить количество музеев
"Молодая гвардия", существовавших в СССР до развала Советского Союза
"Быть духом сильными, как "Молодая
гвардия", и, как они, Отчизну-Мать любить!" - под таким девизом жили и учились
тысячи советских школьников во всех республиках Советского
Союза. Как же все начиналось, и по каким направлениям
проходила вся работа по воспитанию патриотизма молодежи тех
лет? После того, как весной 1943 года вся страна узнала
о подвиге краснодонских подпольщиков, а 13 сентября пятерым членам штаба было
присвоено звание Героев Советского Союза, уже 13 ноября этого же года Бюро
Ворошиловградского Обкома партии приняло постановление о создании музея "Молодая
гвардия" 1-го мая 1944 года в Краснодоне открылся
маленький музей, который занимал всего одну комнату в доме Олега Кошевого.
(Но какие были первые посетители! Солдаты, прошедшие
войну, раненые из госпиталей, орденоносцы, приехавшие возродить шахты и вдохнуть
в них жизнь, строители, школьники). Постепенно экспозиция
и фонды пополнялись, и музей дважды переводили в более просторные помещения.
Наконец, в 1970 году в Краснодоне на народные деньги было построено здание
музея, открытого для просмотра и в настоящее время.
{1}
К
этому времени появились первые школьные музеи "Молодая гвардия": сначала в
школах Краснодона, затем в Москве, Сыктывкаре, Харькове, Сарапуле и других
городах. К концу 80-х, по данным научного сотрудника Краснодонского музея
"Молодая гвардия" Л.А. Чепраковой,
{2}
их в Советском Союзе было 276, по сведениям
О.И. Иванцовой,
{3}
члена "Молодой гвардии", - 315. По данным
же настоящего исследования, которые были взяты не только из архива
Краснодонского музея, но из личных архивов родственников молодогвардейцев: жены
Георгия Арутюнянца - Александры Павловны, брата Вани Земнухова - Александра
Александровича, племянницы Вити Третьякевича - Самариной Елены Михайловны, а
также члена штаба "Молодой гвардии" - Василия Левашова и при переписке со
школьными музеями, выяснилось, что общее число музеев, уголков и постоянных
выставок, носящих имя "Молодой гвардии" достигло к 1991 году 331-
го. Они были созданы даже за пределами Советского
Союза: в школе русского посольства г. Женевы и в советской школе №2 г. Улан-
Батор Монгольской Народной республики. Кроме того,
следует упомянуть, что музеи "Молодой гвардии" создавались не только в школах,
но и в других учебных учреждениях: ГПТУ, техникумах, ВУЗах, общежитиях, воинских
частях, воспитательных колониях, рабочих комсомольских коллективах
Обычно толчком к созданию музеев, посвященных
жизни и боевой деятельности молодогвардейцев являлось не столько знакомство с
романом А. А. Фадеева, сколько - поездка в Краснодон, где молодогвардейцы давали
клятву на верность Родине. Вот, например, как
рассказывалось об открытии музея "Молодой гвардии" в средней школе № 8 г.
Заволжья Горьковской области в областной газете "Ленинская смена" за 3 апреля
1968 года в статье "Рождение музея": "С 1964 года у нас
завязалась переписка с пионерами и комсомольцами школы № 1 Краснодона, где
учились молодогвардейцы и с родителями подпольщиков. Писали целыми классами,
ответы на письма перечитывали помногу раз и тоже все
вместе. После поездки группы ребят в Краснодон, туда были
отправлены сочинения, смысл которых можно было выразить словами Гены Титова,
написавшего: "Самое сильное впечатление произвела
на меня эта поездка. Я научился там любить свою Родину". И именно тогда у них
зародилась идея создания своего уголка "Молодой гвардии". Задача не из легких,
но ребята с огоньком взялись за дело. И вот наступило 25
марта 1968 года - день открытия музея. Более трех тысяч человек в составе 40
делегаций со всех концов страны прибыли к назначенному сроку".
С первых дней работы школьные музеи становились
неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Учителя истории,
литературы и начальных классов проводили в музеях уроки о комсомоле в Великой
Отечественной войне, о партизанском движении в те далекие годы. Такие уроки были
очень эффективны, так как позволяли воспринимать конкретный исторический
материал. В музее проводились беседы, диспуты, лекции о деятельности "Молодой
гвардии", которые предусматривали преемственность в изложении
материала. Так, если в 1 - 4 классах
использовались темы: "Школьные годы молодогвардейцев", для учащихся 5 - 8
классов: "Они учились, дружили, мечтали", то для учащихся 9 - 10 классов -
"Подвиг не рождается сам - к нему нужно стремиться" - (Ростовская средняя школа
№ 32).
{4}
Вот как проходила работа музея в средней
школе № 21 города Сарапула: "Работу музея
возглавлял Совет музея. В Совет входили представители всех классов. Совет
делился на три секции: секция экскурсоводов, секция оформителей и клуб "Поиск".
Совет собирался два раза в месяц, рассматривал защиту экскурсий, докладов,
письма. Здесь же проводились встречи, работа с картотекой, с фондами. На каждого
члена подпольной организации "Молодая гвардия" мы завели конверты, где
сосредотачивался материал о данном герое. Мы вели инвентарные книги, где было
зарегистрировано 2 052 экспоната вспомогательного фонда и 452 экспоната
основного фонда. И все это мы получали, благодаря поездкам, встречам,
переписке. Как пример приведу данные по 1983 году,
когда в нашем музее побывало около 7 тысяч посетителей, при этом было проведено
66 экскурсий, 17 пионерских сборов, 24 встречи и многое другое. На экскурсиях у
нас бывали не только учащиеся нашей школы, но и их родители, учащиеся
техникумов, ГПТУ, школ города".
{5}
В школе -
интернате № 49 поселка Стрельна города Петродворца Ленинграда музей работает с
1972 года. В музее 450 экспонатов - хранятся уникальные материалы: воспоминания
родных, друзей, учителей молодогвардейцев, принадлежащие им вещи. Но ценнейшие
хроникальные документы музея - собранные за всю его историю сокровенные
сочинения подростков и юношей о подвиге их сверстников в годы Великой
Отечественной войны. В школе был поставлен спектакль о молодогвардейцах "Что в
имени тебе моем...". Его исполнители - сами школьники.
{6}
Общие мысли и чувства
после показа спектакля на сцене своей школы выразила в своем сочинении ученица
9-го класса Лефикайте Рита: " Я вижу женщину,
которая не может удержаться от переполнивших ее чувств... Я чувствую, что сердце
этой женщины наполняется жаром, и это состояние передается каждому в зале.
Незаметно эта женщина растворилась... Спектакль завершается. Моя очередь
выходить на сцену читать стихи "У Вечного огня". Смотрю в зал и не вижу никого,
кроме этой удивительной женщины... Я почувствовала
необычное тепло в сердце и только тогда поняла, кто она была, Это дух России,
душа нашей Родины присутствовала в этот день, и это наша
история". О школьном музее "Молодая гвардия" в
средней школе № 64 города Уфа рассказывала газета "Вечерняя Уфа" от 15 января
1990 года: "Наверное, больше всего повезло с музеем самим
ученикам этой школы, ведь для ребят это место, где всегда можно найти применение
своим рукам и склонностям, познать вкус к поисковой работе. Даже выпускники
через несколько лет снова возвращаются сюда..." Опыт работы
этого лучшего в Башкирии музея обобщался в периодической печати. Можно назвать
брошюру А. А. Докучаевой "Уроки на всю жизнь", статью "Воспитание патриотов" в
журнале "Народное образование" (№ 3, 1978 г.). Статью Докучаевой "Будьте
похожими" в журнале "Семья и школа № 5 за 1976 год, статья Федорова в журнале
"Русский язык в башкирской школе" № 5 за 1987 год, а также в газетах "Советская
Башкирия", "Вечерняя Уфа", "Учительская газета, "Трибуна", "Молодежная
газета". Башкирское телевидение показало две передачи о
музее школы № 64, была передача и на башкирском
радио. Музеи в Ростовской средней школе № 32 и
Новосибирской средней школы № 19 были удостоены звания народных за большую
работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В большинстве музеев традиционным было проведение уроков
мужества и Дня памяти молодогвардейцев, конкурсов стихов и цветов, посвященных
подпольщикам, декады отрядных героев и Молодогвардейской
славы. Во многих школах учащиеся принимали Клятву юного
молодогвардейца Совет музея "Молодая гвардия"
средней школы № 16 города Алексина Тульской области придумали такие слова
Клятвы: Я, юный пионер, становясь членом
отряда имени героя "Молодой гвардии", торжественно
клянусь: * настойчиво и глубоко овладевать
знаниями; * добросовестно относиться к
труду; * быть чутким и внимательным к учителям, родителям,
старшим, своим товарищам и октябрятам; * свято хранить и
приумножать традиции своей дружины, школы, пионерского
отряда; * быть честным и правдивым; *
пронести через всю свою жизнь мысли и дела героев "Молодой
гвардии". В средней школе № 19 города Новосибирска
имелась Памятка выпускнику, которая заканчивается вот такими словами: "Помни! Ты
окончил школу, в которой есть музей "Молодая гвардия". Пронеси же через всю
жизнь светлые образы молодогвардейцев. Проверяй свои поступки их
подвигами".
{7}
Конечно, огромную помощь в организации работы
музеев "Молодая гвардия" оказывал Краснодонский Государственный музей. Там был
создан специальный отдел по работе с музеями, куда обращались за помощью.
"Педколлектив ощущает, как благотворно
сказывается приобщение наших ребят к подвигу молодогвардейцев. Это заметно и в
нравственном отношении, и во всех общественных и трудовых делах. Для нас будет
очень важным получить письмо из Вашего музея с пожеланиями и рекомендациями..."
- это строки из письма членов совета школьного музея Бутиковской средней школы
Заокского района Тульской области от 27 марта 1983 г. И
сотрудники краснодонского музея помогали. Они высылали фотокопии, буклеты,
художественную литературу, методические рекомендации по созданию школьных
музеев, по организации в них культурно-массовой работы, по организации поиска и
сбора материалов, по подготовке и проведению лекций и экскурсий. Высылали
адреса как родственников молодогвардейцев, так и оставшихся в живых участников
подполья. Кроме того, сотрудники музея на
страницах центральных газет периодически печатали статьи о патриотическом
воспитании учащихся на традициях подвига героев Краснодона; проводили Всесоюзные
семинары руководителей и активистов школьных музеев.
На семинарах происходил не только обмен опытом работы, но
и знакомство с методикой проведения массовых мероприятий. Сотрудники
краснодонского музея проводили показательные лекции - экскурсии, прием в пионеры
и комсомол, готовили гостям различные тематические вечера.
После таких семинаров некоторые из музеев, как,
например, в Московской средней школе № 729, Курганской средней школе № 31,
Томской средней школе № 8, Харьковской средней школе № 116 стали методическими
центрами по оказанию помощи в создании комнат и уголков молодогвардейцев в своих
городах, областях и республиках. На их базе
проводились семинары директоров школ, завучей, пионервожатых. И это
свидетельствует о значимости и авторитете, о той большой роли, которую играли
музеи героев "Молодой гвардии" в патриотическом воспитании
учащихся. Одной из важных форм патриотического
воспитания молодежи являлись комсомольско-пионерские слеты "Молодогвардейцы
наших дней". Первый такой слет состоялся в Харькове в 1972 году, десятый в
городе Белая Церковь в 1991 году. Эти слеты всегда выливались в грандиозный
праздник интернациональной дружбы детей, приехавших из разных республик
страны. В музее школы-интерната № 49 города
Стрельна, что в Петродворце, в котором проводился восьмой слет "Молодогвардейцы
наших дней", хранятся письма, пришедшие к ним после этого слета.
Вот что писала Гедре Балите из 5-ой средней школы
города Утены Литовской ССР: "Я впервые участвовала в слете, поэтому мне все
очень понравилось. Жаль только, что он так быстро кончился... И все же как
хорошо, что можно встретиться со старыми друзьями, обрести новых, все больше
узнавать о "Молодой гвардии", с которой мы не расстаемся
никогда". Вот такую огромную работу вели школьные музеи
героев "Молодой гвардии" и руководивший этой работой Краснодонский
Государственный музей "Молодая гвардия". И недаром 1 сентября 1982 года был
опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении Краснодонского
Государственного музея "Молодая гвардия" орденом "Дружбы народов". Документ
начинается словами: "За плодотворную работу по патриотическому и
интернациональному воспитанию трудящихся...".
Действительно, Краснодонский музей за те годы посетило более 10 миллионов
человек, и он стал центром методической работы со школьными (и не только
школьными) музеями всего Советского Союза.
Школьные же музеи, в свою очередь, вносили огромный вклад в дело воспитания
подрастающего поколения: на примере яркой жизни и борьбы молодогвардейцев, они
воспитывали юных патриотов Страны Советов. После изучения
документов стало понятно, что именно подвиг краснодонских подпольщиков учил
молодежь беззаветно любить Родину, уметь преодолевать любые трудности, пробуждал
интерес к героическому прошлому страны, заставлял задумываться над смыслом
жизни, развивал чувство интернационализма.
Дружинина Алёна, студентка 3 курса факультета истории и
социальных наук Ленинградского Государственного
областного Университета им. А.С.
Пушкина.
{1}
-
Из беседы с зав. Отделом
Краснодонского музея Г. И. Чапанской в августе 2001 года.
Вeрнуться
{2}
-
Из журнала регистрации школьных музеев в Краснодонском Государственном
музее.
Вeрнуться
{3}
-
Из письма Иванцовой О. И. Арутюнянц А. П. (жене
Георгия Артюнянца) от 10 апреля 1983 года.
Вeрнуться
{4}
-
Из отчета о
работе музея средней школы № 32 Г. Ростова, хранящегося в краснодонском
музее.
Вeрнуться
{5}
-
Из письма автору от Коряковой А. Е. - руководителя
музея школы 21 г, Сарапула от 12 сентября 2000 г.
Вeрнуться
{6}
-
Из беседы с Анцуповой В. Е. - руководителем музея школы - интерната № 49 в Стрельне
от 10 октября 2000 года.
Вeрнуться
{7}
-
Там же.
Вeрнуться
|