Молодая Гвардия

       <<Вернуться к материалам Алёны Дружининой


А. Дружинина
Роль музеев "Молодая гвардия" в патриотическом воспитании молодежи в советское время


    Выдающийся поэт России Расул Гамзатов написал пророческие слова: "Если Вы выстрелите в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в Вас из пушки".
    В России сейчас топчут свои святыни, в то же время призывая с высоких трибун к патриотизму. А на что сегодня опираться нам, молодым? Что поможет нам, даст духовные и душевные силы, что соединит нас в трудный час?
    Ведь нельзя ни расти, ни взрослеть, ни стать гражданином без нравственных ориентиров, без идеалов.
    Однако в последнее время часто ставится под сомнение проявление патриотизма и героизма советских людей во время Великой Отечественной войны, очерняются подвиги таких патриотов, как А. Матросов, З. Космодемьянская, молодогвардейцы, герои - панфиловцы.
    Не случайно результаты социологических исследований показывают, что у современной молодежи формируется новая система ценностей, среди приоритетов которой патриотизм занимает далеко не первое место.
    Именно на это обратил внимание президент России Путин В. В. в своем Указе о воспитании патриотизма. Особое место в этом процессе отводится музеям, как центрам формирования культуры исторического познания, центрам патриотического воспитания.
    Мы видим, что жизнь заставляет вернуться к тому, что уже проверено временем, и поэтому целью данного исследования стало изучение роли музеев "Молодой гвардии" в патриотическом воспитании молодежи в советское время. Занимаясь историей краснодонского подполья уже почти три года, я заинтересовалась именно этим вопросом.
    Соответственно были поставлены следующие задачи:
   1. Выяснить, почему в Советском Союзе создавались эти музеи.
   2. Узнать, как все начиналось, и по каким направлениям проходила вся работа по воспитанию патриотизма молодежи тех лет.
   3. Определить количество музеев "Молодая гвардия", существовавших в СССР до развала Советского Союза
   
   "Быть духом сильными, как "Молодая гвардия", и, как они, Отчизну-Мать любить!" - под таким девизом жили и учились тысячи советских школьников во всех республиках Советского Союза.
    Как же все начиналось, и по каким направлениям проходила вся работа по воспитанию патриотизма молодежи тех лет?
    После того, как весной 1943 года вся страна узнала о подвиге краснодонских подпольщиков, а 13 сентября пятерым членам штаба было присвоено звание Героев Советского Союза, уже 13 ноября этого же года Бюро Ворошиловградского Обкома партии приняло постановление о создании музея "Молодая гвардия"
    1-го мая 1944 года в Краснодоне открылся маленький музей, который занимал всего одну комнату в доме Олега Кошевого.
   (Но какие были первые посетители! Солдаты, прошедшие войну, раненые из госпиталей, орденоносцы, приехавшие возродить шахты и вдохнуть в них жизнь, строители, школьники).
    Постепенно экспозиция и фонды пополнялись, и музей дважды переводили в более просторные помещения. Наконец, в 1970 году в Краснодоне на народные деньги было построено здание музея, открытого для просмотра и в настоящее время. {1}
   К этому времени появились первые школьные музеи "Молодая гвардия": сначала в школах Краснодона, затем в Москве, Сыктывкаре, Харькове, Сарапуле и других городах. К концу 80-х, по данным научного сотрудника Краснодонского музея "Молодая гвардия" Л.А. Чепраковой, {2} их в Советском Союзе было 276, по сведениям О.И. Иванцовой, {3} члена "Молодой гвардии", - 315.
   По данным же настоящего исследования, которые были взяты не только из архива Краснодонского музея, но из личных архивов родственников молодогвардейцев: жены Георгия Арутюнянца - Александры Павловны, брата Вани Земнухова - Александра Александровича, племянницы Вити Третьякевича - Самариной Елены Михайловны, а также члена штаба "Молодой гвардии" - Василия Левашова и при переписке со школьными музеями, выяснилось, что общее число музеев, уголков и постоянных выставок, носящих имя "Молодой гвардии" достигло к 1991 году 331- го.
    Они были созданы даже за пределами Советского Союза: в школе русского посольства г. Женевы и в советской школе №2 г. Улан- Батор Монгольской Народной республики.
    Кроме того, следует упомянуть, что музеи "Молодой гвардии" создавались не только в школах, но и в других учебных учреждениях: ГПТУ, техникумах, ВУЗах, общежитиях, воинских частях, воспитательных колониях, рабочих комсомольских коллективах
    Обычно толчком к созданию музеев, посвященных жизни и боевой деятельности молодогвардейцев являлось не столько знакомство с романом А. А. Фадеева, сколько - поездка в Краснодон, где молодогвардейцы давали клятву на верность Родине.
   Вот, например, как рассказывалось об открытии музея "Молодой гвардии" в средней школе № 8 г. Заволжья Горьковской области в областной газете "Ленинская смена" за 3 апреля 1968 года в статье "Рождение музея":
    "С 1964 года у нас завязалась переписка с пионерами и комсомольцами школы № 1 Краснодона, где учились молодогвардейцы и с родителями подпольщиков. Писали целыми классами, ответы на письма перечитывали помногу раз и тоже все вместе.
   После поездки группы ребят в Краснодон, туда были отправлены сочинения, смысл которых можно было выразить словами Гены Титова, написавшего:
    "Самое сильное впечатление произвела на меня эта поездка. Я научился там любить свою Родину". И именно тогда у них зародилась идея создания своего уголка "Молодой гвардии". Задача не из легких, но ребята с огоньком взялись за дело.
    И вот наступило 25 марта 1968 года - день открытия музея. Более трех тысяч человек в составе 40 делегаций со всех концов страны прибыли к назначенному сроку".
   С первых дней работы школьные музеи становились неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Учителя истории, литературы и начальных классов проводили в музеях уроки о комсомоле в Великой Отечественной войне, о партизанском движении в те далекие годы. Такие уроки были очень эффективны, так как позволяли воспринимать конкретный исторический материал. В музее проводились беседы, диспуты, лекции о деятельности "Молодой гвардии", которые предусматривали преемственность в изложении материала.
    Так, если в 1 - 4 классах использовались темы: "Школьные годы молодогвардейцев", для учащихся 5 - 8 классов: "Они учились, дружили, мечтали", то для учащихся 9 - 10 классов - "Подвиг не рождается сам - к нему нужно стремиться" - (Ростовская средняя школа № 32). {4}
    Вот как проходила работа музея в средней школе № 21 города Сарапула:
    "Работу музея возглавлял Совет музея. В Совет входили представители всех классов. Совет делился на три секции: секция экскурсоводов, секция оформителей и клуб "Поиск". Совет собирался два раза в месяц, рассматривал защиту экскурсий, докладов, письма. Здесь же проводились встречи, работа с картотекой, с фондами. На каждого члена подпольной организации "Молодая гвардия" мы завели конверты, где сосредотачивался материал о данном герое. Мы вели инвентарные книги, где было зарегистрировано 2 052 экспоната вспомогательного фонда и 452 экспоната основного фонда. И все это мы получали, благодаря поездкам, встречам, переписке.
    Как пример приведу данные по 1983 году, когда в нашем музее побывало около 7 тысяч посетителей, при этом было проведено 66 экскурсий, 17 пионерских сборов, 24 встречи и многое другое. На экскурсиях у нас бывали не только учащиеся нашей школы, но и их родители, учащиеся техникумов, ГПТУ, школ города". {5}
    В школе - интернате № 49 поселка Стрельна города Петродворца Ленинграда музей работает с 1972 года. В музее 450 экспонатов - хранятся уникальные материалы: воспоминания родных, друзей, учителей молодогвардейцев, принадлежащие им вещи. Но ценнейшие хроникальные документы музея - собранные за всю его историю сокровенные сочинения подростков и юношей о подвиге их сверстников в годы Великой Отечественной войны. В школе был поставлен спектакль о молодогвардейцах "Что в имени тебе моем...". Его исполнители - сами школьники. {6} Общие мысли и чувства после показа спектакля на сцене своей школы выразила в своем сочинении ученица 9-го класса Лефикайте Рита:
    " Я вижу женщину, которая не может удержаться от переполнивших ее чувств... Я чувствую, что сердце этой женщины наполняется жаром, и это состояние передается каждому в зале. Незаметно эта женщина растворилась... Спектакль завершается. Моя очередь выходить на сцену читать стихи "У Вечного огня". Смотрю в зал и не вижу никого, кроме этой удивительной женщины...
    Я почувствовала необычное тепло в сердце и только тогда поняла, кто она была, Это дух России, душа нашей Родины присутствовала в этот день, и это наша история".
    О школьном музее "Молодая гвардия" в средней школе № 64 города Уфа рассказывала газета "Вечерняя Уфа" от 15 января 1990 года:
   "Наверное, больше всего повезло с музеем самим ученикам этой школы, ведь для ребят это место, где всегда можно найти применение своим рукам и склонностям, познать вкус к поисковой работе. Даже выпускники через несколько лет снова возвращаются сюда..."
   Опыт работы этого лучшего в Башкирии музея обобщался в периодической печати. Можно назвать брошюру А. А. Докучаевой "Уроки на всю жизнь", статью "Воспитание патриотов" в журнале "Народное образование" (№ 3, 1978 г.). Статью Докучаевой "Будьте похожими" в журнале "Семья и школа № 5 за 1976 год, статья Федорова в журнале "Русский язык в башкирской школе" № 5 за 1987 год, а также в газетах "Советская Башкирия", "Вечерняя Уфа", "Учительская газета, "Трибуна", "Молодежная газета".
   Башкирское телевидение показало две передачи о музее школы № 64, была передача и на башкирском радио.
   Музеи в Ростовской средней школе № 32 и Новосибирской средней школы № 19 были удостоены звания народных за большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
    В большинстве музеев традиционным было проведение уроков мужества и Дня памяти молодогвардейцев, конкурсов стихов и цветов, посвященных подпольщикам, декады отрядных героев и Молодогвардейской славы.
    Во многих школах учащиеся принимали Клятву юного молодогвардейца
    Совет музея "Молодая гвардия" средней школы № 16 города Алексина Тульской области придумали такие слова Клятвы:
    Я, юный пионер, становясь членом отряда имени героя "Молодой гвардии", торжественно клянусь:
   * настойчиво и глубоко овладевать знаниями;
   * добросовестно относиться к труду;
   * быть чутким и внимательным к учителям, родителям, старшим, своим товарищам и октябрятам;
   * свято хранить и приумножать традиции своей дружины, школы, пионерского отряда;
   * быть честным и правдивым;
   * пронести через всю свою жизнь мысли и дела героев "Молодой гвардии".
    В средней школе № 19 города Новосибирска имелась Памятка выпускнику, которая заканчивается вот такими словами: "Помни! Ты окончил школу, в которой есть музей "Молодая гвардия". Пронеси же через всю жизнь светлые образы молодогвардейцев. Проверяй свои поступки их подвигами". {7}
   Конечно, огромную помощь в организации работы музеев "Молодая гвардия" оказывал Краснодонский Государственный музей. Там был создан специальный отдел по работе с музеями, куда обращались за помощью.
    "Педколлектив ощущает, как благотворно сказывается приобщение наших ребят к подвигу молодогвардейцев. Это заметно и в нравственном отношении, и во всех общественных и трудовых делах. Для нас будет очень важным получить письмо из Вашего музея с пожеланиями и рекомендациями..." - это строки из письма членов совета школьного музея Бутиковской средней школы Заокского района Тульской области от 27 марта 1983 г.
   И сотрудники краснодонского музея помогали. Они высылали фотокопии, буклеты, художественную литературу, методические рекомендации по созданию школьных музеев, по организации в них культурно-массовой работы, по организации поиска и сбора материалов, по подготовке и проведению лекций и экскурсий. Высылали адреса как родственников молодогвардейцев, так и оставшихся в живых участников подполья.
    Кроме того, сотрудники музея на страницах центральных газет периодически печатали статьи о патриотическом воспитании учащихся на традициях подвига героев Краснодона; проводили Всесоюзные семинары руководителей и активистов школьных музеев.
   На семинарах происходил не только обмен опытом работы, но и знакомство с методикой проведения массовых мероприятий. Сотрудники краснодонского музея проводили показательные лекции - экскурсии, прием в пионеры и комсомол, готовили гостям различные тематические вечера.
    После таких семинаров некоторые из музеев, как, например, в Московской средней школе № 729, Курганской средней школе № 31, Томской средней школе № 8, Харьковской средней школе № 116 стали методическими центрами по оказанию помощи в создании комнат и уголков молодогвардейцев в своих городах, областях и республиках.
    На их базе проводились семинары директоров школ, завучей, пионервожатых. И это свидетельствует о значимости и авторитете, о той большой роли, которую играли музеи героев "Молодой гвардии" в патриотическом воспитании учащихся.
    Одной из важных форм патриотического воспитания молодежи являлись комсомольско-пионерские слеты "Молодогвардейцы наших дней". Первый такой слет состоялся в Харькове в 1972 году, десятый в городе Белая Церковь в 1991 году. Эти слеты всегда выливались в грандиозный праздник интернациональной дружбы детей, приехавших из разных республик страны.
    В музее школы-интерната № 49 города Стрельна, что в Петродворце, в котором проводился восьмой слет "Молодогвардейцы наших дней", хранятся письма, пришедшие к ним после этого слета.
    Вот что писала Гедре Балите из 5-ой средней школы города Утены Литовской ССР: "Я впервые участвовала в слете, поэтому мне все очень понравилось. Жаль только, что он так быстро кончился... И все же как хорошо, что можно встретиться со старыми друзьями, обрести новых, все больше узнавать о "Молодой гвардии", с которой мы не расстаемся никогда".
   Вот такую огромную работу вели школьные музеи героев "Молодой гвардии" и руководивший этой работой Краснодонский Государственный музей "Молодая гвардия". И недаром 1 сентября 1982 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР "О награждении Краснодонского Государственного музея "Молодая гвардия" орденом "Дружбы народов". Документ начинается словами: "За плодотворную работу по патриотическому и интернациональному воспитанию трудящихся...".
    Действительно, Краснодонский музей за те годы посетило более 10 миллионов человек, и он стал центром методической работы со школьными (и не только школьными) музеями всего Советского Союза.
    Школьные же музеи, в свою очередь, вносили огромный вклад в дело воспитания подрастающего поколения: на примере яркой жизни и борьбы молодогвардейцев, они воспитывали юных патриотов Страны Советов.
   После изучения документов стало понятно, что именно подвиг краснодонских подпольщиков учил молодежь беззаветно любить Родину, уметь преодолевать любые трудности, пробуждал интерес к героическому прошлому страны, заставлял задумываться над смыслом жизни, развивал чувство интернационализма.
   

Дружинина Алёна,
   студентка 3 курса факультета истории и социальных наук
   Ленинградского Государственного областного
   Университета им. А.С. Пушкина.


   


{1} - Из беседы с зав. Отделом Краснодонского музея Г. И. Чапанской в августе 2001 года.

Вeрнуться

{2} - Из журнала регистрации школьных музеев в Краснодонском Государственном музее.

Вeрнуться

{3} - Из письма Иванцовой О. И. Арутюнянц А. П. (жене Георгия Артюнянца) от 10 апреля 1983 года.

Вeрнуться

{4} - Из отчета о работе музея средней школы № 32 Г. Ростова, хранящегося в краснодонском музее.

Вeрнуться

{5} - Из письма автору от Коряковой А. Е. - руководителя музея школы 21 г, Сарапула от 12 сентября 2000 г.

Вeрнуться

{6} - Из беседы с Анцуповой В. Е. - руководителем музея школы - интерната № 49 в Стрельне от 10 октября 2000 года.

Вeрнуться

{7} - Там же.

Вeрнуться


   
   


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.