Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться в раздел -Творчество-


Записи Ульяны Громовой

Ульяна Громова

Ульяна Громова

Прочла книги:
   (Июль 1939 г.)

   "Каинова печать", Лапкина
   "Три Мушкетера", кн. II, А.Дюма
   "Горе от ума", Грибоедов
   "Домби и сын", Диккенс
   "Цемент", Гладков
   "Прокаженный король", П.Бенуа
   "Дом", М. Биван
   "У фонаря", Никифоров
   "Десятиклассники", Копиленко
   "Очерки бурсы", Помяловский
   
   
   
   
   
   
   
   
   
    В рамку красным карандашом вписаны слова Николая Островского:
   
"Итак, да здравствует упорство! Побеждают только сильные духом! К чёрту людей не умеющих жить полезно, радостно и красиво. К чёрту сопливых нытиков. Ещё раз да здравствует творчество..."

   
   
    "Никогда не думайте, что вы уже все знаете: И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе - я невежда"

Павлов
   
   
   "Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство".
   

М. Горький


   
    "- Родных потерять - плохо, жену потерять - плохо. А друга потерять - хуже всего. Второго друга, настоящего, хорошего друга, не скоро найдешь... Так выпьем же за дружбу, потому что нет ничего ценнее!"
   
   

Сурем "Утону"


   
    "- Ваша задача благородней и грандиозней. Вы должны пробудить в человечестве любознание, заставить людей искать, толкнуть их спящий ум в поиски истины.
   - Беспокойство внедрить в человека, беспокойство - то чувство, которому мы обязаны всем, что нам известно: огнем, книгопеч., телеграфом. Человек ищет потому, что сомневается. Сомнение не дает покоя.
   - Все или ничего: ждать нежданного, верить в то, что должно быть на свете".
   
   

Блок


    "Надо пролетарскую трудовую дисциплину довести до самой высокой степени напряженности, и тогда мы будем непобедимы."

Ленин


   
    "Одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от старого капиталистического общества, это полный разрыв книги с практикой жизни... Поэтому простое книжное усвоение того, что говорится в книгах о коммунизме, было бы в высшей степени неправильным..."

Ленин, том 23, с. 375.


   
   
   "В жизни человека бывает период времени, от которого зависит моральная судьба его, когда совершается перелом его нравственного развития.
   Говорят, что этот период наступает только в юности; это неправда: для многих он наступает в самом розовом детстве."

Я. Г. Помяловский.


   
   "Взгляды,
    новые идеи,
    знание жизни -
    вот что дают книги."
   
   "Правдивая любовь к науке узнается по страстности и интересу к подробностям."
   
   "Лучшие произведения прошедших эпох ценны для нас как правдивые картины прошлой жизни; они углубляют наши знания о далеком прошлом (в этом их познавательное значение)."
   
   "Во многих из них звучат искренние, горячие призывы к борьбе против эксплуатации человека человеком, против угнетения, против неправды и пр. (в этом их воспитательное значение)".
   
   "Любите книгу: она поможет разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека."

Максим Горький.


   
   "Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величине".

Толстой Л. Н., т. VIII, "Война и мир"


   
   "Уважение выдумали для того, чтобы скрыть пустое место, где должна быть любовь."

Толстой Л. П., т. X, "Анна Каренина".


   
   "Не торопись при чтении книги.
   Внимательно читай текст, выписывай непонятные для тебя слова и выражения, справляйся об их значении в словаре или у преподавателя. Учись выделять в содержании текста самое главное. Выписывай то, что особенно понравилось, в особые тетради."
   
   "Экстаз - есть то возбужденное состояние, когда человек под влиянием духовно-нравственного движения ничего не сознает, что происходит вокруг него."
   "Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете."
   
   "Засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко правдивая душа."

Сочинения Гоголя, с. 87.


   
   "Гораздо легче видеть, как умирают герои, чем слушать вопли о пощаде какого-нибудь жалкого труса."

Джек Лондон.
   9.XI.1942 г.


   
   "Любознательность и придает жизни ценность. *
   
   "Храбрейший среди скромных наших командиров и скромнейший среди храбрых - таким помню я товарища Котовского. Вечная ему память и слава."

Сталин.


   
   "Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!"

М. Горький.


   
   "Человек! Это - великолепно! Это звучит гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью!..."

М. Горький.


   
   "Чем больше препятствия, тем больше удовольствие от их преодоления."

Джек Лондон.


   
   "Зачем жить такому человеку, который втайне разуверился во всем, который разочаровался в жизни?"

А. Блок.


   
   "Как бы человек ни страдал, какие бы ни терпел испытания, но если он услышит одно приветливое слово, слово искреннего участия от далекого неизменного друга, он забывает гнетущее его горе, хоть ненадолго, хоть на час, на минуту. Он совершенно счастлив, а минута полного счастья, говорят, заменяет бесконечные годы самых тяжелых испытаний."

Шевченко, "Художник".


   
   
   "У нас еще многие забывают, что учащийся 9-10-го класса - это далеко не ребенок. Это учащийся, который вскоре должен вступить в самостоятельную жизнь. И к этому его надо серьезно готовить. Нужно учить его самостоятельно работать, критически мыслить, уметь делать выводы, нужно учить его умению свободно держать себя в новой обстановке, в новых условиях."

С. Китайгородская.


   
   "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества."

П. Корчагин.
    Н. Островский. "Как закалялась сталь".


   
   "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!"

Чехов.


   
   "Умри, но не давай поцелуя без любви."

Чернышевский.


    
   "Что может противостоять твердой воле человека?
   Воля заключает в себе всю душу, хотеть - значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, жить; одним словом, воля есть нравственная сила каждого существа, свободное стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, творческая власть, которая из ничего создает чудеса!"

М. Лермонтов.


   
   "Быть коммунистом - значит дерзать, думать, хотеть, сметь!"

В. Маяковский.


   
   "И если уж надобно о священном, так священно только недовольство человека самим собой и его стремление быть лучше, чем он есть; священна его ненависть ко всему житейскому хламу, созданному им же самим; священно его желание уничтожить на земле зависть, жадность, преступления, болезнь, войны и всякую вражду среди людей; священен его труд."

М. Горький.


   
   "Я должен быть жесток,
   Чтоб добрым быть".

Гамлет.


   
    "Что человек, когда еду и сон считает
   Он ценнейшим в жизни благом?
   Животное, не боле.
   Велик не тот, кого волнует важный
   Повод, но кто из-за соломинки дерется,
   Когда стоит, как ставка, честь."

Гёте.


   
   "Конечный вывод мудрости земной:
   Лишь тот достоин жизни и свободы,
   Кто каждый день идет за них на бой."

Гёте


   
   "Поделом тому, кто сдался! Сильным побеждать дано!"

Джек Лондон. 21 октября 1942 года.


   
   "Смелость города берет!
   Дерзайте и не сторонитесь препятствий,
   Смелый человек чудеса творить может, и
   никакие пропасти ему не страшны!"

В. Розов. "К незримому солнцу".
   28.Х. 1942 года.


   
   Наша дума, наша пiсня
   Не вмре, не загине


   Украiнськi народнi пicнi та думи... Скiльки сердець хвилювали вони, скiльки слiз, сповнених поваги i любовi, сказано про них! Любила украiнский фольклор i Уля Громова. Ii приваблювали образи народних героiв: Байди, Морозенка, Нечая, Хмельницького...
    Ось кiлька уривкiв з класних i домашнix робiт Уляни про пiснi та думи. Написанi цi роботи у восьмому класi.
   
    ...Багато письменникiв як украiнських, так i росiйських у своiх творах використовували усну народну творчiсть.
    Так, темою твору "Русалка" Шевченка послужили русальнi пicнi. В творi "Перебендя" Шевченко показав кобзаря, носiя народних пicень...
    Богато письменникiв у своix творах вживають народнi приказки, пiснi, заклинания.
    Темами творiв Гоголя "Ночь накануне Ивана Купала" i "Ночь перед рождеством" послужили народнi свята.
   
    * * *
   
    ...Купальськi пiснi - це пicнi язичеського похождення. Купальскi пiснi повязанi зi святом Iвана Купала i виконуються 24 червня. Ввечерi вся молодь виходить за село, розводить вогонь, через який стрибають усi. Вогонь - це велика сила, вiн мав рiзнi значення: забезпечити людей вiд смертi, хвороби, вiд впливу вiдьом i рiзних духiв, а також збiльшити урожай i скращити добробут... Крiм цього, 24 червня всi дiвчата ходили в вiнках, це означало, що час одруження настав.
   
   
    * * *
   
   
    ...Колядки... пов`язувались iз святом коляда. У нас, на Русi, викоувались в час зимового сонцестояння (в груднi)... Пiд час вечерi з кутею господар бере верх кутi i виносить надвiр закликати Мороза: "Морозе, морозе, iди до нас кутю icти, а як не прийдеш, не ходи на нашу пшеницю i всяку пашницю". В заклинаннi була мета забезпечити урожай, приплiд худоби i взагалi скращення добробуту.
    Колядки спiвалися ще хлопцями й дiвчатами в хатi або пiд вiкном... Символ жiнки у колядках - це бiла береза, червона калина, макiвка.
   
   
    * * *
   
    ...Веснянки - це пiснi, якi виконуються весною, в березнi мicяцi. Мотиви виконання веснянок - поворот сонця, надii на урожай, прихiд весни, оспiвування кохання i одруження.
   
   
    * * *
   
    ...Героiчною боротьбою вiдповiдав украiнський народ на татарськi й турецькi напади, на поневолення i знущання полькоi шляхти. Ця боротьба проти iноземних загарбникiв та поневолення яскраво показана в icторичних пicнях та думах.
    Героi в icторичних пicнях та думах надiлялился гiперболiчними рисами, оспiвувались ix сила, хоробрicть, вiдвага.
   
    Ой, як стрiлив - царя вцiлив,
    А царицю - в потилицю,
    Його доньку - в головоньку...
   
    Байда - це один з найулюбленiших народних героiв. Народ в образi Байди показав смiливого, стiйкого захисника батькiвщини. Байда вiдмовився бути царем на Украiнi, тому що вiн любив стою батькiвщину i не хотiв бути народным катом. Стiйкiсть i любов до батькiвщини, хоробрicть, невмирущiсть - ось що ми бачимо в образi Байди, народного героя.
   
   
   
    * * *
   ...Пiснi про смерть козака - це окремий пiдроздiл роздiлу iсторичних пiсень. Смерть народних героiв вiд рук ворогiв викликала ненависть в народi до ворогiв, народ мстив ворогам...
   Козак Нечай був хоробрим, могутнiм, вiдважним. Вiн не тiкае, коли його попередили, що "йде ляхiв сорок тичяч, тiльки без одного", а сам один з джурою кидаеться на них.
   
   Ой, не встигнув козак Нечая на коника спасти,
   Взяв ляхами, як снопами, по два ряди класти.
   Ой, кинувся козак Нечай вiд дому до дому
   Та зложив же ляхiв тисяч з коней, як солому.
   
    Такими сильними, хоробрими, вiдважними змальвував народ своiх героiв, якi вiрили в свою силу, вiрили в перемогу над ворогами i завжди перемагали ворогiв. I навiть тодi, коли iм приходилось загинути в нерiвнiм бою з ворогами, iх загибель змальовувалась як наслiдок подвигiв
   
    Повернулся козак Нечай на правую руку:
    Не вискочить Нечаiв кiнь iз ляцького трупу.
   
    Але народнi героi не тiльки сильними i хоробрими Були, вони Були чесними, вiрними синами своеi батькiвщини. Тай, Самiйло Кiшка був у неволi п`ятдесят чотири роки, але не зрадив, "не загинув у неволi", а втiк - i з ним "бiдного невольника пiвчвертаста"...
   
   
   * * *
   
    Горовнiшi ватажки народного руху проти польськоi шляхти, що широко разгорнувся на Украiнi в XVI- XVII сторiччi, були: Богдан Хмельницький, Нечай, Перебийнic, Богун та iншi. Народний рух i вiйна в 1648 роцi проти шляхти на чолi з Богданом Хмельницьким закiнчились перемогою народу. Боротьба i перемога над польскою шляхтою лежать в основi багатьох дух i пiсень...
    В пiснi про Б. Хмельницького основною думкою став трiумф над ворогами i iронiя над гордими панами, що "збирались довго панувати, а прйшлося скоро утiкати". В образi Хмельницького подана вiдвага, сила, що виходить iз сили i свiдомостi самого народу...
    Образам вiрних синiв народу протиставляються в пiснях i думах зрадники, якi продають батькiвщину i переходять на бiк ворога. Так, Сава Чалий пристае до польського панства.
   
    Ой, не схотiв же той Савва козакам служити,
    Вiдклонивися до ляшенькiв, в Польщу паном жити,
    Став своix братiв-запорожцiв по степах ловити.
   
   
   * * *
   
    ...Усна народна творчiсть не вiдiрвана вiд писаноi лiтератури, а навпаки - тiсно пов`язана з нею i являеться ii основою. Тiльки завдяки уснiй народнiй творчостi ми пiзнаемо життя людей найдавнiших часiв, iх прагнення й думи...
   


    Ми повиннi ненавидiти ворогiв своеi
   Вiтчизни, ненавидiти ворогiв людського
   щастя, розпалювати незбориме прагнення
   вiдплатити за смерть i муки батькiв, матерiв,
   братiв, сестер, друзiв, за смерть
   i муки кожного радянського громадянина.

Уляна Громова.
   iз запису у зошитi
   1 жовтня 1941 року.




Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.
return_links(); ?>