Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению сборника ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА С ФРОНТА. 1943


"ПРИШЕЛ С МОРЯ С ОЧЕРЕДНОЙ ПОБЕДОЙ"

«Здравствуйте, милые Клавочка, мама, Лидочка и Галочка!

Клава, что же ты молчишь? Ты себе представить не можешь, как я беспокоюсь о вас. Месяца два тому назад получил от тебя записку с несколькими словами, и ты знаешь, как я был рад, что вы живы. Ведь я от вас до той записки не получал никаких известий ровно 8 месяцев, в результате чего мне в голову лезли разные нехорошие мысли, а какие — сама знаешь.

Обо мне не беспокойся, я жив и здоров, таким надеюсь быть и в дальнейшем. На днях пришел с моря с очередной победой — уже на моем счету 9 штук утопленных немецких кораблей. Все это за гибель Котика, страдания твои и моих милых детей, за гибель друзей и за все переживаемое нашими советскими людьми. Мы и в дальнейшем с еще большей силой будем бить врага.

Клава, в предыдущем письме я тебе писал, что сейчас я плаваю на одной лодке с Федей Видяевым.

Пиши, дорогая, быстрее о себе. Привет от друзей. Целую крепко своих милых дочурок Лидочку и Галочку и милую жену. Ваш Андрей. Мой адрес: 36134 полевая почта. Большаков Андр. Дмитр.

27. 4. 43 г.»


Больше писем от гвардии инженер-капитан-лейтенанта Андрея Дмитриевича Большакова его семья не получала. В июле 1943 года подводная лодка Щ-422, на которой он командовал электромеханической частью, ушла в очередной боевой поход и в базу не вернулась...

Родился Андрей Дмитриевич в 1906 году в деревне Горы, Боровичского района, Новгородской области. С детства мечтал о море. Мечта его сбылась, когда подошло время призыва на действительную военную службу. По комсомольскому набору Андрей попал служить на Балтику. Четыре года проплавал матросом на эскадренном миноносце «Сталин». Затем поступил в военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Закончил его в 1939 году и получил назначение на Северный флот. В город Полярный инженер-лейтенант А. Д. Большаков прибыл с женой Клавдией Васильевной и двумя дочерьми. Уже там, на Севере, у офицера-подводника родился сын Игорь. Произошло это незадолго до войны, а когда немецко-фашистские войска напали на нашу страну, Клавдия Васильевна с детьми уехала в родной Ленинград. Там семье довелось пережить все ужасы вражеской блокады.

Боевое крещение инженер-лейтенант Большаков принял на подводной лодке Щ-402. В свой первый боевой поход к берегам Норвегии лодка вышла 10 июля 1941 года, а уже 14 июля сумела незаметно проскочить в один из фиордов, где на якоре стоял транспорт противника водоизмещением около пяти тысяч тонн. Удар был нанесен с короткой дистанции двумя торпедами. Так экипаж Щ-402 открыл свой боевой счет. А к концу года он вырос до пяти вражеских кораблей.

В последние дни 1941 года в боях под Ленинградом погиб младший брат Андрея Дмитриевича Николай. Это печальное известие вызвало у Большакова и его товарищей еще большую ненависть к врагу, решимость наносить ему сокрушительные удары.

И в наступившем 1942 году экипаж Щ-402, одной из первых подлодок Северного флота ставшей Краснознаменной, проявлял высокую боевую активность. Вот лишь несколько примеров.

21 февраля 1942 года Щ-402 обнаружила у мыса Нордкап вражеский конвой из пяти транспортов и четырех кораблей охранения. Атаковала и потопила транспорт водоизмещением восемь тысяч тонн.

Через несколько дней советские моряки вступили в бой с двумя вражескими тральщиками. Подводная лодка получила пробоину, из которой вытекло почти все горючее. Выход из сложной ситуации нашел Большаков. Вместо дизельного топлива он решил использовать запас смазочных масел. Под руководством командира электромеханической части оперативно было изготовлено оригинальное приспособление для подачи разведенного керосином масла из запасных торпед к форсункам двигателя. Этого хватило на 40 часов хода. Вскоре дизель вновь остановился и лодка легла в дрейф. О сложившейся ситуации доложили командованию флота. Оно послало на помощь крейсерскую подлодку К-21 под командованием капитана 3 ранга Н. А. Лунина. 13 марта лодки пришвартовались бортами, и Щ-402, получив горючее, самостоятельно вернулась в базу.

11 августа 1942 года лодка ушла в десятый по счету боевой поход. Он начался неудачно. В море произошла авария: взорвались аккумуляторные батареи. В результате погибло 19 человек, в том числе командир, старпом и комиссар подлодки. Инженер-капитан-лейтенант Большаков принял на себя командование экипажем. «Щука» не могла погружаться, не работал гидрокомпас, рулями управлять можно было только вручную, но Андрей Дмитриевич довел поврежденную лодку до родных берегов.

В 1943 году Большакова перевели на Щ-422, которой командовал капитан 3 ранга Федор Александрович Видяев. Это был талантливый, подводник, подводник, как говорится, со своим почерком. Его экипаж довел свой боевой счет до одиннадцати потопленных кораблей врага.

1 июля Щ-422 ушла в свой последний поход. В тот день командиру вручили третий орден Красного Знамени. 24 июля был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении подводной лодке звания гвардейской. Но моряки так и не узнали об этом: связь с экипажем прервалась еще 14 июля...

Бывший командир Краснознаменной, ордена Ушакова I степени бригады подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза контрадмирал И. А. Колышкин вспоминал:

«Многое, очень многое можно сказать о каждом из тех, кто навечно остался в море на гвардейской «Щ-422». И о помощнике командира Николае Беляеве — это он в бытность свою штурманом на «Щ-403» спас ее от смертельного тарана срочным погружением. И об инженер-механике Андрее Большакове, который служил на «Щ-402» и после страшного взрыва на ней привел израненную лодку в базу. И о штурманском электрике Степане Черноусове...»

Андрей Дмитриевич Большаков не успел получить страшную весть из осажденного Ленинграда. Там во время вражеской бомбежки погиб его трехлетний сынишка.

— Мы пережили самую страшную блокадную зиму,— рассказывает вдова погибшего подводника Клавдия Васильевна Большакова,— хотя получали по 125 граммов хлеба на человека. В начале 1943 года, после того как блокада была прорвана, жить стало легче. Но вражеские обстрелы и бомбежки продолжались. Во время одной из них и был смертельно ранен наш Игорек.

Некоторое время не решалась сообщить об этом мужу. Наконец собралась с духом и написала. Но ответа так и не получила. Вместо него пришла похоронка.

После войны тоже пришлось нелегко. Но дочерей вырастила. Обе они получили высшее образование. Сейчас работают инженерами на предприятиях. Фронтовые письма мужа я передала в музей Северного флота.

<< Предыдущее письмо Следующее письмо >>