Молодая Гвардия
 


СОКОЛЫ БАЛТИКИ

Авиация Балтийского флота принимала активное участие во всех сражениях за город Ленина. Еще в оборонительных боях на дальних подступах к Ленинграду она была привлечена к решению задач на сухопутном фронте. Первые ощутимые удары морские летчики нанесли 30 июня 1941 года по вражеским танкам и мотомехколоннам противника на рубеже реки Западной Двины.

В оборонительных боях авиация применялась на огромном пространстве. Бомбардировщики наносили удары по вражеским объектам от Мемеля (ныне Клайпеда) до Пскова, от Таллина до Кингисеппа. Особым мастерством в этих полетах отличились экипажи Е. Н. Преображенского, Н. В. Челнокова, В. А. Гречишникова, И. И. Борзова.

Высокую эффективность показали на поле боя поступившие в июле на фронт самолеты Ил-2. Имея броневую защиту мотора и кабины, они обладали хорошей живучестью, что позволяло им с малых высот обрушивать на противника бомбы, реактивные снаряды и пулеметно-пушечный огонь.

Большой вклад в прикрытие войск и объектов флота внесли летчики-истребители. Прославленные мастера воздушного боя А. К. Антоненко и П. А. Бринько за короткое время сбили соответственно 11 и 15 самолетов противника. 14 июля 1941 года им первым среди летчиков Балтики было присвоено звание Героя Советского Союза.

В жестоких боях с превосходящими силами противника летчики-истребители дрались до последнего патрона, а израсходовав боезапас, шли на таран. Только в июле 1941 года воздушные тараны совершили Н. И. Митин, В. А. Михалев, М. И. Багрянцев, Д. И. Зосимов. П. А. Бринько дважды таранил фашистские самолеты и каждый раз благополучно приземлялся на аэродроме.

Во второй половине сентября враг усилил удары с воздуха по Ленинграду и кораблям Кронштадта. Нашим летчикам приходилось вступать в бой с многократно превосходящими силами противника. Недостаток в самолетах они компенсировали увеличенным количеством боевых вылетов и необыкновенной стойкостью духа. В этих боях особой смелостью и высоким боевым мастерством отличились летчики В. Ф. Голубев, Г. Д. Костылев, И. А. Каберов, С. М. Львов, М. А. Ефимов. Они сбили по нескольку самолетов каждый.

С началом блокады город на Неве оказался в тяжелом положении. Связь со страной осуществлялась только через Ладожское озеро — летом по воде, зимой по льду. Чтобы прервать эту единственную артерию, фашисты бросили на Ладогу свыше 600 самолетов.

В первых рядах защитников Ладожской трассы стояла 61-я истребительная авиабригада, которой командовал Герой Советского Союза полковник И. Г. Романенко. Балтийцы хорошо понимали значение Дороги жизни и вместе с летчиками Ленинградского фронта и 7-го истребительного авиакорпуса ПВО делали все, чтобы обеспечить ее безопасность с воздуха.

...В один из майских дней 1942 года комсорг эскадрильи Семен Горгуль в составе звена Н-16 вылетел на разведку Ладожской трассы. Встретив фашистских «мессершмиттов», наши летчики вступили в бой. Схватка с превосходящим противником была до предела трудной. Один «мессершмитт» был сбит, но легче не стало. Остальные Ме-109 набросились на самолёт Горгуля, повредили мотор и ранили летчика. Спасая машину, отважный балтиец посадил ее на лед озера. Но фашисты не унимались. Пикируя, они в упор расстреливали беззащитный истребитель. Самолет вспыхнул, а летчик получил новое ранение. Теряя последние силы, Семен Горгуль с трудом достал из кармана блокнот и кровью написал: «Прощайте, ленинградцы!.. Победа будет за нами!..»

Летчики жестоко мстили за своего товарища, проявляя смелость и мастерство в боях с превосходящими силами противника. 28 мая 1942 года к перевалочному пункту Кобона приближалось около ста Ю-88 и Me-109. Навстречу им вылетело шесть И-16 Г. Д. Цоколаева. Завязался жаркий бой. Искусно дрались Суворкин, Бедукадзе, Стрельников. От их метких очередей четыре «юнкерса» рухнули в воду, но на горизонте появилась новая группа бомбардировщиков. На помощь Цоколаеву подоспели две группы наших истребителей, возглавляемых В. Ф. Голубевым и М. Я. Васильевым. Дерзкими атаками на встречных курсах они сбили еще четыре «юнкерса». В это время на самолет Голубева бросились два «мессера». От одного из них Голубев уклонился, но второй сближался на опасное расстояние. Прикрывая своего командира, ведомый летчик сержант В. Н. Захаров резко рванул свой И-16 вправо и ударил им «мессершмитт». В небе взметнулся огненный шар, и обломки двух самолетов упали в воду. Высокий патриотизм и невиданное мужество проявил балтийский летчик Л. Г. Белоусов. Потеряв в боях обе ноги, отважный воин после лечения вернулся в строй, переучился на скоростной истребитель и продолжал драться с врагом почти до Дня Победы, стал Героем Советского Союза.

Ладожская Дорога жизни надежно действовала вплоть до снятия блокады. Для ее прикрытия истребители флота совершили более 8 тысяч боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, уничтожили свыше 100 фашистских самолетов.

Потери в авиации, понесенные противником под Ленинградом, значительно ослабили его силы. Упорная борьба за господство в воздухе к началу 1943 года завершилась победой наших летчиков.

В операции по прорыву блокады авиация флота поддерживала войска 67-й армии, прикрывала наши объекты с воздуха, вела воздушную разведку. Начиная с 12 января и до конца операции ночные бомбардировщики и торпедоносцы с бомбами 1-го гвардейского МТАП под командованием Героя Советского Союза Н. В. Челнокова нанесли мощные удары по пунктам управления, железнодорожным узлам и аэродромам. Пикирующие бомбардировщики 73-го БАП (командир полка — М. А. Курочкин) уничтожали опорные пункты и огневые точки врага в полосе наступления 67-й армии, форсировавшей Неву.

Штурмовики 57-го ШАП (командир полка — М. Н. Хроленко) непосредственно поддерживали войска в наступлении. Вылетая небольшими группами под командованием прославленных асов А. А. Карасева, Н. Г. Степаняна, А. С. Потапова, меткими бомбоштурмовыми ударами они подавляли очаги сопротивления и оживающие огневые точки врага.

Самоотверженно сражались с врагом летчики 61-й истребительной авиабригады под командованием Героя Советского Союза П. В. Кондратьева. Патрулируя над полем боя, они своевременно преграждали путь фашистским бомбардировщикам. 21 января звено капитана И. А. Каберова вступило в бой с 18 вражескими самолетами, вынудило их сбросить бомбы над позициями своих войск и повернуть обратно. Летчики А. И. Кузнецов, В. Ф. Голубев, С. И. Львов, И. И. Ца-пов в этих боях сбили по нескольку самолетов противника, а Д. М. Татаренко за январь 1943 года сбил лично и в группе 12 фашистских самолетов. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза.

Успешные действия войск Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота завершились прорывом блокады. Всего в боях по деблокированию Ленинграда летчики КБФ произвели около 4500 самолето-вылетов и уничтожили более 200 танков, до 40 орудий и минометов, 15 различных складов, около 120 железнодорожных вагонов и до 2 тысяч солдат и офицеров противника. В воздушных боях было сбито 115 вражеских самолетов.

В течение 1943 года авиация флота и фронта участвовала во всех операциях, и не только выстояла, но и значительно выросла качественно и количественно. Она представляла грозную силу в операции по окончательному снятию блокады Ленинграда в январе 1944 года. На этот раз флотская авиация поддерживала наступление 2-й ударной армии с Ораниенбаумского плацдарма. Несмотря на сложные метеорологические условия, наши штурмовики в первый же день опе-рации небольшими группами и одиночными самолетами успешно выполняли поставленные задачи. В последующие дин в боевую работу включались бомбардировщики и истребители.

За время январской наступательной операции 1944 года авиация КБФ, несмотря на неблагоприятные условия погоды, произвела 4500 самолето-вылетов, уничтожив при этом большое количество живой силы, танков, артиллерии и самолетов противника.

Исключительно важное значение в тяжелый для нашей страны 1941 год имело нанесение первых бомбовых ударов летчиками балтийской авиации в августе—сентябре 1941 года по фашистскому логову—Берлину.

Более 100 тысяч самолето-вылетов было произведено авиацией Краснознаменного Балтийского флота за период ленинградской битвы. Свыше 40 тысяч из них — на поддержку войск фронта бомбоштурмовыми ударами по живой силе и технике противника. Боевые результаты— потери неприятеля в живой силе и технике, в том числе сбитые самолеты противника в воздушных боях и уничтоженные на аэродромах, а также сотни потопленных боевых и вспомогательных кораблей и транспортов противника.

Ратный труд боевого коллектива морских авиаторов в ленинградской битве высоко оценила Родина. Семь их авиаполков были удостоены звания гвардейских. Непрерывно заполнялись страницы Золотой книги героев авиации КБФ, в которую к концу войны были занесены 114 авиаторов. Четыре морских летчика — А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян, Н. В, Челноков — были удостоены звания Героя Советского Союза дважды.

В битве за Ленинград авиаторы Балтики с честью выполнили все задачи, поставленные им командованием. Воспитанные Коммунистической партией, летчики, техники, штабные офицеры отдавали все силы во имя победы над врагом.

М. САМОХИН,
Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации,
командующий ВВС КБФ в годы Великой Отечественной войны




<< Назад Вперёд >>