Молодая Гвардия
 


ВОЗДУШНЫЙ МОСТ

Начальный период блокады был особенно напряженным для нашего города. Дорога жизни через Ладожское озеро еще не работала, поэтому связь с Большой землей осуществлялась только воздушным путем, В то время я служил в особой авиагруппе, базировавшейся там, где теперь расположен аэропорт «Смольное». В труднейших условиях пилоты В. С. Литвинов, Н. С. Горохов, И. А. Христофоров, В. П. Дроздов и многие другие доставляли в осажденный Ленинград продовольствие, вооружение, медикаменты. В октябре — декабре 1941 года самолеты нашей авиагруппы доставили в город около 9 тысяч тонн грузов и,вывезли в тыл более 60 тысяч ленинградцев.

Несмотря на постоянную угрозу со стороны вражеских истребителей, воздушный мост действовал бесперебойно.

Н.ТАРАПОВСКИЙ

Город с суши был полностью окружен. Единственным путем на Большую землю осталась Ладога — огромное озеро, летом нередко штормующее, а зимой представляющее собой десятки километров льда, белого безмолвия. Имелась только одна возможность спасти город от голодной смерти — организовать перевозки через озеро.

Непосредственно после того, как замкнулось кольцо вражеской блокады, три эскадрильи Московской авиационной группы особого назначения первыми проложили над озером «воздушный мост».

Затем к перевозкам по озеру были привлечены корабли и суда Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства. Под непрерывным огнем с воздуха тянулись караваны барж с эвакуированными, со станками и машинами. В осажденный город речники доставляли муку, взрывчатку, топливо, боеприпасы,

Еще в октябре началась подготовка к строительству через крупнейшее озеро Европы ледовой фронтовой коммуникации. Военный совет фронта выделил для этой цели автомобильные дорожно-строительные части.

Зима в тот год была очень ранней. Ладога покрылась льдом уже 15 ноября. 21 ноября с огромным риском по льду с западного берега на восточный прошла первая легковая машина. В тот же день на озеро вышел санно-гужевой обоз, груженный мешками с мукой. Военный совет фронта решил открыть движение автомашин по льду 25 ноября, но еще за три дня до этого срока на льду появились 60 автомобилей ГАЗ-АА. В целом эта операция прошла успешно, и 22 ноября стало днем рождения Ладожской военно-автомобильной магистрали.

Транспортникам и эксплуатационникам пришлось столкнуться с неимоверными трудностями. Десятки машин проваливались в озеро и погибали. Трассу разрывали трещины и разводья. Над Ладогой свирепствовали штормовые ветры и бушевали метели. Вражеская авиация — «юнкерсы», «хейнкели», «мессершмитты» — буквально охотилась за автомашинами. Превратить первую нитку ледовой трассы в бесперебойно действующий конвейер, снабжающий город продовольствием и боеприпасами, стало еще труднее. Долгое время дорога не выполняла планов перевозок. 5 января по поручению Ленинградской партийной организации к ее коллективу обратился А. А. Жданов: «От лица Ленинграда и фронта прошу вас учесть, что вы поставлены на большое и ответственное дело и выполняете задачу первостепенной государственной и военной важности... Ваших трудов Родина и Ленинград не забудут никогда!»

Ценой героических усилий объем перевозок стал расти. В первой половине января впервые удалось достигнуть плановой цифры завоза—1200 тонн в сутки. Ледовая трасса получила то имя, которое вошло в жизнь города, в историю и легенды,— Дорога жизни.

С ледовой трассой оказались непосредственно связанными жизнь и военная судьба более двух десятков тысяч человек — шоферов, регулировщиков, ремонтников, зенитчиков, связистов, моряков, летчиков, врачей и медсестер.

Они работали и воевали на белых просторах Ладоги, выдерживали бомбежки и обстрелы, постоянно рискуя жизнью ради спасения других людей, голодали и замерзали. Весной 1942 года около 400 тружеников Дороги жизни были награждены орденами и медалями. «Правда» в связи с этим писала,- «История Ладожской дороги — это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей...»


<< Назад Вперёд >>