|
|
|
|
|
<<Вернуться к оглавлению сборника ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА С ФРОНТА. 1941
"НИКОГДА НИКОМУ НЕ УСТУПЛЮ"
"Дорогая
Катюша. 21-го получил от тебя последнее письмо и ответа дать не
пришлось... Когда я слушаю последние известия по радио, то у меня от злости
дрожат мускулы все и слезы капают из глаз. Но
недолго извергам этим гулять по нашим полям. Нет и не будет вовек силы,
которая могла бы победить Красную Армию. Ты
помнишь наш спор о твердости характера? Кто кому должен уступить? И
помнишь мои слова: "Я никогда никому не уступлю"? Так и
вышло. А что именно - потом узнаешь... Дело
произошло 22 июня на рассвете. Вот об этом и
все. Твой
Дмитрий".
Это письмо
Екатерине Гордеевне Кокоревой почтальон вручил в первые дни войны.
Внимательно его прочитав, она сразу не разобралась, что случилось с ее мужем в
то воскресное июньское утро, когда нацистская Германия развязала вероломную
агрессию против нашей страны. Из-за скромности командир звена 124-го
истребительного авиационного полка младший лейтенант Дмитрий Васильевич
Кокорев умолчал о том, что при отражении 22 июня 1941 года налета
фашистских бомбардировщиков одного из них уничтожил, применив
таран. А случилось это так. Кокорев и его ведомый
возвращались на аэродром. На подлете увидели, как пылает бензосклад, горят
аэродромные строения. В стороне Дмитрий Васильевич обнаружил вражеский
самолет, идущий в западном направлении, и бросил "миг" в боевой разворот.
Атаковал, но боеприпасы были на исходе, и сбить врага не удалось. И тогда
Кокорев решил идти на таран. До противника
оставались последние метры. Но какой самоотверженности и риска потребовали
они от летчика! Дмитрий почувствовал резкий удар: наш истребитель винтом
разрушил стабилизатор вражеского самолета, и тот, разваливаясь, рухнул на
землю. Пострадал и "миг". На какое-то время он
вышел из повиновения. К тому же летчик потерял от удара сознание. Дмитрия
спасла свежая струя воздуха, со свистом ворвавшаяся через разрушенный
фонарь кабины. Придя в себя, младший лейтенант
сбросил разбитые очки. Лицо заливала кровь. А навстречу, стремительно
вращаясь, приближался зеленый земной ковер. Преодолевая огромные перегрузки, летчик, насколько хватило сил, потянул ручку управления на себя, затем
попытался действовать педалями. Машину затрясло как в лихорадке, но она
стала реагировать на рули. Дмитрию удалось вывести ее в горизонтальный
полет. Пологим планированием он благополучно посадил поврежденный
самолет на небольшую поляну. Подоспевшие
пехотинцы помогли летчику выбраться из кабины, перевязали и доставили на
аэродром. - Не ушел фашист,- еле шевеля
распухшими губами, доложил Кокорев командиру
полка. - Знаю. О вашем таране уже всем известно.
Молодец! - воскликнул командир полка и осторожно, чтобы не потревожить
раны, обнял Дмитрия. А события на фронтах
развивались быстро. Фашисты, неся огромные потери, продвигались на восток.
Вскоре полк, в составе которого сражался младший лейтенант Кокорев,
командование перебросило на защиту Москвы. Не раз отличался Кокорев и при
отражении налетов вражеской авиации на столицу нашей Родины. Столь же
мастерски он впоследствии дрался с люфтваффе и в жарком небе Ленинграда. В
течение неполных трех месяцев коммунист Кокорев совершил здесь свыше ста
боевых вылетов, в которых лично сбил три фашистских
самолета. 12 октября 1941 года, отражая атаки
истребителей противника, нашему летчику удалось сбить еще один фашистский
самолет. В том бою он погиб. Жена Кокорева -
Екатерина Гордеевна воспитала дочь Марию. Живут они в Ялте. Есть у нее и
внук. Владимир Сапрыгин, как и дед, стал военным, только не летчиком, а
ракетчиком. Рассказывает дважды Герой Советского
Союза маршал авиации А. Ефимов: "О подвиге
младшего лейтенанта Кокорева я узнал, будучи в Ростове. Мы в то время
готовились к отправке на фронт. Среди летчиков-инструкторов, обучавших нас
технике пилотирования, были те, кто хорошо знал Дмитрия Васильевича. На
занятиях по тактике воздушного боя они не раз моделировали ситуацию, в
которой оказался Кокорев. В его действиях наше внимание привлекало прежде
всего, как сумел летчик, таранив вражеский самолет, сохранить и свою жизнь, и
собственную машину. На опыте его и других советских летчиков учились мы,
молодые в то время авиаторы". Кроме младшего
лейтенанта Д. Кокорева 22 июня таранными ударами сокрушили фашистские
самолеты летчики И. Иванов, Л. Бутелин, С. Чудимов, А. Протасов, В.
Панфилов, А. Данилов, П. Рябцев, А. Мокляк, Н. Игнатьев и другие наши
герои. Суровые годы Отечественной ярко подтвердили,
что таран применяли только советские летчики. Ни один фашистский пилот во
время второй мировой войны не решился на него. Почему? Ответ напрашивается
сам собой. Летчики нацистской Германии морально не были подготовлены к
таким действиям. В августе 1941 года на подступах к
Москве совершил ночной воздушный таран летчик-истребитель младший
лейтенант Виктор Талалихин. Среди замечательной плеяды бесстрашных
советских соколов и комсомолка Катя Зеленко. А разве
можно забыть о лейтенанте Алексее Хлобыстове, которому впервые в истории
авиации удалось в одном бою таранить два самолета противника? Прошло
несколько недель, и над окраиной Мурманска коммунист Хлобыстов таранил
третью фашистскую машину. Всего же за годы войны
советские авиаторы таранными ударами уничтожили несколько сот вражеских
истребителей, бомбардировщиков и воздушных разведчиков. Семнадцать
человек совершили такой подвиг дважды, летчики-истребители А. Хлобыстов и
Н. Терехин - трижды, а Б. Ковзан -
четырежды. Бессмертные ратные дела авиаторов-фронтовиков служат мощным ориентиром и моральным стимулом для
нынешнего поколения наших летчиков. Они учат молодежь, как надо выполнять
патриотический и воинский долг перед Родиной. Следуя традициям
фронтовиков, в наши дни при охране воздушных границ СССР таранили на
реактивных истребителях самолеты-нарушители замечательные советские
летчики офицеры Г. Елисеев и В. Куляпин. Таран наши авиаторы применяли в
тех случаях, когда другого выхода не
было.
| |
|
|