Молодая Гвардия
 

Л.Арнштам и Б. Чирсков
КТО ОНА?
(Зоя Космодемьянская)
Киносценарий.
(18-26)


18. Как знак времени, как краткое напоминание— хроника 1931 года. Красная площадь, залитая солнцем. Первомайские стяги, сотни тысяч людей. Голос, отраженный десятками рупоров.

— Да здравствуют бойцы пятилетки!

— Да здравствует Первое мая!

Раскатывается по площади «ура»,

— Ура! — кричит Зоя.

Голова отца. Зоя сидит верхом, оседлав отцовские плечи, вцепившись руками ему в волосы.

Плывут мимо Зои знамена и неведомые игрушки — макеты, большой дирижабль...

— Гляди, Зойка! — кричит ей откуда-то снизу отец. — Сталин!

Сразу перестав вопить, Зоя вертит головой во все стороны,

- Где, где?!

— Да вон же, на мавзолее! Неужели не видишь?

— Вижу длинного в пальто и шляпе! — орет Зоя.

— Это Горький, а рядом с ним... в шинели!

Сотни стягов и знамен двигаются перед зоиными глазами, они скрывают от нее мавзолей, стены Кремля, голубое небо-

— Вижу, вижу! — кричит Зоя.— Ура!..

Очевидно, какая-то колонна перегоняет ту, в которой отец и Зоя, потому что теперь знамена и стяги скрывают от нас Зою. И на одном стяге проплывает, закрывая весь экран, победоносная надпись: «Первая большевистская пятилетка завершена в четыре года!». Поют трубы, гремят песни.

Наплыв.



19. Косяк двери и три новые пометки. Над третьей: «ЗОЕ ДЕВЯТЬ ЛЕТ».

Гремит музыка, потом сразу тишина.

И зоино лицо во весь экран. Торжественное и немного испуганное.

Мать, тоже чем-то взволнованная, завязывает бантиком кончик ленточки, вплетенной в зоину косичку.

— Ну, кажется, теперь все в порядке,— говорит мать.

Поцеловав Зою в лоб и немного отойдя, мать окидывает ее с ног до головы критическим взглядом. Перед матерью — немного нескладная, чуть более длинненькая, чем это полагается но возрасту, девочка в скромном, много раз чиненном платьице. Большие темные глаза с ожиданием глядят из-под длинных ресниц на мать.

Что-то заметив, мать, быстро подходит к дочери, поворачивает ее чуть боком к себе.

— Так и есть, опять дырочка! — расстроенно восклицает она, разглядывая рукав платья.

— Это я нечаянно зацепилась,— смущенно сознается Зоя.

— Не вертись!

Мать быстро зашивает рукав.

Зоин затылок. Лицо матери, склонившееся к зонному плечу. Быстро ходит иголка. Мать на мгновенье бросает взгляд куда-то в сторону. Чуть замедлилось движение иголки.

— Как бы он радовался сегодня... — тихонько и ласково шепчет мать.

Над рабочим столиком — портрет отца в темной рамке. Засохшая веточка воткнута в край рамки. Весело и благосклонно улыбается отец с портрета.

В звуки музыки, вплетается оглушительный

Наплыв.



20. Большое здание новой школы. Из открытых окон доносится многообразный шум школьной перемены.

Наплыв.



21. Класс. Шум перемены, на мгновенье вспыхнув с оглушительной силой, сразу стихает. Замирает обычная послепеременная возня на партах. Мальчики, перепрыгивая через парты, усаживаются; девочки шепчутся, склонившись друг к другу. Какой-то мальчик накачивает воздухом футбольный мяч. Но все это мгновенно прекращается, и ребята поднимаются с мест, стуча крышками парт.

Голос учительницы:

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте, Анна Сергеевна! — отвечает нестройный хор.

Учительница в дверях. Рука ее лежит я зоином плече.

— Садитесь! — кивает она головой и проходит с Зоей к столу. Ее рука все еще на зоином плече.

— Ну вот, ребята, — говорит она. — Я привела к вам новенькую. Ее зовут Зоя...

Сорок пар глаз устремлено на Зою. Вдруг, как бы вместо приветствия, из третьей от стола парты, со свистом вырывается футбольный мяч.

Толстогубый мальчик с ужасом косится вниз на пол. Через его плечо с любопытством глядит другой, вихрастый мальчик.

Там, на полу, испускает дух мяч.

По классу прокатывается сдержанный, но неудержимый смех.

Смеются, обернувшись на это зрелище, девочки с первой парты. Через их головки видны стол, учительница, Зоя.

— Так,— говорит учительница. — Ну, конечно, опять милые дружки! Опять Петя — Боря, Боря—Петя! Покажи, Петя, что у тебя там... Не прячь руки... Ну-ка, встань!

Толстогубый Петя встает, нехотя вытаскивая из-под парты руки. В правой у него болтается футбольный насос. Снова смех.

— Ну, быстро! Забирай, Петя, книги и отправляйся назад! — приказывает учительница.— Быстро, быстро!

Петя с грохотом выбирается из-за парты, уронив какой-то шарик, теряя неведомо откуда взявшиеся марки. Учительница обращается к Зое:

- Зоя, иди садись на петино место!

Зоя послушно идет к указанной ей парте.

У вихрастого мальчика делается обиженное лицо, дергаются губы. Он встречает Зою явно неприветливым взглядом.

- Как хотите, Анна Сергеевна, а я девчонку к себе не пущу! — вдруг заявляет он, рассаживаясь во всю ширину парты.

Зоя растерянно останавливается, оглядывается. Учительница хмурится:

- То есть, как это не пустишь?

- Вот еще... — бубнит мальчик, не глядя на окно, — что я такого сделал, чтобы сидеть с девчонкой?.. Подумаешь, мяч! — срывается у него от обиды голос.

Зоя надувается.

— Ну, знаешь, Фомин,— возмущенно говорит учительница, — что же, по-твоему, сидеть с девочкой — это наказание?

— Не наказание, а хуже... Ее только тронь, она сразу запищит...— бубнит мальчик, не глядя на Зою.

Зоя не сводит с него насупленного взгляда. Вдруг она шагнула вплотную к парте.

— Подвинься, мальчик! — решительно, хотя и очень тихо говорит она. Учительница удивленно щурит глаза. Заинтересованные ребята вытягивают головы. Две девочки. Одна хорошенькая, остроносенькая, другая толстая, в очках, затаив дыхание, ждут, что будет дальше.

Зоя вплотную придвинулась к парте, лоб ее прорезала упорная складка. Вихрастый под пристальным взглядом Зои поерзывает.

— Ну, вот еще... подвинься... — огрызается он.

— Подвинься! —еще настойчивее говорит Зоя.

Мальчик молча глядит на Зою, она на него.

Невольно смутившись, он отводит глаза. Зоя не сводит с него упрямого взгляда.

И мальчик, снова чуть покосившись на Зою, вдруг нерешительно переползает на свою половину парты.

Зоя спокойно усаживается.

В классе шопот, смешки.

Зоя так невозмутима, а мальчик так забавно пыжится, исподлобья поглядывая на нее, что учительнице тоже невольно становится смешно.

- Ну вот и отлично,— прячет она улыбку, разбирая книги на столе. — Итак, ребята, сегодня мы снова займемся родным языком, разберем для начала...

Музыка.

Зоино внимательное лицо.

Наплыв.



22. Звонит большой звонок. В чаше его наплывом проступает класс, головки, торчащие из-за парт.

— Шесть раз шесть — тридцать шесть! — расхаживая вдоль класса, диктует длинный суховатый учитель.

Высунув кончик языка, Зоя старательно записывает.

Наплыв.

Снова звонит звонок. И теперь наплывом в его чаше приступают карта и у карты — молоденькая учительнице с указкой в руке...

— Вот, ребята, все, что красное,— это наша страна! Она занимает одну шестую часть мира...

Еще раз внимательное зоино лицо.

Наплыв.

И снова звонок, и снова наплывом класс. Совершенно лысый, немолодой учитель, вытянув в пальцах зеленый лист, проникновенно говорит:

- Поглядите, ребята, видите вы эти жилки...

Наплыв.

Опять звонок.

Но теперь в музыку вплетается хор детских голосов, звуки рояля.

В чаше звонка наплывом проступает класс.

Дирижируя одной рукой, другой — выколачивает из клавиш мелодию седой учитель пения.



Калина-малина... —



Поют дети, разевая, словно галчата, рты.

Старательно поет Зоя.

Наплыв.



23. В последний раз звонит звонок, и последним наплывом проступает огромная школьная лестница. Еще в наплыве она вся наполняется движением. Уроки кончились. Сплошным потоком проходят старшие, средние, малыши. Девушки — по парам, по тройкам, в обнимку. С ними вперемежку — юноши.. Разные лица, разные характеры, но исполненные смысла и воли.

Прекрасное поколение, уже выросшее в Советской стране. Как бы портрет его в движении.

Не смолкает музыка.

В стайке девочек спускается, по лестнице Зоя. Щебет,

- Знаешь что, говорит хорошенькая бойкая девочка, — давай дружить! Меня зовут Верой!

— Я тоже хочу,— солидно- заявляет толстенькая девочка в очках.

— Хорошо, —соглашается Зоя. - А тебя, как зовут?

— Меня — Зина...

Вдруг, расталкивая, девочек, пронеслась вниз компания мальчишек и зоии вихрастый сосед с ними. На секунду задержавшись, он деловито дергает зоину косичку. Девчонки останавлваются и нестройным хором кричат ему вслед:

— А мы Анне Сергеевне скажем! Мы Анне Сергеевне скажем!

— А ну его! — решительно говорит Зоя.

И сразу перестав кричать, девочки идут дальше.

Теперь спускается группа учителей. Молоды постарше. Хорошие, добрые лица.

Насмешливый голос:

— И дался вам, Сергей Семенович, этот самый рейхстаг! Подумаешь... сгорело одно из безобразнейших зданий в Европе! Туда ему дорога!

Убежденным, глуховатым голосом отвечает немолодой учитель:

— Напрасно вы отшучиваетесь... Я убежден что это лишь начало. И как это у Шекспира «Не будет меры злодеянию»...— затихает где-то внизу его голос.

Резко и властно возникает музыкальная фраза и одновременно — наплывом во весь экран газетный лист в чьих-то руках,



24. Школьная библиотека. Книжные полки. Линии переплетов. Лесенка-стремянка. Со ступеньки лесенки свешиваются ноги в ботинках с сильно задранными кверху носками. Обладатель ног скрыт за газетным листом, и из-за листа доносится его свирепое ворчание:

— Вандалы! Преступники!

А Зоя идет вдоль стенки маленького коридорчика, Сумочка с учебниками в ее руке. Там, за деревянным барьерчиком, — полки до самого потолка, полки по всем стенам. Тысячи книг — толстых, тоненьких, в разных переплетах. Там лесенка, откуда встречает Зою энергично произнесенная ругань:

— Идиоты! Изуверы!

Зоя, испуганно отпрянула от барьерчика, останавливается в нерешительности.

— Негодяи! — несется из-за газеты, и Зоя невольно вздрагивает.

— Они сжигают книги! Подумать только - сжигают книги!

Зоя, заинтересованная, делает робкий шаг к барьеру. Трепещущая газета. Яростный голос:

— Тупицы! Дикари! Сжечь Толстого!



25. Зоина голова, обрезанная барьерчиком. Широко открыты испуганные глаза.

- Достоевский в огне! Гете... Маркс!..— несутся из-за газеты восклицания. — Гнусность! Какая гнусность!

Зоя. Она открывает рот, снова закрывает его и, наконец, решившись, тихонько задает вопрос:

— Это вас зовут Филин?

Газетный лист опускается. Повернув седую голову, маленький, сухой старик с недоумением разглядывает сверху Зою, чья голова торчит над барьером. Поверх очков еще не остывшим яростным огнем светятся у старика умные, подслеповатые глаза. Торчат в разные стороны незавязанные тесемки синего, пропыленного библиотечной пылью халатика.

— Что? Какой филин? — удивляется старик. — Откуда ты, девочка? - спрашивает он строго Зою.

Торчит над барьером заина голова.

— Мне сказали ребята, что книжки для чтения можно взять у Филина, что днем Филин учит историю у старших, а после уроков сидит здесь и дает книги - подробно объясняет Зоя.

- Постой, постой... - старик откладывает газету.— Филин? Постой... в очках, слепой... сади на жердочке... — это я... конечно, это я! — Старик совершенно доволен. — Так вот как меня величают! — заливается он предобродушнейшим смехом.

Зоя с интересом глядит на него.

— Ну! Так чего же ты хочешь от Филина, девочка? — управившись, наконец, со смехом, - спрашивает старик.

— Я хотела, чтобы вы дали мне почитать, - серьезно объясняет Зоя. — А потом, когда услышала, что вы сердитесь на кого-то, кто сжигает книжки, мне стало, интересно, кто это сделал. Из ребят нашего класса никто этого не мог бы сделать! Даже самые хулиганы-мальчишки!

Старик удивленно вскидывает голову, приглядывается к Зое. Потом быстро сползает с лестницы. Заложив руки за спину, он быстрыми маленькими шажками подходит к барьеру. Уткнув локти в барьер, филин с интересом разглядывает Зою.

Две головы по разные стороны барьера - совсем юная и старая.

- Я тоже уверен, девочка, что из вашего класса, никто не способен на такую пакость! — говорит старик. - Это сделали немцы. Фашисты! Во всех городах Германии вчера, ровно в 12 часов ночи, жгли на кострах книги!

- Неужели это сделали взрослые? - с удивлением спрашивает Зоя.

- Видишь ли, эти взрослые боятся книг...

— Боятся? — Зоя морщит лоб. — Не понимаю, чего они боятся! Книга ничего не может сделать сама...

- Нет, нет! Вот тут ты, девочка, ошибаешься! — Старик выпрямляется. — Нет, нет, — трясет он головой, и глаза его вновь загораются огнем.

От волнения Филин начинает расхаживать заложив руки за спину. Три шажка от барьера и опять обратно. Зоя глядит на него, полуоткрыв рот.

- Книги могут быть совестью! Они говорят правду там, где торжествует ложь! Они обвиняют, защищают, любят, ненавидят! И именно поэтому эти обезьяны их жгут! Они хотят вернуть мир к средневековью! Но ничего... ничего.. - Филин останавливается около Зои. Торжественно подняв палец вверх, он заканчивает свою горячую тираду. - Сорок лет я учу истории вот таких, как ты... Сорок лет! И я кое-что смыслю в этом! Никому еще, слышишь, девочка, никому и никогда не удавалось и не удастся повернуть историю обратно!!!

Недолгое молчание. Филин поправляет сбившиеся на нос очки и вдруг слышит тихий, но настойчивый голос Зои:

— Я вас очень прошу... дайте мне все те книжки, которые там сожгли...

Поостыв, Филин соображает, что перед ним совсем маленькая девочка. Лицо его покрывается сетью мелких морщинок.

— Что ты, девочка, их очень много! — Губы старика трогает добрая усмешка, он поглаживает Зою по голове: — Так много, что хватит на всю твою жизнь!

Музыка.

Стройные ряды книг, полки с книгами, книги, книги, книги...



26. В затихающую музыку вплетается зоин голос:



Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель...



Девочки - Верочка, Зина и Зоя - склонились над книгой. Они рядком сидят на диване. Должно быть, они пришли к Зое учить арифметику чему свидетельством учебники и тетрадки, валяющиеся тут же на диване. Но арифметика брошена ради сказки о царе Салтане, которую, тихонько читает Зоя:



Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.



Зина, подняв голову, морщит нос, к чему-то принюхиваясь.

— Пахнет чем-то! —наконец, неуверенно заявляет она.

— Ой, девочки, — спохватывается Зоя,— Неужели каша пригорела?! И как это я забыла!

Вскочив с дивана, Зоя бежит в другой угол комнаты.

Там, склонившись над керосинкой, она помешивает кашу в кастрюле, облизывает ложку, успокаивается и, убавив огонь, бежит обратно.

Она пробегает мимо окна. Кинув по пути мимолетный взгляд, уже было пробежала и тут вернулась, вглядывается.

- Девочки, тут шар какой-то! — объявляет она.

Тотчас же рядом с ней у окна появляются Верочка и Зина.

- Ой, как высоко! — тянет Зина.

Три девочки, прильнувшие к окну.

- А вдруг это не шар, а стратостат! — соображает Верочка. - Я прошлый раз, когда Прокофьев летал, сама видела... Он вроде груши, и этот тоже...

Там, за стеклами, высоко в небе повисла посеребренная солнцем груша. Она плавно уходит вверх.

- Пойдемте, девочки! - тормошит девочек Зина.

- Да подожди ты, Зинка!—отмахивается Верочка. — Он еще долго будет. А мне интересно, что там дальше! - Зинка тянет девочек за рукава.

Девочки подходят к дивану, усаживаются, и вот снова три головки склонились над книгой.

— Где я остановилась? — водит Зоя пальце по строчкам. — Ага, вот тут!



Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах ..



За окном, в беспредельной голубизне неба тонет серебряная точка.

Наплывом, одновременно с фразой музыки, возникает кусок, газетного шрифта:

«Отмечая выдающиеся заслуги погибших героев стратостата «Осоавиахим» тт. Федосенко, Васенко, Усыскина, самоотверженно ведших до самой гибели героическую научную работу в стратосфере, ЦИК СССР постановляет: наградить каждого из них орденом Ленина».
<< Назад Вперёд >>