Молодая Гвардия
 

Л.Арнштам и Б. Чирсков
КТО ОНА?
(Зоя Космодемьянская)
Киносценарий.
(1-7)



1. По началу — в синих сумерках русский зимний пейзаж. Утонувшие в снежных сугробах избы. Кое-где — мирный дымок. Но вот, во весь экран, дощечка.

«Петрищево» — чужими проклятыми немецкими буквами выведено название русского села.

А вдали — тот же как будто мирный пейзаж, но из глубины нелепо твердым шагом идет, вскинув автомат, укутанный в платок немецкий часовой. Чернеет угол полуобгоревшего строения.

Путаница колючей проволоки, колья.

Часовой подходит к углу.



2. На окраине деревни из канавы ползком выбирается человек. Лица не видно. Только фигура. Ватные штаны, ватная куртка. Приподнявшись, человек замирает, вглядываясь в сумерки, почти скрывшие от него деревню. Оттуда доносятся далекий собачий лай, чужая немецкая речь, чужой смех. Человек, припав к земле, пополз.

Часовой. Опустив автомат, он только собирается прислониться к стене, как вдруг за его спиной метнулась тень. Кто-то, низко пригнувшись, перебежал к соседнему строению. Часовой, вздрогнув, озирается.

А человек, добежав до угла противоположного строения, с разбегу опускается в снег. Тотчас же, чуть приподнявшись, он ползет вдоль стены строения. Из сумки, висящей на боку, человек достает бутылку.

Часовой все видит. Осторожно отступив в тень, он прижимается к темной стене, сливаясь с ней.

Руки человека вставляют капсуль в горлышко зажигательной бутылки.

Часовой прижимается к стене. Поблескивают его глаза под каской.

Человек занес руку с бутылкой. Взмах... Но в то же мгновение что-то тяжелое навалилось на человека.

Короткая, молчаливая борьба. Белый снег, темные катающиеся на снегу фигуры.

Взметнулась кверху рука с наганом. Рука в ватнике. Тотчас же другая рука выбила наган, вжала его в снег.

Возглас: Дир верд ихс шон цайген! *

* Сейчас я тебе покажу!

Наплыв.



3. Изба. Распахивается дверь. От двери, испуганно плача, бежит босая девчонка. Другая девочка, постарше, помогает ей вскарабкаться на печь. В сенях шумят. Тяжелый топот, глухие ругательства не чужом языке. Удар ногой в уже открытую дверь. Солдаты вводят в избу человека.

Его ведут за руки, его толкают.

Ругань, возгласы.

Один солдат прижимает его к печи двумя руками, другой срывает мешок, со спины. С короткими птичьими выкриками выскакивают из-за перегородки квартирующие здесь солдаты. Они видимо, спали. Один в подштанниках, другой затягивает на ходу пояс. Тот, кто в подштанниках, берет в руки зажигательную бутылку. Он с интересом разглядывает ее. Выкрики. Грубы, смех. Непрекращающееся лопотание. Один солдат уже стаскивает с человека ватник, другой в это время срывает подшлемник.

И вдруг удивленный возглас:

— Ого! Дас ист я айн медхен! *

* Ого! Да это же девушка!

Сразу наступает тишина.

Девочки свесились с печи. Испуганные глаза, полуоткрытые рты.

Остановилась в дверях женщина. Она несла воду в ведрах.

Стоит девушка. Скромная девичья белая кофточка. Прекрасное, совершенно спокойное юное лицо. Подстриженные волосы упали ей на лоб. Коротким движением головы она откидывает их назад. И так, высоко подняв голову, прямо и бесстрашно глядит она на оцепеневших солдат.

В тишине вдруг печальный человеческий голос:

— Кто ты, девушка?

Испуганно жмется в дверях русская женщина. С сочувствием и страхом глядит она на девушку.

Через головы немцев девушка встречается с ней взглядом, и в то же мгновение немецкий солдат, чуть отступив и размахнувшись, деловито бьет девушку по щеке.

Наплыв.



4. Тишина взрывается возгласами, похабной руганью. Перекресток деревенской улицы. Пусто. Из ворот выбегает солдат, переговариваясь на ходу с другим солдатом. Крики и шум приближаются. Из-за поворота появляется шествие. Легким, спокойным шагом по белому снегу идет девушка. Двое солдат держат ее руки. Непокрытая голова ее гордо откинута назад. Сурово сдвинуты брови. А вокруг нее беснуются солдаты, заглядывают в лицо, толкают.

— Фрейлен партизан!

Фрау партизан!

Хохот, крики.

Наплыв.



5. Возгласы и шум доносятся с улицы в. другую избу. Испуганно и торопливо пятится старуха. Через избу два солдата ведут девушку в чистую половину. Хлопает за ними дверь. Старуха опускается на лавку. Дряхлый дед, подвинувшись, дает ей место.



6. И вот девушка стоит перед немецким офицером. Чадит фитиль керосиновой лампы. Здесь штаб частей связи. Молоденький писарь, косясь на девушку, подворачивает лист бумаги на валике пишущей машинки. На столе — телефон, приемник, бумаги. В темной глубине жмутся к стене два солдата. Офицер, поправляя нагоревший фитиль, поднимает голову. Прямо- и бесстрашно глядит девушка ему в глаза.

— Кто вы? — спрашивает офицер на русском языке.

В неясном пятне света гордое и прекрасное лицо девушки. Она молчит.

Офицер разглядывает её.

- Кто вас послал? — наконец снова раздается его голос.

И опять она молчит. Огромным упорством светятся ее глаза.

— Кто ваши товарищи?

Молчание.

Бесстрастное лицо офицера.

— Где они прячутся сейчас?

Но она молчит, и только еле заметное презрительное движение губ чуть меняет ее лицо.

Офицер встает, делает к ней шаг. Он разглядывает ее с одной стороны; обойдя, разглядывает с другой, точно статую, и вдруг резко и коротко ударяет ее тыльной стороной руки по одной щеке, по другой...

— Еще раз... Кто ты? С кем ты была?

Вздрогнула ее голова, напряглись мускулы рук, связанных за спиной, гневно, расширились зрачки. И снова спокоен и презрителен ее взгляд. Она молчит. Глаза в глаза! Короткий поединок. Не выдержав ее взгляда, офицер грубо по-солдатски выругавшись, отводит глаза. Три шага от стола к темной стене, три шага обратно к столу.

Взяв в руки лампу, он быстро подносит ее к лицу девушки, ярко осветив его. Как бы между прочим задает он неожиданный вопрос:

— Скажи, а где сейчас находится Сталин?

Вздрагивают ее ресницы, в глазах медленно проступает теплота. — Сталин?.. — впервые, наконец, раздается тихий голос.

Писарек глядит на нее, вытянув шею.

Офицер наклонился к ней.

Ясно раздается гордый ответ:

— Сталин на посту!

Тук-тук-тук — неуверенно простучала машинка.

Руки писаря повисли в воздухе над машинкой, он косится на девушку. Напряженное и немного растерянное лицо офицера.

— На посту? Вас хайсет дас? — ворчит он, не глядя на девушку. — Что это значит?

Неловко усмехнувшись и пожав плечами, он опускается к столу. Но раздается ее голос, и он поднимает голову. Исподволь возникает музыка. Как нежданно прорвавший плотину поток, срываются с губ девушки слова, фразы.

— Это значит... что ночью... вот сейчас... и днем... и на рассвете идут в бой полки... Им нет конца, как нет конца и краю моей стране... по рельсам стучат колеса... огни... семафоры... гудки... платформы... И на платформах — танки... И женщина становится к станку на место мужа-бойца!.. И в небо поднимается самолет за самолетом! И где-то протягивает руки ребенок. Он потерял отца, мать... все на свете... Но родина его не оставит, не бросит!.. Родина заменит ему мать, накормит его, согреет ему молока... А в лесах... у костров... и на дорогах... там.. и там... — всюду собираются партизаны, и они готовят вам гибель!..

Застывшее лицо офицера. Испуганно смотрит на девушку писарь. Жмутся угрюмые солдаты у темной стены. — Вот что такое — Сталин на посту!

Ширится поток музыки. Ясен и тверд голос девушки.

- И я знаю... вы убьете меня, но если бы кто-нибудь мне сказал: хочешь, живи снова, с самого начала... я все равно выбрала бы ту жизнь, что была у меня! Я жила его большим счастьем, боролась за его счастье... а ей счастье — это счастье моей страны, моего народа... мое счастье!

Высоко подняв голову, девушка глядит на офицера. Мгновение длится молчание, и потом спокойное и уверенное решение:

— Больше я ничего говорить не буду.

Сухое, застывшее лицо офицера.

— Хорошо! — хрипло говорит он и, обернувшись в темноту, отдает команду:

— Немт зи маль ан ди арбайт! *

* Возьмите ее в работу!

Из темноты выступают, деловито снимая на ходу ремни, конвойные. Они подходят к девушке; один постарше, другой молод, белокур —голубоглазая бестия. Он подталкивает девушку к скамейке.

Невероятным презрением исполнен ее взгляд. Солдат швыряет девушку на скамейку, и теперь ее не видно, только летят в воздух срываемые с нее одежды. Холодный голос офицера:

— Последний раз: отвечай, кто ты? Где скрываются твои товарищи?

Солдаты, застывшие над скамейкой. Молчание,

Яростно кричит офицер:

— Анфанген! **

** Приступить!

Молодой солдат, сощурив глаза, заносит ремень.



7. Но удар — вернее, глухой его звук — будто падает на плечи старухи, что сидит в другой половине избы, устремив неподвижный взгляд на дверь, за которой пытают девушку. Она вздрагивает.

— Господи! — тихонько шепчет она. Рядом с нею дед. Он слеп, пустые белки устремлены в пространство. Снова удар, и снова вздрагивает старуха:

— Господи!..

И дальше, будто каждый удар, наносимый девушке, наносится ей. Ладонь прижата к щеке, вздрагивает голова.

— Господи!.. Господи!.. – божьим именем отчитывает она удары.

Вступает короткая и резкая музыкальная фраза.

Надпись:

ДВЕСТИ РАЗ ПОВТОРИЛА СТАРУХА ГОСПОДНЕ ИМЯ, НО ДЕВУШКА НЕ ИЗДАЛА НИ ЗВУКА, НИ СТОНА, ОНА НЕ НАЗВАЛА СЕБЯ, НЕ ВЫДАЛА СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ...

И снова старуха. И глухие удары — там за дверью.

— Господи!.. Господи!.. —громко молит старуха бога.

Нежданно наступает тишина.

<< Назад Вперёд >>