Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению сборника ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА С ФРОНТА. 1941


"УЛЕТАЮ НА ФРОНТ"

С.П. Супрун
С.П. Супрун


   "Дорогие родные! Сегодня улетаю на фронт защищать свою Родину, свой народ. Подобрал себе замечательных летчиков орлов. Приложу все силы, чтобы доказать фашистский сволочи, на что способны советские летчики. Вас прошу не беспокоиться. Целую всех.
   Степан.
   30. VI.4I г."

   
   Так писал родным в Сумы прославленный летчик подполковник Степан Павлович Супрун перед отлетом на фронт. Стремительной, полной волнующих событий была короткая жизнь этого замечательного человека, одного из первых учеников Валерия Чкалова, летчика-испытателя НИИ ВВС, участника воздушных боев в небе Китая против японских милитаристов, Героя Советского Союза...
   В первые дни войны Степану Павловичу было поручено сформировать из летчиков-испытателей авиаполк. Кажется невероятным тот факт, что Супрун в эти горячие дни помимо забот, связанных с формированием полка, успел завершить заключительные полеты по испытанию новейшего самолета - в будущем одного из лучших истребителей Великой Отечественной войны - Як-1. Его заключение: "Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить его в серию".
   30 июня 401-й истребительный авиационный полк, в командование которым вступил подполковник С. П. Супрун, вылетел на фронт. Через два часа он приземлился на белорусском аэродроме Зубово.
   Быть может, в те минуты, готовясь к первой встрече с врагом, Супрун вспомнил, как весной 1940 года в составе советской делегации специалистов авиапромышленности и командования ВВС побывал в Берлине. Состоялись встречи с германскими авиаконструкторами Мессершмиттом и Хейнкелем. Не очень откровенно делились своими секретами хозяева. А когда все же вынуждены были показать боевой истребитель новейшей конструкции Me-109, один из членов нашей делегации вполголоса произнес:
   - Нет, это не то. Совсем не то. Над машиной надо еще много работать.
   Тогда же конструктор Хейнкель предложил Степану Павловичу выполнить полет на Хе-100...
   Пройдет время, и в своих мемуарах Хейнкель напишет:
   "В составе русской миссии был молодой летчик, Герой Советского Союза, летное мастерство которого произвело большое впечатление. Это был высокий, статный мужчина. Перед первым полетом на Хе-100, самом скоростном из всех самолетов, на которых он когда-либо летал, он имел десятиминутную консультацию с одним из моих лучших летчиков-испытателей. Затем он поднял машину в воздух и стал швырять ее по небу, выполняя такие фигуры, что мои летчики почти онемели от удивления".
   Теперь, летом сорок первого, предстояла иная встреча...
   Она оказалась скорой - в небе появился фашистский разведчик.
   Степан Павлович быстро взлетел, последовала молниеносная атака, и вражеский самолет рухнул на землю.
   Всего несколько дней прошло с начала войны, а молва о Степане Супруне, о подвигах его летчиков разнеслась по всем фронтам. Она перекликалась со славой Григория Кравченко, боевого побратима Степана по небу Китая, воевавшего в эти дни в районе Климовичей.
   Суровыми были первые бои с численно превосходящим врагом, бои насмерть, на износ, бои на пределе возможностей.
   4 июля Степан Павлович Супрун не вернулся с боевого задания. Долгое время были неизвестны обстоятельства его гибели. Поиски на предполагаемом месте, где он мог быть сбит, результатов не дали. И лишь через многие годы прояснились некоторые подробности.
   После выполнения боевого задания Супрун, отделившись от группы, возвращающейся на аэродром, решил провести дополнительную разведку для очередного вылета. Неожиданно навстречу его МиГ-3 из-за облаков вынырнули четыре "мессершмитта" и два "юнкерса". Закружилась воздушная карусель, и вскоре один из фашистских самолетов задымил и пошел вниз. Но загорелся и истребитель Супруна.
   Свидетелем этого воздушного поединка оказался Михаил Ефимович Покатович. В то время он нес службу в частях воздушного наблюдения. Имеются и документы, подтверждающие гибель командира 401-го иап подполковника С. П. Супруна. В Центральном архиве Министерства обороны обнаружено боевое донесение командира соседней 23-й авиадивизии В. Нестерцова, в котором подтверждено, что С. П. Супрун погиб в районе города Толочина. Лишь спустя пятнадцать лет удалось найти могилу Степана Павловича Супруна и перезахоронить его прах на Новодевичьем кладбище в Москве. На родине героя-летчика в городе Сумы теперь возвышается бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза. (Второй звездой Героя награжден посмертно).
   В годы борьбы с фашистскими захватчиками в истребительной авиации ПВО служил и брат Супруна - Александр Павлович. Ныне он на пенсии. Живет в Москве.
   Родители бесстрашного летчика уже ушли из жизни. Но подвиг их сына продолжает жить в названиях улиц ряда городов и поселков, школ и профессионально-технических училищ. Ратные дела Степана Павловича достойно продолжают воины-авиаторы нынешнего поколения. Они бдительно охраняют родное небо.

<< Предыдущее письмо Следующее письмо >>


Этот сайт создал Дмитрий Щербинин.