Молодая Гвардия
 

РЫЦАРЬ НЕБЕСНЫХ ДОРОГ



Каждый раз в День Победы Ханифа Нугаева-Хархалуп достает заветную шкатулку с письмами и садится задумчиво в кресло. Перелистывает (бог весть в который раз) зачитанные, пожелтевшие от времени страницы. Читает их внимательно и взволнованно, каждый раз находя в них новый источник успокоения и душевной ласки. Фронтовые письма, последний наказ мужа, стали для нее неоценимым кладом. Перелистывает их, и в памяти встает образ любимого человека, звучит его тихий, ровный голос.

«Дорогая моя жена, дорогие сыновья!

Настал четвертый день войны с фашистами. Когда наступит ей конец, никто не знает. Встаем с петухами, а ложимся далеко за полночь. Каждый пилот выполняет за день по три-четыре боевых вылета. Боевое крещение получил под Бельцами. Еще ни разу так не тосковал по вас, как в эти дни...»

С этими письмами связаны ее самые светлые, самые радужные воспоминания. И она хранит их как зеницу ока. Возьмет письмо в руки, и перед глазами проплывает полная борьбы и горенья жизнь летчика-молда-ванина Семена Хархалупа.

Родился Семен Иванович в 1909 году в селе Валя-Адынкэ Каменского района. Был непоседливым, пытливым мальчишкой. Увлекался авиамоделизмом, мечтал стать летчиком. Но тяжелые годы жизни развеяли его мечты и стремления.

Пятнадцати лет Семен простился с отчим домом и пошел в люди, собственным трудом добывать хлеб насущный. Работал несколько лет на лесоразработках в Приднепровье. Затем течение жизни забросило его в Крым на строительство шоссейных дорог.

Всюду он отличался настойчивостью и трудолюбием. И жизнь щедро открыла перед ним свои двери. Осенью 1929 комсомолец Семен Хархалуп был призван в ряды Красной Армии. И счастье ему улыбнулось. Попал в часть аэродромного обслуживания. Полузабытая мечта детства обрела крылья. Служил и учился. Учился настойчиво, с любовью и вдохновеньем. Полностью отдавался изучению физики, математики, геометрии. Освоил профессию механика и стал правой рукой пилотов.

В 1935 году Семена направили в летное училище. Затем последовали первые путешествия по увлекательному заоблачному царству, первые прыжки с парашютом. Мечта стала явью. А когда почтальон принес в отчий дом фотографию молодого пилота, о нем заговорила вся В а ля-Адынкэ. Сельские красавицы только по нему и вздыхали, а парни завидовали.

Летом 1940 года, после воссоединения Бессарабии, авиаполк, в котором проходил службу старший лейтенант Семен Хархалуп, был перебазирован в городок на Пруту. Коммунист Хархалуп со всей душой отдался строительству новой жизни на Правобережье Днестра. Выступал с зажигательными речами перед рабочими и крестьянами, помогая последним перейти к новому социалистическому укладу жизни, стать хозяевами соб-ственной судьбы и счастья.

Новая жизнь крепла, побеждала всюду и во всем. Но... вспыхнуло пламя военных пожарищ. Вспыхнуло неожиданно...

По сигналу тревоги «соколы» подняли в небо свои самолеты и вступили в неравный бой. Озабоченные жены ждали их на пороге родных домов и с тревогой всматривались в небо, где мужья вели бой, защищая родную землю. А война отнимала у них мужей, покой, радость.

«В молдавском городке, где близ границы располагался наш авиационный полк,— вспоминает Ханифа Ахмедшевна,— начался переполох. Советские солдаты геройски отбивали атаки врага. Семен из одного полета прилетал и в другой улетал. На аэродроме бывал лишь пока заправлял самолет горючим и боепитанием. Не успел даже помочь упаковаться и проводить на вокзал. Даже не знаю, как смогла бы эвакуироваться с двумя малолетками на руках, если бы вокруг не было столько верных друзей и товарищей. В критический момент, когда фашисты прорвали линию нашей обороны, мы выехали из горящего городка последним поездом. Только чудом спаслись от врага и остались в живых».

Жена и двое детей эвакуировались в глубь страны, в солнечный Узбекистан, где она работала учительницей, а по вечерам в госпитале ухаживала за ранеными красноармейцами. Об этом периоде она вспоминает: «После уроков я водила старшеклассниц на швейную фабрику имени 8 марта, где девочки выполняли несложные операции: пришивали к обмундированию пуговицы, петлицы, крючки. Мы же — взрослые женщины — разбились побригадно и дежурили в послеоперационной, убирали палаты, сушили постели, мыли и купали тяжелораненых. Делали мы всю эту работу от полноты доброго женского сердца, ибо у каждой из нас был на фронте муж или отец, сын или брат».

Возвращалась домой поздно вечером усталая и полная ожидания: а вдруг письмо. На пороге встречал ее старший сын Фуат и спрашивал:

— Мамочка, от папы ничего нет?

И тогда мать молча гладила сына по голове. Сына...

Это было еще до войны. Во время учений командир Семена, Шариф Юсупов, разбился. Семен тяжело пережил эту утрату и на могиле друга поклялся усыновить его сына — Фуата. Он хорошо выполнял отцовские обя-занности. А женился лишь спустя два года...

В Самарканд полевая почта доставила лишь одно письмо Хархалупа.

«Милая моя жена, дорогие детишки!—писал он в конце первой недели войны.— Могу сообщить, что я жив-здоров. Вчера, 28 июня, под вечер 12 вражеских бомбардировщиков пересекли Днестр и взяли курс на украинский город Котовск. Бой был жарким. Из двенадцати стервятников только одному удалось вернуться. Не так уж страшен враг, как в первые дни. Я в этом бою сбил два самолета. Оба упали близ Рыбницы...»

Это письмо стало последним. Жена получила его одновременно с извещением о том, что муж «пал смертью храбрых»...

Утром 30 июня 1941 года над Днестром появились вражеские стервятники, которые намеревались разбомбить переправу. Но Семен Хархалуп и его товарищи обратили их в бегство. А когда возвращались, встретились с превосходящими силами врага. Разгорелся неравный бой. Семен сбил три фашистских самолета. Но вдруг его машина вздрогнула раненой птицей и потеряла управление. Языки пламени бушевали у двигателя.

«Нет, не дотяну до базы!». И Семен вспомнил, что неподалеку родное село, рядом с которым простирается ровный обширный луг. «Лучшего места для посадки не сыскать».

Но «ястребок» летел на последнем дыхании. Оставляя широкий шлейф черного дыма в безоблачной глади неба над Днестром, он врезался в землю.

Жители села Валя-Адынкэ и Константиновка выбежали на луг. Окровавленный «сокол» лежал около догоравшего самолета. Собравшиеся не узнали своего односельчанина. Но дрогнуло лицо подоспевшей старушки, она пала наземь и полный боли и страдания голос потряс окрестности:

— Сенечка, сыночек ты мой!

Геройски сражаться и погибнуть у родного порога! Сколько трагизма в этой последней встрече матери и сына!

Тяжело пережили земляки гибель героя. Скорбящие односельчане отдали ему последний земной долг, и на их застывших лицах можно было прочесть боль, возмущение, ненависть и жажду мести.

Пропеллер самолета, на котором Семен Хархалуп совершил в первые дни войны пятьдесят боевых вылетов, был установлен на самом возвышенном месте села и стал памятником верности и отваге. А когда фашисты захватили село, односельчане спрятали пропеллер и сохраняли эту дорогую всем им реликвию все годы войны. В настоящее время пропеллер экспонируется в Республиканском краеведческом музее Молдавской СОР.

Жена бесстрашного летчика-молдаванина Ханифа Нугаева-Хархалуп в послевоенные годы осталась работать педагогом в Самарканде. Она вырастила и воспитала двух сыновей достойными памяти отца. Фуат— кан-дидат наук, преподаватель Ташкентского университета.

Валерий — известный советский спортсмен, работает тренером в Москве. Когда у него родилась дочь, ее назвали Викторией в честь деда-летчика, в честь героев, что покрыли себя неувядаемой славой в боях за свободу и независимость нашей 'Родины.

«Несколько лет тому назад, — вспоминает Ханифа Ахмедшевна,— я посетила родное село мужа. Все жители Валя-Адынкэ, родственники и друзья встретили меня необыкновенно тепло и сердечно. Над могилой мужа воз-вышается обелиск. Школьники посадили вокруг деревья и цветы, они свято чтут память земляка-героя».

Молдавское село Валя-Адынкэ и далекий узбекский город Самарканд стали побратимами. Ведь их связывает светлая память о рыцаре небесных путей, братство и дружба наших народов.


<< Назад Вперёд >>