Молодая Гвардия
 

БЛОКАДА ОКРУЖЕННОЙ АРМИИ
Генерал-майор П. Я. ГОЛОВАЧЕВ, дважды Герой Советского Союза


У берега Волги немецко-фашистская армия получила такой удар, после которого ее не смогли спасти никакие «тотальные» и «сверхтотальные» мобилизации в Германии и порабощенных странах.

К 23 ноября войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов завершили окружение 6 и 4 танковой гитлеровских армий. Характерным для этой операции является ее решительный наступательный характер, блестящее оперативное и стратегическое обеспечение ударных группировок фронтов, выполнявших план окружения. В результате оперативного окружения войсками Юго-Западного и Сталинградского фронтов был создан внешний фронт, удаленный от окруженной группировки на расстояние от 40 до 140 км. К январю 1943 г. это расстояние увеличилось до 200—260 км.

После безуспешных попыток прорвать кольцо окружения немецко-фашистское командование решило снабжать всем необходимым окруженную группировку воздушными путями. Но героическими действиями советских летчиков, путем жесткой воздушной блокады окруженных войск и эта попытка немецко-фашистского командования была сорвана.

Гитлеровцы, имевшие сильную транспортную авиацию, мало боялись окружения до тех пор, пока оставался открытым воздушный путь. Узнав об окружении своей 6 армии, Гитлер телеграфировал командующему армией Паулюсу: «Вы должны удержать позиции на Волге, завоеванные такой большой кровью. Что касается моей власти, я сделаю все, чтобы поддержать вас». Гитлер рассчитывал на свою транспортную авиацию. Но он явно недооценил героизм советских летчиков и летные качества новых самолетов-истребителей типа ЛА-5 и модернизированного ЯК-1

Несмотря на то, что немецкое командование сосредоточило в этом районе больше половины своей авиации, находившейся на советско-германском фронте, советские летчики еще в оборонительный период операции сбили в воздушных боях лучших немецких летчиков, уничтожили большое количество самолетов на земле и в воздухе.

К началу контрнаступления наши Военно-Воздушные Силы имели в районе сражения за Волгу уже 1267 самолетов, из них 25% неисправных. Немецкие воздушные силы имели в строю 1000 самолетов. В разгроме немецких войск здесь принимали участие несколько наших авиасоединений.

С первых же дней, как было завершено окружение, немецкое командование приступило к снабжению окруженных войск с помощью транспортной авиации. В связи с этим на нашу авиацию легла новая задача—сбивать транспортные самолеты противника. Эта задача стала основной, центральной и оставалась такой до окончательной ликвидации окруженной группировки. По мере истощения запасов окруженных войск активность немецкой транспортной авиации усиливалась, и в первой половине декабря она делала в" район окружения по 250— 300 самолето-вылетов в день.

Кроме действовавших ранее 406-й и 700-й групп транспортной авиации 3-й эскадры особого назначения, немецкое командование на снабжение окруженных войск в волжском районе бросило еще три группы (20, 21 и 23), собранные в Германии из летных школ и снятые с воздушных линий Берлин — Париж, Берлин — Токио и Берлин — Рим.

По данным нашей разведки, на 12 декабря 1942 г. только на аэродроме Тацинская базировалось до 250 самолетов, из которых подавляющее большинство были транспортные типа Ю-52. В конце ноября и начале декабря условия для полетов транспортной авиации противника были еще благоприятны, так как немцы располагали рядом хороших аэродромов как внутри кольца окружения (Городище, Питомник, Гумрак, Бзсаргино, Россошка, Воропоново), так и в непосредственной близости к кольцу окружения (Морозовск, Тацинская, Чернышевская, Котельниково, Зимовники, Сальск). При сравнительно небольшом расстоянии до кольца окружения транспортная авиация могла быстро и без особого риска совершать перелеты через него. Транспортные самолеты обычно действовали небольшими группами, по 2—3 самолета, на высоте 1500—3000 м без прикрытия. Наше командование создало вокруг окруженной группировки сеть истребительных авиазасад на путях вероятных пролетов транспортной авиации. Это привело гитлеровцев к большим потерям, и они вынуждены были применить прикрытие, широко практикуя отвлекающие действия: небольшая группа Ю-52 под конвоем истребителей шла окольным маршрутом, привлекая на себя наших истребителей, а в это время основные группы Ю-52 проскакивали кольцо окружения.

Было ясно, что методом одних истребительных засад вести борьбу с транспортной авиацией противника трудно, особенно тогда, когда противник не считается со своими потерями. Наше командование выработало хорошо продуманный план воздушной блокады окруженной группировки.

План воздушной блокады включал ряд мероприятий по борьбе с транспортной авиацией противника. Предусматривалось создать: сеть радиостанций наведения; внешнее кольцо истребителей, разделенное на секторы с необходимым количеством самолетов-истребителей и ответственным за сектор командиром авиационного соединения; полосу организованного зенитного огня (вокруг всего кольца окружения) шириной 8—10 км; артиллерийскую и воздушную блокаду аэродромов и площадок на территории окруженной группировки в сочетании с бомбардировочными ударами по аэродромам противника, с которых действовала транспортная авиация. Кроме того, выделялись самолеты на свободную «охоту».

Следует отметить тесное взаимодействие истребителей (ИА) с зенитной артиллерией (ЗА), причем в каждом секторе зенитки и истребители имели радиостанции на одной волне и оповещали друг друга о появлении самолетов противника. Были установлены точные сигналы взаимодействия ИА и ЗА.

Все эти мероприятия позволили успешно осуществить воздушную блокаду окруженной группировки врага. Например, за 10 и 11 декабря истребителями одной воздушной армии было уничтожено 89 самолетов противника.

Большое внимание уделялось ударам по аэродромам, блокированию аэродромов, ведению непрерывной разведки для выявления действующих аэродромов.

Аэрофотоснимки с ближайших аэродромов противника на территории окруженной группировки передавались артиллеристам, и они вели прицельный огонь по этим аэродромам. Это еще увеличивало потери в самолетном парке противника.

Немцы попытались «проталкивать» через кольцо окружения большие группы транспортных самолетов под прикрытием истребителей. Но хорошо налаженная система оповещения и наведения позволила быстро наращивать силы наших истребителей в нужном районе, и прорывавшиеся группы транспортных самолетов уничтожались.

С наступлением войск Воронежского и Юго-Западного фронтов, а затем и Южного (бывш. Сталинградского) фронта противник вынужден был перебазировать свою авиацию на аэродромы, удаленные от поля боя на 200— 260 км, что почти исключило возможность сопровождения транспортной авиации противника истребителями. Это заставило гитлеровцев применять транспортную авиацию ночью и в сложных метеорологических условиях, используя для этой цели экипажи, снятые с международных линий. Кроме того, фашистское командование стало использовать для переброски грузов боевые самолеты типа Ю-88 и Хе-111.

Воздушная блокада аэродромов противника и артиллерийские обстрелы аэродромов исключили возможность посадки на них транспортных самолетов. Гитлеровцы стали сбрасывать грузы на парашютах, и немалая часть их попадала в расположение наших войск: жесткая воздушная блокада заставляла немецких летчиков сбрасывать грузы, не долетая до окруженной группировки, и положение войск, зажатых в «котле», с каждым днем становилось все более катастрофическим. От голода и наступивших холодов ежесуточно умирало до 500 солдат и офицеров немецко-фашистской армии.

За время воздушной блокады наша авиация на земле и в воздухе уничтожила 834 гитлеровских самолета; кроме того, огнем зенитной артиллерии было сбито до 250 самолетов.

Понеся огромные потери в сражении за Волгу, немецкая армия, несмотря на заверения Гитлера, не смогла оказать эффективной помощи окруженной армии Паулюса. Успешно проведенная воздушная блокада помог-ла нашим наземным войскам уничтожить окруженную группировку врага.

Советская авиация проведением этой воздушной блокады показала свое искусство, мастерство и полное превосходство над авиацией противника.

* * *

Дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачев во время волжского сражения был командиром авиазвена воздушной армии в звании лейтенанта. В настоящее время продолжает службу в Советской Армии

<< Назад Вперёд >>