Молодая Гвардия
 

      

Селиванова А.Ф. (Севастополь)
МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДОМА-МУЗЕЯ СЕВАСТОПОЛЬСКИХ ПОДПОЛЬЩИКОВ 1942 -1944 гг.


Анализируется экспозиция Дома-музея севастопольских подпольщиков 1942 - 1944 гг., подробно представлены разнообразные формы многолетней научно-просветительной работы музея по патриотическому воспитанию молодого поколения.

Для современного общества, переживающего период кризиса в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности, и, прежде всего, в условиях переоценки моральных ценностей, проблема воспитания патриотизма у молодежи приобретает особую значимость и остроту. Воспитание патриота, любящего свою Родину, уважающего ее традиции и знающего ее историческое и культурное прошлое, традиционно рассматривалось как задача государственной важности. В современной Украине на ее решение были направлены государственные проекты последних лет. Это «Национальная программа патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных устоев общества» (1999 г.), обновленная в 2008 г. «Концепция национально-патриотического воспитания молодежи на 2009 - 2015 гг.». В сентябре 2011 г. появился проект новой концепции общегосударственной целевой социальной программы патриотического воспитания населения на 2013-2017 гг.

Все упомянутые документы разработаны для «улучшения патриотического воспитания граждан Украины; формирования всесторонне развитой, высокообразованной, социально активной личности, способной к самосовершенствованию и самореализации, воспитания у нее чувства ответственности, высокой духовности» [«Национальная программа патриотического воспитания граждан...», 1999].

Большую роль в реализации задач гражданского и патриотического воспитания играют учреждения образования и культуры, к которым принадлежит музей. Именно музей является той базовой инстанцией, которая осуществляет живую связь поколений, их своеобразную эстафету посредством музейных экспозиций и разнообразных форм научно-просветительной работы.

Особое место среди исторических музеев, выполняющих помимо научно-исследовательской функции, еще и образовательно-воспитательную, занимают мемориальные музеи, связанные с выдающимися людьми, памятными местами и событиями. Один из таких музеев работает в городе-герое Севастополе на протяжении почти 45 лет - мемориальный Дом-музей севастопольских подпольщиков 1942 - 1944 гг., являющийся отделом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя (далее - НМГООС). Предмет данного сообщения - обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию молодежи, проводимой в течение 45 лет сотрудниками Дома-музея как составной части НМГООС.

Создание музея изначально имело целью увековечение памяти подпольщиков, расстрелянных фашистами в апреле 1944 г., и воспитание подрастающего поколения на примере героизма участников подполья. Дом-музей был открыт 4 октября 1967 г. В течение 35 лет было проведено две коренные реэкспозиции, последняя - в 2001 г., к 60-летию начала Великой От-ечественной войны, в ходе которой - под руководством зав. отделом Н.Ф. Задорожной и зав. художественной мастерской Е.П. Поповой - в музейной экспозиции сформированы две части: историческая и мемориальная. С условиями «нового порядка», установленного оккупантами в Севастополе в июле 1942 г., посетителей подробно знакомит первый раздел исторического зала: приказы, распоряжения, объявления германских оккупационных властей, орудия пыток, предметы, найденные на местах массовых расстрелов, фотографии узников фашистских лагерей. Следующие разделы, представленные фотографиями патриотов, их документами и личными вещами, посвящены началу в ноябре 1942 г. подпольной борьбы в Севастополе, созданию и боевой деятельности подпольных патриотических групп под руководством П.Д. Сильникова, Н.И. Терещенко. Центральное место в экспозиции отведено «Коммунистической подпольной организации в тылу немцев» (КПОВТН), объединившей летом-осенью 1943 г. разрозненные подпольные группы под руководством В.Д. Ревякина, ее боевой деятельности. В конце зала -хроника арестов подпольщиков в марте-апреле 1944 г., их предсмертные записки, написанные в тюремных камерах, материалы об увековечении их памяти в названиях улиц и школ, памятниках и мемориальных досках.

В ходе этой же реэкспозиции была окончательно восстановлена мемориальная часть музея: воссоздана обстановка веранды, кухни, жилой комнаты, тайники, где хранилась документация, штампы и печати, склады оружия и боеприпасов. Отреставрированная подпольная типография в 2007 г., к 40-летию музея, зазвучала голосом Ю.Б. Левитана, зачитывающего сводки Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда, о разгроме гитлеровцев под Сталинградом, - так компанией ООО «Лаборатория «Динамические модели» была применена «система звуковых иллюстраций в виде довоенного приемника, «транслирующего» специально созданную фонограмму» [Верещагин, 2010, с. 118].

Экспозиция ежегодно усовершенствуется, пополняясь новыми экспонатами. В наши дни фонды НМГООС располагают почти 7 000 предметов по теме подпольной и партизанской борьбы. [Материалы к выставке «Здесь бьется пульс памяти», 2012]

С первых дней создания в музее большое внимание уделялось разработке и применению разнообразных форм массовой работы: экскурсионной, лекционной, научно-просветительной. До настоящего времени основной и самой массовой формой работы остается экскурсионная деятельность.

Еще в 1970-е годы под руководством зав. отделом Т.И. Яковлевой были разработаны тематические экскурсии по экспозиции Дома-музея: «Севастопольское подполье 1942 - 1944 гг.» (основная тема), «Герои не умирают» (экскурсия для учащихся 4-5-х классов), «Непокоренные» (экскурсия для учащихся старших классов) [Слава Севастополя, 1977, 1 окт.]. Дифференцированный подход к различным группам посетителей, особенно к группам учащихся, в зависимости от их возраста, уровня подготовки и знаний по теме является и в наши дни условием успешного взаимодействия экскурсовода с каждым молодым человеком, пришедшим в музей.

Об интересе к вновь созданному музею говорят цифры: до 1991 г. в среднем его посещали от 25 до 90 тысяч чел. в год (см. диаграмму 1).

В 1991 г. следствием кризисной политической и экономической ситуации, сложившейся с развалом Советского Союза, стал повсеместный резкий спад посещаемости музеев. Отголоски того кризиса слышны и в наши дни, хотя в последние годы интерес к теме подпольной борьбы возрастает (см. диаграмму 2) [Годовые отчеты о работе Музея героической обороны и освобождения Севастополя за 1967 - 1990, 1991 - 2011 гг.].





Всего за 45 лет существования Дома-музея его посетителями стали 1 416 358 чел. (данные на 1.07.2012 г.). Как и в прежние годы, в настоящее время учащиеся школ и других учебных заведений города составляют около 70 % посетителей.

Дом-музей, как и любой мемориальный музей, обладает силой огромного эмоционального воздействия на посетителей благодаря воссозданию с помощью подлинных реликвий атмосферы, в которой приходилось жить и работать подпольщикам. Подтверждение этому - записи в книгах отзывов: «Клянемся прожить так, чтобы быть похожими на героев!» (учащиеся из г. Донецка, 1977 г.), «Без памяти жить нельзя. Спасибо вам за то, что учите мужеству, патриотизму и вечной памяти героев-подпольщиков!» (ученики 10 класса школы №24 г. Севастополя, 1999 г.), «Здесь боль, святая память и страдание, что нынешнее поколение не знает своей истории и живет мелкими интересами» (СМ. Нейман, члeн Совета ветеранов из г. Москва, 2012 г.).

Начиная с самого открытия, музей регулярно организовывал и проводил на основе своей экспозиции открытые уроки истории, уроки мужества. В 1990-е годы такие мероприятия сошли на нет. Новым толчком, возбудившим интерес к музею, стало углубленное изучение в севастопольских школах истории юго-западного Крыма на уроках севастополеведения - особого предмета, введенного в учебную программу более десяти лет назад. За это время курс стал обязательным в 1-11 классах всех городских школ. Одной из проблем, с которой столкнулись учителя в процессе преподавания, стала нехватка учебников и пособий. Выходом из ситуации стал поход в музей. Немаловажным является тот факт, что педагоги многих севастопольских школ, пришедшие однажды в Дом-музей, возвращаются сюда каждый год, приводя новых учеников, - и это несмотря на территориальную отдаленность музея от центра города, отсутствие транспортного маршрута, ведущего к музею, крутизну одностороннего тротуара.

Наряду с экскурсионной, значительное место в работе музея по воспитанию молодого поколения занимает лекционная деятельность. Неизменным является участие научных сотрудников Дома-музея в работе постоянно действующих лекториев и кинолекториев на базе НМГООС, в учебных заведениях, в воинских частях; в выездных Днях Музея; в проведении краеведческих викторин для школьников. Из более чем 400 лекций, ежегодно читаемых в музее по 74-м темам, сотрудники Дома-музея (2-3 чел.) читают более 30-ти по двум темам: «Севастопольское подполье 1942 - 1944 гг.» и «Боевая деятельность Севастопольского и Балаклавского партизанских отрядов в 1941 -1942 гг.».

В течение года музейные лекторы знакомят с историей Севастополя юнармейцев - учащихся городских школ и техникумов, стоящих в почетном карауле на Посту №1, у Мемориальной стены в честь героической обороны Севастополя 1941 - 1942 гг. и Вечного огня. Пост, открытый 9 мая 1973 г., в настоящее время является одним из четырех Постов, действующих в Украине (остальные - в городах Одесса, Керчь, Симферополь), и единственным функционирующим круглогодично [Севастополь: энциклопедический справочник, 2008, с. 652]. Лекции на экспозиции, которая была составлена из личных вещей защитников Севастополя, мемуаров ветеранов, предметов, найденных на местах боев, карт, отражающих ход обороны, в окружении портретов Героев Советского Союза, всегда читаются с особой торжественностью и воспринимаются «постовцами» с большим интересом.

Севастопольские школьники и студенты регулярно становятся слушателями устных журналов, проводимых НМГООС по тематикам различных периодов истории города и страны. Начавшись с рассказа научного сотрудника о партизанской и подпольной борьбе севастопольцев, страница устного журнала завершается демонстрацией хроникально-документальных фильмов: «Подвиг Севастополя» (советская и немецкая хроника 1941 — 1944 гг.), «Черноморцы» (1942 г.), «Битва за Севастополь» (1944 г.). В 2009 г. музейную фильмотеку пополнил фильм о героях Севастопольского подполья «Мы будем жить», снятый Севастопольской государственной региональной ТРК по инициативе и при непосредственном участии научных сотрудников музея. Фильм был удостоен Диплома 1-й степени на V-ом Международном телерадиофестивале «Победили вместе».

Еще одной формой работы с молодым поколением является организация и проведение различных массовых мероприятий. С конца 1960-х - начала 1970-х годов Дом-музей севастопольских подпольщиков регулярно инициировал и проводил торжественные линейки, комсомольские собрания с вручением комсомольских билетов, вечера-встречи поколений. Неизменным было участие в этих мероприятиях члeнов секции бывших подпольщиков - ветеранов Севастопольской подпольной организации, партизанского движения Крыма, которые рассказами о подвигах своих боевых друзей, о тяжести жизни в условиях жестокого оккупационного режима побуждали детей к размышлениям о цене мирного неба над головой. Время неумолимо бежит вперед, и сейчас с нами уже нет живых участников подполья, с их уходом количество проводимых встреч постепенно уменьшилось.

Сегодня о некоторых мероприятиях прошлых лет нам напоминают предметы, хранящиеся в фондах НМГООС. Афиши, фотографии, программы и приглашения рассказывают о разработанных музеем праздниках улиц, носящих имена подпольщиков В.Д. Ревякина, Н.И. Терещенко, П.Д. Сильникова, М. Балашова. Сценарии и пригласительные билеты раскрывают программы проведения тематических вечеров в воинских частях, в Учебном отряде Черноморского флота, в школах и техникумах, Домах культуры, клубах Крымэнерго и морского завода им. С.Орджоникидзе, таких как «Подпольный штаб действовал» (1973 г.), «Говорят герои подполья» (1974 г.), «Вспомним всех поименно» (1988 г.) и других.

О глубоком детском восприятии такой сложной темы, как оккупация Севастополя и подпольная борьба патриотов, свидетельствуют рисунки учащихся Севастопольской детской художественной школы и сочинения читателей городской детской библиотеки им. А. Гайдара, хранящиеся в фондах НМГООС. В 1974 г. музеем был организован и проведен городской конкурс «Севастопольское подполье 1942 - 1944 гг. в изобразительном и литературном творчестве детей». Мы планируем продолжение подобного сотрудничества с детскими учреждениями в наши дни.

Многие формы массовой научно-просветительной работы стали частью прошлого, но в настоящее время особенно остро встает вопрос о сохранении духовности и воспитании нравственности у подрастающего поколения. Музей вновь становится центром деятельности, направленной на духовно-нравственное, историко-краеведческое, социально-культурное развитие. И здесь снова необходимо вернуться к работе музея со школами.

В севастопольской школе №39 в последние годы родились новые традиции: старшеклассники и учителя собирают материалы о юных партизанах и подпольщиках, ходят в походы партизанскими тропами, создают литературно-музыкальные композиции на темы Великой Отечественной войны и выступают с ними на музейных митингах-реквиемах ко Дню Победы и Дню партизанской Славы. Ежегодно в апреле, в дни, когда в 1944 г. более двадцати севастопольских подпольщиков были расстреляны оккупантами, учащиеся и педагоги, сотрудники музея выезжают на место расстрелов, в Юхарину балку. Обязательным становится рассказ музейных работников о последних днях жизни подпольщиков, об их стойкости и мужестве. Зачитываются предсмертные записки героев из застенков гестапо, воспоминания тех, кому пришлось томиться рядом с ними в тесных подвальных камерах немецкой полиции. После услышанного, ребята с особым настроем наводят порядок у скромного мемориального знака на месте расстрела.

Решением сессии городского Совета № 1148 от 14.03.2002 г. в Севастополе - единственном из всех городов Украины - на общегородском уровне 16 апреля отмечается День Героев Отечества [Севастопольские известия, 2002, 20 марта], установленный в память учреждения 16.04.1934 г. звания Героя Советского Союза. Вся школа №39 в этот день вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, сотрудниками музея, представителями городских властей выходит на торжественную линейку, проводимую на аллее городов-героев.

Особо хочется рассказать о многолетнем сотрудничестве Дома-музея севастопольских подпольщиков со школой №16. Многие выпускники школы, открытой в 1936 г., в годы героической обороны, а затем оккупации, стали участниками Севастопольского партизанского отряда, Севастопольского подполья, многие погибли в боях или были расстреляны гитлеровцами. В 1942 - 1944 гг. в здании школы располагался лагерь военнопленных, а по соседству работала школа №1, в которую учителем химии устроился работать В.Д. Ревякин, ставший руководителем Севастопольской подпольной организации, учителем черчения и рисования - Г.П. Гузов, единомышленник В.Д. Ревякина, редактор подпольной газеты «За Родину». С довоенных лет учителем географии и немецкого языка была О.А. Левицкая (Левитская), переводившая на немецкий язык обращения к солдатам и офицерам гитлеровской армии по заданию штаба подполья.

Тесное взаимодействие музейных работников с педагогическим коллективом школы началось сразу после создания Дома-музея. В 1967 г., в результате оказания научными сотрудниками большой помощи педагогам, консультирования скульптора Е.М. Слюсарь во дворе школы-новостройки был установлен памятник Герою Советского Союза В.Д. Ревякину. Средства были собраны самими учащимися от сборов металлолома, продажи самодельных игрушек, разнообразных ярмарок. Постановлением Совета Министров УССР от 18.07.1975 г. школе присвоено имя В.Д. Ревякина. По инициативе музея ежегодно 26 апреля, в день рождения Василия Дмитриевича, в школе проводится торжественная линейка, на которой подводят итоги учебного года, лучших учеников, награждают грамотами и дипломами за успехи в учебе, участие в городских и республиканских олимпиадах, спортивных соревнованиях. Учащихся вторых классов торжественно принимают в детскую организацию «Мы - ревякинцы», действующую в школе с 1993 г. [Задорожная, 2007, с. 71] и входящую в единственный в Украине Союз детских организаций.

В течение многих лет ученики 16-й школы участвуют в Дне Памяти подпольщиков, проводимом Домом-музеем ежегодно накануне 9 мая у памятника «Борцам подполья» на кладбище Коммунаров, где в братской могиле в 1944 г. были захоронены расстрелянные фашистами подпольщики. К памятным доскам с фамилиями погибших ложатся цветы и гирлянда, сделанная руками детей, с воспоминаниями о своих близких выступают родственники подпольщиков, звучат песни военных лет, стуком метронома отзывается традиционная минута молчания.... Такие встречи, неся большую воспитательную нагрузку, делают исторический материал интереснее и нагляднее для молодежи.

С 2010 г. юные севастопольцы дают клятву верности своей школе и городу не только в день рождения Василия Ревякина, но и в День партизанской Славы. Праздник введен Указом Президента Украины от 30.10.2001 г. и отмечается ежегодно 22 сентября, третий год этот день празднуется на государственном уровне. Музей разрабатывает детальный план мероприятий этого дня, согласует все нюансы с Советом ветеранских организаций города, районными и городской госадминистрациями, городским Советом. Результатом нашего взаимодействия с властями и предприятиями города становится выделение автобусов для ветеранов, проведение большой концертной программы, праздничные обеды.

Торжества начинаются с митинга-реквиема, проводимого у памятника «Борцам подполья», на котором живой эстафетой памяти становится совместное участие ветеранов Великой Отечественной войны и севастопольских школьников. Мероприятия продолжаются в Доме-музее знакомством гостей и участников праздника с основной экспозицией, посвященной Севастопольскому подполью 1942 - 1944 гг., и стационарной выставкой «Страда партизанская», открытой в 2007 г. по теме боевой деятельности Севастопольского и Балаклавского партизанских отрядов в 1941 - 1942 гг. Завершает День партизанской Славы в Севастополе митинг на 17-м километре Ялтинского шоссе, у памятника «Герои не умирают», на памятных досках которого высечены имена не вернувшихся из леса партизан, и столы с «партизанской кашей» для всех присутствующих. [Сценарии проведения митинга - реквиема, посвященного Дню партизанской Славы. 2010, 2011 гг.].

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Дом-музей севастопольских подпольщиков 1942 - 1944 гг., начиная со дня своего создания, стал еще одним местом в Севастополе, где проводилась и проводится большая, многогранная работа, направленная на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Перенимая, обобщая и осмысливая опыт прошлых лет, научные сотрудники стремятся достойно выполнять эту задачу и в настоящее время. В процессе своей экскурсионной, лекционной и массовой работы мы помогаем молодежи в формировании основ системного мышления, в развитии творческой самостоятельности при освоении исторического прошлого, обучаем бережному отношению к памяти и материальным ценностям предков. Еще А.С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву 19 октября 1836г. писал: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков...» [Пушкин, 1958, с. 872].

Но в нашей работе есть трудности - ее затрудняет отсутствие стабильной помощи от государства. Современная социально-политическая обстановка в Украине настоятельно требует разработки четкой государственной программы поддержки музеев в их научно-исследовательской, фондовой, издательской и массовой деятельности. Это способствовало бы модернизации материально-технических баз музеев, внедрению новых проектов исследовательской и просветительной работы и в общем итоге повышению роли музеев в современном обществе.



Литература

Верещагин В.Л. Современные технические средства воздействия на восприятие музейной информации: достижения и перспективы // Музей в современном обществе: практика, проблемы, проекты: Материалы науч.-практ. конф., 26 мая 2010, Севастополь / Севастопольская гор. гос. адм.; Севастопольский городской Совет; НМГООС. - Симферополь: ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2011. - С. 118.

Задорожная Н.Ф. Дом-музей севастопольских подпольщиков 1942 - 1944 гг.: Путеводитель. -Севастополь: изд-во ЧП Борисов, 2007. - С. 71.

Национальная программа патриотического воспитания граждан, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления моральных устоев общества. 15.09.1999 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http//:www.zakon1.rada.gov.ua

Письмо П.Я. Чаадаеву, 1836,19 окт. // А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах. -Т. 10. - Письма. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - С. 872.

Решение городского в г. Севастополе Совета №1148 от 14.03.2002 г. «Об отношении Севастопольского городского Совета к инициативе Севастопольского Комитета Международного союза городов-героев СНГ об учреждении Дня Героев Отечества» // Севастопольские известия. - 2002. - 20 марта.

Севастополь: Энциклопедический справочник / НМГООС; Ред.-сост. М.П. Апошанская. - 2-е изд., доп. и испр. - Симферополь: Изд-во ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2008. - С. 652.

Яковлева Т.П. Родники мужества // Слава Севастополя. - 1977. - 1 окт.



Selivanova А.

MUSEUM AS CENTER OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH: FROM THE EXPERIENCE OF HOUSE-MUSEUM OF SEVASTOPOL UNERGROUND RESISTANCE

1942 -1944


The question of patriotic education of the youth is the most actual issue for the modern post-soviet society. The important role on this business is played by a museum. A serious scientific and educational work in a memorial house-museum of Sevastopol members of an underground resistance of 1942 - 1944 is being continued for 45 years. This work is based on a close interaction with educational institutions. It includes excursion activity, lectures in a museum, schools, military units, organizing and holding museum holidays and days of memory.