| 
 
Геннадий Черкашин
 
Брестская крепость
 
(глава из книги "Возвращение")
 
   В Брестской крепости в ту роковую ночь все было иначе. В зарослях ивняка на 
берегу Западного Буга безмятежно распевали соловьи, но за этими зарослями 
уже разворачивалась для броска 4-я армия фельдмаршала фон Клюге. Брест 
лежал в полосе действия 2-й танковой группы генерала Гудериана. Известен 
фотоснимок: Гудериан со своим штабом за пятнадцать минут до начала военных 
действий. Фотография нечеткая, лиц не разглядеть - только профили, генерал 
застыл на берегу затянутого туманом Буга, он весь в ожидании начала боевых 
действий. В Севастополе уже неистовствуют зенитные установки, а здесь по-прежнему 
слышно, как струится речная вода и лениво играет пробудившаяся 
рыба. Под этой фотографией я поместил бы слова генерала: "Тщательное 
наблюдение за русскими убеждало меня в том, что они ничего не подозревают о 
наших намерениях. Во дворе крепости Бреста, который просматривался с наших 
наблюдательных пунктов, под звуки оркестра они проводили развод 
караулов..."    В этом оркестре было несколько мальчишек
 - воспитанников музыкантской команды. Один из них, теперь уже полковник,
 адрес которого я получил в музее, согласился рассказать нам - 
ленинградским журналистам и писателям - о том, что происходило в те дни в 
крепости.    Накануне вторжения, утром оркестр 
поднялся на крепостной вал, где по обыкновению они репетировали. Так и на 
этот раз, поработав до пота, они получили разрешение на передышку. Уже 
становилось жарко, и музыканты расположились в тени кустарников. Вот тут-то 
кто-то и обнаружил в кустах два свертка с новеньким солдатским 
обмундированием. И тогда стали вслух рассуждать: кому понадобилось два 
комплекта красноармейской формы. Порешили, что кто-то забыл ее по 
рассеянности. Уже потом, задним умом, стало ясно, что это была припасена 
одежда для диверсантов. Эти переодетые в красноармейскую форму диверсанты 
в назначенное время перерезали телефонные и телеграфные провода, прервав 
связь крепости с внешним миром.    Полковник-очевидец
 рассказывал нам, как все те же диверсанты сосредоточились под 
мостами, которые соединяли цитадель с прочей территорией крепости. По замыслу
 главного фортификатора крепости Эдуарда Ивановича Тотлебена, того 
самого генерала Тотлебена, памятник которому украшал Исторический бульвар 
в Севастополе, цитадель, прислонившаяся своими восточными, южными и 
западными стенами к Мухавцу и Западному Бугу, с севера защищалась системой 
водных рвов, которые одновременно служили обводными каналами. Собираясь 
под мостами через эти каналы, диверсанты были отлично осведомлены, что весь 
комсостав гарнизона, кроме дежурных, ночует в домах вне цитадели. Они знали, 
что по первой тревоге командиры бросятся в цитадель, и готовились их 
встретить пулеметным и автоматным огнем. И вот когда вражеские снаряды с 
воем обрушились на крепость, когда от взрывов сотряслась земля и в 
крепостных казармах столбом поднялась пыль, переодетые диверсанты, 
пользуясь суматохой и неразберихой, перекрыли мосты и стали в упор 
расстреливать тех, кто мог организовать людей для обороны. Диверсанты были 
опытные, они действовали спокойно, нагло и сделали все, что от них требовалось:
 гарнизон крепости оказался практически без командиров, способных 
организовать единую оборону. С учетом неоднородного состава гарнизона - 
здесь находились и пограничники, и части НКВД, и автодорожные войска, и 
стрелковые подразделения, и части связи - становится понятно, почему с 
первых минут схватки с врагом приняли локальный 
характер.    Мы обходили цитадель по периметру, и наш 
провожатый показывал нам, где, у каких ворот, в каких казармах возникали 
очаги сопротивления.    Разрушенные артиллерийскими 
снарядами и минами, посеченные автоматными очередями и гранатными 
осколками остатки кирпичных стен лучше всяких слов говорили о стойкости и 
мужестве бойцов.    Передовые отряды гитлеровцев на 
надувных понтонах форсировали узкий на этом участке Буг, легко овладели 
участком, где размещался малочисленный состав войск НКВД, захваченный к 
тому же врасплох, и просочились в гарнизонный клуб - бывшую церковь, с 
верхотуры которой было удобно вести корректировку артиллерийской стрельбы. 
Казалось, что судьба крепости предрешена... Но гарнизон Брестской крепости 
продержался месяц.    Из семи тысяч бойцов и 
командиров, которых застигла в крепости война, в живых осталось человек 
триста. Израненные, потерявшие много крови, обессиленные от голода, жажды и 
зноя, они попали в плен, когда их оставили последние силы. Но и потом многим 
из них удалось бежать, найти партизан, сражаться, брать 
Берлин.    В музее нам показывали военную немецкую 
хронику. Кинооператор запечатлел на пленке эпизоды боя. Но не было такой 
кинопленки, да и не могло быть в природе, которая смогла бы донести до нас 
отчаянное мужество обреченных людей. Вначале была надежда, что со дня на 
день наши войска контратакуют и освободят заблокированную со всех сторон 
крепость, но этого не происходило. С внешним миром не было никакой связи. 
Никто не знал, что происходит в стране, где армия, удалось ли остановить 
нашествие. Все попытки прорваться закончились ничем: плотный пулеметный 
огонь косил атакующих. Ночью к подножию крепостных стен протягивались 
щупальца прожекторов, они шарили в густой траве, по берегам рек и каналов и, 
выхватив прижавшуюся к земле фигуру, злорадно застывали - и человек 
погибал, так и не напившись воды.    Немцы хорошо 
знали, что в крепости нет воды. Жажда, голод, трупный смрад были их 
союзниками. Время от времени усиленный громкоговорителями голове 
предлагал сдаться, сложить оружие, обещая в обмен воду, пищу и жизнь. Затем 
включалась музыка, сладкие звуки танго. Немцы ждали. Никто не выходил с 
поднятыми руками, не бросал к ногам победителей оружия. Крепость держалась 
- и это раздражало солдат, офицеров и генералов. Уйти, оставив гарнизон крепости
 в тылу, они не могли, но и уничтожить его им не удавалось. Постепенно 
бои переместились внутрь кирпичных казематов. Бесконечные коридоры, ниши, 
подземелья. Немцы пустили в ход огнеметы. Фукающие языки пламени неслись 
вдоль кирпичных стен, и кирпич оплавлялся, словно покрывался глазурью. Человек
 вспыхивал как факел и на глазах превращался в бесформенную груду угля. 
Но когда солдаты бросались в атаку, вновь гремели 
выстрелы.    Чтобы продырявить могучие кирпичные 
стены, гитлеровцы подвезли свои знаменитые "Карлы". Те самые, которые перед 
третьим штурмом окажутся под Севастополем. Это были орудия с короткими 
стволами, внешне похожие на бутылки с широким горлышком. 615-
миллиметровый снаряд "Карла" был больше человеческого роста и весил 
несколько тонн. И вот такими снарядами фашисты стали долбать крепостные 
стены. Ни одна крепостная стена мира еще никогда не испытывала ничего 
подобного. Когда я смотрел на циклопические стены Брестской крепости, поверженные 
в отдельных местах снарядами "Карла", становилось не по себе; так что 
же переживали те, кто за этими стенами поднимал винтовку и посылал пулю во 
врага?!     На красной стене крепости сохранилась 
надпись:        
"Я умираю, но не 
сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41"
.        Я читал эти простые и в 
то же самое время святые слова, и мне хотелось, чтобы этот последний автограф 
безымянного героя не исчезал никогда...    Ивы 
склонялись над зеленой водой тихой реки Мухавец. Там, где кирпичная стена 
цитадели врастала в землю, буйствовали лопухи. В одиночестве я медленно шел 
по тропинке. И вдруг вспомнились слова Льва Николаевича Толстого, где-то 
совсем недавно прочитанные, в какой-то газетной или журнальной статье, но 
запавшие вот в память - слова, которые могли бы стать эпиграфом к любой 
книге о войне: "Ежели причина нашего торжества была не случайна, она лежит в 
сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был 
выразиться еще ярче в эпоху неудач и 
поражений".    Высказанная мысль по-толстовски была 
простой, ясной и мудрой, она объясняла, почему 22 июня 1941 года здесь, в 
Брестской крепости, решалась участь Берлина. Она соединяла в одно неразделимое 
целое слова, выцарапанные на красных стенах Брестской крепости, и те, что 
в мае 1945 года украсили стены поверженного 
рейхстага.    
 
             
 
  |