|
|
|
|
ВЕДЬ ЭТА ПАМЯТЬ - НАША СОВЕСТЬ
Адвинен Ия Владимировна
|
Большая семья - мама, папа, два брата, две сестры и двенадцатилетняя Ия жили на Васильевском острове.
В первые же дни войны в их дом попала вражеская бомба и семью Адвинен спешно переселили в дом в переулке Каховского. Ия с мужем и своей сестрой Люсей до сих пор живут в этой квартире.
Когда началась блокада, Ия училась в 6-м классе. В их школе на 5-м этаже расположился военный госпиталь, где лечились в основном моряки, ведь Финский залив был в 150 метрах от школы.
Сразу же после уроков все девчонки поднимались на 5-й этаж и, чем могли, помогали раненым, читали им письма и книги, кормили и перевязывали, делали уборку помещений. Было очень тяжело, но никто не жаловался на усталость, все стойко переносили трудности. А еще было очень страшно, на глазах детей в госпитале умирали бойцы, их сначала хоронили прямо во дворе школы, а потом стали захоранивать в братских могилах Смоленского кладбища, которое было совсем рядом со школой.
Летом 1942 - 1943 годов всех школьников отправляли на полевые работы в совхоз «Василеостровец».
С наступлением весны стала появляться трава, лебеда, крапива - все шло в ход. Дети собирали траву, ели ее и сушили впрок. Так требовал папа.
Зимой в квартире было очень холодно, топить было нечем, дров не было. Пришлось всем жить на кухне, там была печка, которую топили мебелью и бумагой.
Голод и холод блокадного Ленинграда не пощадил родных маленькой девочки. В живых остались только двое - Ия и Люся.
В 1943 году их, школьников, наградили медалью «За оборону Ленинграда».
Рядом с домом, где жила Ия, в бывшей школе для мальчиков находились пленные немцы. Ия до сих пор помнит, как она вместе с сестренкой ходила гулять к этому дому, а немцы иногда из окон бросали им шоколадки. Воспоминание не очень приятное, Ия до сих пор корит себя за то, что они брали эти шоколадки.
После 10-го класса Ия поступила в Ленинградский инженерно-экономический институт и успешно его окончила.
Муж ее тоже пережил блокаду. Они создали хорошую семью, воспитали сына.
| |
|
|