Молодая Гвардия
 

ПРИГОВОРЕННЫЕ НАЦИЗМОМ
Концлагерь Саласпилс: забытая история

9. Справка по делу №29 о немецко-фашистских злодеяни¬ях и истреблению мирных граждан и советских военнопленных на территории ж.д. станции Шкиротава и Канатной фабрики


Проведенным по делу расследованием установлено, что территория железнодорожной станции Шкиротава /Сортировочная/, находящейся в 8 км от г.Риги на ж/д линии Рига-Двинск, в период немецкой оккупации являлась:

1. Одним из пунктов, куда немецко-фашистские власти направляли из различных государств, оккупированной ими Европы, как-то Чехословакии, Австрии, Венгрии, Франции, Польши и др., а также непосредственно из самой Германии подданных этих стран еврейской национальности для последующего их истребления на территории временно оккупированной Латвийской ССР.

2. Местом массового истребления советских граждан еврейской национальности и еврейского населения, эвакуированного из вышеуказанных государств оккупированной немцами Европы.

3. Местом массового истребления советских военнопленных, содержавшихся в немецких концентрационных лагерях временно оккупированной Латвийской ССР, и в первую очередь военнопленных, размещенных в концлагере, помещавшимся на территории Рижской канатной фабрики.

1.Транспортировка немцами на территорию Латвии граждан еврейской национальности из оккупированных государств Европы.

Показаниями допрошенных по делу свидетелей установлено, что за время с конца 1941 года до середины 1943 года через станцию Шкиротава прибыло из различных городов Европы около 50 эшелонов с подданными различных государств еврейской национальности, общим количе¬ством не менее 50 тысяч человек. Прибывшее из-за границы еврейское население направлялось со ст.Шкиротава в различные концлагеря «гетто», расположенные в Латвии, и частично истре¬блялось непосредственно на территории станции Шкиротава, в Бикерниеки и Румбульском лесу в окрестностях Риги.

Так, составитель поездов на ст.Шкиротава Шереметьев А.В. 23 ноября 1944 года в своем за¬явлении сообщает: «Во время моей работы с июня 1941 года до марта 1942 года я насчитал при¬бывших с заграничными евреями на ст.Шкиротаву 23 эшелона. В каждом эшелоне было до 2000 человек, так как длинные немецкие классные вагоны были битком набиты евреями».

Свидетель Юмикис А.Я., работавший дежурным по станции Шкиротава в своем заявлении сообщает: «В конце 1941 года из Германии начали прибывать поезда с евреями. В каждом поезде было приблизительно около тысячи человек, начиная с детей и кончая стариками, целыми се¬мьями. Эти поезда сопровождала и охраняла немецкая полиция. Поезда из Германии прибывали из разных городов: Берлина, Кельна, Дюссельдорфа, Гамбурга, Штутгарта и других. В моей смене прибыло пятнадцать поездов, а общее число поездов из Германии с евреями, по рассказам самих немцев, прибыло около 50 тысяч», /л.д.8/.

Допрошенный по делу свидетель Фолкман Б.Л., работавший при немцах на ст.Шкиротава, показал: «Первый эшелон из Германии с иностранными евреями в пассажирских вагонах прибыл на ст.Шкиротаву примерно 3 января 1942 года. Эшелон был переполнен, в нем было не менее 1500 человек, целые семьи с детьми. Всего таким путем, я знаю, на ст.Шкиротаву прибыло не менее 30 эшелонов иностранных евреев. Были эшелоны из товарных вагонов, по 27 вагонов эшелон. Таким путем было доставлено и разгружено на ст.Шкиротава иностранных евреев не менее 50-60 тысяч человек», /л.д.4,5/.

Свидетель Барановский А.И., работавший начальником станции Румбула, на допросе 18 ноября 1944 года показал: «Станция Румбула очень маленькая и там непосредственно никаких эшелонов не разгружалось. Что касается станции Шкиротава, то мне известно, что туда часто в 1941 году прибывали поезда с евреями из разных стран: Австрии, Чехословакии, Польши, Венгрии. Это мне известно по документам, паспортам, которые я находил на полотне железной дороги на ст.Шкиротава. Кроме того, я сам лично был свидетелем, когда на ст.Шкиротава прибыл поезд из Чехословакии», /л.д.1/.

Аналогичные факты о вывозе немцами на территорию Латвии граждан еврейской нацио¬нальности из различных стран оккупированной Европы и непосредственно из самой Германии в своих показаниях сообщают свидетели Квоч СП. /л.д.10,11,12/, Ганус В.З. /л.д.13/, Станиславов Ф.Г. /л.д.14,15/, Адинын Э.С. /л.д. 21/, Треер Э.К. /л.д. 23/, Апалуб А.Я. /л.д. 25/, Брожер B.C. /л.д. 26/, Осока Н.К. /л.д. 28, 29/, Коктис А.Ю. /л.д. 41, 42/.

2. Расстрелы на ст.Шкиротава прибывающих иностранных евреев и систематическое ис¬требление советских военнопленных.

Прибывающие на ст.Шкиротава эшелоны с иностранными евреями направлялись в раз¬личные немецкие концлагеря г.Риги, окрестности и в другие места временно оккупированной Латвийской ССР.

Часть этого населения периодически расстреливалась в Румбульском, Бикерниекском лесу и частично на самой станции Шкиротава. На станции Шкиротава расстреливались физически слабые /больные, старики и обмороженные в пути следования/.

Расследованием установлены следующие места расстрела на ст.Шкиротава:

1. На 9-м км ж.д. Рига-Даугавпилс у полотна дороги, могила размером 90x6x6 м /показал свидетель Фолкман Б.Л., л.д. 5/. На этом месте в августе 1942 года построена железная дорога.

2. На 9-м км имеется еще могила площадью 16 кв.м.

3. На 6-м км имеется могила площадью 16 кв.м.

В этих и в ряде мелких могил, расположенных по всей территории ст.Шкиротава расстреляны иностранные евреи в количестве более 2000 человек.

Так, в заявлении гр-на Гануса В.З. указывается: «В 1942 г. в январе-феврале я шел с работы по железной дороге, видел у виадука Дрейлинского леса, как немцы выбрасывали из товарных вагонов трупы замерзших евреев а приготовленную там же у моста яму, которая находится в 200 метрах от Дрейлинского железнодорожного виадука на 6-м км от Риги», /л.д. 13/.

Свидетель Шереметьев А.В. в своем заявлении указывает: «В январе 1942 г. из прибывшего эшелона на станцию Шкиротава с заграничными евреями немцы погрузили на 2-х открытых платформах всех слабых евреев /старики, женщины/ и отправились к 12-у посту, подали на 10-й путь в «А»-парк, где имелись вырытые ямы, из которых брали песок для подбивки шпал.

Туда немцы пригнали 10 человек военнопленных, работавших на станции Шкиротава, и заставили этих пленных сбрасывать этих евреев с платформы на землю и затаскивать в яму, еще живых евреев сбрасывали лицом вниз. В яме стоял немец Краузе, еще один немецкий лейтенант СС /фамилию его не знаю/ и третий фельдфебель, охранявший пленных, Бахман М. Все эти трое в яме пристреливали евреев», /л.д. 16, 18/.

Сведитель Фолкман Б.Л., по национальности немец, показывает: «Примерно, в конце января 1942 г. железнодорожников станции Шкиротава, в том числе и меня, погнали на 9-й км железной дороги Рига-Даутавпилс, и там у самой железной дороги была яма с трупами евреев, покрытые соломой, длиной до 90 метров и шириной 5-6 метров, если не шире. Далее эта яма была очень глубокая, 7-8 метров, и сверху трупов была навалена солома, которая была зажжена. Теперь на этом месте проходит полотно железной дороги, которое было построено в августе 1942 года». /л.д.5, 6/. Кроме того, прибывающие из-за границы евреи истреблялись при помощи отравления газами в специально оборудованных на то автомашинах. Так, свидетель Шереметьев А.В. заявляет: «Кроме того, евреев на ст.Шкиротаве грузили в синие автобусы и увозили в сторону Двинского шоссе. При этом я был свидетелем такого случая, когда один автобус сразу не ушел, то все по¬саженные в этот автобус евреи тут же падали замертво. Таким путем евреев уничтожали газами. Я сам слышал, как немцы, погрузив евреев, говорили: «Им сейчас капут».

Массовые расстрелы и истребление прибывающих из-за границы граждан еврейской нацио¬нальности, а также вышеуказанные места их захоронения подтверждаются показаниями свидете¬лей: Квоч СП. /л.д. 11,12/, Адиньш Э.С. /л.д. 21/, Треер Э.К. /л.д.23/, Апалуп А.Я. /л.д. 25/, Осоко Н.К. /л.д. 28/, Кактис Я.Ю. /л.д. 41, 42/, Чутаст /л.д. 44, 45/ и заявлениями граждан Барановского А.И. /л.д. 1/, Юмикис А.Я. /л.д. 8/, Станиславова Ф.Г. /л.д. 14,15/.

16 декабря 1944 года

Уполномоченный НКВД ЛССР и ЧРК Капитан /Бундзис/

Следователь со. НКГБ ЛССР Лейтенант г/б /Васильев/


LVVA, Р-132, ар.3О, 1.35., 1р.9-17.

<< Назад Вперёд >>